Опера Римского-Корсакова «Садко» в «Геликон-опера»
«…Русская земля богата дорогами, богата удивительными природными кладами. Недаром былинные богатыри не стояли на месте, не останавливались на развилке дорог, а смело шли вперед к новым открытиям. Вот одним из таких странствующих богатырей в сферах творческих хочется представить себе и Римского-Корсакова…»
Сергей Слонимский, композитор
«…Русская земля богата дорогами, богата удивительными природными кладами. Недаром былинные богатыри не стояли на месте, не останавливались на развилке дорог, а смело шли вперед к новым открытиям. Вот одним из таких странствующих богатырей в сферах творческих хочется представить себе и Римского-Корсакова…»
Сергей Слонимский, композитор
.
Двадцать шестого декабря 1897 года в московской частной опере С.И. Мамонтова с большим успехом состоялась премьера оперы «Садко». С тех пор опера эта живет, радует и волнует сердца, одаривает драгоценною россыпью удивительной красоты мелодий, сюжетом, пришедшим из народных сказаний и былин. Не буду говорить об особенностях этой оперы (говорить можно долго и много — не хватит места!). Хочу, однако, напомнить важную данность именно этой партитуры – ярчайшая музыка поражает бурным круговоротом жизни, природным оптимизмом народного бытия. И именно это (цитирую С. Слонимского) «определяет или даже предопределяет весь дальнейший ход повествования, его сюжет и психологические коллизии… Какой тут простор для фантазии исполнителей – и дирижера, и актеров, и режиссера-постановщика!..»
Приближается Новый, 2016 год, год Огненной Обезьяны, готовится сменить год Козы по китайскому животному календарю. Обычно в это время все СМИ, и печатные и электронные, пестрели различными прогнозами и предсказаниями на Новый год. Обсуждали, что это животное любит, его достоинства и недостатки. Сегодня тихо. Наверное, на это есть причины.
Вот уж декабрь скоро будет позади, а предсказаний на будущий год никаких. Да и откуда им взяться, если всё непредсказуемо, как и хозяйка предстоящего года — Обезьяна. Гороскоп года Огненной Обезьяны обещает, что все 12 месяцев 2016 года будут непредсказуемы и немного нелогичными, как и сама Обезьяна. Это во многом подтверждается анализом нынешних событий, происходящих в мире.
Вот уж декабрь скоро будет позади, а предсказаний на будущий год никаких. Да и откуда им взяться, если всё непредсказуемо, как и хозяйка предстоящего года — Обезьяна. Гороскоп года Огненной Обезьяны обещает, что все 12 месяцев 2016 года будут непредсказуемы и немного нелогичными, как и сама Обезьяна. Это во многом подтверждается анализом нынешних событий, происходящих в мире.
22 декабря в Белом зале Дома Пашкова Российской государственной библиотеки состоялось чествование лауреатов Национальной литературной премии «Щит и меч Отечества», учреждённой газетой «Военно-промышленный курьер» во главе с Игорем Рауфовичем Ашурбейли и Союзом писателей России.
Так на высокой, патетической ноте для многочисленного отряда писателей, учёных и журналистов, пишущих об оборонной мощи России, заканчивался Год литературы. Учреждённая в 2014 году, премия быстро завоевала признание и популярность, стала событием в культурной жизни не только столицы, но и всей страны, прежде всего её Вооружённых сил и оборонно-промышленного комплекса. К участию в конкурсе допускались художественно-публицистические материалы, опубликованные в открытой печати, мемуары, а также отдельно изданные книги, посвящённые ОПК и ВС России, рабочим, инженерам, конструкторам, руководителям производств, трудовым коллективам, военным подразделениям – всем, кто создаёт, испытывает образцы отечественного оружия и несёт службу.
Так на высокой, патетической ноте для многочисленного отряда писателей, учёных и журналистов, пишущих об оборонной мощи России, заканчивался Год литературы. Учреждённая в 2014 году, премия быстро завоевала признание и популярность, стала событием в культурной жизни не только столицы, но и всей страны, прежде всего её Вооружённых сил и оборонно-промышленного комплекса. К участию в конкурсе допускались художественно-публицистические материалы, опубликованные в открытой печати, мемуары, а также отдельно изданные книги, посвящённые ОПК и ВС России, рабочим, инженерам, конструкторам, руководителям производств, трудовым коллективам, военным подразделениям – всем, кто создаёт, испытывает образцы отечественного оружия и несёт службу.
На пороге любимые праздники россиян, и у артистов начинается горячая пора. Следуя старинному обычаю, Цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге решил вновь рассказать сказку «Золушка». Когда-то, в далеком 1875 году, основатель петербургского цирка Гаэтано Чинизелли впервые поставил «Золушку». С тех пор каждый год в это время стало традицией давать премьерный спектакль «Золушка». Таких новогодне-рождественских «Золушек» было уже больше тридцати.
И все они были разными. Техническое переоснащение цирка, произведённое на государственные субсидии, открыло новые возможности для новогодне-рождественского представления. Кроме того, по словам главы Росгосцирка Вадима Гаглоева, на каникулах всех ждёт авторская программа солнечного клоуна-легенды Олега Попова.
И все они были разными. Техническое переоснащение цирка, произведённое на государственные субсидии, открыло новые возможности для новогодне-рождественского представления. Кроме того, по словам главы Росгосцирка Вадима Гаглоева, на каникулах всех ждёт авторская программа солнечного клоуна-легенды Олега Попова.
Размышления на исходе Года литературы
Строчка известного стихотворения Николая ГУМИЛЁВА, которое поэт назвал «СЛОВО» и которое считал для себя знаковым, послужила названием этой заметки. Написано оно почти век назад, но сегодня всё чаще приходит на память:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово – это Бог.
Привёл его потому, что в Год литературы – очередной красивой галочки власть имущих в лице Министерства культуры, – как уже и третий десяток лет, на полках книжных магазинов и киосков продолжает господствовать так называемая коммерческая литература, в которой слову поставлены «скудные пределы естества». Эта «литература» издаётся серьёзными тиражами, потому что её авторы находят официальную финансовую поддержку.
Поддержка объясняется тем, что «завлекательная жвачка», составляющая фабулу подавляющего большинства таких «художественных произведений», абсолютно не касается безнравственной внутренней политики современной России.
Такие «произведения» поощряются и материально – разного рода денежными литературными премиями, средства для которых легко находятся в государственном бюджете.
Строчка известного стихотворения Николая ГУМИЛЁВА, которое поэт назвал «СЛОВО» и которое считал для себя знаковым, послужила названием этой заметки. Написано оно почти век назад, но сегодня всё чаще приходит на память:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово – это Бог.
Привёл его потому, что в Год литературы – очередной красивой галочки власть имущих в лице Министерства культуры, – как уже и третий десяток лет, на полках книжных магазинов и киосков продолжает господствовать так называемая коммерческая литература, в которой слову поставлены «скудные пределы естества». Эта «литература» издаётся серьёзными тиражами, потому что её авторы находят официальную финансовую поддержку.
Поддержка объясняется тем, что «завлекательная жвачка», составляющая фабулу подавляющего большинства таких «художественных произведений», абсолютно не касается безнравственной внутренней политики современной России.
