«…Необходимо уничтожить всякое упоминание о славянской культуре на территории Европы. Уничтожение очагов культуры есть способ уничтожения нации».
Адольф Гитлер.
Люди театра — совершенно особая каста. Конечно, мы — патриоты «большой Родины», но понятия Родины «малой», дома и даже Отечества неразрывно связаны для нас с нашим любимым театром.
Что же происходит сейчас? Почему большинство из нас чувствует, что ситуация становится всё более катастрофичной и, кажется, что с каждым новым днём мы все ближе подходим к пропасти?
Давайте вспомним, что любой театральный организм — это «государство в государстве», и все процессы, происходящие в нём, являются отражением глобальных «тектонических сдвигов» в большой стране.

К годовщине ухода и одновременно ко дню рождения в день иконы «Державная»
А вдруг всё это приснилось, всё, что началось в день его рождения, с пятнадцатого марта. И этот предполуночный звонок, и ночное радио, и утреннее телевидение, и храм Христа Спасителя, и люди, люди, люди, и гроб, утонувший в цветах, и Патриарх, и обдегчающее душу отпевание и долгий перелет навстречу рассвету. Ангара, Знаменский монастырь, и снова люди, люди, люди, и митрополит, и холм жёлтого песка, и резной Крест, и гора цветов над могилой, и шеренги венков у стен церкви, вдруг всё это приснилось? И это холодное мартовское солнце. И этот мужчина у могилы, земляк писателя, который горестно восклицал, обращаясь к фотографии: «Валентин, а чего же Григорий-то и Нина не приехали? А ты ведь столько им помогал».
И этот осиротевший Иркутск. Было ли? Да, всё было. И тяжелейший обратный путь из Сибири к закату.
Давным-давно, не помню от кого, услышал я выражение: «В мире одно счастье — Бог, остальное страдания». Вначале всё во мне сопротивлялось: а как же радости жизни, и улыбки, и книги, реки и моря? Но ведь это всё вечно только для Бога, для нас мгновение, вскрик в ночи. Как ни живи, а впереди смерть. Если ребёнок родился, он умрёт. Чему радоваться?

Красота и ясность изложения, повествование, стремящееся к гармонической целостности невозможно без любви, как основной составляющей: дара, судьбы… Лидия Сычёва вошла в литературу со зрелыми произведения, точно счастливо миновав пору ученичества, сразу раскрывшись в полноте индивидуальных красок.
Жизнь, предлагаемая ею в текстах, разумеется, взята из жизни окружающей, при этом подана только под её углом зрения и обработана только её градусом каления. «Вдвоём» — даже название подразумевает любовь, как основное чувство; при этом — она всегда — как будто новость, больше — яркая весть, не поверить которой не только невозможно, но и преступно.

«Самый русский из наших писателей», — так сказал о нём Лев Толстой. Среди знаменитых классиков он несправедливо оказался в тени. Вот что говорил Николай Семёнович Лесков:
 
О жизненной этике

Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру.

* * *
Пока ты зло помнишь — зло живо, а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покое жить станет.

* * *
Не надо забывать старого правила: кто хочет, чтобы с ним уважительно обходились другие, тот прежде всего должен уважать себя сам.

В России ныне бытует полушутливое, полуиздевательское определение — «женская литература». Даже десятки анекдотов ходят о Дарье Донцовой — и не только о ней. Так, бродит в Интернете замечательный отклик на «творчество» Донцовой, где отмечается, что «уровень образованности автора текста находится в диапазоне ученика 3–5 класса общеобразовательной школы. Отсутствие знаний жизненных реалий, примитивные ассоциативные цепочки типа «ковровая дорожка + домофон = богатый дом», «дорогие сигареты — «Парламент» и «Мальборо», «дорогая одежда — «Гуччи» и «Коко Шанель», «дорогая машина — «Вольво» и «Мерседес»… Существа смотрят на мир с высоты от 10 до 15 сантиметров, от этого любой каблук «высоченный», все комнаты «огромные», дома и заборы «здоровенные» и т.д.». Не в бровь, а в глаз бьёт такой вот приговор читателя: «Дарья Донцова написала очередной бестселлер. Это большой вклад писательницы в отечественную бессмыслетристику».

