М.Е. Салтыкову-Щедрину — 195 лет

Писатель, вице-губернатор, диссидент
27 января в музее Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в Спас-Угол прошли вторые Чтения, посвященные его 195-летию. Упорная «Русская литература» рано ли —
поздно, а всё ж дозвонится и до тех, кто прогуливал уроки: «лит-ра». Да ещё окажется полезней того же обществоведения в объяснении наших «роковых вопросов» вроде причин недавней «киндер-движухи».
Как совместить любовь к Отечеству и обличение его несовершенств? Салтыков-Щедрин отвечает. В журнале «Отечественные записки» он неистово бичевал воров-чиновников, «помещиков Поскудниковых», «Помпадуров и Помпадурш», в «Господах Головлёвых» – целый социальный слой, а в «Истории одного города» – вроде бы и всю российскую историю. Википедия, воспроизведя целиком статью Брокгауза-Ефрона о Салтыкове-Щедрине, резюмирует: «Немного, вообще, найдётся писателей, которых ненавидели бы так сильно и так упорно, как Салтыкова» — выводя антитезу: оппозиционер, «критик режима» Салтыков и ненавидящие его чиновники, помещики.
Выступивший на Чтениях Председатель правления Союза писателей России Николай Федорович Иванов ответил сегодняшним «оппозиционерам», желающим подверстать и Михаила Евграфовича в свои ряды — перейдя от проблемы литературно-исторической к остро-современной, мировоззренческой. СПР своими инициативами, а его члены – книгами и статьями показывают молодёжи грань между критикой пороков общества и предательскими нападками на Отечество. Как именно сегодня СПР работает с поколением, зависшим в гаджетах, с юношами-максималистами «со взорами горящими» — подробнее рассказал поэт Дмитрий Силкан.
Меня, как и всех участников Чтений занимали вопросы: каковы возможности сегодняшней литературы? Как ей помогут великие предшественники, тот же Салтыков-Щедрин? Прохладные банальности, изрекаемые политиками: «С одной стороны надо… С другой стороны…» — не цепляют. Но живое слово, честная писательская судьба покажут, как именно можно любить и обличать. Вспомнился пример. Шесть лет назад кончина Валентина Григорьевича Распутина вызвала огромный поток откликов, в основном в патриотических изданиях. Я считал: такая Личность стоит много выше всех группировок, но знал, конечно, суровый «счёт» к нему либеральных СМИ. «Зединщик» — ярлык особо популярный в перестройку.
Означал: некритичное отношение к тогдашней действительности, «ругать можно только загнивающий Запад» единомыслие, ограниченность.
И помог тогда пробить стену предубеждения: как раз… Салтыков-Щедрин. Из знаменитой публицистической книги Распутина «Сибирь, Сибирь…» (1991, Государственная премия) я взял примеры: история горячо любимого им Иркутска:
— Первый сибирский губернатор князь Гагарин казнён в Петербурге «за неслыханное воровство», почти одновременно с ним взошёл на плаху иркутский воевода Ракитин, не брезговавший разбоем, чуть позднее такая участь постигла и первого иркутского вице-губернатора Жолобова, который «пытал безвинно и при пытках жёг огнём»…
Вице-губернатору Плещееву пригоже было приказать всякий раз при своём выезде палить из пушек, чтобы досадить архиерею, которому звонили; другого, губернатора Немцова, «бог вразумил» пригласить за город гостей и натравить на них разбойника Гондюхина, не постеснявшегося донага раздеть благородное общество, к величайшей потехе губернатора; Крылов, приехавший в Иркутск пресекать беззакония, «по своему высмотру» обобрал местных купцов более чем на 150 тыс. руб., посадил под арест чем-то не приглянувшегося ему вице-губернатора Вульфа и разъезжал по городу, наводя жуткий страх на жителей и опять-таки «по своему же высмотру» указывая на понравившихся ему купеческих дочек и мещанок, которых следовало незамедлительно доставлять Крылову на дом… Выправлением вольной городской планировки ретиво занялся в начале XIX века вице-губернатор Трескин. По его указанию набрана была из арестантов местной тюрьмы бригада во главе с Гущей, оставшаяся в летописи под названием «гущинской команды»… «Бывало, явится команда, и дом поминай как звали… Поднаторев в уличном переустройстве, Трескин взялся затем выправлять и устье Иркута, заявив, что река имеет неправильное течение»… «гибельные», по слову летописца, времена».