Такие «произведения» поощряются и материально – разного рода денежными литературными премиями, средства для которых легко находятся в государственном бюджете.
Есть в российской литературе великие имена, судьбы которых были как бы предопределены датой рождения носящих их гениев. И датой не простой, а церковной. Посудите сами: Александр Пушкин родился на Вознесение Господне, день рождения Михаил Лермонтова — 15 октября связан с временным пространством Великого праздника Покрова. Наши замечательные современники Лев Аннинский и Владимир Костров родились, соответственно, на Благовещенье Господне и на Рождество Пресвятой Богородицы. Сразу после Двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы – 5 декабря — родился наш национальный поэт Фёдор Тютчев...
16 декабря — сто лет со дня рождения Георгия Васильевича СВИРИДОВА, великого русского композитора ХХ века, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий. Его имя широко известно музыкальной общественности России и мира. Но с особым чувством хранят память о Георгии Васильевиче на его родине, в Курском крае. В год столетия композитора в Курске начал свою работу мемориальный концертно-экспозиционный Свиридовский центр искусств, а совсем недавно в Фатеже был открыт его бюст. В области постоянно проводятся мероприятия, связанные с именем композитора и начало которым положил он сам. Так, Первый музыкальный фестиваль, в котором принял участие композитор, состоялся в 1968 году. С 1985 года музыкальные фестивали имени Г.В. Свиридова возобновились и стали проводиться каждые 5 лет, а с 1998 года – ежегодно.
Несколько слов о спектакле «Кроткая»
по Ф.М. Достоевскому во МХАТе
Это действительно несколько слов по поводу. Уже давно я редко хожу в театр, не считая театр Т.В. Дорониной, который и по сердцу и по душе, а главное, по сквозной идее считаю родным и близким. Это когда не то чтобы нравилось и трогало все поставленное, а когда точно знаешь, что тебя здесь не обманут… Из последнего помню щемящие «Деньги для Марии» еще при живом Валентине Распутине. Помню и тихой радостью наполненное «Рождество» с таким чудным вертепом. А сегодня это «Кроткая» по Ф.М. Достоевскому.
по Ф.М. Достоевскому во МХАТе
Это действительно несколько слов по поводу. Уже давно я редко хожу в театр, не считая театр Т.В. Дорониной, который и по сердцу и по душе, а главное, по сквозной идее считаю родным и близким. Это когда не то чтобы нравилось и трогало все поставленное, а когда точно знаешь, что тебя здесь не обманут… Из последнего помню щемящие «Деньги для Марии» еще при живом Валентине Распутине. Помню и тихой радостью наполненное «Рождество» с таким чудным вертепом. А сегодня это «Кроткая» по Ф.М. Достоевскому.
Разговор наш с Игорем Петровичем Золотусским, известнейшим писателем, выдающимся просветителем, чьи фильмы о русской культуре, о деятелях отечественной словесности годами идут на канале «Культура», состоялся в канун его солидного юбилея (28 ноября) на его писательской даче в посёлке Переделкино. Мелкое сито дождя, сплошное серое покрывало вместо неба, нахохлившиеся, промокшие вороны на почти голых деревьях… Предзимье, приближение наступающих холодов, канун долгого снежного плена. Пора, когда в нашей полосе наступает сезонная хандра, она же сплин – словцо, которое Карамзин впервые употребил в «Письмах русского путешественника», а Пушкин узаконил в «Евгении Онегине».
«Отелло уездного города» на сцене МХАТа им. Максима Горького
«…У меня есть пьесы, за которые я получал премии. За драму «Грех да беда на кого не живет» я получил первую премию от Академии наук. Эта пьеса везде имела успех… Она вошла в постоянный репертуар всех русских театров и везде постоянно возобновляется с новым персоналом…»
А.Н. Островский.
…Два довольно крепких дома, что напротив, тоскливо смотрят друг на друга. На одном наспех намалёванная вывеска с названием небогатой торговли. С другой – вполне парадный, я бы сказала, дом, нечто вроде самодеятельной гостиницы, куда непременно встают на постой приезжие. Вот и теперь, в первый момент действия, мы знакомимся и с хозяйкой дома, и с её маститым гостем, приехавшим по своим делам в самый что ни на есть захудалый уездный город и тотчас заскучавшим, узнав о том, что ему придется скучать до отъезда, если он не найдет себе случайно какую-нибудь местную красотку.
А.Н. Островский.
…Два довольно крепких дома, что напротив, тоскливо смотрят друг на друга. На одном наспех намалёванная вывеска с названием небогатой торговли. С другой – вполне парадный, я бы сказала, дом, нечто вроде самодеятельной гостиницы, куда непременно встают на постой приезжие. Вот и теперь, в первый момент действия, мы знакомимся и с хозяйкой дома, и с её маститым гостем, приехавшим по своим делам в самый что ни на есть захудалый уездный город и тотчас заскучавшим, узнав о том, что ему придется скучать до отъезда, если он не найдет себе случайно какую-нибудь местную красотку.
135 лет а.бЛОКУ
Впервые услышал незнакомую, показавшуюся мне на фоне фамилий Пушкина, Лермонтова, Маршака, Чуковского, Берестова… странной фамилию Блок, до 1955 года – года нашего переезда из кубанской казачьей станицы в Москву. Следовательно, до десятилетнего возраста. В нашем доме в один из вечеров услышал, как папа читал для своих гостей:
…И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу…
Может быть, эти строчки запомнились мне тогда особенно, потому что кто-то ещё их повторил, и в памяти отпечатались именно они. И хотя смысл сказанного мне в том возрасте был непосилен, что-то заворожило. Мне показалось, что перья этой заморской птицы особенно красивы потому, что в них на том – очень далёком от моей станицы – берегу постоянно цветут очи. Поэтому страус сразу и надолго стал моей любимой птицей, которая, как тогда себе представлял, может видеть перьями. И довольно долго в ту пору мечтал, чтобы это заморское чудо мне приснилось.
А в тот вечер, когда меня укладывали спать, спросил у мамы, кто написал эту красивую сказку о перьях страуса, и она, засмеявшись, ответила, что такие «сказки» писал Александр Блок. И дальше был очень удивлён, узнав от неё, что он жил не в Африке, а в очень красивом городе, который сначала назывался Петербургом, потом Петроградом, а теперь Ленинградом. Об этих городах ребёнок, рождённый в сороковых, не мог не знать.
В серии «Жизнь замечательных людей», выпускаемой издательством «Молодая гвардия», вышла книга «Николай Клюев», написанная известным российским писателем Сергеем Куняевым.
Исследуемая автором личность — одна из сложнейших и таинственнейших фигур русской и мировой поэзии, подлинное значение которого по-настоящему осознаётся лишь в наши дни. Религиозная и мифологическая основа его поэтического мира, непростые узлы его ещё во многом не прояснённой биографии, сложные и драматичные отношения с современниками — Блоком, Есениным, Брюсовым, его извилистая мировоззренческая эволюция — всё это стало предметом размышлений Сергея Куняева, автора наиболее полной на сегодняшний день биографической книги о поэте. Пребывание Клюева в Большой Истории, его значение для современников и для отдаленных потомков раскрывается на фоне грандиозного мирового революционного катаклизма.