«Лесков — писатель будущего». Слова эти принадлежат Л.Н.Толстому. Сегодня нет надобности доказывать их справедливость: немногим более З0 лет назад подписное собрание сочинений писателя в 12 томах было выпущено у нас тиражом миллион семьсот тысяч экземпляров. Это было убедительным свидетельством интереса наших современников к творчеству великого художника слова.
Окидывая мысленным взором круг сочинений Лескова, мы постепенно осознаём, что они — в известном смысле — итог поэтических усилий многих поколений, наследие творческого духа русского народа.
Внимание к литературе минувшего времени неизменно связано с тем, что отзывается современности. Лесков и в этом отношении созвучен нашему веку. В центре его художественного творчества — жизнь народа, судьба России, смысл и достоинство человеческой жизни, честь и долг достойного человека.

В субботу, 13 февраля в арт-пространстве «Фабрика» состоялся концерт «Современная поэзия России», включенный в программу Международного фестиваля «Книжный маяк Петербурга».
В концерте приняли участие поэты — Максим Замшев (Москва), Ирина Денисова (Москва), Ольга Аникина (Санкт-Петербург), Янина Юдина (Москва), Андрей Демьяненко (Санкт-Петербург), Владимир Шемшученко (Санкт-Петербург), Екатерина Полянская (Санкт-Петербург), Алексей Филимонов (Санкт-Петербург), Елена Крюкова (Нижний Новгород), Кирилл Козлов (Санкт-Петербург), Александр Павловский (Санкт-Петербург), Андрей Россет (Санкт-Петербург).

На сайте Союза писателей России появилась информация о важной творческой встрече…
Однажды в нижнем буфете ЦДЛ писатели-стариканы, как назвал их Леонид Сергеев, взяли и придумали себе то ли забаву, то ли каторжную работу, от которой сломя голову бежит даже среднее поколение, не говоря уже о молодежи — издание литературного альманаха. «Шутка» оказалась затяжной, на сегодняшний день вышло уже 30 выпусков по 300 страниц ка ждый. В редколлегию вошли Сергей Луконин, Виктор Пронин, Александр Бобров, Виктор Линник и другие.
29 января члены редколлегии встретились с председателем Союза писателей России Николаем Ивановым. В ходе встречи поднимались вопросы привлечения в альманах молодых литераторов, расширения географии публикаций.

3 февраля в Краснодарской краевой детской библиотеке
им. братьев Игнатовых в рамках «Клуба детских писателей Кубани» учащиеся младшего школьного возраста стали участниками творческой онлайн-встречи с Л.К. Мирошниковой, известным кубанским поэтом, членом правления Краснодарского отделения Союза писателей России, заслуженным деятелем искусств Кубани, руководителем Православного социально-культурного центра Свято-Екатерининского кафедрального Собора г. Краснодара. Мероприятие прошло дистанционно, с использованием программы Zoom.
В уютной и дружеской атмосфере Любовь Кимовна рассказала читателям о своём творчестве, о первом стихотворении, которое написала в первом классе, о том, что её вдохновляет на создание удивительных историй, прочитала любимые стихотворения («Дождик-ученик», «Как оса зайцем была», «Волк на новогодней ёлке» и др.) и новое стихотворение «О силе сказанного слова». Поучительные, звучные, весёлые и забавные, стихи Л.К. Мирошниковой пользуются популярностью среди детей дошкольного и школьного возраста.

Департамент культуры Москвы объявил, что не станет продлевать контракт с Кириллом Серебренниковым. Более того, участница протестов имени Навального актриса Бортич больше не будет сниматься в кино с госфинансированием. Если так пойдет дальше, то наша культурная «элита» может лишиться самого главного в жизни — возможности плевать на россиян за их же счёт.
Судя по всему, в обозримом будущем нас ждёт такой вселенский вой из всех ТВ, СМИ, экранов и утюгов со стиральными машинами, что прошедшие протесты забудутся, как седая старина, иронизирует katyusha.org. ТАСС, а также целый ряд СМИ и телеграм-каналов рассказали о сенсации: Департамент культуры Москвы не станет продлевать контракт главным режиссёром «Гоголь Центра» Кириллом Серебренниковым.

