24 марта — пленум СП России

Почему такие страсти-мордасти закипают вокруг Союза писателей России? Может, новые высокохудожественные произведения радуют общественность? Нет, общественность увлечена склоками в писательской среде. Склоками, которые роняют авторитет писателя в России, авторитет не нами завоёванный, но нами ныне попираемый. В светском мире делёж денег, борьба за власть вроде как обычны. Но людям, живущим по законам духовного мира (а таковыми и должны быть наделенные способностью к писательству), к чему это всё? Тебе, что, кажется, что дача, премия, высокая должность увеличат твой дар? Да нет, милый, ты его в этой борьбе за посты и деньги изрядно уже растерял, и остатки его отнимутся.
Так почему же ссоры, раздоры, недоразумения? Потому что, ссылаюсь на Достоевского, «когда дела нет, настоящего дела, тогда деятели культуры живут как кошки с собаками».
А какое настоящее дело? Россия, её судьба. Нам такой отрезок её жизни достался, вот и употреби свой дар на помощь Родине.  Тяжело же ей сейчас. И почему ты хочешь жить хорошо, когда Родине плохо?  Даром получил талант, даром и отдавай. Талант это не награда, а обязанность. А писать можно и в предбаннике, и в ванной комнате. Да, так и писали «Привычное дело» и «Последний срок» Белов и Распутин. Ведь неплохо написали.

Евгений Ананьевич ХАЛДЕЙ (23 марта 1917 — 6 октября 1997) — советский фотограф, военный корреспондент родился в Юзовке (теперь Донецке). Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.

9 марта в Доме Союза писателей России в Центре Михаила Шолохова прошла церемония награждения за заслуги в области литературы Почетным знаком «Заслуженный писатель Московии», учреждённым Международной ассоциацией литературы, культуры и искусства.
В президиуме находились организаторы церемонии Дмитрий Климов, Валерий Наринян, Леонид Ефремов, Борис Лоскутников. Торжественную церемонию награждения открыл председатель президиума Дмитрий Климов.
Почетным знаком «Заслуженный писатель Московии» были удостоены: Валерий Ганичев, Владимир Крупин, Георгий Цаголов, Валентин Фалин, Федор Конюхов, Виктор Линник,  Владимир Гусев, Игорь Бондаренко, Сергей Антипов, Артур Манин, Андрей Правов, Станислав Думин, Леонид Ефремов, Борис Лоскутников и др.

Выставочный зал Центрального Дома работников искусств никогда не бывает свободным. Самые разные московские художники считают за честь представить своё творчество в его уютном овальном зале. В февральские дни здесь состоялась художественная выставка «Слово и образ» – часть проекта «Магический квадрат» Академии российской словесности, осуществляемого совместно с Московским пресс-клубом ЦДРИ.
Вэкспозиции этой выставки представлены работы восьми художников – членов пресс-клуба. «Слово и образ» — название говорит само за себя: творчество участников, занимающихся живописью и графикой, тесно связано с литературой, изданием книг. Искусство художников причудливо переплетается с делом, которому они посвятили свою жизнь.

Никто не желает опростоволоситься – попасть впросак, сделать глупость на людях и быть ими за это осмеянным, опозориться. Корни этого слова уходят к старинному обычаю, когда замужняя женщина ходила только с покрытой головой. Сорвать с неё платок – обвинить в неверности.
Известно, какой судьбоносной может быть запятая в зависимости от своего местоположения: казнить нельзя помиловать. А уж целая буква и подавно может всё поставить с ног на голову. В пословице «Волос длинный, да ум кОроткий», приставлена только одна «о», а смысл изменён на противоположный. Верно было: Волос длинный да (и) ум кроткий; Волос длинный – ум кроткий. Длинные, густые волосы – признак цветущего, крепкого здоровья. А в здоровом теле — здоровый дух. Здоровый дух – здравый ум. А здравый ум не может быть коротким, его кругозор необъятен. Волос длинный – ум кроткий: здесь кротость ума подразумевает скромность, вежливость, нрав учтивый, почтительный, незлобный, добросердечный, радушный. Одна буковка умницу-златовласку превратила в недоумка, в дуру, зато красивую. Но как несовместимы гений и злодейство, так несовместимы глупость и красота. Bapвара-краса — длинная коса.

Уже два с половиной десятилетия, если не более, длится в стране, теперь уже в независимых государствах постсоветского пространства, пора реформ и трансформаций. Давно закончилось время надежд на лучшее, с каждым днём нарастает ностальгия по прошлому, страх перед грядущим и растерянность от смутности его контуров и очертаний. И с каждым прожитым днём все пасмурнее на душе от чувства бесперспективности настоящего и отсутствия будущего. У кого? У страны, у ряда стран, у человека или всего человечества? И это, последнее, – всего вероятнее. И от того так неуютно стало жить, так обрывается день, не становясь ступенькой к Храму…

Дорогие друзья! Давайте честно и откровенно скажем себе и друг другу, что классический русский драматический театр, театр великого основоположника Фёдора Волкова, великого русского драматурга Александра Островского и великой русской актрисы Марии Ермоловой сегодня приговорён к жертвенному закланию. Точа ножи, его со всех сторон глумливо обступают амбициозное вольнодумство, крикливая самодеятельность, ярмарочный раёк, балаганный вертеп и бесшабашно-бесовское скоморошество.
Объективности ради следует сказать, что наступление на классический русский театр, вступившее ныне в свою завершающую стадию, началось отнюдь не сегодня. Истоки его преднамеренного подрыва, как, впрочем, и многое другое, следует искать в благословенно-злополучных советских временах. Именно тогда наряду с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, Максимом Горьким и плеядой талантливых советских артистов классического стиля в театральный мир ворвались «расстрельщик прошлого» Всеволод Мейерхольд и последователи его гротескно-разрушительных идей.

Лев Анисов известен широкому читателю как автор интересных книг, серьезный и ответственный исследователь, знаток русской истории и культуры. О том, что у него много читателей и почитателей его таланта, свидетельствует тот факт, что каждая новая книга расходится в считаные дни, вызывает бурные обсуждения, споры, но уж точно никого не оставляет равнодушным.
Конечно, в каждой работе так или иначе проявляется личность автора. Но ведь многое «остается за кадром». Поэтому мне хотелось бы скрасить юбилейную торжественность и официальность воспоминанием об одном из эпизодов жизни юбиляра.

