«Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?»
Борис Пастернак.
Почему «коктейль»? Дело в том, что рядом со знаменитой пьесой Булгакова «Последние дни» режиссёр Алексей Бородин уверенно и не без риска поставил в РАМТе пьесу Бориса Акунина «Убить змеёныша». И этот риск, безусловно, оправдался. А Борис Акунин не без горечи пошутил: «Ужасно интересно, что за «коктейль» намешал Бородин из «Медного всадника», «Последних дней» и моей пьесы… Сходите, посмотрите, кто в Москве. Поделитесь впечатлениями…».
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?»
Борис Пастернак.
Кто мы и откуда? Вопрос происхождения рода человеческого всегда оставался открытым для ученых. Точного ответа на него пока нет. Но к разгадке удалось приблизиться фактически вплотную. Если раньше историки и археологи лишь выдвигали некие гипотезы, которые в той или иной степени подтверждались разного рода дошедшими до нас письменными документами и сохранившимися материальными памятниками, то сегодня можно получить подтвержденные данные. Пальма первенства и заслуга в этом принадлежит новой отрасли знаний — науке ДНК-генеалогии.
Как уже знает вся читающая Россия, с 31 мая по 3 июня Союз писателей России впервые принимал участие во Всемирном книжном фестивале «Красная площадь», который, как обычно, приурочен ко дню рождения А.С. Пушкина и Дню русского языка. Но этот, уже четвёртый фестиваль 2018 года имел и свой особый акцент – 200-летие со дня рождения И.С. Тургенева. Организаторы – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз, Генеральная дирекция международных выставок и ярмарок при поддержке Правительства Москвы.
Вышла в свет книга «Сожжённые заживо взывают к нам»*. Этот сборник включает свидетельства и размышления современников о неслыханном геноциде гражданского населения исторической России в годы Великой Отечественной войны. Большинство читателей книги едва ли не впервые узнали из неё, как огненно-кровавая немецко-фашистская оккупация 1941—1944 годов, в которой находились 18 областей и краев РСФСР, самой большой республики Советского Союза, испепелила в каждом захваченном фашистами регионе сногсшибательное число сёл и деревень, тысячи из них — вместе с ни в чем не повинным мирным населением.
Любая писательская организация, даже самая маленькая, является теми корнями, без которых не может существовать российское литературное древо. Следовательно, корни надо беречь, укреплять, чтобы они были живыми, питали и давали жизнь большому писательскому содружеству.
О современной сербской культуре и классических традициях братского славянского народа, о роли православной Сербии в этом мире и её месте в сегодняшнем русском сознании мы беседуем с Ильей Михайловичем ЧИСЛОВЫМ, одним из ведущих отечественных сербистов, известным литературным переводчиком и членом Союза писателей России, председателем Общества русско-сербской дружбы, главным редактором Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке.
Многие молодые сторонники, да и недоброжелатели Всемирного русского народного собора едва ли способны себе представить, какими духовными силами народов России выковывалась эта главная дискуссионная площадка по общенациональному согласию. Меж тем дорога к согласию и к I Всемирному русскому собору была тернистой. Адепты хрущевского призыва в 50—60 годы ХХ века затеяли очередной разгромный поход против церкви и русского духа.
Выставка из Шанхая «Династия Мин: сияние учености» в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля посвящена одному из самых ярких периодов в истории Китая — времени правления династии Мин.
В 276-летний период (1368–1644) музыка, литература и другое искусство получили новое развитие, появились новаторские изделия. Впитав дух конфуцианства, даосизма, буддизма, китайский гений в них проявился с новой силой.
В 276-летний период (1368–1644) музыка, литература и другое искусство получили новое развитие, появились новаторские изделия. Впитав дух конфуцианства, даосизма, буддизма, китайский гений в них проявился с новой силой.
«Конечно, «Последние дни» — спектакль исторический, но вместе с тем – вневременной. Пьеса Бориса Акунина вроде бы повествует о юности Петра, но в ней уже проступают призраки омраченных клеветой «последних дней» Пушкина и третьего Отделения с его доносами. Довершает картину мерный стук копыт «Медного всадника»…»
Алексей БОРОДИН.
Алексей БОРОДИН.
Почему «коктейль»? Дело в том, что рядом со знаменитой пьесой Булгакова «Последние дни» режиссёр Алексей Бородин уверенно и не без риска поставил в РАМТе пьесу Бориса Акунина «Убить змеёныша». И этот риск, безусловно, оправдался. А Борис Акунин не без горечи пошутил: «Ужасно интересно, что за «коктейль» намешал Бородин из «Медного всадника», «Последних дней» и моей пьесы… Сходите, посмотрите, кто в Москве. Поделитесь впечатлениями…».