В этом году мы отмечаем двойной юбилей выдающегося русского историка и педагога — Василия Осиповича Ключевского. Он родился 28 января 1841 года, а ушёл из жизни 25 мая 1911 года. Его жизнь, охватившая период «от Николая до Николая», не могла пройти вне той политической борьбы, которая развернулась в пореформенный период и вылилась в первую русскую революцию 1905–1907 годов.
В этой борьбе, как известно, действовали разные силы левого и правого толка, демонстрируя безжалостность любого противостояния, когда решается вопрос о захвате власти. Будучи православным человеком, он не мог встать на сторону тех, кто свои революционные устремления сводил к известному лозунгу макиавеллистов: «цель оправдывает средства». Особенно ему был неприятен либеральный лагерь своей ненавистью к православной России, из которой хотели сделать придаток западной цивилизации. Эта установка свойственна либералам и в наши дни.

Писатель, вице-губернатор, диссидент
27 января в музее Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в Спас-Угол прошли вторые Чтения, посвященные его 195-летию. Упорная «Русская литература» рано ли —
поздно, а всё ж дозвонится и до тех, кто прогуливал уроки: «лит-ра». Да ещё окажется полезней того же обществоведения в объяснении наших «роковых вопросов» вроде причин недавней «киндер-движухи».
Как совместить любовь к Отечеству и обличение его несовершенств? Салтыков-Щедрин отвечает. В журнале «Отечественные записки» он неистово бичевал воров-чиновников, «помещиков Поскудниковых», «Помпадуров и Помпадурш», в «Господах Головлёвых» – целый социальный слой, а в «Истории одного города» – вроде бы и всю российскую историю. Википедия, воспроизведя целиком статью Брокгауза-Ефрона о Салтыкове-Щедрине, резюмирует: «Немного, вообще, найдётся писателей, которых ненавидели бы так сильно и так упорно, как Салтыкова» — выводя антитезу: оппозиционер, «критик режима» Салтыков и ненавидящие его чиновники, помещики.

Онлайн-конференция, посвящённая международному фестивалю «Книжный маяк Петербурга» состоится  10 февраля 2021 в 13:00, в Международном мультимедийном центре «РОССИЯ-СЕГОДНЯ» .
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ

Участники:
— президент Российского книжного союза Сергей СТЕПАШИН;
— вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр БЕЛЬСКИЙ;
— генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений КАПЬЕВ;
— продюсер, писатель Олег РОЙ; 
— основатель петербургской книжной сети «Буквоед», инициатор Фестиваля «Книжный маяк Петербурга» Денис КОТОВ;
— директор фестиваля «Российская креативная неделя», директор ФГБУ Роскультцентр Марина АБРАМОВА.

20 января в Конференц-зале Союза кинематографистов России состоялась Торжественная церемония награждения победителей и призёров VI Международного кинофестиваля «Отцы и Дети» (г. Орёл), посвящённого 75-летию Великой Победы. Фестиваль проходит при поддержке Минкультуры РФ и Союза кинематографистов России.
На церемонии президент фестиваля, народный артист России Владимир Березин вручил призы лауреатам МКФ:
• «Гран-при» — Режиссёрам фильма «Отменивший войну», Студия «Золотой Витязь», Народному артисту России Николаю Бурляеву и лауреату Государственной премии России Дмитрию Чернецову.
• Юрию Назарову — Народному артисту России (Гран-при и Специальный приз жюри за лучшую мужскую роль в фильме «73-й шаг...»;