«Свадьба Кречинского» была замечательно скроена и сшита автором. А ведь это было первое его произведение, написанное, правда, уже во взрослом возрасте».
Н.С. Лесков.

Как-то так у нас сложилось: лишь стоит появиться какому-нибудь спектаклю по редко исполняемому или даже полузабытому произведению, тотчас премьеры этой пьесы, как грибы после дождя, начинают появляться и в других театрах. Особенно этот «грибной» феномен присущ «старой классике». Такой, например, как знаменитая комедия Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», которая впервые увидела свет рампы в 1855 году. В момент появления эта пьеса, подобно «Горю от ума», была вся разобрана на цитаты.
На памяти старшего поколения — замечательная постановка Малого театра с Владимиром Кенигсоном (Кречинский) и Игорем Ильинским (Расплюев). Поколение помоложе штурмовало филиал Малого театра, где шел прекрасный мюзикл Александра Колкера, в талантливой постановке и при блестящей игре Виталия Соломина… Обращаясь к недавнему времени, хочется отметить очаровательный спектакль Алексея Левинского в московском Театре имени М.Н. Ермоловой с ярким Дмитрием Павленко в главной роли. А совсем недавно появилась постановка «Кречинского» вместе со второй частью трилогии «Картины прошедшего» (так назвал их сам автор) — «Делом»…

Мы переживаем время лукавых подмен и разгул «умов, ни в чём не твердых» (И. Ильин). Подтверждает это вышедшая в издательстве «ОЛМА Медиа групп» в 2015?г. книга автора-составителя А.Ю. Кожевникова «Лучшие афоризмы о России». Подарочное издание это было вручено участникам торжественного организационного заседания  Общества русской словесности, проходившего в Колонном зале Дома Союзов в мае 2016 года.
В названной книге можно с отрадой прочитать, например, такие слова Михаила Пришвина: «Чувство родины в моём творчестве есть основа творчества». Или А. Дюма-отца: «Русские люди неустанно работают над преображением себя и окружающих от человекообразия к человечности!». Или М.В. Ломоносова: «Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке». Встречаются здесь также русские пословицы: «Жить – Родине служить!» и другие.
Но наряду с мудрыми мыслями классиков встречаются здесь и такие «определения», лживые, будто сказанные каким-то случайным болтуном: «Три кита, на которых стоим, покачиваясь: русская удаль, русская бесшабашность и русский пофигизм (А.И. Брежнев). Или его же (кто этот А.И. Брежнев – неизвестно!) явно двусмысленное высказывание: «С русской речью надо обращаться тонко. Не вспугнуть матерным словом…». То есть, как-то поделикатней, тонко материться?.. И разве русская речь так уж пуглива? Разве не поэтами-пророками сказано: «Слово – полководец человечьей силы...», «Словом можно полки за собой повести...», не говоря уже о библейском: «Слово было Бог»?

Анатолий Шамардин улыбался нам со своего портрета

В Доме национальностей на Новой Басманной под эгидой Московского общества греков состоялся большой музыкально-литературный вечер памяти Анатолия Шамардина, русского Орфея с греческими корнями, певца, композитора, филолога, который неожиданно покинул нас два с половиной года назад.
В зале звучали записи его песен на греческом, итальянском, немецком и русском языках, в том числе и его авторские, на стихи современных поэтов, под видеоряд из фотографий на экране, сделанный Андреем Рэдулеску. А ведущие вечера режиссёр Надежда Кузнецова-Шихиди и поэтесса Нина Краснова рассказывали о жизни Анатолия: о его детстве в ставропольском греческом селе Хасаут, об учёбе в Пятигорском пединституте и Горьковском инязе, о работе преподавателя в вузах, об участии в студенческих концертах, а потом о работе певца-вокалиста в Ленинградской филармонии, куда он поступил с лёгкой руки Эдуарда Хиля, и в оркестре Утёсова, куда он поступил с лёгкой руки Николая Никитского, и в Росконцерте, и в разных филармониях страны, и о гастролях в Европе, где он имел невероятный успех, и о первой гибкой пластинке в «Кругозоре» с предисловием Виктора Бокова (1974), и о первой долгоиграющей пластинке «Гитары любви» (1982) с предисловием Людмилы Зыкиной, и о литературном творчестве артиста.

В Москве состоялась торжественная церемония награждения медалью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Спешите делать добро». Если в прошлом году, как заметила омбудсмен РФ Татьяна Москалькова, награждали тех, кто проявил героизм и мужество, то на этот раз медали вручили тем, «кто системно помогает людям».
В 2016 году медалью Уполномоченного награждены девять лауреатов. Среди них — Международный центр образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой (Ивановская область). Он награжден за многолетнюю работу по воспитанию и обучению детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Награду приняла директор школы-интерната Галина Шевченко.
Основанный в 1933 году на личные средства ивановских ткачих «Интердом» подарил кров детям антифашистов, погибших или находившихся в подполье. Среди них сын Мао Цзэдуна, дочь Долорес Ибаррури, сын Георгия Димитрова… Всех воспитали высокообразованными людьми. Ёмко и образно сказал поэт: «Волноваться о детях не надо – русский лес их в объятия взял, и шумят корпуса интерната, словно детский Интернационал…»

Уже третий раз, превратившись в добрую литературно-общественную традицию, премия «Щит и меч Отечества» вручается здесь, в доме Пашкова, доме нашей книги. Меняются авторы и книги, их география и их темы. Появился ещё один великий символ, видный из окна нашего великолепного здания, — князь Владимир, который, можно сказать, к концу своей жизни чудесно совместил название нашей премии. Он прекрасно владел мечом, воссоединил Древнюю Русь. И это неизбежное орудие с великолепным спасительным щитом нашей Веры, нашего духовного оружия в борьбе с нестроениями мира и сегодня — панорама нашего конкурса и соответствует этому символу. Грозный меч надёжно защищает нашу страну, показывает сложную и нелёгкую жизнь тех людей и структур, где куётся этот меч защиты и возмездия, без которого невозможно сохранить мир и спокойствие наших людей.
На конкурсе была представлена книга Зайцева, хорошо знающего силу и мощь нашего оружия и его применения. Герой Советского Союза, командир легендарной «Альфы», боевой группы бесстрашных людей, которую знает вся страна. Имя Зайцева знаково для людей воинского подвига, умело владеющих своим оружием.

