Николаю Рубцову 85 лет

Николаю Михайловичу Рубцову (1936—1971) достаточно бы было написать одно стихотворение, чтобы засияло оно, каждой гранью облучая грядущих людей, достаточно, но…
У него — не смотря на его полубезумную, архитяжёлую, насквозь пробитую жизнь — целый пласт стихов; стихов, где слова стоят густо, где подогнаны они одно к другому так, что невозможен скальпель критического разреза:
Стоит жара. Летают мухи.
Под знойным небом чахнет сад.
У церкви сонные старухи
Толкутся, бредят, верещат.
Это – навскидку, просто пример, выписывать можно долго.
Но главное, что определяло, что звучало через стихи Рубцова: голос России — России тихой, со скорбными избами, бесконечными, уходящими в «небеси» пластами полей, и – будущей: России Китежа, солнца духа, и света, которого нам не представить сейчас.
Чудо Рубцова — в простоте интонации: такой общедоступной, такой своей…

Три ангела, сидящие за столом, чаша с головой агнца, дуб мамврикийский, гора… Фигуры ангелов, расположенные так, что образуют круг: единение, вселенная, гармония любви… Единство Троицы, в которой Рублёв не сомневался…
Великолепно исполненный Анатолием Солоницыным в знаменитом фильме, Рублёв не мог быть изъеденным сомнениями – таким, каким был в действительности, ибо люди тех времён были более цельными. Иными, чем мы – в психологическом и интеллектуальном плане, но – более цельными: лишёнными амбивалентности, растроенности, тяготы постоянных самотерзаний.
…Рублёв, проходящий полями. Принимающий постриг. Совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписывающий Троицкий собор, в иконостас которого и входила, вероятно, «Троица» — своеобразная симфония духа.

Верность памяти сердца
Залпы военного салюта прогремели 2 апреля 2020 года на Троекуровском кладбище Москвы во славу бессмертия великого Человека, всей жизнью и своей судьбой доказавшего непобедимость и стойкость духа — легендарного русского писателя Юрия Васильевича Бондарева.
Он покинул сей бренный мир в глухую пору всепланетного карантина, когда злосчастный вирус парализовал движение жизни всего человечества, словно хотел сказать людям: задумайтесь в тиши уединения, куда вы несётесь, что творите, как позволили вновь разгуляться фашизму?

Жизненный подвиг А.С. Грибоедова, которому 15 января 2020 г. исполнилось 225 лет, состоял не только в создании бессмертной комедии «Горе от ума», но и в том, что он был поэтом-воином, участвовавшим в той или иной форме в пяти войнах, и выдающимся дипломатом со стажем около 9 лет (не считая отпусков), отдавшим свою жизнь на посту посланника России в Персии. До сих пор эта сторона жизни Грибоедова остается неизвестной для широкой общественности.
 
Отечественная война 1812 г.
Грибоедов вступил корнетом в Московский гусарский полк 26 июля1812 г., 1 сентября выступил с ним для доукомплектования в Казань, но 8 сентября остался по болезни во Владимире, куда переехали к тому времени из Москвы родные поэта. В конце мая-начале июня 1813 г. Грибоедов отправляется в Белоруссию, в место дислокации Иркутского гусарского полка и резервной армии, куда он был переведен еще в декабре 1812 г. 26 июня он прибыл в полк (Кобрин, Дрогичин), а с 21 июля был назначен «для производства письменных дел» при командующем кавалерийскими резервами генерале А.С. Кологривове. Служил в этой должности в Брест Литовском, объездив много мест Беларуси и Царства Польского, до конца апреля 1815 г.

StalinВ России не утихают споры о том, кто такой Иосиф Сталин. Это неудивительно. Фигура гигантского масштаба, один из выдающихся государственных деятелей ХХ столетия, он не может быть оценён в привычных дефинициях добра и зла. Одни по-прежнему скрипят зубами при одном упоминании его имени, считая его одним из величайших злодеев за всю историю человечества. Другие превозносят его как человека, который сделал лапотную Россию великой державой, лидером, под чьим руководством, по словам И. Бунина, было «совершено поистине гигантское дело» — одержана победа в величайшей из войн в истории человечества.