Есть ли вам что сказать людям? — вопрошал Джек Лондон молодых литераторов в эссе «О писательской философии жизни». Судьба Мартина Идена, вымышленного героя, и судьба Сергея Есенина так похожи… Джек Лондон ушёл из жизни в 1916-м, на 41-м году. А сделать успел — на века. «Он добивался вдохновенного реализма, проникнутого верой в человека и его стремления. Он хотел показать жизнь как она есть, со всеми исканиями мятущегося духа».
Герман Гессе («Игра в бисер»), Джек Лондон («Мартин Иден»), Рэй Бредбери («451 градус по Фаренгейту») предугадали судьбу книги и писателя. Западный мир внимательно прислушивался к гулу грядущей катастрофы. А что же СССР, Россия? Кто мы, что мы? Обочина мира, окраина его, или – самостоятельная часть, пусть даже и «дикая», не укладывающаяся в общий канон?.. Способны ли мы на свой путь?
Три дня, неспешно, я перечитывала «Мартина Идена», и снова, как десятилетия назад, болело моё сердце, вся я была напряжена, взволнована, переживая за героя. И, когда мне осталась последняя часть, когда трагический финал уже был неизбежен, я не спала почти всю ночь, и никак не могла утешить себя мыслью, что это всё «придуманное», «понарошку». Нет, всё это было настоящее! Написанное сто с лишним лет назад, и, всё равно, – настоящее, живее многих живых. «И вы бессмертны, Невский и Есенин, Вас нет давно, но свет летит от вас!..»

Снятый к 125-летию Сергея Есенина на студии «Лавр» фильм «Моя поэма — Русь!» имеет подзаголовок: «Дорогами Сергея Есенина». И тема путей, духовных и географических, великого русского скитальца — центральная в этом документальном исследовании историка, путешественника, поэта Сергея Дмитриева.
Документальный фильм «Моя поэма – Русь!» оставляет добрые и светлые чувства, прежде всего, потому, что он рисует правдивый и многосторонний облик Сергея Есенина –лирического гения, поэта-странника, певца русской души, прошедшего удивительный жизненный путь. Главное, что этот облик создаёт хорошо мне знакомый по своим путешествиям и стихам историк и поэт Сергей Дмитриев, который уже давно следует путями русских поэтов – Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гумилева. Это у него такое «послушание»: открывать нам малоизвестные стороны жизни великих поэтов. Он не понаслышке знаком с биографией Есенина, и его рассказ о нём завораживает своей честностью, проводя нас через Константиново, Спас-Клепики, Рязань, Москву и зарубежные места есенинских странствий.

Со дня кончины Владимира Семёновича Высоцкого прошло сорок с лишним лет. Но песни его не то чтобы уменьшили свой яростный блеск и обаяние, не то, чтобы стали тише – совсем наоборот: они стали звонче и ярче. Песни Высоцкого стали звучать ныне чаще, чем даже, к примеру, при его жизни. Слишком много в душе барда было нашего – национального, российского! Он сумел рассмотреть, разобрать, изучить, отделить зёрна от плевел. И понять, что же человеку нужно: с чем он может пойти в будущее, а что оставить здесь. Бардов, равных Высоцкому – в России не было! Он, пожалуй, единственный такой!
Книг, написанных о Высоцком, вышло много – и они стали так же популярны, как и их герой. Я, вот, не замечал, чтобы эти издания задерживались где-нибудь на полках магазинов или на книжных развалах.

В Санкт-Петербурге вручена Международная литературная премия «Югра», которая была учреждена в 2007 году Правительством ХМАО-Югры и Ханты-Мансийским банком. Позднее учредителем был банк «Открытие, а ныне его место занял Литературный фонд «Дорога жизни». Церемония награждения лауреатов проходит в Ханты-Мансийске, Москве и Санкт-Петербурге. На сей раз торжественная церемония прошла в северной столице.

«Боровск – город, в который хочется возвращаться», – заметил литературовед Виктор Боченков. Здесь, в Культурном центре им. Д.А. Жукова, состоялась презентация его новой книги «Дело церкви не терпит никакой неправды», которую составили статьи и очерки по истории и культуре старообрядчества. Издание вызвало большой интерес – в Боровск, как известно, дважды ссылали протопопа Аввакума.
Недавно в городе отрыли памятник идеологу старообрядчества – в рамках празднования его 400-летия. Скульптор – заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств Олег Молчанов. Он известен как автор памятника Ивану Грозному в Орле, часовни «Царская голгофа» в Костроме, других ярких работ.