В 1863 году российский Святейший синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных. В наше время праздник получил название «День славянской культуры и письменности». В мае этого года славянский мир отмечает этот день в 155-й раз. В преддверии праздника об изящной словесности, русском языке и поэзии говорит председатель Общественной палаты Ленинградской области Юрий ТРУСОВ.
Будущего у России не может быть без русской словесности, расцветшей на почве церковнославянского языка. Словом искони передавалась традиция самобытной культуры народа, опыт исторических побед и поражений. Слово есть выразитель всей народной жизни и души народа с её скорбью и радостью, песней и плачем. «И мы сохраним тебя, русская речь, // Великое русское слово», – звучали слова А. Ахматовой в роковую годину, когда враг, захвативший почти всю Европу, стоял на подступах к Москве.
У песни всё дело в зачине,
Где встали слова на места,
И только по этой причине
Она открывает уста.
Александр Прокофьев.
Где встали слова на места,
И только по этой причине
Она открывает уста.
Александр Прокофьев.
Начну с частности – с зачина телесериала «Берёзка», с песенной поделки, открывающей каждую серию, с саундтрека, выражаясь не по-русски, тем более что и у авторов фамилии нерусские: музыка – Дмитрий Мосс, стихи – Любовь Лерокс. Вот какой они предлагают рефрен, который сразу оглушает банальностью слов и мелодии:
«…Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить».
Ст. Щипачёв
А песню нелегко сложить».
Ст. Щипачёв
Разумеется, поэтическая фраза Ст. Щипачёва, вынесенная в заглавие статьи, была создана отнюдь не для комедии Лопе де Веги «Собака на сене». Однако попала в самую десятку, потому что новая премьера столичной оперетты именно про любовь, яркую и стремительную, как всегда бывало у великого испанского драматурга Золотого испанского века.
Из-за грядущего Чемпионата мира по футболу, который впервые проводится в России, Московский международный кинофестиваль перенесли с июня на апрель. Этот факт, а также беспрецедентное давление Запада на Россию буквально сотворили чудо: на фестивале были представлены фильмы из 67 стран мира, и его посетили более 50 тысяч зрителей. Московский кинофорум ещё раз подтвердил свою гуманистическую направленность, ради которого и проводится с 1935 года.
В издательстве Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» появилась новая серия – «СВЛ» («Судьбы выдающихся людей»). Первой книгой этой серии, аналогичной «ЖЗЛ», будет книга Нины Красновой «Золотой самородок из Хасаута-Греческого» — об Анатолии Шамардине, выдающемся певце, композиторе, солисте Утёсовского оркестра, инязовце, полиглоте, филологе, авторе интересных рассказов, о котором не раз писала и прозу которого печатала наша газета
Во временном пространстве Всемирного дня поэзии (ЮНЕСКО) состоялся поэтический молодёжный фестиваль «Великий праздник молодости чудной», ставший на четвёртый год своего существования международным.
Проведён он, как всегда, в родовой усадьбе Тютчевых «Овстуг», в настоящее время являющейся музеем-заповедником великого русского поэта. Его организаторами выступили: дирекция музея (руководитель – Оксана Шейкина), а также литературный фонд «Дорога жизни», возглавляемый известным меценатом Дмитрием Мизгулиным, проживающим сейчас в Санкт-Петербурге.
Проведён он, как всегда, в родовой усадьбе Тютчевых «Овстуг», в настоящее время являющейся музеем-заповедником великого русского поэта. Его организаторами выступили: дирекция музея (руководитель – Оксана Шейкина), а также литературный фонд «Дорога жизни», возглавляемый известным меценатом Дмитрием Мизгулиным, проживающим сейчас в Санкт-Петербурге.
При слиянии рек Десны и Сейма в благодатные дни Светлой Пасхальной недели, в нескончаемом восклицании: «Христос воскрес!» – над лесами и долами разливались дивные песни участников Международного фестиваля славянской духовной поэзии и музыки «Колокольный звон пасхальный...» в тех самых местах, где Даниил Галицкий, помогая Киевскому Великому князю в войне с Михаилом Черниговским, освободил Сосницу, где родился великий писатель и режиссер Александр Довженко, автор «Зачарованной Десны».
27 марта с.г. заседание секретариата СП России было выездным. Повод оказался более чем знаковым: эта дата — канун 150-летия со дня рождения Алексея Максимовича Горького. Правление Союза писателей России и Московского городского отделения СП России собрались на площади Белорусского вокзала, у памятника Максиму Горькому. По словам представителя управы, это первый случай возложения цветов к памятнику пролетарского писателя после того, как его восстановили после демонтажа и вывоза в парк «Музеон».
Не многовато ли их стало в театральных коллективах страны в последнее время? То тут, то там – брожения, смуты, режиссёры норовят отстаивать свои амбиции в решении новаторских идей, рискуют вызвать гнев Центра и последующие за ним кадровые перетряски.