Спектакль «Иннокентий» Иркутского театра юного зрителя по пьесе Валерия Хайрюзова, представленный на Международном театральном фестивале «Золотой витязь» по первому снегу в Москве, — событие необычайное во всех отношениях.
Сама постановка пьесы о святителе Иннокентии, апостоле Америки и Сибири, уже не может оставить зрителя равнодушным, так как имя владыки связано с пространством от края и до края Земли Русской и далеко за её пределами, и далеко не в самые простые времена русской истории, когда ещё не завершилось формирование границ самого государства, когда нашему народу тоже многое было непонятно, куда и в каких пределах двигаться… Да, впрочем, и не ясна была многим цель этого движения.

Там чудеса, там леший бродит


Интерес к сказке никогда не пропадал, но сегодня он обостряется с новой силой. Фольклористы, художники, издатели с энтузиазмом откликнулись на идею писателя Владислава Бахревского учредить Общество сказки. «Мы хотим изучать и продвигать русское сказочное наследие, а через него традиционные семейные и общественные ценности, чтобы воспроизводился тип личности, характерный для нашей цивилизации», – говорит Арсений Миронов, директор НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.
Сказка и колыбельная — первое, что слышит младенец, появившись на свет. Там и житейская мудрость, и незасушенный язык, то и другое впитывается без принуждения и остаётся на всю жизнь. Прекрасно, если сказка достойно издана и оцифрована. Ещё лучше, когда она звучит голосом мамы, сестры, учителя. Задача Общества — найти современные форматы, в которых сказочные образы без искажения оживут и полюбятся. Уже запускается проект «Звёзды читают сказки». Золотой каталог эталонных текстов русского народа будет запечатлён в звуке. А светёлки Арины Родионовны (обучение девочек искусству рассказывать сказки, что им пригодится, когда станут мамами) неплохо бы открыть при школах, детских больницах, приютах, молодёжных лагерях.

С улыбкой вспомнил, как много лет назад писал для «ЛитРоссии» об архитекторе Воронихине и неожиданно для себя на полях общеизвестного «архитектура – застывшая музыка» сказалось «архитектура – застывшая идеология». Писал-то о Петровской поре без всякой задней мысли, а чуткий руководитель отдела А.М. Пистунова хмыкнула «Всё дерзости говорите – хотите Москву «хрущевками» укорить?» — и нечаянный мой афоризм вон!
А сейчас вот собрался на Совет по культуре, посвященный проблемам русского языка, и опять увидел, как связаны между собой далекие искусства. И опять матушка-архитектура первой торопится сказать о двух крылах нынешнего сознания и языка. Увидишь Кремль с Иваном Великим и Оружейной палатой, «почиющих властителей России» в Архангельском соборе и почиющего в Мавзолее вождя, услышишь небесный глагол Успенского собора, эхо коронационных торжеств и имперских рескриптов, вздохнёшь посвободнее – вот она зримая, укрепляющая сердце традиция – и сам на минуту станешь увереннее и тверже. А чуть отойдешь в сторону и почти уже из любого угла Москвы увидишь вавилонский кристалл Сити, нечаянную (или чаянную?) цитату Гонконга или Манхэттена, где в мертвой красоте не идут дожди, не летают птицы и уж тем более шестикрылые серафимы. Там царствуют брокеры и дилеры, риэлторы и дистрибьюторы, менеджеры и мерчандайзеры, спичрайтеры и омбудсмены… А это ведь не просто чужие слова, это чужой способ мысли и существования, это перевод родного сознания в офшорную зону. Там не души, там деньги «смотрят с высоты на ими брошенное тело». Для них там, в мертвом стеклянном поднебесье, земля-то внизу не Родина, а «товар—деньги—товар».

Несколько слов о Евгении Юшкове  в канун его 80-летия
 
Всё-таки как может быть талантлив русский человек! Я всякий раз с тёплым чувством в сердце думаю об этом, читая ли новую книгу Евгения Николаевича Юшкова, рассматривая ли его новую картину или слушая проповедь, произнесённую в храме после праздничного богослужения. И вот пастырю, писателю и художнику исполняется 80 лет. Так хочется в эти дни сказать ему самые добрые слова.
Я открыл для себя творчество Евгения Юшкова сразу во всех ипостасях (но как бы в сокращённом, конспективном виде), когда в руки попалась первая его небольшая книжка «Моё поле». В неё были собраны и короткие дневниковые записи, и развёрнутые рассказы-воспоминания, и тексты проповедей. Иллюстрировалась книга изумительными рисунками автора. Теперь «Моё поле» — библиографическая редкость, нигде эту изящную книжечку не найти. Но зато вслед первому писательскому опыту у Евгения Юшкова вышел целый ряд произведений – «Фиваида», «В той стране», «Душа моя», «Глас хвалы», «Моя родная Карповка». Итог писательскому труду был подведён большой по объёму книгой «Лампада моя тлеет…» (её смело можно назвать собранием сочинений в одном томе), вышедший в 2015 г. в нижегородском издательстве «Вертикаль. XXI век». Я был её составителем. И когда работал над текстом, то невольно оказался «погружённым в чужую жизнь», но одновременно испытал и близкие моему сердцу переживания.
Всё наше послевоенное поколение «варилось» в одном культурном, политическом, производственном, нравственном котле. И потому все одолели примерно одинаковый жизненный путь, прежде чем пришли к пониманию, что истинной ценностью человечества является чистота души. Без неё становятся ничтожными, гибельными самые передовые технологии, научные открытия, военная мощь. Все эти значительные материальные достижения, всё это внешнее благополучие без чистоты души ведёт людей к войнам, уничтожению окружающей среды, разрушению моральных устоев.