Этого сериала наши телезрители ожидали с особым нетерпением. Всё-таки, фигура Иоанна IV (Грозного) в советской фильмографии и историографии издавна наделялась особым смыслом и сакральным значением. Прикасаясь к этому сложному, противоречивому образу, наша художественная интеллигенция испытывала то трепет, то священный ужас – от Сергея Эйзенштейна до Леонида Гайдая. Именно поэтому, когда Первым каналом ТВ была предпринята новая попытка реконструировать жизнь и деяния русского самодержца, это не могло не заинтриговать, не встревожить… Оправдались ли наши ожидания? И да, и нет. Впрочем, как выразился футболист Андрей Аршавин, ваши ожидания – ваши проблемы. Красивая фраза, но справедлива ли она? Ведь снималось кино на государственные деньги!
Зрители фильма 2020 года (производство «Москино», режиссёр-постановщик Алексей Андрианов, автор сценария Тимур Эзугбая, оператор – Денис Аларкон-Ромирес) действительно ждали этой премьеры в надежде, что наконец-то она расставит все исторические акценты по своим законным местам. Но этого не произошло, более того, – по отзывам некоторых моих знакомых, по ходу показа они теряли интерес к картине, разочаровывались в снятом материале и просто переставали смотреть. Почему же так вышло?

Суть существительного — твёрдость, вещность, значимость. Существительные — становой хребет речи, и построить стихотворение, используя только их, это ли — не выгранить алмаз с великолепным благородством?
Разумеется — только из них не получится, если иметь не игру, а наполнение стиха плотным смыслом, данным через лёгкую мелодику, но построить именно на нём, на существительном стихотворение, так привлекательно… И вот — выдохнулось, округлилось, заиграло перламутрами, пошло в века: «Шепот, робкое дыханье. / Трели соловья, / Серебро и колыханье / Сонного ручья».
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) услышал новые мелодии: отличные от пушкинских, лермонтовских, вместе — такие непохожие на музыку Некрасова; только Тютчев был ему союзен: по дыханию, метафизике, музыке, хотя и пели они по разному: к большей глобальности тяготел Тютчев, к новой музыке Фет… «Уж верба вся пушистая / Раскинулась кругом; / Опять весна душистая / Повеяла крылом. // Станицей тучки носятся, / Тепло озарены, / И в душу снова просятся / Пленительные сны».

Всё-таки народная память — сильнее ухищрений вражеских отечественных и зарубежных СМИ, извращающих, очерняющих нашу историю. Пример тому — реконструкция домиков, в которых жил И.В. Сталин, находясь в ссылке в Сольвычегодске. Это несказанно радует, потому что лет двадцать назад посетителей встречали лишь просевшие фундаменты, да сгнившие венцы срубов, дверь главного входа не открывалась, упираясь в землю. Ситуация в стране, беседы с людьми убеждали в том, что власть под либеральным давлением и не собирается восстанавливать дом-памятник.
Тогда же я услышал об известных всему городу с двухтысячным населением взаимных симпатиях и близких взаимоотношениях ссыльного Иосифа Виссарионовича Джугашвили и Марии Прокопьевны Кузаковой. Судьба побочных детей вождей и предводителей не завидна, а зачастую трагична. Тем не менее, биография Константина (как был назван родившийся мальчик) Степановича (1911—1996), заслуженного работника культуры РСФСР, многие годы отдавшего Гостелерадио СССР, широко известна. Меньше знают о его сыне Владимире Константиновиче Кузакове (1935—2020) — добром, душевном человеке, честном труженике, историке-исследователе и замечательном поэте

Разное рассказывали про первого Президента Академии художеств СССР Александра Герасимова. Друг К.Е. Ворошилова, любимец И.В. Сталина (ему — единственному — вождь разрешал курить трубку в своём кремлёвском кабинете). С трубкой и модным галстуком-бабочкой он не расставался даже во время работы. Всегда щёголь, всегда при параде. Барин, одним словом. Имел собственный автомобиль ЗИМ. Хотя во время путешествий где-нибудь за городом, останавливал машину, нарезал полынь и, расстелив её на полу, говорил негромко: «Ну, вот, теперь, как на возу». И заводил двигатель.
Ещё в двадцатые годы А.М. Герасимов написал картину «Поэт Кольцов у степного костра». Кольцова он боготворил. Стихи его знал наизусть. Читал их, даже оказавшись за рулём автомобиля: «В небе зоринька / Занимается, / Золотой рекой / Разливается, — / А кругом лежит / Степь широкая, / И стоит по ней / Тишь глубокая… / Ковылём густым / Степь белеется, / Травкой шёлковой / Зеленеется…»