Исследуемая автором личность — одна из сложнейших и таинственнейших фигур русской и мировой поэзии, подлинное значение которого по-настоящему осознаётся лишь в наши дни. Религиозная и мифологическая основа его поэтического мира, непростые узлы его ещё во многом не прояснённой биографии, сложные и драматичные отношения с современниками — Блоком, Есениным, Брюсовым, его извилистая мировоззренческая эволюция — всё это стало предметом размышлений Сергея Куняева, автора наиболее полной на сегодняшний день биографической книги о поэте. Пребывание Клюева в Большой Истории, его значение для современников и для отдаленных потомков раскрывается на фоне грандиозного мирового революционного катаклизма.
Вступление
В Год литературы России, 2015-й, Валентин Распутин незадолго до ухода в мир иной сказал в беседе с Валентином Курбатовым: «Мы незаметно выпали из устойчивого земного существования и оказались на сквозняке поверхностного времени. Того гляди ветром и унесёт. «Господи, за что бы ухватиться?» А вот за русский язык и ухватиться. Прислушаться к каждому слову, поднять его к свету и посмотреть на семечко в его серёдке: вот что оно значит! Слова от пустого употребления выветриваются, и надо снова, как Адам, идти по райскому саду и называть: вот цветок, облако, дерево». Вот мы и отправимся на прогулку по райскому саду – русской речи, заглядывая в корни слов, называя вещи своими именами.
Известный отечественный режиссёр, актёр, сценарист, продюсер и общественный деятель Никита Сергеевич Михалков празднует 70-летие. Нельзя отрицать очевидного: наш юбиляр — это масштабная фигура в российской культуре, явление в отечественном киноискусстве.
По просьбе «Слова» юбиляра поздравляют его близкие друзья Василий Ливанов и Евгений Стеблов.
Василий ЛИВАНОВ, киноактёр, сценарист, писатель, кинорежиссёр, художник-мультипликатор, народный артист РСФСР:
— Дорогой Никита, давний и верный друг!
70 лет – вовсе не причина отказываться от убеждения, что лучшее ещё впереди. Переживая испытания, посланные свыше, не спрашивай «За что?». Такой вопрос обращён в прошлое. Спрашивай: «Для чего?» – это вопрос, устремлённый в будущее.
Будь здоров и счастлив! Твой Василий Ливанов.
Евгений СТЕБЛОВ, актёр театра и кино, народный артист России:
— С Никитой мы связаны судьбой с юных лет, с возраста старшеклассников, с 9—10 классов. Тогда мы вместе были студийцами при театре Станиславского. Там были и Инна Чурикова, и Виктор Павлов, ныне покойный, и много других, ярких и талантливых людей, которые сказали своё громкое слово в искусстве.
По просьбе «Слова» юбиляра поздравляют его близкие друзья Василий Ливанов и Евгений Стеблов.
Василий ЛИВАНОВ, киноактёр, сценарист, писатель, кинорежиссёр, художник-мультипликатор, народный артист РСФСР:
— Дорогой Никита, давний и верный друг!
70 лет – вовсе не причина отказываться от убеждения, что лучшее ещё впереди. Переживая испытания, посланные свыше, не спрашивай «За что?». Такой вопрос обращён в прошлое. Спрашивай: «Для чего?» – это вопрос, устремлённый в будущее.
Будь здоров и счастлив! Твой Василий Ливанов.
Евгений СТЕБЛОВ, актёр театра и кино, народный артист России:
— С Никитой мы связаны судьбой с юных лет, с возраста старшеклассников, с 9—10 классов. Тогда мы вместе были студийцами при театре Станиславского. Там были и Инна Чурикова, и Виктор Павлов, ныне покойный, и много других, ярких и талантливых людей, которые сказали своё громкое слово в искусстве.
8 октября в Большом зале Центрального Дома литераторов состоялся литературный вечер-концерт, посвящённый 80-летию поэта, классика современной русской литературы Владимира КОСТРОВА. Зал был полон, поздравить юбиляра пришли сотни благодарных читателей, друзья и многие известные деятели культуры нашей страны.
Концерт начался с видеозаписи популярной песни «Здравствуй, мир!», написанной Лорой Квинт на стихи Владимира Кострова. Песня была настоящим хитом 80-х годов XX века, её совместно исполняли многие звёзды советской эстрады: Анне Веске, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Юрий Антонов, Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва, Владимир Кузьмин, Лариса Долина и другие.
Вступительное слово произнес известный писатель Сергей Есин. Он зачитал официальные приветствия и отметил, что В. Костров является одним из лучших поэтов современности. В подтверждение этих слов зрители услышали несколько стихотворений в исполнении Владимира Андреевича. Поэт прочитал любимые произведения. Далее почетную роль ведущего взял на себя поэт Геннадий Красников, который раскрыл некоторые аспекты творчества юбиляра и начал представлять гостей, участников вечера.
Концерт начался с видеозаписи популярной песни «Здравствуй, мир!», написанной Лорой Квинт на стихи Владимира Кострова. Песня была настоящим хитом 80-х годов XX века, её совместно исполняли многие звёзды советской эстрады: Анне Веске, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Юрий Антонов, Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва, Владимир Кузьмин, Лариса Долина и другие.
Вступительное слово произнес известный писатель Сергей Есин. Он зачитал официальные приветствия и отметил, что В. Костров является одним из лучших поэтов современности. В подтверждение этих слов зрители услышали несколько стихотворений в исполнении Владимира Андреевича. Поэт прочитал любимые произведения. Далее почетную роль ведущего взял на себя поэт Геннадий Красников, который раскрыл некоторые аспекты творчества юбиляра и начал представлять гостей, участников вечера.
Замечательный русский композитор Юрий Зацарный, заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского, 28 октября отметил свой 70-летний юбилей.
Окончил академию Гнесиных и факультет журналистики МГУ. Работал главным хормейстером Кубанского казачьего хора, музыкальным редактором и музыкальным обозревателем Гостелерадио. 25 лет был ведущим радиопередачи «Русская песня». Автор хоров, песен, инструментальных пьес, музыки к радиоспектаклям. Записал и обработал более 300 русских, украинских и белорусских песен.
Окончил академию Гнесиных и факультет журналистики МГУ. Работал главным хормейстером Кубанского казачьего хора, музыкальным редактором и музыкальным обозревателем Гостелерадио. 25 лет был ведущим радиопередачи «Русская песня». Автор хоров, песен, инструментальных пьес, музыки к радиоспектаклям. Записал и обработал более 300 русских, украинских и белорусских песен.
16 октября 2015 года Московская библиотека № 148 имени Ф.И.Тютчева провела презентацию книги доктора филологических наук, академика РАЕН, писателя Геннадия Васильевича Чагина – «Тютчев и Москва. Армянский переулок, 11», многолетнего друга библиотеки, стоящего у истоков присвоения ей имени поэта.
«Выход нового издания книги, повествующей о жизни Тютчева в Москве, – событие в мире Тютчевианы», — сказал генеральный директор издательства «Русский мир», выпустившего книгу, Вячеслав Волков.