Как известно, есть вечные писатели и вечные сюжеты. Возьмём, к примеру, Льва Толстого. Не стану говорить, сколько было экранизаций «Войны и мира», но, не вдаваясь в перечисления, смею утверждать, что в столице началось многожанровое шествие «Анны Карениной». Причем не только в драматических театрах, но и в балете и, наконец, в мюзикле.
Классика не только привлекательна, но и очень трудна для постановок, особенно для музыкальной драматургии. Что можно сказать насчет либретто? В «Анне Карениной» ситуация вообще уникальная: многоопытный Юлий Ким написал не только либретто, но и отличные стихи. Для Кима мюзикл в оперетте уже третий после спектаклей «Граф Монте-Кристо», «Граф Орлов» (оба в сотрудничестве с композитором Романом Игнатьевым). Хочу сразу отметить: «Каренина» — самый удачный спектакль в этом «триптихе». Но — извините! — на мой взгляд, хорошо всё, кроме… музыки. Она малоинтересна.

С интересом смотрю идущий по РТР сериал «Чёрная кошка» режиссёра Антона Сиверса. Почему он вызвал такой интерес лично у меня, потому что вернул меня в уже осознанное детство. Все чувства при просмотре фильма описать сложно. В 1951 году мне было уже 15 лет, жил я, конечно, не в Подмосковье, а в заштатном районном центре Воронежской области городе Острогожске. Но и там, вдали от Москвы, банда «Чёрная кошка» наводила ужас на местных жителей. Это были местные банды, но это, кажется, стало модой для бандитов того времени. И мода пошла из Москвы.

Каждый год нового тысячелетия ознаменован литературной юбилейной датой веков минувших. Например, в 2014 году праздновалось 200-летие Михаила Лермонтова; в 2015 году – 100-летие Константина Симонова. А сейчас мы подошли к важнейшему для каждого ленинградца-петербуржца этапу. 100-летию со дня рождения Михаила Дудина…
Тот самый Дудин, который однажды назвал богом поэзию, служил ей сам и открыл для тысяч советских людей вероисповедание слову. Тот самый Дудин, который в трёхсотпятидесятый день войны написал знаменитых «Соловьев», начинавшихся с дерзкого, почти крамольного тезиса: «О мёртвых мы поговорим потом». Тот самый Дудин, который после войны сделал и для мёртвых, и для живых невообразимо много. А ему всегда казалось, что недостаточно, велика была печаль, если не удавалось «пробить» то или иное предложение, нуждающееся в безотлагательных действиях. Откуда всё это в человеке? «Мир на страницах книги создает мастер, обретший силу не только в свободном образном мышлении и в ясности философского охвата событий и картин времени. Он ощущает его в новой неповторимой конкретности так же молодо и свежо, как когда-то юный офицер Дудин знал передний край великой войны от солдатской землянки до блиндажной бессонной тишины больших штабов. От шуршания песка в траншеях и свиста одинокой пули до громовых обвалов, окутывающих землю на многие десятки километров. Мир, полный драматизма и огромной веры в жизнь». Таково суждение Сергея Орлова – известного поэта-фронтовика, написавшего предисловие к одной из книг избранных стихотворений Дудина.

Прочитал в своей любимой газете «Слово» (№ 19/2016) статью Виктора Сенча под странным названием «Презумпция виновности». Скажу честно, она меня озадачила. Николай Степанович Гумилёв – мой любимый поэт с ранней юности, его творчество идёт со мной по жизни. Каждый год я нахожу в разных источниках всё новые и новые сведения о Н. Гумилёве. И не я один.
В частности, колоссальную работу по сбору материала о Н. Гумилёве, его семье и его творчестве проделал лауреат Всероссийской литературной премии имени Н.С. Гумилёва Владимир Полушин. Его материалы обширны и обстоятельны.
Статья В. Сенча вызвала у меня массу вопросов. Хочу высказать своё мнение, хорошо понимая, что может быть и иной взгляд на излагаемые события.
Сейчас, когда на нас со всех сторон сыплются бездоказательные обвинения, когда враги тесным кольцом пытаются сдавить наше государство, когда каждое неосторожное слово может нанести вред нашей стране, надо быть предельно осмотрительным, бросая обвинения России и её Великим сыновьям. В. Сенча, пусть и с оговорками, но утверждает: Н.?Гумилёв был виновен. Прочитав статью, вы увидите, что В. Сенча начал издалека, исподволь разрушая образ героя-фронтовика, как бы бросая на него несмываемую, липкую грязь.

Так называется историко-документальная выставка, организованная правнучкой Алексея Николаевича Косыгина Екатериной Семенихиной в залах фонда культуры «Екатерина» на Кузнецком мосту. На выставке можно ознакомиться с подлинниками архивных документов, фотоматериалами и личными вещами знаменитого советского премьера.
Личность А.Н. Косыгина неотделима от истории страны. Сын токаря торпедного завода, в 1919 году он в 15 лет записался добровольцем в Красную армию. Опыт руководителя Алексей Николаевич начал приобретать в сталинские годы. Работал директором фабрики, председателем Ленгорисполкома, народным комиссаром текстильной промышленности, министром промышленности товаров широкого потребления СССР и, наконец, в течение 16 лет возглавлял Совет министров СССР.
Экспозиция, посвященная деятельности А.Н. Косыгина во время Великой Отечественной войны, оформлена плакатами того времени. Алексей Николаевич принимал самое активное участие в эвакуации предприятий. Всего во второй половине 1941 года 10 миллионов человек были вывезены в тыл, 1523 крупных предприятия перебазировано на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Было вывезено более двух миллионов голов крупного рогатого скота. Занимая пост уполномоченного Комитета гособороны, он руководил эвакуацией жителей блокадного Ленинграда, лично отчитывался по телефону перед И.В. Сталиным.