В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошло Торжественное закрытие годовой программы XI Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», вручение Гран-при лауреатам XVIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», а также вручение высших наград в разных видах искусства.
Высшие награды форума «Золотой Витязь» получили режиссёр Андрей Кончаловский, директор Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова Иван Глазунов и другие деятели культуры.
Награды форума «Золотой Витязь» вручены мастерам культуры и искусства в области музыки, театра, изобразительного искусства. Гран-при «Золотой Витязь» получила режиссёр-хореограф Елена Богданович за спектакль «Бемби», ей также вручена золотая медаль имени Николая Мордвинова. Золотой медали имени Георгия Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру» удостоен художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка.

Их могилы на Новодевичьем кладбище в Москве разделяет посыпанная песком дорожка. Рядом с Хомяковым и Гоголем лежат отец и сын Аксаковы, жена Хомякова, поэты Языков и Веневитинов.
Их прах перенесли сюда из Свято-Данилова и Симонова монастырей. И как ни кощунственно это переселение, судьба посмертно соединила тех, кто был близок друг к другу, кто и в жизни и в творениях своих исповедовал одну веру.
Гоголь и Хомяков... Тема огромная, и можно лишь конспективно охватить её.
Достаточно взять две статьи Хомякова «Мнение иностранцев о России» и «Мнение русских об иностранцах» и книгу Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», чтобы определить их духовное родство. Стоят рядом и их оценки злободневных событий того времени. Кстати, и во времени они так же близки: статьи Хомякова печатались в 1845 и 1846 годах, книга Гоголя вышла в 1847 году.
Что это было за время? Уже отодвинулась в глубь истории Отечественная война 1812 года. И хотя со дня её окончания минула треть века, последствия победы над Наполеоном продолжали ощущаться. Более того, к 40-м годам они стали нарастать. А в конце 40-х разразились европейские революции, которые неузнаваемо изменили лицо Европы.

Газета «Слово» в начале нынешнего года уже писала, что в феврале 2019 г. судебными приставами был закрыт Международный фонд славянской письменности и культуры в Черниговском переулке Москвы. Причина ареста здания – долги за коммунальные услуги, которые Фонд мог бы погасить, но через суд были начислены непомерные штрафы.
13 февраля 2019 г. руководство Фонда уже достигло определённой договорённости со службой судебных приставов, но на следующий день прибыли вооружённые представители этой Федеральной службы. Ими было опечатано здание со всем находящимся там имуществом, в том числе Музей Игоря Талькова, магазин «Казачья лавка» и книжный магазин патриотической литературы «Кириллица». Закрытие здания Фонда вызвало возмущение общественности. А меж тем культурные мероприятия, которые многие годы шли в стенах Фонда славянской письменности, вынуждены теперь ютиться на разных площадках Москвы, которых становится всё меньше и меньше. А сколько музыкальных коллективов, певцов разных направлений, выступавших в стенах Фонда, потеряли возможность дарить русскую и мировую музыку своим слушателям!

Хотел сначала озаглавить эту статью, начиная со слов «волшебство», «магия» и прочее. Но — нет, не то. Именно «обаяние». Разумеется, не такое, как у Луиса Бунюэля (представителя сюрреализма, чьи фильмы отличаются сочетанием несочетаемого и конструированием образов с целью вызвать у зрителя шок — Ред.), с другим знаком. Попытаюсь обосновать свою точку зрения.
Чувство советского и понимание его редко посещает нас в юные годы. Молодёжь обычно увлечена демократией и либерализмом. Не миновала и меня сия чаша: был подвержен идее, что нашему обществу нужны срочные и радикальные изменения…
Но со временем я стал замечать, ещё в 90-е, в ельцинско-гайдаровские годы, как только подходит очередной государственный праздник или выборы, так по телевизору начинают крутить старые советские фильмы: «Белое солнце пустыни», «Волгу-Волгу», «Весну на Заречной улице», «Неуловимых»… Требовалась эмоциональная поддержка народного духа. А как его поддержать? Картинами Кандинского, Малевича, Шагала? Народ на это не клюнет. И это отлично понимали власти предержащие и их советники.