На этот раз внимание театральной и культурной общественности обращено в самый центр Москвы, возле Кремля, на Никольскую – красивую, изящную улицу, где расположен Московский государственный академический камерный музыкальный театр.
На этот раз внимание театральной и культурной общественности обращено в самый центр Москвы, возле Кремля, на Никольскую – красивую, изящную улицу, где расположен Московский государственный академический камерный музыкальный театр.
«Довлатов» — художественный фильм Алексея Германа-младшего. Фильм участвовал в основном конкурсе 68-го Берлинского кинофестиваля 2018 года. Мировая премьера состоялась 17 февраля 2018 года. В российский прокат фильм вышел 1 марта 2018 года. Фильм повествует о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов, накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского.
О времени и книге Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В годину тяжкую Богом избранный…», посвящённой 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона
Торжества, посвящённые 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона, вылились в большие, я бы сказал, грандиозные события в жизни церкви, общества, державы, православных людей, граждан России и наших соотечественников за её рубежами.
Торжества, посвящённые 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона, вылились в большие, я бы сказал, грандиозные события в жизни церкви, общества, державы, православных людей, граждан России и наших соотечественников за её рубежами.
Вышел в свет уникальный красочный альбом-энциклопедия «Русское зарубежье. Великие соотечественники: 100 судеб русской эмиграции в XX веке»* с уникальными иллюстрациями давнего автора и друга нашей редакции Леонида Козлова. В нём представлена увлекательная палитра жизни эмигрантов, в силу разных обстоятельств оказавшихся за границей.
Заявив о своём уходе в 2013 году из Большого театра, где был главным дирижером, он был категоричен, хотя никаких «крамол» за ним не числилось. Его можно было понять, ибо именно в это время в главном музыкальном театре страны происходили бесконечные скандалы. Вскоре после его ухода, накануне премьеры «Дон Карлоса», в театре произошли кардинальные изменения. Но Василий Серафимович Синайский не вернулся, стал работать с Малым симфоническим оркестром, созданным для маэстро Юрия Симонова, потом ушел и оттуда. Упоминание о Симонове — не случайно.
XV съезд Союза писателей России. Послесловие
Чем больше проходит времени со дня съезда, тем отчётливей всплывают и оформляются в памяти его основные моменты. Поэтому и взял заглавием известную строчку выдающегося русского поэта. Да, истинную цену любого события может показать только время.
На вопрос газеты «Слово» о недавних передачах канала НТВ о Виталине Цимбалюк-Романовской и Армене Джигарханяне отвечает член Общественного совета газеты, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Евгений Юрьевич СТЕБЛОВ:
— Я не понимаю, зачем нас подкармливают подобной телевизионной продукцией. Подобные ситуации могут возникнуть во многих семьях.
— Я не понимаю, зачем нас подкармливают подобной телевизионной продукцией. Подобные ситуации могут возникнуть во многих семьях.
Долгие годы я собирал информацию — всевозможные вырезки из газет и журналов — о рождении алфавита, происхождении и развитии языка. Старался подмечать в книгах, специальных исследованиях интересующие меня места. Нет, я не филолог и никогда не замахивался на научные работы на данную тему. Возможно, собранный материал так бы и лежал в моём архиве.
Сегодня открывается XV съезд Союза писателей России. Предлагаем читателям тезисы к Отчётному докладу Валерия Николаевича ГАНИЧЕВА, председателя правления писательской организации с 1994 года.
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Наш съезд проходит в преддверии знаменательной даты – 60-летия Союза писателей России. Началу нашей встречи предшествовала долгая, многослойная работа нашего Союза. Проводились пленумы, фестивали, вечера, презентации и встречи…
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Наш съезд проходит в преддверии знаменательной даты – 60-летия Союза писателей России. Началу нашей встречи предшествовала долгая, многослойная работа нашего Союза. Проводились пленумы, фестивали, вечера, презентации и встречи…
Вынесенные в заголовок тургеневские слова и понравились мне, и запомнились ещё со школьных времён, хотя знающие люди уточнили – и до Тургенева были авторы у этих слов, даже называли мне их имена. Но я не буду упоминать не слишком знаменитых поэтов – видимо, слова о розах зацепили чем-то Ивана Сергеевича, как зацепили они меня.
В начале февраля на Борисоглебской земле Ярославской области прошли XVIII Иринарховские чтения. Они стоят в ряду оборонительных начинаний, когда в дыму официальной русофобии 90-х здоровые национальные силы поднялись на возрождение русской культуры. У истоков этого мероприятия стояли Эдуард Володин, Сергей и Лариса Лыкошины, Юрий Юшкин. А главное — Иринарховские чтения получили благословение Святейшего Патриарха Алексия II.