Владимир Личутин — писатель известный, лауреат многих премий, его романы и повести изданы тиражом более двадцати миллионов экзземпляров. Казалось бы,  давно пора издать собрание его сочинений, но государство, под либеральным флагом вступившее на тропу ростовщичества и ссудного процента, вытеснило русскую литературу на задворки культуры, а русских писателей обрекло на нищенское существование, лишив  всяческих прав, тайно мечтая отобрать саму возможность заниматься литературным трудом. И любители творчества Владимира Личутина, утратив надежды на государство, решили сами выпускать  «Собрание сочинений в 12 томах» по принципу православного русского мира «Шапка по кругу». В минувшем году в издательстве «Вече» вышел первый том «Фармазон», куда вошли одноименный роман и повести «Вдова Нюра», «Крылатая Серафима», опубликованные миллионными тиражами ещё в девяностых годах прошлого века. В марте 2016 года появился в продаже исторический роман «Скитальцы» (в двух книгах), в августе вышел третий том с романом «Любостай» и повестью «Домашний философ». До конца шестнадцатого года будет напечатан роман «Беглец из рая». Так что начатое дело с вашей, дорогие читатели, и с Божьей помощью продвигается.

Эта премия была учреждена в Санкт-Петербурге в 1997 году, т.е через год она отметит  20-летие своего существования. За это время её статус менялся, вырос, и совсем недавно, 19 ноября в конференц-зале Главного здания РНБ (Санкт-Петербург)  состоялась ХI торжественная церемония вручения Всероссийской независимой литературной премии «На встречу дня!» им. Б. Корнилова, организованная литературным фондом «Дорога жизни», возглавляемым его президентом Дмитрием Мизгулиным.
Жюри премии в составе лауреатов премии Правительства России в области культуры поэтов Дмитрия Мизгулина и Андрея Шацкова, а также главных редакторов журналов: «Нева» – Натальи Гранцевой, «Невечерний свет» — Владимира Хохлева, «Юность» – Валерия Дударева и главного редактора газеты «Слово» Виктора Линника наградило лауреатов премии 2016 года, которыми стали:
Глеб Артханов (Минск – Санкт-Петербург) – заместитель главного редактора журнала «Новая Немига литературная». За продолжение традиций отечественной поэзии, а также исследование творчества поэта Бориса Корнилова, в частности в эссе «Борис Корнилов: не воплощенность судьбы?», опубликованное на страницах журнала «Невечерний свет» № 6, 2016 год.

В сентябре 2016 года на Московской международной книжной выставке-ярмарке была представлена первая книга прозаика Елены ТУЛУШЕВОЙ «Чудес хочется!». Месяц спустя она была удостоена серебряной награды на VII Славянском литературном форуме «Золотой Витязь».
Несмотря на молодость, Елена широко публикуется. Её рассказы печатают ведущие московские издания и русскоязычные журналы в Германии, Канаде, Эстонии, Беларуси, Казахстане. Рассказ Е. Тулушевой «На последнем» был опубликован в газете «Слово». Произведения Елены переведены на китайский, арабский, венгерский, сербский, болгарский и другие языки. Редакция сочла актуальным разговор о творчестве молодого прозаика и предложила рассказать о книге «Чудес хочется!» критику Ирине ШЕЙКО.
«То, что Елена Тулушева заметное явление в нашей молодой прозе — это бесспорно», — утверждает Сергей Есин в предисловии к книге. Высокая оценка опытного писателя и наставника, многие годы возглавлявшего Литинститут, побуждает внимательно отнестись к рассказам и писательской судьбе Елены.

В Воскресенске состоялся V Академический литературный семинар. Его организаторами выступают Академия российской словесности, Управление культуры администрации Воскресенского района, МУ «Культурный центр «Усадьба Кривякино» и воскресенское литературное объединение «Радуга» им. И.И. Лажечникова.
На семинар приехали литераторы из Москвы, Коломны, Луховиц и Каширы. Собравшихся приветствовали глава городского поселения Воскресенск Александр Квардаков и заместитель начальника Управления культуры администрации Воскресенского района Елена Баклушина.
Было оглашено приветствие участникам V Академического литературного семинара от президента Академии российской словесности, члена высшего творческого совета Союза писателей России Юрия Беляева, в котором говориться: «Хорошо, что семинар с таким ёмким названием стал традиционным. Это возможно лишь потому, что руководство района правильно понимает значение литературы в жизни общества и её роль в становлении высокодуховного человека. Творчество членов литературного объединения «Радуга» им. И.И. Лажечникова хорошо известно российскому читателю. Ширятся связи воскресенцев с центральными издательствами, а также – ваши международные связи. Вы успешно контактируете с вашими болгарскими друзьями, выпуская совместные сборники». В послании особенно выделен «подвижнический характер деятельности руководителя воскресенского литературного объединения «Радуга», редактора газеты «Воскресенск литературный», поэта и публициста Леонида Анфиногеновича Дудина».

«Сервилия» Н.А. Римского-Корсакова в Камерном театре им. Б.А. Покровского
Многие любители классической оперы слушают передачи радиостанции «Орфей». А там есть интереснейшая рубрика – «Музыка, которая вернулась», подсказавшая мне название заметок о знаменательной премьере Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. Замечу сразу, что эта премьера поставлена к юбилею музыкального руководителя театра, народного артиста СССР Геннадия Рождественского (он — дирижер-постановщик этого спектакля). Опера эта, по сути, вообще у нас не ставилась. Но вот теперь вернулись к её постановке, и это — настоящая радость для почитателей Римского-Корсакова.
Вы входите в зал театра и… попадаете в настоящий римский форум (художник-постановщик Виктор Герасименко). Форумом стал весь зал: и амфитеатр, в котором сидят зрители; и сцена; и балконы; и «задники»; и выносная на просцениум игровая площадка.

24 ноября в 18.30
в Большом зале ЦДЛ
состоится юбилейный вечер
журнала
«НАШ СОВРЕМЕННИК»


Приглашены: Ст. Куняев, Г. Зюганов, С. Глазьев, А. Проханов, В. Ганичев, М. Гуцериев, С. Есин,
Т. Петрова, Н. Бурляев, В. Бондаренко, В. Линник, З. Прилепин, С. Шаргунов, Р. Харис, Д. Мизгулин, И. Переверзин, А. Лиханов, В. Крупин.