На мертвенно-бледном, синевато мерцающем фоне идут двенадцать человек; и белый венчик из роз, увенчавший гипотетического Иисуса, едва ли спасает ощущение: речь о вечном антиподе Христа, закрутившим силы свои в лабиринтах революционной метели. К этому ли образу поднимался Блок? Или, влекомый жаждой совершенства, раскрылся наиболее полно в плавном и торжественном: Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен?
Он прекрасен в каждом своём, даже ужасном движении, и то, что девушка, поющая в церковном хоре, вызывает слёзы ребёнка о тех, кто не придёт назад, подчёркивает его неповторимость в любом моменте, во всяком временном изгибе, изломе.

13 ноября в Центральной городской публичной библиотеке им. В. Маяковского состоялось вручение ежегодной литературной премии «На встречу дня!» им. Б.П. Корнилова. Времена нынче непростые. Но проект, который с достоинством несёт столь оптимистичное название, в 2020 году имеет дополнительное значение — церемония по хронологии пятнадцатая, юбилейная!
Важнее всего не количество награжденных, не формальная сторона вопроса, а то что сделано общими усилиями для увековечивания памяти Бориса Корнилова в двадцать первом столетии. Об этом ближе к завершению встречи говорил президент фонда «Дорога жизни» и Председатель жюри премии Дмитрий Мизгулин.
Началась церемония со вступительного слова ведущего, главного редактора журнала «Невечерний свет/Infinite» Владимира Хохлева. Премия имеет свои традиции — это звучащее каждый год стихотворение Андрея Шацкова «Плач по российским поэтам», а также краткое ознакомление аудитории с этапами проведения проекта, посвященного Борису Корнилову.

В сборник портретных зарисовок кумиров «самого массового из искусств во все времена» автор включила 16 персон. А жаль! Великих лицедеев советского и постсоветского экрана было во много крат больше. 16 эскизов к самостоятельным книгам об артистах — напоминают скомканный синопсис, разверни который и получишь полновесный томик «ЖЗЛ».
Кстати в этот сборник вошел очерк о Василии Шукшине, который ранее был удостоен в серии «ЖЗЛ» аж двумя отдельными книгами. А за «за бортом» оказались Михаил Казаков, Вячеслав Тихонов, Евгений Лазарев, Евгений Леонов – десятки других актеров и актрис. И каждый из этих мастеров сцены и экрана — явление.
С названием книги Кравченко (Ирина Кравченко, «Актёры советского кино» (ЖЗЛ) М 2020) можно и нужно спорить. Потому что это очерки о трагических судьбах людей, оказавшихся внезапно вне конспекта своего зрителя — умного и тонкого ценителя их таланта. Успех в советском кино и театральной сцене и внезапное обрушение всех эстетических критериев. Перестройка превратила музу Мельпомены в привычное телевизионнным дельцам «мыло».

Церемония награждения — уже 18-я по счёту — лауреатов премии «Ясная Поляна», учрежденной музеем-усадьбой Л.Н. Толстого и компанией Samsung Electronics, состоялась в Большом театре в Москве.
«Утрата человечности для наших авторов настоящая трагедия, — подчеркнул председатель жюри, советник президента РФ по культуре Владимир Ильич Толстой. — Да, наши авторы гордо несут знамя любви к человеку, передавая боль за другого человека художественно. Таких и отбирает блистательное жюри с тонким художественным вкусом… Я очень благодарен Большому театру за смелость не отменить мероприятие в новых условиях, и нашим почетным гостям, которые пришли поздравить и поддержать участников и победителей. Я также хочу выразить благодарность соучредителю премии, нашему партнёру, компании Samsung Electronics, с которым мы на протяжении 18 лет вместе готовимся к премии и вместе смотрим в будущее, несмотря ни на что».