На презентацию книги директор библиотеки Татьяна Филиппова пригласила любителей поэзии и тютчевского творчества, всех, кто любит Москву и её знаменитые уголки, и всех, кому дорога историческая память и люди, сохраняющие её для потомков.
«Выход нового издания книги, повествующей о жизни Тютчева в Москве, – событие в мире Тютчевианы», — сказал генеральный директор издательства «Русский мир», выпустившего книгу, Вячеслав Волков.
На презентацию книги директор библиотеки Татьяна Филиппова пригласила любителей поэзии и тютчевского творчества, всех, кто любит Москву и её знаменитые уголки, и всех, кому дорога историческая память и люди, сохраняющие её для потомков.
Всероссийская ежегодная премия имени Бориса Корнилова была учреждена в Санкт-Петербурге в 1997 году с целью увековечения памяти выдающегося русского советского поэта Бориса Корнилова.
Борис Корнилов родился в 1907-м и трагически погиб в 1938 году. 5 января 1957 года был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
За недолгий срок своей творческой жизни поэт создал прекрасные стихи, которые вошли в золотой фонд русской советской поэзии 20—30-х годов ХХ века.
На стихи Бориса Корнилова композитором Дмитрием Шостаковичем была написана знаменитая «Песня о встречном», которая звучит и поныне. Она стала своеобразным символом целой эпохи.
Премия вручается за материалы и исследования, посвящённые жизни Бориса Корнилова, а также за наиболее яркие поэтические произведения современных поэтов.
Борис Корнилов родился в 1907-м и трагически погиб в 1938 году. 5 января 1957 года был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
За недолгий срок своей творческой жизни поэт создал прекрасные стихи, которые вошли в золотой фонд русской советской поэзии 20—30-х годов ХХ века.
На стихи Бориса Корнилова композитором Дмитрием Шостаковичем была написана знаменитая «Песня о встречном», которая звучит и поныне. Она стала своеобразным символом целой эпохи.
Премия вручается за материалы и исследования, посвящённые жизни Бориса Корнилова, а также за наиболее яркие поэтические произведения современных поэтов.
Опера «Мелкий бес» в Камерном театре имени Б.А. Покровского
Поэт и драматург Федор Сологуб, один из главных представителей так называемого Серебряного века, в 1905 году опубликовал свой нашумевший роман «Мелкий бес», который прочитала вся образованная Россия. Герой романа — тот самый «мелкий бес», гимназический учитель, молодой «экземпляр» — Ардальон Передонов, бессовестный словесник и нравственный урод — стал воплощением «житейской пошлости и обыденщины» (Александр Блок), «обыденности демонизма» (Андрей Белый), «ужаса пустоты» (Вячеслав Иванов). Понятие «передоновщина» вошло в обиход, а имя ужасного Ардальона стало нарицательным. Об этом напоминает известный драматург Валерий Семеновский, автор пьесы «Тварь» (по мотивам романа Сологуба), положенной в основу либретто оперы Александра Журбина.
В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» состоялся сбор труппы по случаю 26-го театрального сезона. Вряд ли найдется в России другой оперный театр, вызывающий столько споров и привлекающий к себе столько внимания, как «Геликон-опера». С самого своего основания он стал интересен не только музыкантам и любителям оперной классики, но всем, у кого есть чувство вкуса и страсть к необычному и прекрасному. Именно поэтому возвращение театра в историческое здание на Большой Никитской после почти девятилетнего проживания «на съемной квартире» на Новом Арбате стало ярким культурным событием.
Нобелевский комитет, выдав премию по литературе за 2015 год белорусской писательнице Светлане Алексиевич, в очередной раз сел в лужу. Последний раз это случилось в 2008 году, когда премией мира верноподданнически облагодетельствовали Обаму. Это был вопиющий пример пресмыкательства перед сильными мира сего и утраты всяких понятий о благопристойности.
Комитет этот за более чем столетний период своего существования крайне редко демонстрировал миру нечто похожее на такие понятия, как честь и благородство. И сейчас, в который уже раз, русофобская составляющая оказалась решающей при присуждении лауреатского звания. Так было в случае с Буниным, Пастернаком, Солженицыным, Бродским. Единственный случай, когда комитет наступил на горло собственной песне, – присудил премию за 1965 год Михаилу Шолохову, который в отличие от остальных российских нобелиатов не имел проблем с советской властью. Хотя мы теперь хорошо знаем, что очень даже имел, схлёстываясь не на шутку со всесильным главой НКВД
Н. Ежовым, споря с самим Сталиным. Но Нобелевский комитет не имел возможности об этом знать. А уж что касается антисоветизма, то его в «Тихом Доне» на версту больше, чем в «Докторе Живаго», произведении до недоумения слабом, которое по справедливости стоит отнести к творческим неудачам поэта.
Комитет этот за более чем столетний период своего существования крайне редко демонстрировал миру нечто похожее на такие понятия, как честь и благородство. И сейчас, в который уже раз, русофобская составляющая оказалась решающей при присуждении лауреатского звания. Так было в случае с Буниным, Пастернаком, Солженицыным, Бродским. Единственный случай, когда комитет наступил на горло собственной песне, – присудил премию за 1965 год Михаилу Шолохову, который в отличие от остальных российских нобелиатов не имел проблем с советской властью. Хотя мы теперь хорошо знаем, что очень даже имел, схлёстываясь не на шутку со всесильным главой НКВД
Н. Ежовым, споря с самим Сталиным. Но Нобелевский комитет не имел возможности об этом знать. А уж что касается антисоветизма, то его в «Тихом Доне» на версту больше, чем в «Докторе Живаго», произведении до недоумения слабом, которое по справедливости стоит отнести к творческим неудачам поэта.
В среду, 14 октября посол государства Палестина в Москве Абдель Хафиз Ноуфаль торжественно вручил орден культуры, науки и искусства «Высокая степень творения» председателю Правления Союза писателей России Валерию Николаевичу Ганичеву, первому секретарю Правления СП, поэту Геннадию Викторовичу Иванову, известному прозаику Владимиру Николаевичу Крупину и председателю Иностранной комиссии СП России, переводчику арабской литературы Олегу Митрофановичу Бавыкину. Орден был также вручен советнику посольства, палестинскому поэту Абдалле Иса.
Если в Москве играючи лепят «образовательные комплексы» из нормальных школ, бывших ПТУ (ныне лицеев и колледжей), и детских садов — почему нельзя артистов балета и искусствоведов учить рядом с технологами по производству обуви?!
По Москве ползут слухи, что затеянное ещё в марте слияние Государственной академии имени Маймонида с Университетом дизайна и технологий — МГУДТ (бывший институт легкой промышленности!) никак не состоится. Родители студентов и будущих абитуриентов в тревоге звонят в академию, пытаясь понять, учат там чему-нибудь или уже нет, и слышат: «Мы пока ещё самостоятельное юридическое лицо!» В академии замечательные кадры музыкантов, филологов, юристов… Но на качестве выпускаемой в России обуви их мастерство никак не скажется!