Вечер ведут:
Александр Казинцев и Сергей Куняев


Вход по пригласительным билетам, которые можно получить в редакции журнала и в бюро пропаганды
Тел.:    8 (495) 621-48-71 (редакция)
        8 (495) 625-00-50 (бюро пропаганды)




Журнал отмечает своё шестидесятилетие. В его адрес поступают многочисленные поздравления. С уроком гражданской отваги сравнивает деятельность журнала Геннадий ЗЮГАНОВ. «Наш современник» по праву считался и считается поистине народным журналом, другом и наставником русских учителей, отдушиной для многочисленных читателей российской глубинки. И, наконец, самым «зачитанным» — в высшем смысле этого слова — литературно-художественным журналом российских библиотек», — отмечает лидер КПРФ.
«Жить и здравствовать! — Желает академик РАН Сергей ГЛАЗЬЕВ, подчёркивая фирменный стиль журнала. — Поражать и удивлять смелыми публикациями и литературными открытиями! Держать руку на пульсе современности, оставаясь подлинно «Нашим современником», из гущи событий извлекать только главное, системное, важное для укрепления и развития России!» Председатель Союза писателей России Валерий ГАНИЧЕВ говорит о великой роли в общественной и гражданской жизни, которую играет журнал: «Откуда-то из глубин веков, от мудрых предков и трепетных душ наших людей он извлекает живительную струю, ту живую воду, что излечивает и поднимает наших людей, как в своё время сказочных богатырей. Да, «Наш современник» по праву может быть назван журналом нашей Родины».

Юрию КУВАЛДИНУ — 70!


Замечательный русский писатель, публицист и литературный критик Юрий Александрович Кувалдин – москвич. Родился 19 ноября 1946 г. в самом центре — на улице 25-го октября (прежде и ныне Никольской), в доме №17, где располагался раньше знаменитый «Славянский базар». Школа, в которой учился, находилась в здании бывшей Славяно-греко-латинской академии, широко известной тем, что среди её учеников были Ломоносов, Тредиаковский, Кантемир…
В своей жизни освоил много профессий: фрезеровщика, шофёра такси, ассистента телеоператора, научного сотрудника, корреспондента газет и журналов. А ещё, как выяснилось, мог стать профессиональным футболистом, поскольку небезуспешно играл в детско-юношеской спортивной  школе московского «Локомотива». Окончил филологический факультет МГПИ им. Ленина. Занимался в театральной студии при Московском экспериментальном театре, у истоков которого стояли Владимир Высоцкий и Геннадий Ялович. В рядах ВВС прошёл срочную службу в армии.
Такая биография, конечно же, серьёзно помогла узнать жизнь с разных сторон и людей разных социальных слоёв, что для писателя бесценно.
В художественной литературе Юрия Кувалдина заметили сразу, поскольку такие известные и уважаемые в советские времена журналы, как «Литературная учёба», «Знамя», «Дружба народов», «Новый мир», «Юность», «Континент»… и многие газеты, охотно предоставили свои страницы для его произведений.

В последние годы романами детективного, фантастического, мистического или фэнтезийного характера прилавки книжных магазинов уже в такой степени загружены и перегружены, что их не только пролистывать, но даже брать в руки неохота – кажется, про них уже всё заранее наперёд знаешь и можешь пересказать их содержание, ни читая. А главное – подавляющее большинство книг такого рода не несёт в себе ни философской, ни политической, ни жизненной основы, а разыгрываемые в них самые острые драмы и сюжеты ни в малейшей степени не пересекаются с реальной жизнью читателей. Эти книги, конечно, бывают безумно интересными и мастерски закрученными в сюжетном плане, но беда заключается в том, что через десять — двадцать минут после их прочтения уже абсолютно невозможно вспомнить, о чём в них только что говорилось…
Авот роман Виктории Смирновой «Поцелуй Мира»* отличается от массы других современных книг именно тем, что его невозможно просто так взять и выбросить из своей головы – всё время хочется продолжать этот разговор, вести начатое в нём расследование, проникая в бездонную пропасть вселенского мира, насыщенную всевозможными тайнами и загадками.

Подведены итоги премии «Ясная поляна». Церемонию вручения в Большом театре почтили своим присутствием два депутата Госдумы России потомки наших литературных гениев Пётр Толстой и Александр Шолохов, а также руководитель института Александра Пушкина Маргарита Русецкая и заместитель министра Минобрнауки Вениамин Каганов, не считая множества писателей.
Победу в номинации «XXI век» впервые одержали сразу два писателя — Наринэ Абгарян и Александр Григоренко. «Потерял слепой дуду» Григоренко — про глухого, но любимого всеми мальчика Шуру. «С неба упали три яблока» Абгарян — об армянской деревушке Маран, в которой, поддерживая друг друга, не теряя достоинства, доживают свои жизни одинокие старики. Потому вручение Н. Абгарян ещё и спецприза «Выбор читателей» от компании Samsung (поездка в Сеул) — итог вполне закономерный.

peredelkinoС Игорем Александровичем Найвальтом мы встречались совсем недавно – в начале октября нашему общему другу Савве Васильевичу Ямщикову исполнилось бы 78 лет. Последние годы Найвальт старается собрать 8 октября Саввиных друзей, конечно, не всех, ибо всех собрать никому не под силу. Но приходят многие, соратники и сподвижники неистового Саввы, человека, любившего Россию, «как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно». Когда речь идёт о Савве, в этих знаменитых словах нет пафосного преувеличения. Он был из тех, кто мог, как свои, повторить слова Алексея Толстого, который Константинович: «Коль любить, так без рассудку, / Коль грозить, так не на шутку, / Коль ругнуть, так сгоряча, / Коль рубнуть, так уж сплеча!».
Примечательно, что оба не только темпераментом, но и силой были не обижены. Граф и правнук последнего гетмана Украины Разумовского узлом завязывал кочергу, в молодом крепыше Савве с первого взгляда угадывали доброго молодца из сказки. И с бородатым здоровяком Найвальтом, напоминающим викинга из Рюриковой дружины, Ямщикова, думаю, связывало не только духовное родство и схожесть взглядов, но и чисто мужское уважение к физической силе.
Лидера в Игоре Найвальте разглядели давно. Он сам рассказывал мне, как ещё в институте его вдруг выдвинули в факультетское бюро комсомола. Сообщили ему об этом, когда он болел. «Как? – отвечаю им. – Вы что? Я не могу!» — «Как? Почему не можешь?» — «Да я не комсомолец!». Подивились они, но пока я выздоравливал, всё быстро уладили. «И стал я членом бюро факультета!», — подытожил он. А потом, добавим, и секретарём комитета ВЛКСМ института».