Как искромётно, внезапно уходили от нас великие современники: скульптор Вячеслав Клыков, литературовед Юрий Селезнёв, историк, публицист Эдуард Володин. Всем им в нынешнем году исполнилось бы 80 лет. Промыслительно, что перед самой страшной войной, в 1939 г., Русская земля явила таких мощных богатырей духа и мысли. Господь готовил России и великое будущее, и великие испытания. И уходили эти воины в какой-то момент, когда только-только начинали перевешивать силы добра, но бой ещё шёл...

Татьяна Михайловна Глушкова (1939—2001) родилась в Киеве. Окончила в 1965 году Литературный институт имени А.М. Горького. Первый сборник стихов «Белая улица» выпустила в 1971 году. Затем были «Выход к морю», «Разлуки нет» и другие книги. Широкую известность принёс роман в стихах «Грибоедов». Часто выступала как литературный критик, а в 1990-е годы также со статьями, анализирующими современное состояние России. Жила в Москве.
Не случайно родители назвали её Татьяной — в честь любимой героини Пушкина. Её душа была истинно русской, как у пушкинской Татьяны. И язык её стихов и прозы — глубинно русский. Образный и чистый. И то, что она выразила в своём творчестве, невозможно выразить ни на каком другом языке. В её роду были люди духовного звания и донские казаки. Настоящая благородная русская интеллигенция. В отличие от другой, роющей яму России, которую в своё время пророчески обличал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

voin pavlov10 ноября в Доме русского зарубежья прошёл вечер, посвящённый 100-летию воина, великого старца XX столетия архимандрита Кирилла (Павлова). Дух высокой соборности сплотил всех пришедших. Много важных слов было сказано об отце Кирилле, о том, как он влиял на жизнь тех, кто к нему обращался. Вспоминали его негромкие, неброские слова и силу его мощной молитвы.
Организовал вечер священник Московской епархии Виктор Кузнецов, автор нескольких книг об отце Кирилле. Он убеждён, что мы должны ценить в нём не просто доброго дедушку, но человека, который с оружием в руках защищал своё земное Отечество в самой страшной войне. Затем, будучи монахом, предупреждал своих чад о грядущей мировой глобализации и чипизации, наставлял, как не участвовать в этом.

Василий Жуковский, 235 лет
Один из основателей русского романтизма. Его поэзия насыщена образами народной фантастики, меланхолическими мечтаниями. Жуковский перевел произведения Дж. Байрона, Ф. Шиллера, «Одиссею» Гомера. В 1817—1841 годах учитель русского языка великой княгини, а затем императрицы Александры Фёдоровны и наставник цесаревича Александра Николаевича. Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, царя храни!».

В эти дни мы отмечаем 95-летие Виктора Григорьевича Афанасьева (1922–1994), легендарного главного редактора газеты «Правда». На этом трудном
и ответственном посту Виктор Григорьевич проработал с 1976 по 1989 год — более 13 лет, дольше всех, кто служил в такой высокой должности и до и после него.

О выдающемся отечественном лингвисте-индоевропеисте и лексикографе Олеге Николаевиче Трубачёве (1930–2002) надо говорить так, чтобы вмиг зашумели вокруг этого имени великие реки Волга и Днепр, на берегах которых он в разное время жил, заговорили для нас тысячи понятий, собранных им в словари, провели нас в глубь веков, открыли нам нечто важное о себе самих. На это учёный положил жизнь.
Академик Олег Николаевич Трубачёв стоит в ряду крупнейших этимологов мира. Величайший славист нового времени, он владел всеми европейскими языками, прекрасно знал все славянские наречия. С его именем связывают проникновение в этимологию слов, которая позволяет реконструировать дописьменное состояние языка (IV–V века), праславянский лексический фонд и по его составу судить о прародине славян и месте славянских языков среди языков и диалектов индоевропейской семьи.