Ректору МГУДТ Валерию Савельевичу Белгородскому, начавшему трудовую биографию простым сапожником в родном Запорожье, это должно было быть понятней, чем кому-либо другому… Его кандидатская диссертация «Разработка методов и средств повышения комфортности обуви» была безупречна в своей простоте и прелести. Но после кандидатской он имел неосторожность защитить ещё и докторскую по теме «Модернизация управления системой высшего профессионального образования в РФ: теоретико-прикладной анализ».
По Москве ползут слухи, что затеянное ещё в марте слияние Государственной академии имени Маймонида с Университетом дизайна и технологий — МГУДТ (бывший институт легкой промышленности!) никак не состоится. Родители студентов и будущих абитуриентов в тревоге звонят в академию, пытаясь понять, учат там чему-нибудь или уже нет, и слышат: «Мы пока ещё самостоятельное юридическое лицо!» В академии замечательные кадры музыкантов, филологов, юристов… Но на качестве выпускаемой в России обуви их мастерство никак не скажется!
Ректору МГУДТ Валерию Савельевичу Белгородскому, начавшему трудовую биографию простым сапожником в родном Запорожье, это должно было быть понятней, чем кому-либо другому… Его кандидатская диссертация «Разработка методов и средств повышения комфортности обуви» была безупречна в своей простоте и прелести. Но после кандидатской он имел неосторожность защитить ещё и докторскую по теме «Модернизация управления системой высшего профессионального образования в РФ: теоретико-прикладной анализ».
Х Всероссийский фестиваль духовности и культуры
Минуло более десяти лет. Много воды утекло из Колочи, Можайки, Исавицы, Москвы-реки, но не вся – что-то осталось будущему.
Тогда, десять лет назад, жизнь тоже шла своим чередом. Неугомонно щебетали стрижи над созревающими полями, окунаясь в румяные клевера. Нещадно уничтоженные в 90-е годы прошлого века заводы и колхозы возрождались в новом качестве. На их месте вырастали новые промышленные хозяйства, дома... Оживали древние обители. Зашумел ручеёк святого колодца, вырытый более 600 лет назад преподобным Ферапонтом Белозерским и Можайским. На всё это требовались новые силы, новые формы организации людей. Не митинговые, а созидательные. В Можайске на таких людей дефицита никогда не было. Виктор Лапкин и Александр Бояр помогали вновь открывшимся Бородинскому и Колоцкому монастырям чем могли. Блаженной памяти Евгений Пригарин взял на себя миссию восстановления святого источника прп. Ферапонта... Многие можайцы брались за иные добрые начинания. Однако основная масса граждан продолжала оставаться в стороне от общего дела. Чувствовались пробелы. И тогда образовался координационный центр, превратившийся в дальнейшем в Попечительский совет святого колодца прп. Ферапонта Можайского, куда вошли активные люди не только Можайска, но и из других городов России.
Тогда, десять лет назад, жизнь тоже шла своим чередом. Неугомонно щебетали стрижи над созревающими полями, окунаясь в румяные клевера. Нещадно уничтоженные в 90-е годы прошлого века заводы и колхозы возрождались в новом качестве. На их месте вырастали новые промышленные хозяйства, дома... Оживали древние обители. Зашумел ручеёк святого колодца, вырытый более 600 лет назад преподобным Ферапонтом Белозерским и Можайским. На всё это требовались новые силы, новые формы организации людей. Не митинговые, а созидательные. В Можайске на таких людей дефицита никогда не было. Виктор Лапкин и Александр Бояр помогали вновь открывшимся Бородинскому и Колоцкому монастырям чем могли. Блаженной памяти Евгений Пригарин взял на себя миссию восстановления святого источника прп. Ферапонта... Многие можайцы брались за иные добрые начинания. Однако основная масса граждан продолжала оставаться в стороне от общего дела. Чувствовались пробелы. И тогда образовался координационный центр, превратившийся в дальнейшем в Попечительский совет святого колодца прп. Ферапонта Можайского, куда вошли активные люди не только Можайска, но и из других городов России.
В Лаврушинском переулке, в залах древнерусского искусства Третьяковской галереи, недавно открылась выставка возрождённых к жизни икон позднего русского средневековья. Все древние иконы поновлялись — прописывались заново поверх потемневшего слоя олифы. Пришло время очистить шедевры от позднейших наслоений.
При этом было сделано немало открытий. Точную дату создания обрела икона «Сорок мучеников севастийских». В научный оборот вошли новые имена иконописцев: например, последователя Симона Ушакова Емельяна Никитина, который творил в XVIII веке. Это заслуга реставраторов: и заслуженных работников культуры, и молодых художников Отдела научной реставрации темперной живописи Третьяковской галереи, созданного в 1985 году, которые руководствовались своим главным правилом — «не навреди». Все они обладают знаниями в области истории, искусствоведения, физики, химии, навыками живописцев.
В декабре 2014 году вышла в свет на русском, английском и урду поэма Владимира Лесового «Факел Фаиза». Она была написана в стихах и в прозе, на стыке литературных жанров, как на стыке эпох, осенью 2011 года к столетию классика пакистанской поэзии Фаиза Ахмада Фаиза (1911—1984).
Тонкий лирик, пламенный трибун и общественный деятель, Фаиз творил на языке урду. Он не только обогатил духовный мир своего народа, но стал одним из символов борьбы за национальное самосознание, свободу и независимость. Его ставят в один ряд с Назымом Хикметом (Турция) и Пабло Нерудой (Чили), с которыми он встречался и дружил. Фаиз — пример редкого личного мужества и обаяния. Будучи человеком левых взглядов, коммунистом по убеждениям, он преследовался властями, томился в застенках, в итоге эмигрировал в Советский Союз. Единственный из поэтов Востока был награждён Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».
Тонкий лирик, пламенный трибун и общественный деятель, Фаиз творил на языке урду. Он не только обогатил духовный мир своего народа, но стал одним из символов борьбы за национальное самосознание, свободу и независимость. Его ставят в один ряд с Назымом Хикметом (Турция) и Пабло Нерудой (Чили), с которыми он встречался и дружил. Фаиз — пример редкого личного мужества и обаяния. Будучи человеком левых взглядов, коммунистом по убеждениям, он преследовался властями, томился в застенках, в итоге эмигрировал в Советский Союз. Единственный из поэтов Востока был награждён Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».
В Угличе прошел IX Международный фестиваль фотографии «Фотопарад в Угличе». В нем участвовали около 800 фотографов и любителей фотографии от 18 до 33 лет из 159 городов России и 54 зарубежных стран. Приезжала, в частности, большая команда казахстанцев.
