Действительно добрый, весёлый и живой спектакль по семи рассказам Василия Шукшина поставила режиссёр Юлия Беляева. И впрямь — подлинная деревенская жизнь с её уникальным юмором, простотой, самобытностью, узнаваемыми «шукшинскими» образами рождается в сферическом пространстве театра и становится ярким, искромётным и душевным спектаклем… Юлия Беляева много и успешно ставит в родном театре.
19 декабря в Союзе писателей России состоялся круглый стол по детской литературе. Председатель Союза писателей России Николай Иванов поделился с присутствующими информацией о работе Союза в целом и в направлении детской литературы, а также изъявил готовность помогать педагогам и литераторам, работающим в области детской и юношеской литературы.
Инициатор этой встречи, известный писатель Владислав Бахревский, собрал преподавателей и представителей издательств, чтобы наметить шаги по возрождению интереса к детской литературе. Он обозначил проблемы, стоящие сегодня перед нашим обществом, в частности, то, что профессии писателя официально не существует, как это было в советском государстве, во многом утрачена литературная школа, следовательно упал профессионализм и «через несколько лет мы получим общество, где не будет ни одного профессионала».
Эту прелестную, само изящество, трогательную, выточенную, словно дорогая фарфоровая статуэтка, «тургеневскую девушку» я увидела впервые в спектакле «Русский водевиль», поставленном Т.В. Дорониной в 2007 году. Она играла бедную родственницу богатых помещиков, играла с нежной застенчивостью, словно розовое облачко, появляющееся и исчезающее то в одном, то в другом конце огромной сцены, и ни на минуту не отпуская внимания зрителей, играла так, что дух захватывало в публике. Ею нельзя было не любоваться, не восхищаться, не повторять про себя: «Прелесть, ну, что за прелесть?!». Своей неповторимостью она освещала весь спектакль, создавала настроение, властно вела за собой сценическое повествование. Кто это?! — невольно возникал вопрос: откуда оно, это чудо?!! Ответ повергал в растерянность: «А!.. Это — подарок, Дорониной, из Санкт – Петербурга… От любимой подруги».
Дорогие друзья! 60 лет назад, в такие же декабрьские дни, Россия сказала «да» Союзу писателей. Не будем сейчас выяснять, кто сделал первый шаг в этом направлении — то ли власть, то ли сами писатели. Итог очевиден: мы есть, мы существуем, наш голос слышен, и он предельно внятен.
Известный писатель и драматург размышляет о состоянии российской культуры, о том, почему эта важнейшая часть духовной жизни нации испытывает ныне серьёзнейшие проблемы. Причины и следствия либеральных перекосов в литературе, ТВ, театральной жизни особенно остро дают о себе знать в настоящее время, когда страна сталкивается с массированным давлением со стороны Запада. Что можно и нужно сделать для исправления такого положения? Читайте об этом в материале Ю.М. Полякова, в основу которого положено его недавнее выступление в Совете Федерации РФ.
Если прав Достоевский, что красота спасёт мир, то немалую лепту в сбережение нашего народа вносит Центр эстетики и красоты «Катюша», отметивший недавно на нескольких сценических площадках столицы своё славное 25-летие. Цикл мероприятий предварила пресс-конференция, состоявшаяся 28 ноября в Центральном доме актера им.?А.А.?Яблочкиной на Арбате и проходившая под девизом: «Мода на счастливое детство: 25 лет дорогою добра, формирование культурного облика юного москвича». Большой интерес у собравшихся вызвала передвижная фотовыставка работ Владимира Алексеева и Владимира Милетина.
Новым руководителем Московского художественного академического театра имени Горького назначен продюсер и театральный режиссёр Эдуард Бояков. Его заместителем по творческой работе стал заслуженный артист РФ Сергей Пускепалис, заместителем по литературной части — писатель и публицист Захар Прилепин. О новых назначениях во МХАТе сообщил министр культуры России Владимир Мединский и советник Президента РФ Владимир Толстой.