8 августа исполнилось бы 90 лет замечательному русскому писателю Юрию Павловичу КАЗАКОВУ

Юрий Павлович Казаков (1927—1982) долгое время жил в Москве на Арбате. Ранние литературные опыты Казакова относятся к 1949—1953?гг. С поступлением в Литературный институт им. М. Горького Казаков всерьез обращается к прозе. Юрий Казаков придерживался позиции принципиального традиционалиста: воспринимал современника как продолжателя вековой историко-культурной эволюции.
Я сидел наверху этой истоптанной, зажитой, наполненной разными моряками и экспедициями, замусоленной, прекрасной архангельской гостиницы (в старом её крыле), в нашем номере, среди развороченных рюкзаков, разбросанных вещей, среди всех этих сапог, пачек сигарет, бритв, ружей, патронов и всего прочего, после тяжёлого, ненужного спора о литературе, сидел возле окна, грустно подпёрся, а было уж поздно, в который раз пришла смиренная белая ночь и вливалась в меня, как яд, звала ещё дальше. И хоть я и зол был, но зато хорошо, весело становилось от мысли, что завтра нам нужно устраиваться на зверобойной шхуне, чтобы идти потом к Новой Земле и ещё дальше, куда-то в Карское море.

Пётр Вяземский, 225 лет
Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792—1878) – русский поэт, литературный критик, историк, мемуарист, государственный деятель, соучредитель и первый председатель Русского исторического общества, близкий друг и постоянный корреспондент А.С. Пушкина. П.А.Вяземский — одна из самых интересных личностей Золотого века русской словесности, единственный из поэтов пушкинского круга, кто прожил долгую жизнь, оставил обширные воспоминания и воистину философское осмысление пройденного пути в своих литературных трудах и поэтическом творчестве.

Иван Гончаров,
205 лет
Свои первые произведения «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» писатель и литературный критик Иван Александрович Гончаров (1812—1891) опубликовал анонимно в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи». Первый роман «Обыкновенная история» появился в журнале «Современник» в 1847 году, однако славу и популярность принёс Гончарову знаменитый «Обломов». Последним крупным произведением стал роман «Обрыв», над которым автор трудился 20 лет. Перу Гончарова принадлежат очерки «Слуги старого века» и «Превратность судьбы», цикл очерков «Фрегат «Паллада», рассказ «Литературный вечер», критические статьи (самая знаменитая — «Мильон терзаний», посвящённая комедии А С. Грибоедова «Горе от ума»).

Виктор Линник
...Вспоминается далёкий февраль 1965 года, заснеженная и стылая Москва, серое, из потемневшего силикатного кирпича здание на Ярославской улице, где тогда размещался Институт мировой экономики и международных отношений, куда я, переводчик, привёл американского профессора-экономиста, находившегося в СССР по программе научного обмена. В кабинете заместителя директора ИМЭМО навстречу нам поднялся хозяин — высокий, статный и, как теперь ясно, ещё молодой: Меньшикову тогда не было и сорока.

К 200-летию вождя русских славянофилов

Аксаков Константин Сергеевич родился 10 апреля (29 марта по старому стилю) 1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии в семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, выходца из старинного дворянского рода. Автор историко-филологических исследований «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Ещё несколько слов о русском воззрении», записки царю Александру II «О внутреннем состоянии России». Ратовал за православную монархию и патриархально-общинный быт в России без европейского вмешательства. Осуждал крепостное право, коррупцию чиновников и земельную политику государства. Последний год жизни провёл в путешествии по славянским землям вместе с младшим братом Иваном Сергеевичем. 7 декабря 1860 года скончался на острове Занте в Греции.
Вещие труды Константина Сергеевича Аксакова, проповедника славянофильства, созидали и поныне созидают в духе и разуме русских властителей дум, средь коих и писатели — русскость – суть, идею народно-православной культурной самобытности русского народа в противостоянии западничеству, забугорному и доморощенному, уничижающему русских, уподобляющему их варварам, раболепным, тупым, хмельным и ленивым. Если западники, брезгливо косясь на русский народ, в позапрошлом веке на девяносто процентов крестьянский, толковали о книжной образованности западных европейцев, то Аксаков, да и Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лесков, будучи по духу славянофилами, убеждали: грешно болтать о темноте и дикости русского крестьянина, создателя сверхгениальной и необозримой обрядовой, прикладной и сказовой культуры, далеко превосходящей народные культуры европейских народов. А божественная древнерусская словесность!.. а иконопись Святой Руси!.. а храмы православные!..