Первое научное издание одного из величайших произведений русской и мировой литературы XX века — романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» — вышло недавно в Институте мировой литературы (ИМЛИ) имени А.М. Горького РАН. Тираж, как это сейчас, к сожалению, принято, совсем небольшой — всего 300 экземпляров. Состав редколлегии издания был представлен целым ученым синклитом (в Древней Греции: собрание высших сановников. — Ред.) во главе с членом-корреспондентом РАН Н.В. Корниенко.
Василий Суриков, 170 лет
24 января 2018 года исполняется 170 лет со дня рождения великого русского художника, мастера исторического полотна (1848–1916). В его творчестве жанр исторической живописи в России достиг наивысшего расцвета. Самые известные картины – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы».
24 января 2018 года исполняется 170 лет со дня рождения великого русского художника, мастера исторического полотна (1848–1916). В его творчестве жанр исторической живописи в России достиг наивысшего расцвета. Самые известные картины – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы».
Прибывающий рождественский световой день одарил нас и солнышком и ... горьким сообщением: скончался великий певец нашего времени, солист большого театра, бас александр ведерников. Незабываемый Иван Сусанин («Жизнь за царя»), Досифей («хованщина»), борис годунов, Варяжский гость, князь Игорь. Лауреат престижнейших премий, которые заслуженно начал получать ещё в молодые годы, и на всю жизнь сохранивший природные черты русского характера: удивительную скромность, высочайшую порядочность.
Атаки на нашу национальную культуру не только продолжаются, но в последнее время ужесточаются! В этот раз удар нанесён по Государственному академическому русскому концертному оркестру «Боян». Причём удар был нанесён исподволь, изощрённо. Оркестр не распустили. Но сущность его коренным образом изменилась. Что равноценно убийству творческого коллектива.
Размышления после просмотра документального фильма «Восточный фронт»
Просматривая анонсы культурных событий знаменитого «Домжура» — Дома журналиста, основанного ещё в 1920 году, — я увидел, что в его кинозале проходят показы XXIII Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». В программе неожиданно наткнулся на документальный фильм под названием «Восточный фронт».
«Вы спрашиваете, что такое симфония?Отвечу: Это – лирическая исповедь души…»
П.И. Чайковский.
П.И. Чайковский.
Это очень необычный спектакль, хотя, как кажется, всё в нём внешне обыденно для зрителей. Но всё ли?! Судя по названию, речь пойдет о каких-то фактах жизни нашего великого классика, что очень хорошо, потому что о композиторах театр рассказывает крайне редко или вообще пользуется только их музыкой.
Многие поколения россиян не представляют праздничную телепрограмму без «Голубого огонька», позволяющего отметить сказочный праздник в музыкальной компании, получая поздравления от звёзд эстрады, кино и телевидения, политических деятелей и спортсменов. Каждый год в этой программе принимают участие множество любимых артистов, а сценаристы и продюсеры стараются создать для зрителей настоящее шоу. 2018 год вряд ли станет исключением.
Посмотрела «Обручение в монастыре» С. Прокофьева в Музыкальном академическом театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Ну вот, могут сказать мне: либретто оперы-то написано по комедии совсем не нынешней. Ричард Шеридан – он родом из XVIII века. Совершенно верно, оттуда. Мы это ещё по другой его замечательной пьесе знаем, по «Школе злословия».
Российский центр изучения и сохранения духовного и культурного наследия Святого города (Русский центр «Иерусалим») гневно осуждает решение Президента США Д. Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. Это откровенное попрание международного права и международной законности, резолюций Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.
Комиссия (во главе с председателем СП России В.Н. Ганичевым) по присуждению премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Володина Союза писателей России, журнала «Новая книга России», Фонда святителя Иоанна Златоуста и ИИПК «Ихтиос» подвела итоги предложений на соискание представивших 233 книги 2016—2017 гг. творческих и общественных организаций и по результатам работы объявила имена лауреатов 2017 года.
Новую книгу известного писателя Михаила Чванова, выпущенную издательством «Вече», составили эссе и поиски разных лет. «Время Концов и Начал», опубликованное в 1982 году самым популярным в то время изданием — «Литературной газетой», перепечатывали всевозможные издания от Мурманска до Владивостока. Услышав его по радио, пытался связаться с автором работавший тогда над знаменитой «Пирамидой» Леонид Леонов,
Академия российской словесности в рамках международного проекта «Русский культурный круг. Вместе читаем и рисуем» представила двуязычное русско-хорватское издание книги «Солнцеворот». Это сказки Натальи Листиковой на каждый месяц года, связанные с праздниками и обычаями, обрядами и приметами славянских народов. Книга проиллюстрирована рисунками детей из Хорватии и России.