Уважаемые друзья!
Союзы писателей России и Беларуси — единая, объединённая высотами нашей истории, культуры, слова семья. Конечно, каждый писатель, как и каждый союз, имеет свои неповторимые черты и качества в изображении жизни, художественном взгляде на неё, светящемся слове, но и в той миссии, которая предначертана нам, есть великая заповедь святого праведного нашего Серафима Саровского: «Спаси себя, и рядом с тобой спасутся другие».
Да не в миссии поучения и самовозвышения наш долг, а в той осознанной и ощущаемой роли слова, которое и было вначале, которое и спасло этого произносящего его, отводило на вершины того, что было вначале у Бога, и это слово было Бог.
Ощутив и уразумев эту истину, мы освободимся от гордыни, которая нередко присуща нашему брату, и ощутим святую близость к человеку, сирому и убогому, великому и малому, к тому, во имя которого и для которого мы работаем.
Можно сколько угодно придумывать забавные и мистические словесные узоры, придавать им вид литературных концепций и школ, оставаясь вне жизни, но глубокомысленно заявляя о своей особой и возвышающей роли в обществе, по сравнению с другими.
Часто привожу факт, как до Великой Отечественной войны в конце 30-х годов было принято властями страны решение издавать тысячными и миллионными тиражами книги отечественной классики. Если говорить о русской, то это были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Крылов, Толстой, Чехов, Шолохов и другие национальные классики. Не побоюсь сказать, что это был один из факторов нашей победы в Великой Отечественной войне.

14 октября в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Российской Федерации состоялся Второй съезд Союза писателей Союзного государства Беларуси и России.
 В работе съезда приняли участие более 120 делегатов из обеих стран, а также политические и общественные деятели Беларуси и России.
Открыл съезд председатель Союза писателей России, сопредседатель Союза писателей Союзного государства Валерий Ганичев. Он отметил, что за прошедшее с момента учредительного съезда время писателями сделано немало шагов по упрочению творческих и организационных связей между творческими организациями Беларуси и России, направленных на единение наших писательских организаций и наших братских народов.
Приветствие президента Беларуси Александра Лукашенко участникам форума зачитал заместитель главы администрации президента Беларуси Игорь Бузовский.
«Вы взяли на себя благородную миссию – содействовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами Беларуси и России, работать над построением общего культурного пространства, отстаивать высокие эстетические и нравственные идеалы», — говорится в приветствии.

В русском языке термин «несобственно-прямая речь» означает приём, когда автор прячется за героя, говорит вроде бы от него, но фактически это он сам. Приём этот помогает, может быть, раскрытию замысла, но есть всё-таки в этом приёме некая хитринка: спросить не с кого. Кто говорит? Автор? Нет, вроде герой. Герой тоже легко отопрётся: это, мол, не я сам, а за меня говорят. Таким приёмом, по сути, написаны многие работы Александра Солженицына, начиная с «Одного дня Ивана Денисовича». Поток его «однодневного» сознания и размышления идёт вроде бы от его имени, но мы-то понимаем, что это не герой такой умный, это автор. А уж автор-то знает, о чём и как думает советский заключённый.
«Красное Колесо» — это десятки, чуть ли не сотни авторизованных персонажей, когда автор, овладев приёмом стилизации, может говорить и «царским», и «военным», и «мужичьим» языком. Полифония — по-русски многоголосица — должна создавать «узловые» и вместе с тем типичные моменты русской переломной истории. Не знаю, как другие, а я просто устаю от такого приёма. Полифония звучания кажется мне шумом, персонажи — куклами, которые изображают реальных исторических лиц и говорят то, что прикажут... Воля ваша, я много раз, и по-тихому, и с разбега, кидался под колёса «Колесу» и вскоре обнаруживал себя на обочине дороги, по которой оно каталось туда и сюда.
Может, это кому покажется резковато, но что делать — сунулась мне под руку статья из «Нового мира» (№ 10, 1999 г. с.?130–131), где «Колесо» названо «грандиозным», сочетающим «в себе художественную эпопею с историческим исследованием, фундированным, наверное, нисколько не меньше, чем самая солидная научная работа». То, что «Колесо» фундировано, я нисколько не сомневаюсь, я просто говорю: дочитать не могу.

В селе Константиново Рязанской области 1?октября с.г. состоялся Всероссийский праздник поэзии «Пой песню, поэт…», посвященный 121-й годовщине со дня рождения С.А.?Есенина. В эту прекрасную осеннюю пору на высоких приокских кручах в рамках проекта «Есенинские дни» собираются почитатели творчества поэта.
«Сергей Есенин — народный поэт, поэтому сегодня к нему вновь пришли тысячи людей, — отметил вице-губернатор Рязанщины Сергей Филимонов. — Я уверен, что в эти дни многие откроют томики стихов Есенина, споют душевные песни на стихи поэта. Они будут о любви к жизни, к малой родине, к нашему дорогому Отечеству — великой России».
В этом году для посетителей есенинского праздника поэзии была подготовлена насыщенная программа. На центральной площади работала ярмарка народных промыслов, «свободный микрофон», где каждый мог прочитать любимые стихи С.А. Есенина и произведения собственного сочинения. На территории усадьбы его родителей состоялся концерт песенно-инструментального ансамбля «Радуница» и поэтический митинг.