За день до аккредитации на VII Большой Севастопольский благотворительный офицерский бал «Победа», посвящённый в этом году 75-летию Великой Победы и 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского, я позвонила своему большому другу, ветерану Великой Отечественной войны, почётному участнику проекта «Перекличка Победителей», народному артисту России Николаю Сергеевичу Лебедеву и рассказала ему о предстоящем событии. Он высказал глубочайшее сожаление, что не примет участие в таком державном мероприятии. И добавил: «Да, я, конечно, прекрасно понимаю, что организаторы в нынешних условиях пандемии, прежде всего, опасаются за жизнь и здоровье людей после 65. Но у меня есть одно преимущество перед коварным врагом — мне уже 99+! И как человек, прошедший ад Освенцима, перед «короной» не встану на колени. Именно поэтому меня и пригласил в славный город-герой Севастополь Николай Петрович Бурляев, президент международного фестиваля «Золотой Витязь», который был тоже посвящён 75-летию Великой Победы».

В конце сентября в кинозале Дома русского зарубежья прошла презентация второй серии документальной трилогии известного режиссёра Сергея Роженцева «Лев Рохлин. Приказано забыть». Фильм «Львиное сердце» — в сентябре 2020 года показали и на кинофестивалях «Золотой витязь», «ДетективФест» и «Бородинская осень», где художественный руководитель творческого объединения «Кавказский корпус» Сергей Роженцев был удостоен высоких наград.
Лев Рохлин с начала боевых действий в Чечне снискал народную любовь и благодарность за спасение жизней многих солдат при взятии президентского дворца и ряда районов Грозного в декабре 1994 г. «За гражданскую войну наград не берут» – известные слова генерала Рохлина, сказанные им, когда он отказался от звания Героя России. Об этих событиях подробно рассказано в первой части трилогии.

Съёмки «Трёх тополей» проходили на Оке, рядом с Рязанью. Есенинское село Константиново — было недалеко, и в свободный от съёмок день мы туда поехали. Дом родителей Сергея Александровича стоял на дальнем от въезда конце села, на левой стороне. Мемориальная доска белела на тёмно-серой бревенчатой стене дома и выглядела неуместной и ненужной. Она белела своей холодной мраморностью и цифрами, обозначающими короткий срок, короткий век и относительность короткого срока, отпущенного судьбой русскому гению. Относительность к тому, что гений успел за столь короткий срок — состояться.
Он состоялся вопреки — времени и повсеместному несчастью для всей России — Революции.
В этой избе он не жил. Это «послепожарная» изба, новая, выстроенная на том месте, где стояла «старая» — та, в которой он «растил себя поэтом». За избой, в глубине двора, стоит небольшой сарай. Так вот именно сарай его дыханье и хранит.

И в мировом своём плену
До гроба всё считаем
Нас породившую страну
Неповторимым раем.
В этих стихах поэта-изгнанника Николая Туроверова в год столетия русского исхода слышна особая тоска. Будто откуда-то издалёка доносятся слова из словаря Пушкина, Лермонтова, Тютчева, стремятся слиться в единую русскую речь со словами Блока и Есенина. В этих словах «из мирового плена» свидетельство об исходе не в обетованную землю, а из неё. Она, даже выжженная огнём гражданской войны, залитая братской кровью, навсегда останется матерью-землёй. В этих словах «любовь к отеческим гробам», рядом с которыми уже никогда не окажется твоя могила.

Начну с банальной, но вечно юной и обязывающе-философской истины: «Все мы родом из детства». Никто с этой истиной спорить не станет. А нам, в данном случае, она просто необходима, потому что говорить о драматургии великого Виктора Розова, игнорируя его «мальчиков», немыслимо. А мальчики растут, мужают, ищут и не всегда находят себя истинных, делают ошибки, пытаются их исправлять, очень хотят найти свой жизненный путь и себя самих в жизни. Всем ли удается этот сложный поиск? Увы, далеко не всем. На пути — множество коряг и ям, да чего угодно, что мешает настоящему счастью, любви, сбывшимся надеждам et cetera, et cetera.
Эта преамбула необходима, потому что речь пойдёт о возвращении на столичную сцену одной из несправедливо забытых драм Розова, которая, не взирая на солидный возраст (создана в 1964 году) отнюдь не потеряла своей остроты и актуальности. Поэтому сразу же поблагодарю народного артиста России, режиссёра Александра Коршунова – человека талантливого, смелого и отличного психолога — за то, что «Затейник» Розова появился на сцене московского театра «Сфера».

Страница 1 из 22

Please publish modules in offcanvas position.