Это всё — нон-фикшен, иркутские реалии! Нельзя не узнать: салтыковский город Глупов – в полный рост! А уж «выправление неправильного течения реки» вице-губернатором Трескиным и вовсе пригвождает. Помню, редактор позвонил, осторожно спросил: «Это точные цитаты? Это правда – из книги Распутина «Сибирь, Сибирь…»?
Подтверждение нужно было обеспечить срочно — в Интернете книга выложена не вся (тоже, увы, симптоматично). Мой экземпляр далеко, на даче, но успел взять у Геннадия Иванова, привез в редакцию, удостоверил. Статья «Купол терпимости. Валентин Распутин как русский диссидент» вышла в срок. С важнейшим тезисом: В.Г. Распутин не только живописал плещеевых, немцовых, гондюхиных, но терпеливо отыскивал и радуясь, находил примеры успешного им гражданского противостояния, исцеления этих недугов.
Так же и Салтыков-Щедрин. Обличая крепостников — сам был неутомимым крестьянским радетелем. Выводя хороводы воров — сам был честнейшим чиновником империи. Высмеивая лентяев, «карасей-идеалистов»… Салтыков даже порой конфликтуя с губернатором (ревностно защищал крестьян), сделал блестящую карьеру.
Знаменитый писатель, Тверской и Рязанский вице-губернатор Салтыков-Щедрин — важный пример многогранного служения Отечеству. И благодаря людям это разглядевшим — его служение продолжается ныне. В числе «разглядевших»: Владислав Юрьевич Юдин. Будучи главой Талдомского городского округа, он организовал эти Чтения, и ныне, пойдя если не на повышение — то приближение (к Москве), в качестве главы уже Долгопрудненского округа не забыл своё детище, приехал, слушал, высказывался по поводу докладов, отпросился только с завершающего чаепития.
В числе интересных было выступление Ксении Нагайцевой: поэт, кандидат филологических наук, рассказала о богатой истории переводов Салтыкова-Щедрина на английский язык. Оказывается, начиная с «Губернских очерков» — «правящая морями нация» внимательно приглядывается к континентальной русской глубинке. Этель Лилиан Войнич, переводит его сказки. Выходят критические обзоры, работы, ему посвящённые. В 1998 г публикуется Критический справочник к роману «Господа Головлёвы» (Saltykov-Shchedrin’s «The Golovlyovs»: A Critical Companion (AATSEEL) Paperback). «Запараллеливают» его с Гоголем, Зощенко, Замятиным, Сологубом. В XXI веке новый перевод «Господ Головлёвых» получил хвалебные отзывы. В предисловии Джеймс Вуд пишет: «Господа Головлёвы» — странная, пронзительная книга, в которой персонажи страдают и стремятся к состоянию небытия, книга, в которой есть и широкая сатира, и готический ужас, книга, которая чем старше, тем становится современней». В 2013 г. — новый перевод, соответственно новое предисловие: «Господа Головлёвы» — одна из самых депрессивных книг в мировой литературе».
Статья в литературной энциклопедии литературных английских переводов (Encyclopedia of Literary Translation into English): «Это тревожная история изоляции и распада в месте, напоминающем неуловимый Макондо из романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
Заведующая музеем Анна Николаевна Комлева после экскурса о значимых иллюстраторах Салтыкова-Щедрина остановилась подробнее на особо ею ценимом питерском художнике-карикатуристе Сергее Лемехове. Режиссёр-документалист, член СПР Александр Михаленко, снимал все торжества дня. Желаем его серии фильмов «Губернские очерки» — удачного видео-продолжения текстов Салтыкова-Щедрина. Нынешний глава Талдома Юрий Васильевич Крупенин и зам.пред Правления СПР Игорь Янин, проведшие на прекрасном уровне Чтения, заверили: город, Союз писателей России — ценят память Салтыкова-Щедрина, а грядущее 200-летие станет вехой российской культуры.

Игорь ШУМЕЙКО.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.