Совсем недавно Русская православная церковь отметила день памяти выдающегося сына России — святителя Макария (Невского; 1835—1926). При жизни он заслужил именования «Апостола Алтая» и «патриарха алтайских миссионеров».
«Нет на Алтае ни одной речки, ни одного ущелья, где не знали бы его имени, не помнили его наставлений, — писал о нём один из  трудников Алтайской Духовной миссии, которую многие годы возглавлял святитель. — Даже в самых захолустных уголках, недоступных дебрях и среди язычников имя владыки Макария произносится с великим уважением».
Миссионерская деятельность святителя Макария, прослужившего более полувека на Алтае, способствовала тому, что эта языческая, дикая, заброшенная страна трудами его обратилась в христианскую, православную. В живописных глухих селах заблистали главы православных церквей, затеплились очаги христианского просвещения – церковные школы.

215 лет назад в Санкт-Петербурге был открыт первый памятник великому полководцу
Александра Васильевича Суворова знают во всём мире. Его сравнивают с другим великим историческим персонажем — Александром Македонским. И всё-таки больше, чем где-либо, Суворова знают, помнят и чтут в России. В проекте «Имя Победы» 9 мая 2014 года А.В. Суворов был назван самым выдающимся полководцем России. И это справедливо. Ведь ещё при его жизни (1730–1800 гг.) о нём ходили легенды и такое признание: «Где Суворов — там Победа! ».
В наше время уже мало кто помнит один из самых первых военных плакатов «Суворовцы – чапаевцы». Он появился в июне 1941 года, одновременно с началом боевых действий на западном фронте: «Бьёмся мы здорово, / Колем отчаянно – / Внуки Суворова, / Дети Чапаева». Героический плакат, стих его, как пословица, прост, доходчив, немногословен; он похож на удалую солдатскую песню. Новое тогда сочетание имён Суворова и Чапаева напомнило о традициях русской воинской славы. В скупые, энергичные строки поэт С. Маршак сумел вложить большое патриотическое содержание, которого так нам не хватает сегодня. Безусловно, военный гений Суворова внёс определённый вклад и в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Памятники, как литература и искусство, так же воспитывают патриотические чувства, и памятник национальному герою А.В. Суворову, который стоит 215 лет в Санкт-Петербурге, говорит о незыблемости нашего Отечества.

Николай Александрович Добролюбов (1836—1861)
5 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения одного из столпов русской критической и социально-общественной мысли Н.А. Добролюбова. Прожив на свете всего 25 лет, он оставил огромное и разнообразное наследие, составляющее 9 томов. Его литературно-критические статьи, рецензии, писания на философские, исторические и педагогические темы, а также публицистика давно стали достоянием академического литературоведения, исторической и философской науки. Лучшие отечественные историки литературы советского времени много сделали для полной публикации сочинений Добролюбова и для их всестороннего исследования.
О Добролюбове написана масса книг, статей, исследований и комментариев. Со школьных лет всем знакомы его знаменитые статьи «Луч света в тёмном царстве» и «Что такое обломовщина?». Без них невозможно представить курс школьной программы по литературе, как бы она ни менялась и ни корректировалась.
Нижегородский семинарист Добролюбов с юных лет своей короткой жизни проявлял страстный интерес к русской и западноевропейской литературе. Знакомство с произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Шекспира, Шиллера, Жорж Санд и многих других сформировало его самосознание, выработало благородный и отзывчивый к чужим бедам характер, эстетический вкус, систему оценок литературных произведений. Огромное влияние на Добролюбова оказало и чтение статей В.Г. Белинского, продолжателем традиций которого в русской критике он стал.