Выставку работ Андрея Стенина «Зона конфликта», специального фотокорреспондента МИА «Россия сегодня», погибшего на юго-востоке Украины, предоставил Международный конкурс фотожурналистики, учрежденный МИА «Россия сегодня» и носящий имя журналиста. Особое место заняла экспозиция советского фотографа Игоря Костина, снявшего все этапы ликвидации чернобыльской катастрофы. Генеральный инфопартнёр фестиваля, агентство ТАСС, задало высочайшую планку выставкой, посвящённой 70-летию Победы. На ней, в частности, были представлены изображения тех или иных объектов в годы Великой Отечественной и ныне, 70 лет спустя. Например, показаны комната под сводами в святом для каждого русского музее-усадьбе «Ясная Поляна», где Лев Толстой создавал свои гениальные произведения, столовая, где писатель принимал гостей. Были представлены классический снимок Эммануила Евзерихина 1942 года Привокзальной площади в Сталинграде после налета фашистской авиации и фото Дмитрия Рогулина того же детского хоровода уже в 2015 году…
Выставку работ Андрея Стенина «Зона конфликта», специального фотокорреспондента МИА «Россия сегодня», погибшего на юго-востоке Украины, предоставил Международный конкурс фотожурналистики, учрежденный МИА «Россия сегодня» и носящий имя журналиста. Особое место заняла экспозиция советского фотографа Игоря Костина, снявшего все этапы ликвидации чернобыльской катастрофы. Генеральный инфопартнёр фестиваля, агентство ТАСС, задало высочайшую планку выставкой, посвящённой 70-летию Победы. На ней, в частности, были представлены изображения тех или иных объектов в годы Великой Отечественной и ныне, 70 лет спустя. Например, показаны комната под сводами в святом для каждого русского музее-усадьбе «Ясная Поляна», где Лев Толстой создавал свои гениальные произведения, столовая, где писатель принимал гостей. Были представлены классический снимок Эммануила Евзерихина 1942 года Привокзальной площади в Сталинграде после налета фашистской авиации и фото Дмитрия Рогулина того же детского хоровода уже в 2015 году…
В 70-е годы скромный учитель одной из плавских школ Николай Николаевич Невижин тихо вошёл в литературу, точнее сказать, в коллективные сборники, издаваемые в Туле. Хотя до этого, будучи студентом факультета иностранных языков Орловского пединститута, опубликовал первые свои «целинные» стихи в газете «Орловский комсомолец». Этому послужило его активное участие в уборке целинного урожая в Кустанайской области Казахстана, за что был награждён знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель»… Вернувшись в родной Плавск, он стал преподавать английский и немецкий языки, создал и руководил литературно-переводческим объединением «Златой посев». Деятельность его не раз отмечала писательская организация города оружейников Тулы. Он вёл на страницах районной газеты консультации для начинающих литераторов, занимался переводами как письменными, так и устными – помогал общению с гостями из-за рубежа или деловыми людьми, приезжавшими в Плавск по приглашению районной администрации. Словом, был находкой для города. И к тому же вёл дополнительные занятия со школьниками, желавшими овладеть таким же переводческим делом. Впоследствии многие из них с успехом поступили в вузы...
Совсем недавно, стараясь навести должный порядок на одной из книжных полок домашней библиотеки, я наткнулся на небольшую книгу стихотворений Михаила Матусовского, нашего известного поэта, под названием «Горечь», выпущенную в 1992 году в Москве в издательстве «Советский писатель». Первое, на что обратил внимание, был год его рождения — 1915-й. Как же так, невольно подумалось мне, 100-летний юбилей известного советского поэта-песенника, да ещё и в Год литературы в России, а об этом я нигде ничего не читал и не слышал.
Начал искать в связи с этим некоторые уточнения. Оказывается, он родился 23 июля 1915 года в городе Луганске тогда Екатеринославской губернии. В своё время окончил Луганский строительный техникум, в1939 г. – Литературный институт им. Горького. В годы войны был военным корреспондентом. Получил степень кандидата филологических наук. На одной из страниц названной книги я прочёл его стихотворение под заглавием «Мой год рождения». Привожу его в полном изложении как обращение к армянскому народу:
Начал искать в связи с этим некоторые уточнения. Оказывается, он родился 23 июля 1915 года в городе Луганске тогда Екатеринославской губернии. В своё время окончил Луганский строительный техникум, в1939 г. – Литературный институт им. Горького. В годы войны был военным корреспондентом. Получил степень кандидата филологических наук. На одной из страниц названной книги я прочёл его стихотворение под заглавием «Мой год рождения». Привожу его в полном изложении как обращение к армянскому народу:
Алексей РЫБНИКОВ, народный артист РФ, лауреат Государственной премии России, празднует своё 70-летие. Он родился 17 июля 1945 года в Москве. Мать Алексея Рыбникова была художником-дизайнером, отец – скрипачом, работавшим в оркестре Александра Цфасмана. Именно отец познакомил будущего композитора с Арамом Ильичом Хачатуряном, который и стал его учителем.
Влияние великого композитора, воплощавшего своей личностью и творчеством мощный культурный пласт, сопровождает Алексея Рыбникова всю жизнь. Рыбников начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве: в 8 лет написал несколько фортепьянных пьес, в 11 – балет «Кот в сапогах».
Рыбников – автор музыки к многочисленным кинофильмам («Остров сокровищ», «Через тернии к звездам», «Усатый нянь», «Вам и не снилось», «Тот самый Мюнхгаузен» и другим), музыкальным спектаклям, а также автор рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», поставленных в Московском театре имени Ленинского комсомола. В 1979 году он был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале.
Влияние великого композитора, воплощавшего своей личностью и творчеством мощный культурный пласт, сопровождает Алексея Рыбникова всю жизнь. Рыбников начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве: в 8 лет написал несколько фортепьянных пьес, в 11 – балет «Кот в сапогах».
Рыбников – автор музыки к многочисленным кинофильмам («Остров сокровищ», «Через тернии к звездам», «Усатый нянь», «Вам и не снилось», «Тот самый Мюнхгаузен» и другим), музыкальным спектаклям, а также автор рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», поставленных в Московском театре имени Ленинского комсомола. В 1979 году он был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале.
В Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Николая Алексеевича Некрасова «Карабиха» в Ярославской области состоялся 48-й Всероссийский Некрасовский праздник поэзии. Гостей из Москвы, Краснодара, Иванова, Вологды и Владимира принимали работники музея во главе с директором А.А. Ивушкиным.
Утро для поэтов началось у памятника поэту-просветителю в Ярославле, где прошёл митинг с возложением цветов и чтением стихов, организованный председателем областного отделения Союза писателей России Евгением Гусевым. Далее действие переместилось в усадьбу, где и развернулись основные события – официальное открытие Фестиваля региональных отделений союзов писателей «Отголоски лирики Некрасова в современной поэзии» с поздравлениями губернатора Сергея Ястребова и других руководителей Ярославской области, с поэтическими и музыкальными представлениями и конкурсами, с ярмаркой ремёсел и массовыми гуляниями на площадях и дорожках усадьбы, со знакомством с музейной экспозицией, с личным общением.
Утро для поэтов началось у памятника поэту-просветителю в Ярославле, где прошёл митинг с возложением цветов и чтением стихов, организованный председателем областного отделения Союза писателей России Евгением Гусевым. Далее действие переместилось в усадьбу, где и развернулись основные события – официальное открытие Фестиваля региональных отделений союзов писателей «Отголоски лирики Некрасова в современной поэзии» с поздравлениями губернатора Сергея Ястребова и других руководителей Ярославской области, с поэтическими и музыкальными представлениями и конкурсами, с ярмаркой ремёсел и массовыми гуляниями на площадях и дорожках усадьбы, со знакомством с музейной экспозицией, с личным общением.
15-ый международный конкурс имени П.И. Чайковского
«Размышление» — фортепианная пьеса Чайковского, часто исполняемая на Конкурсе.