В отечественной литературе есть целый пласт ярких произведений, посвящённых прошлому и настоящему шахтёрского житья-бытья. Можно вспомнить рассказ Куприна «В недрах земли», повесть Сергея Сергеева-Ценского «Наклонная Елена», роман Бориса Горбатова «Донбасс», роман Александра Плетнёва «Шахта». Думается, в ряду неординарных «горняцких сочинений» по праву может быть представлена и современная проза Кирилла Усанина.
Под данным псевдонимом публикуется прозаик и поэт Николай Петрович Попов. Он родом из Копейска Челябинской области, но уже долгое время живёт и работает в Москве. Талантливый уроженец Южного Урала, известный как автор многих книг прозы и поэзии, является обладателем медали имени Антона Чехова и других престижных творческих наград. В настоящее время Кирилл Усанин входит в состав Союза писателей России и Академии российской литературы.
Характерно и показательно, что сюжетные перипетии целого цикла произведений Кирилла Усанина связаны с уральским шахтёрским посёлком. Читая его прозаические работы, всё больше и больше убеждаешься: шахтёры — это особая порода людей.
Совсем недавно вышла в свет очередная книга писателя «Айда, голубарь». В неё вошли новые произведения, написанные за последние годы уже нового, XXI века. В их основе — остросюжетные события, связанные с жизнью шахтёров и сельских жителей Южного Урала. В этот прозаический том включены пять повестей — «Канарейка в шахте», «Нетерпимость», «День первый», «Спасти Красавку» и будто ставшее смысловым венцом нового авторского сборника сочинение, по которому и названа эта новинка усанинской шахтёриады, — «Айда, голубарь».

В рамках XI Всероссийского фестиваля духовности и культуры «Бородинская осень» в можайском Доме художника состоялось открытие Международной художественной выставки «На полях русской славы».
Выставка была посвящена 15-летию прославления адмирала российского флота, святого праведного воина Феодора (Ушакова). Почётное право открыть мероприя­тие было предоставлено одному из его организаторов В.А. Лапкину, местному меценату и предпринимателю. Виктор Алексеевич приветствовал всех участников и гостей выставки, отметив, что она имеет яркую патриотическую направленность.
Организатором выставки выступил Союз писателей России, руководимый В.Н. Ганичевым. Секретарь Союза писателей России С.И. Котькало в своём выступлении отметил, что Дом художника стал местом встречи художников России, творческой интеллигенции Москвы, Подмосковья и Можайска. С.И. Котькало отметил большую заслугу в организации выставки заслуженного художника России, председателя художественного фонда «Бородино» Е.А. Долгачёва, у которого в этом году юбилей — «исполняется 40 лет безупречной службы искусству». Президент Торгово-промышленной палаты Можайского района А.В. Майоров вручил почётную грамоту юбиляру за заслуги в творчестве.

Фестиваль «Бородинская осень-2016», местом проведения которого одиннадцать лет назад избрана наша можайская сторонка, – уже история. Он прошёл очень успешно, выполнил свои задачи по всем выбранным направлениям: песенное, литературное, изобразительное и кинематографическое.
Организаторы и участники фестиваля счастливы, что с первых минут и до закрытия непосредственно участвовал в его работе владыка Роман, епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. Он отметил, что фестиваль проходит по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, очень необходим и вновь подтверждает крепость духа и несгибаемую веру россиян. В дни фестиваля владыка Роман провёл на братском Ильинском мемориале молебен о воинстве, отдавшем жизнь за други своя в годы Великой Отечественной войны, служил праздничную литургию в Лужецком монастыре, вместе с участниками форума подводил итоги фестиваля в Доме художника и награждал победителей. Он был в хорошем расположении духа: пока дети исполняют народные танцы и поют старинные распевы, покуда художники пишут соборы, писатели обращаются к героическому прошлому, поэты в стихах вспоминают имя Господа, храмы полны верующих – будет крепка Россия!
Можно описывать фестивальные события репортажно, но сегодня хочется поговорить о его результатах. О чём он и для чего? И для кого? Если коротко, то о нас и для нас. Он о России, о нашей истории и современности, о памяти, о связи и преемственности поколений. Он о силе русского духа, душевной красоте и сердечности наших людей. Он об отечестволюбии, о вере.

Есть темы вечные. Сколько ни говори о них, ни конца, ни края не видать: тема эта по-настоящему неисчерпаема. Так и в драматургии. Разумеется, в утверждении этой аксиомы я не стремлюсь открыть что-то новое. Так вот, обратимся к тому вечному, которое предлагает нам лучшая драматургия, и самое непосредственное отношение к ней имеет творчество Александра Вампилова.
Лучшую пьесу этого талантливого автора назвать трудно, да и зачем? По всей России театры с постоянными аншлагами ставят Вампилова, и он всегда звучит по-новому, не старея во времени. Взять хотя бы его «Старшего сына». Когда-то появился замечательный фильм с Евгением Леоновым в главной роли, который без конца показывают по телевидению. Геннадий Гладков написал отличную оперу «Старший сын». В театре-студии Олега Табакова недавно была показана удачная постановка с Юрием Чурсиным в роли Володи. Новое прочтение этого шедевра Вампилова — всегда праздник, и, что хочется отметить, такой спектакль, как правило, всегда «обречен на успех».
И на этот раз касательно премьеры в Московском театре «Сфера», который недавно возглавил одаренный Александр Коршунов. Он же и поставил спектакль, который бесконечно волнует зрителей и вновь обращает их к теме прозрения совести... Семья неудачливого музыканта Сарафанова знакома всем нам уже давно, но даже знакомый сюжет можно переживать по-новому, тем более что атмосфера действия ёмко подчеркнута самой сценической конструкцией театра. Она делает происходящее более интимным на крупном плане — глаза в глаза. Особый же колорит происходящему придает музыка. Через весь спектакль «проходит» знаменитый Венгерский танец Брамса. Он несёт в себе не только энтузиазм, солнечность и надежду, но, пожалуй, и некоторую тревогу. Таким образом, создается музыкальная партитура, включающая в себя и народные мелодии, и романсы А. Суханова на стихи И. Бунина и М. Волошина. Слышатся даже отзвуки звучащих вроде бы в прошлом мелодий советских композиторов. Но обобщение — за Брамсом, и Венгерский танец звучит «по делу», удивительно гармонично...
На круглой сцене «Сферы» стоит длинный низкий стол — основной сценографический атрибут спектакля (сценография и костюмы Ольги Коршуновой). Имеются ещё и «говорящие» двери — они приобретают весомый метафорический смысл. Нам поначалу неизвестно, через какие двери проникли на территорию дома Сарафанова непрошеные гости. А чуть позже двери начинают «работать»: оба заигравшихся молодых героя, Володя и Сенька Сильва, классические типажи легкомысленных озорников, неожиданно ломают привычные устои дома Сарафановых.

Please publish modules in offcanvas position.