К 80-летию со дня рождения и 45-летию смерти Николая Рубцова

Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936 г., село Емецк, Северный край — 19 января 1971 г., Вологда) — русский лирический поэт. Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.
Соединивший классику и наше время, в прямом смысле спаситель русской поэзии, кто это? Это Николай Рубцов. Не наследный принц, не потомок дворян, не из репрессированных; Сорбонны, Оксфорда, МГУ не кончавший, из литинститута изгоняемый. Более народного происхождения, чем у него, просто нет. Он из самых глубин русской жизни. Из самых! Без отца, вскоре и без матери, как он, этот зелёный росточек, детдомовец, выжил на всех безжалостных ветрах военного и послевоенного времени, как? Как эта сиротинка осталась живой, пробилась к вершинам русской и мировой культуры, как? Что спасало, что сберегло, что сделало Николая Рубцова одним из ведущих поэтов двадцатого века?
Не знаю, кто как ответит на этот вопрос, я же уверен, что никто, только Господь одарил его великим талантом, а нас, русских людей, Россию, его животворящими трудами.

К 145-летию со дня рождения
 
В начале ХХ века имя замечательного русского писателя Александра Ивановича Куприна гремело по всей России наравне с именами А. Чехова, Л. Андреева и М. Горького, напрочь затмевая малоизвестного в ту пору И. Бунина. У автора «Молоха», «Олеси», «Гамбринуса», «Ямы», «Гранатового браслета» были многие тысячи восторженных поклонников, его высоко ценили самые взыскательные коллеги, начиная с бесспорного гения мировой литературы — Льва Николаевича Толстого.
«Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна…», — говорил яснополянский старец, который, похоже, питал особую симпатию к широкоплечему, крепко сбитому молодому литератору, который, как и сам Толстой, начинал свой путь в литературу в погонах подпоручика — только Толстой в артиллерии, а Куприн в пехоте. «В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств» – это уже слова Куприна, и, думается, они относятся и к поколению Толстого времён первой обороны Севастополя. В этой армии нельзя было услышать про офицера таких определений, как храбрый, смелый, отважный, геройский и так далее. Было два определения: «хороший офицер» или, изредка, «да, если в руках»…

110 лет михаилу шолохову

24 мая исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Шолохова. Накануне мы встретились с автором романа «Шолохов»  Андреем ВОРОНЦОВЫМ — доцентом Литературного института, сопредседателем созданной в прошлом году Крымской организации Союза писателей России.
— Андрей Венедиктович, откуда у вас такая тяга к Шолохову?
— Будучи студентом Литинститута, я прочитал отцензурированную версию 1949 года «Тихого Дона». Произведения, изученные в школе, сильных эмоций не вызвали. А здесь возникло мощнейшее впечатление с пониманием того, что в советское время — не самое лучшее для творчества и свободы слова — создана величайшая книга о вечных истинах, о том, как человек противостоит судьбе, року. Ни с чем подобным я доселе не встречался и остро почувствовал, как непросто было автору не то, что написать, но выпустить такой текст. Стал знакомиться с личностью Шолохова. О ней, о том, каким он был человеком, известно меньше всего. Только мифы.

Нет другого такого художника-педагога, который бы сделал так много для русской живописи второй половины XIX — начала XX века, как адъюнкт-профессор петербургской Академии художеств Павел Петрович Чистяков. «Родоначальник русской живописи», «всеобщий педагог русских художников», «наш общий и единственный учитель» — так говорили о нём современники. Через его мастерскую прошли известнейшие мастера живописи, составившие славу русского искусства, — И. Репин, В. Поленов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Серов, В. Борисов-Мусатов…

Есть старинная пословица: «Пока дышу – надеюсь».
Я её изменяю на свой лад: «Пока живу – пою».
Клавдия Шульженко.