Праздник торжествовал. Около Московской консерватории постоянно бурлила толпа жаждущих попасть на прослушивания Конкурса имени П.И. Чайковского. В этом году он был особенным: приуроченным к 175-летию великого композитора. Билеты были давным-давно распроданы, но меломаны не теряли надежды. Мы знакомились с конкурсантами сначала по буклетам, начинались «любимчики», возникали «фанаты». Короче, интерес к музыкальному соревнованию был огромный…
Для меня лично это был уже тринадцатый конкурс: впервые я пришла на него (страшно сказать!) сорок девять лет назад и мгновенно, на всю жизнь влюбилась в скрипку благодаря Виктору Третьякову, Гидону Кремеру и Олегу Кагану, а также в фортепиано, благодаря удивительному шестнадцатилетнему Грише Соколову… Вот и сегодня конкурс имел немалую возможность открыть не просто новые имена, но и совсем юных музыкантов, только начинающих свой творческий путь и уже обладающих немалым количеством высоких наград на многочисленных конкурсах мира. Это касается и скрипки, и фортепиано. Про сольное пение и виолончель знающе сказать ничего не могу, потому что они «сражались» в Санкт-Петербурге…
Праздник торжествовал. Около Московской консерватории постоянно бурлила толпа жаждущих попасть на прослушивания Конкурса имени П.И. Чайковского. В этом году он был особенным: приуроченным к 175-летию великого композитора. Билеты были давным-давно распроданы, но меломаны не теряли надежды. Мы знакомились с конкурсантами сначала по буклетам, начинались «любимчики», возникали «фанаты». Короче, интерес к музыкальному соревнованию был огромный…
Для меня лично это был уже тринадцатый конкурс: впервые я пришла на него (страшно сказать!) сорок девять лет назад и мгновенно, на всю жизнь влюбилась в скрипку благодаря Виктору Третьякову, Гидону Кремеру и Олегу Кагану, а также в фортепиано, благодаря удивительному шестнадцатилетнему Грише Соколову… Вот и сегодня конкурс имел немалую возможность открыть не просто новые имена, но и совсем юных музыкантов, только начинающих свой творческий путь и уже обладающих немалым количеством высоких наград на многочисленных конкурсах мира. Это касается и скрипки, и фортепиано. Про сольное пение и виолончель знающе сказать ничего не могу, потому что они «сражались» в Санкт-Петербурге…
У Борхеса есть рассказ «Письмена Бога», повествующий о том, что Бог оставил людям послание, «предвидя, что в конце времён случится множество бед и несчастий. Он в первый же день творения начертал магическую формулу, способную отвратить все беды. Начертал её таким образом, чтобы она дошла до самых отдалённых поколений и чтобы никакая случайность не смогла её исказить». Для этого он зашифровал своё послание на шкуре тигра, в её полосах и разводах. Такой шкурой тигра для нас является Русский язык, а мы есть Витязь в тигровой шкуре. Смена тысячелетия качественно сказалась на восприятии времени, и в последние годы набирает размах осмысление и переосмысление того, что же написано на этой шкуре. Почти модной становится наука нейролингвистика, разбирающая среди прочего нейроконтейнеры слов, т.е. почему слово говорится именно так, а не иначе. Ответы приводят к законам физики, законам природы и приоткрывают древние законы Слова. В духе такого осмысления или же прочтения послания на тигровой шкуре предлагаем некоторые статьи из цикла.
Дни литературы народов России в Якутии
19—21 июня в Якутии проходили Дни литературы народов России, куда съехались из сорока восьми регионов поэты, прозаики, переводчики, литературоведы, критики и издатели. Этот форум впитал в себя Дни российской литературы и Дни литературы коренных малочисленных народов Дальнего Востока. В рамках форума прошёл пленум Союза писателей России. В течение трёх дней плодотворной работы писатели принимали участие в национальном празднике Ысыахе Олонхо в Чурапчинском улусе и в селе Соттинцы Усть-Алданского улуса, встретились с главой республики Егором Борисовым. Возглавлял делегацию председатель правления Союза писателей России Валерий Ганичев. Выступая на пленуме Союза писателей России в Якутске, Валерий Николаевич, в частности, сказал:
— Хотелось бы начать выступление с благодарности руководству Республики Саха (Якутия), её писателям, её жителям за то, что они пригласили писателей России в Год литературы, год 70-летия Победы сюда, на землю Якутскую, чтобы обсудить проблемы нашей литературы.
Вначале о Победе. Все мы находимся под впечатлением от грандиозного военного парада на Красной площади в Москве, выдающегося 10-миллионного шествия по стране «Бессмертного полка» памяти.
Торжество духа — так называли это событие писатели России на пленуме СП России на Прохоровском поле 16 мая. То, за что мы, Союз писателей России вместе с другими патриотами, боролись более 25 лет, оказалось востребованным народом, обществом, державой. Это одно из главных направлений выдержало испытание и проверку временем. Это повергло в страх и панику наших противников на всём фронте: от зарубежных «ястребов» до мнимых демократов и доморощенных либералов и скептиков.
В Белгороде было отмечено в качестве одного из итогов Великой Отечественной войны — Победа спасла русский язык, она спасла и языки народов России, что сыграло свою роль в объединении народов. «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», — говорила Анна Ахматова. Так и случилось.
К 70-летию народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Александра Лазарева
«Правая рука показывает
рисунок, левая — краски»
Шарль Мюнш.
рисунок, левая — краски»
Шарль Мюнш.
Выдающийся французский дирижер Шарль Мюнш сказал о начальной дирижерской технике лапидарно и точно. Однако дирижирование — профессия во многом таинственная, и указаний Мюнша (может, он даже и чуточку шутил?!) недостаточно. Настоящий дирижер должен уметь и чувствовать так много, что никакими самыми умными словами не обрисуешь. Поэтому технику-то знают многие, а вот истинных мастеров куда меньше.
Я хорошо помню тот день 1971 года, когда на Втором всесоюзном конкурсе дирижеров за пультом появился стремительный и тотчас «обнявший» оркестр выразительными руками 26-летний воспитанник Московской консерватории по классу выдающегося дирижера Лео Морицевича Гинзбурга, еще студент — Александр Лазарев. Едва он сыграл первую фразу Рихарда Штрауса, как я заметила, что в лице председателя жюри, маститого и всеми уважаемого Кирилла Петровича Кондрашина, появилось какое-то особое выражение, напоминающее восторженность. Когда молодой конкурсант выиграл на этом весьма сложном конкурсе «золото», очень многие и впрямь отзывались о нём восторженно. Столь высокая оценка подтвердилась год спустя, когда Александр Лазарев — единственный из наших дирижеров — принес «золото» самого, вероятно, трудного Международного конкурса Герберта фон Караяна.
В 2015 году ими стали Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень
В зале церковных соборов храма Христа Спасителя были объявлены и награждены лауреаты Патриаршей литературной премии имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия была учреждена в 2009 году и впервые вручена в 2011 году. Получить награду могут и церковные, и светские авторы. Экспертизу произведений проводит совет экспертов. Назначает его Палата попечителей, в которую входят представители Русской православной церкви и литературного сообщества. Палата же утверждает длинный и короткий списки номинантов и выбирает затем лауреатов.