17 июня 2014 года исполняется 30 лет, как ушла из жизни выдающаяся эстрадная певица Клавдия Ивановна Шульженко. Автору этих строк посчастливилось быть в Колонном зале на концерте, посвященном 70­летию со дня рождения знаменитой артистки. Это было потрясение, забыть которое невозможно спустя десятилетия.
В этом концерте было всё: превосходно выстроенный репертуар, вдохновение, неповторимое обаяние Клавдии Ивановны. В памяти долгие, нескончаемые овации после каждого номера. На сцене была действительно королева песни, лауреат первой премии Первого Всесоюзного конкурса эстрады. Шульженко были подвластны не только тончайшие нюансы исполняемых произведений, но и ни с чем несравнимое мастерство поющей драматической актрисы.

К 210-летию со дня рождения Алексея Степановича Хомякова
Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном.
А.С. Хомяков.

В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя Алексея Степановича Хомякова. Он родился 1 (14) мая 1804 года на Большой Ордынке в приходе церкви во имя Георгия на Всполье в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков, и стал известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильства. Член-корреспондент Петербургской АН c 1856 г. В молодости был на военной службе, с 1829 г. в отставке.

Год назад не стало Олега Михайлова 

К Олегу Михайлову не применимы высокопарные — возвеличивающие и холодные — определения, которыми принято отмечать выдающегося человека в официальных некрологах. Он терпеть не мог фальшивых, ходульных, искусственных слов. Хотелось бы оберечь его от них и после трагической гибели. Славы его — блистательного критика, первопроходца в изучении литературы русского зарубежья, вернувшего отечественной культуре десятки забытых имён, талантливого автора исторических романов и исповедальной прозы — никому не отнять. Но прежде всего Олег Николаевич вспоминается как обаятельный, яркий, по-старомодному интеллигентный человек, со всеми достоинствами и слабостями русского характера — очень живой и тёплый.

200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Загадочная личность Лермонтова, «поэта сверхчеловечества», как определил его утончённый и образованнейший Д.С. Мережковский, равно как и его загадочная трагическая судьба, волновали и его современников, и живших после него. И сегодня нас продолжает волновать мятежный и демонический образ Лермонтова.
Для нас, людей уже XXI века, он не только иконописный лик с иконостаса великой русской литературы в обличье офицера лейб-гвардии гусарского полка николаевского времени, а как будто до сих пор живой человек со своими, во многом тёмными страстями, в чём-то отталкивающим характером, запечатлённым в свидетельствах знавших его в жизни, с его необычной разносторонней одарённостью и удивительной ранней зрелостью и глубиной проникновения в человеческую природу и природу как таковую в философском смысле. Лермонтов промелькнул подобно метеору и погас в неполные 27 лет, но оставил такой след, какой не оставил, пожалуй, никто другой из русских классиков. Хотя профессиональным литератором, в отличие, скажем, от Пушкина, он так и не успел стать, оставшись офицером, как бы между делом пишущим дивные стихи и «благоуханную», по известному выражению Н.В. Гоголя, прозу.

К 180-летию со дня рождения Д.И. Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родители Менделеева — чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов, фамилию Менделеев получил по обычаям того времени в виде прозвища. Мать Менделеева происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода.
Дима Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места (умер он в 1847 г.). Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии.