За пять лет Патриаршая литературная премия завоевала особое признание в литературном сообществе. Во вступительной речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не было ни слова о номинантах, только о самом главном — о том, что русская духовная культура всегда была литературоцентричной, нравственная идея всегда стояла в центре творчества.
«Важно уделять внимание литературе, помогать писателям, которые своим творчеством утверждают традиционные для нашего народа ценности, — отметил патриарх. — Человек через книгу общается с тысячью читателей. Чтобы наша современная литература, развивая традиции русской классической литературы, уходящей своими корнями в житийную литературу, и сегодня помогла нашему народу любоваться образом святого человека».
В зале церковных соборов храма Христа Спасителя были объявлены и награждены лауреаты Патриаршей литературной премии имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Премия была учреждена в 2009 году и впервые вручена в 2011 году. Получить награду могут и церковные, и светские авторы. Экспертизу произведений проводит совет экспертов. Назначает его Палата попечителей, в которую входят представители Русской православной церкви и литературного сообщества. Палата же утверждает длинный и короткий списки номинантов и выбирает затем лауреатов.
За пять лет Патриаршая литературная премия завоевала особое признание в литературном сообществе. Во вступительной речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не было ни слова о номинантах, только о самом главном — о том, что русская духовная культура всегда была литературоцентричной, нравственная идея всегда стояла в центре творчества.
«Важно уделять внимание литературе, помогать писателям, которые своим творчеством утверждают традиционные для нашего народа ценности, — отметил патриарх. — Человек через книгу общается с тысячью читателей. Чтобы наша современная литература, развивая традиции русской классической литературы, уходящей своими корнями в житийную литературу, и сегодня помогла нашему народу любоваться образом святого человека».
На этот раз она проходила в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, отметившем недавно своё 120-летие. Участники ассамблеи с большим интересом осмотрели уникальную театральную коллекцию, одно из самых ценных музейных собраний современной России, где представлены эскизы костюмов и декораций, сценические костюмы великих актёров, их фотографии и портреты, выполненные выдающими русскими художниками.
Ассамблею открыл директор музея, заслуженный работник культуры РФ Д.В. Родионов. Затем президент АРС, лауреат Международной премии мира Ю.А. Беляев и вице-президент АРС В.М. Наринян наградили академической Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения» знаменитую оперную певицу, председателя Российского музыкально-просветительского общества Любовь Казарновскую, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Хорватия в России Игоря Показа и директора музея им. Бахрушина Дмитрия Родионова.
Ассамблею открыл директор музея, заслуженный работник культуры РФ Д.В. Родионов. Затем президент АРС, лауреат Международной премии мира Ю.А. Беляев и вице-президент АРС В.М. Наринян наградили академической Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения» знаменитую оперную певицу, председателя Российского музыкально-просветительского общества Любовь Казарновскую, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Хорватия в России Игоря Показа и директора музея им. Бахрушина Дмитрия Родионова.
В дни знаменательных торжеств, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., на Белгородчину слетелись гости с самых дальних уголков Земли Русской, чтобы участвовать в литературно-патриотических чтениях «Прохоровское поле». Чтения на легендарной Прохоровке проводятся с 1999 г. в ознаменование памяти подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Учредителем литературно-патриотических чтений «Прохоровское поле» является правительство Белгородской области, Союз писателей России, Белгородская и Старооскольская митрополия, Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Нынешние торжества совпали ещё с одним важным событием – Годом литературы. Поэтому руководством Белгородской области и Союзом писателей России было принято решение провести в мае 2015 года на Белгородчине Дни российской литературы и пленум Союза писателей России «Дорогами Победы».
Обращение пленума Союза писателей России 14 мая 2015 года
Дорогие соотечественники!
Дорогие соотечественники!
Торжество духа – так мы называем День празднования 70-летия Победы над фашизмом, когда миллионы наших соотечественников вышли на улицы Москвы, городов и сёл России и далеко за её пределами с фотографиями своих родственников, которые выстояли и победили коричневую чуму в неравной схватке!
Мы склоняем свои головы перед подвигом павших и поем им «Вечную память»! Мы славим сыновей и дочерей Отчизны за их беспримерный подвиг! Мы благодарим Вас, защитники нашей большой Родины – СССР – за Ваше мужество и отвагу в годы испытаний и борьбы.
Один из главных уроков Победы – это и верность Отечеству, и массовый героизм, и самопожертвование на фронте и в тылу, что сплотили народ в единую силу, демонстрируя всему миру историческую ответственность. Мы выиграли Великую Отечественную войну, потому что были вместе, делили все радости и беды в дружной семье всех наших народов.
Этот урок Победы сегодня особенно актуален, и мы обязаны им руководствоваться повседневно.
Здесь, на Прохоровском поле, наш народ перешел к решающему наступлению, и мы признательны вам, белгородцам, за то, что вы так бережно и так свято храните память о времени, когда в буквальном смысле горела наша земля под ногами врага!
Мы склоняем свои головы перед подвигом павших и поем им «Вечную память»! Мы славим сыновей и дочерей Отчизны за их беспримерный подвиг! Мы благодарим Вас, защитники нашей большой Родины – СССР – за Ваше мужество и отвагу в годы испытаний и борьбы.
Один из главных уроков Победы – это и верность Отечеству, и массовый героизм, и самопожертвование на фронте и в тылу, что сплотили народ в единую силу, демонстрируя всему миру историческую ответственность. Мы выиграли Великую Отечественную войну, потому что были вместе, делили все радости и беды в дружной семье всех наших народов.
Этот урок Победы сегодня особенно актуален, и мы обязаны им руководствоваться повседневно.
Здесь, на Прохоровском поле, наш народ перешел к решающему наступлению, и мы признательны вам, белгородцам, за то, что вы так бережно и так свято храните память о времени, когда в буквальном смысле горела наша земля под ногами врага!
Слово Евгения Савченко, губернатора Белгородской области на открытии литературно-патриотических чтений «Прохоровское поле» пленума Союза писателей России 14 мая 2015 года
Уважаемые участники встречи!
Сердечно рад приветствовать вас и от души поздравить с сегодняшним знаменательным событием в общественно-культурной жизни России, Белгородчины – открытием традиционных, уже девятых по счёту, литературно-патриотических чтений «Прохоровское поле» и пленума Союза писателей России. Наша встреча проходит на огромном патриотическом, как сказал Валерий Николаевич Ганичев, подъёме, после масштабного, действительно всенародного празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Думаю, что чтения и пленум Союза писателей являются прекрасным и важным продолжением юбилейных торжеств. Для нас большая радость и честь принимать на своей территории видных российских литераторов. Видим в этом глубокое уважение к ратному подвигу Белгородчины. Рассматриваем это как положительную оценку работы нашей области по патриотическому воспитанию граждан и развитию литературного творчества. В этой связи позвольте выразить искреннюю благодарность настоящему другу Белгородчины, председателю Союза писателей России Валерию Николаевичу Ганичеву, а также всему руководящему составу всероссийской писательской организации и всем мастерам пера, прибывшим к нам для участия в пленуме и чтениях.