30 лет назад ушёл из жизни классик отечественной литературы
Назвать поэтом гениального русского прозаика «подсказали» фолианты литературоведов, которые упорно гадали, с красными или белыми останется Григорий Мелехов. Хотя создатель «Тихого Дона» вряд ли ставил такую задачу. Он нарисовал правду яростного и жестокого мира, не обращая внимания на политическую конъюнктуру, и правды добился, взяв на вооружение могучее оружие — образы, метафоры, сравнения. На каждой странице они сверкают, переливаются, как золотые россыпи…

Юбилей Валентина Распутина

15 марта 2012 года в Москве на Комсомольском проспекте, 13 состоялся Торжественный литературный вечер, посвященный 75-летию со дня рождения выдающегося русского писателя, сопредседателя правления Союза писателей России.
Наверное, так могло бы быть в этот день…
Конференц-зал Союза писателей России постепенно заполняется членами Высшего творческого совета СПР, писателями, журналистами – всеми, кто в этот вечер захотел поздравить юбиляра. Софиты освещают большой стол президиума и огромные букеты от почитателей таланта Валентина Григорьевича. И вот все встают, и под бурные аплодисменты на сцену выходит Он! А потом, как заведено, коллеги по писательскому цеху говорят много добрых слов о творчестве юбиляра, а В.Г.Распутин со свойственной ему скромностью благодарит выступающих…
Да, конечно же, так могло бы быть, но случилось иначе…

Оресту Кипренскому — 220 лет

Во Флоренции, в картинной галерее Уффици, среди ра-бот великих итальянских мастеров Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана хранится автопортрет русского художника Ореста Кипренского. Именно на долю Кипренского выпало первому из отечественных живописцев добиться широкого признания в Италии, где его за блистательный талант портретиста величали «русским Ван Дейком». Он был первым русским художником, избранным членом Флорентийской академии художеств и удостоенным высокой чести – предложения сделать автопортрет для знаменитой галереи.

12 АПРЕЛЯ. 1961—2011

  Прорыв в космос, который первой совершила наша страна, явился эпохальным событием. Юрий Гагарин первым прошел по космической трассе Вселенной. Конечно, не случайно выбор пал на него.
  Когда отбирали кандидатов в отряд космонавтов, понимали, что космонавт будет один в космическом корабле и это должен быть летчик. Летчик-испытатель подходил больше. Но испытателями становятся, как известно, не сразу, и надо тысячи часов налетать, чтобы приобрести необходимый опыт. Никто не знал, как поведет себя организм человека в космосе, и это беспокоило не только врачей.

К 180-летию Николая Семёновича Лескова

1.
  Ещё со школьных лет остались в памяти строчки:

    Всё тихо, просто было в ней,
  Она казалась верный снимок
  Du comme il faut…
  (Шишков, прости:
  Не знаю, как перевести.)

  И только годы спустя открылось, что благодаря гению Александра Сергеевича Пушкина в этих стихах помимо прекрасного по своей изобразительной силе портрета героини романа с удивительной глубиной раскрыта драматическая связь языка, великосветских нравов и общественного устройства, в само основание которого заложена была глухота, отчуждающая великосветскую верхушку от народа.
  В самом деле, Татьяна, «русская душою», превратилась в великосветском обществе в образец приличия и благопристойности: 

К 100-летию кончины Л.Н. Толстого  

  В Астапове опять встаёт то мучительное утро…
  Даже и в суетной и усталой душе в час смерти Толстого совершалась высокая преображающая работа, и смерть его становилась последним уроком русскому сердцу.
  Сначала только лихорадка телеграмм. 7-е ноября 5.53 Николай Эфрос «Русским ведомостям»: Скончался. 5.55. Три телеграммы ротмистра Савицкого генералу Львову, корпусу жандармов и охранному отделению: Скончался. 6 часов. Борис Брио «Русскому слову»: Скончался.
   Спешат господа: кто первый? Пока на стук Ильи Львовича в окно, где завершалась трагедия, откроется форточка, и Александр Борисович Гольденвейзер скажет, задыхаясь от слёз, эту роковую новость всем, кто бодрствовал в эту ночь, и телеграммы пойдут стеной теперь уже с навсегда определённым временем смерти– 6 часов 5 минут утра.

Please publish modules in offcanvas position.