100-летие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына вновь обращает наши взоры к этой масштабной фигуре. Пророк и борец с коммунистической тиранией для одних, агент империализма и разрушитель страны для других, Солженицын остаётся величиной, вокруг которой продолжают кипеть страсти, яростно ломаются копья противников. Стенка на стенку – так было при его жизни, так продолжается и теперь, через десять лет после его кончины.
Аналогов Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» в мире не существует. Создатель и художественный руководитель этого уникального оркестра народный артист СССР Анатолий Полетаев десятки лет совершенствовал музыкальный коллектив, обогащая звучание самобытных народных инструментов звучанием гобоя, флейты, трубы, валторны, скрипки, чтобы обращаться к народу с высшими достижениями в области искусства.
В этом году хорошо известная в писательском мире литературная премия им. Бориса Корнилова «На встречу дня!» получила статусное повышение. ВВикипедии на странице автора «Песни о встречном» появилась мемориальная запись: «Всероссийская ежегодная премия имени Бориса Корнилова учреждена в Санкт-Петербурге в 1997 году с целью сохранения памяти о выдающемся советском поэте.
«Слову», газете независимой и патриотической, исполняется двадцать лет. Эта цифра для нас удивительна. Она свидетельство недюжинной воли всего коллектива, нашей приверженности традициям высокой журналистики, в которой издавна ценились профессионализм, порядочность и преданность своей стране. Мы старались быть верными целям, которые перед собой поставили: говорить читателям правду о происходящем в стране и в мире. Поддерживали президента в его усилиях повернуть вспять губительный ельцинский курс во внешней и оборонной политике.
В год 190-летия военного писателя Льва Толстого одним из финалистов, не вошедших в список лауреатов в номинации «Современная русская проза», но отмеченных призом премии «Ясная Поляна», стала книга военного писателя Александра Брушковского «Праздник лишних орлов». «Орлы» вырастают в семьях тоже «орлов» в традициях воинского русского братства. Лев Толстой по-особому относился к военным писателям. А они всегда говорили о подвигах, о доблести, о славе.
120–я годовщина со дня рождения Художественного театра. Эта значимая дата в истории русского и мирового искусства подталкивает к мысли о необходимости представить публике, любящей театр, на юбилей, который отметил МХАТ им. М. Горького 27 октября 2018 года, ряд творческих портретов его ведущих артистов. Публике важно, что думают художники о задачах современного искусства, о том, как видится им назначение театра и актёра, работающего под началом народной артистки СССР Т.В. ДОРОНИНОЙ.
Творческая судьба этого красивого, экспрессивного, ярко талантливого артиста, поступившего во МХАТ им. М. Горького и никуда из него не уходившего 25 лет своей творческой жизни, сложилась так, как сложилась, во многом благодаря творческой энергии и таланту его воспитателя, народной артистки СССР Т.В. Дорониной. В труппу МХАТ им. М. Горького Максим Дахненко был принят по окончании Театрального училища им. Щепкина летом 1993 года.
Можно было бы приводить немало восторженных оценок творчества скромного, внешне незаметного юноши, переступившего в 1960 году порог знаменитого Пединститута им. В.И. Ленина. Ему повезло: он встретился здесь, на Малой Пироговской, с отличными и перспективными ребятами – Юлием Кимом, Юрием Визбором, Юрием Ряшенцевым, и они вместе создали очаровательный Ансамбль туристской песни, который и нам, современникам шестидесятников, хорошо известен нынче по дискам, по радиопередачам, по книжкам наконец.
29 октября 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения русскому и советскому поэту, лауреату Государственных премий Михаилу Кузьмичу Луконину. Он ушёл из жизни 4 августа 1976 года. С тех пор прошло немало лет. Но тем отчетливей приходят на память дни и годы, которые соединяли нас — отца и сына — не в семейном общении, а по жизни и поэзии.
28—29 сентября в столице Башкирии Уфе прошёл очередной ежегодный Аксаковский праздник, двадцать восьмой по счёту, посвящённый на этот раз 195-й годовщине со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова. Он по традиции знакомит гостей и участников с историей замечательного рода Аксаковых, сыгравшего выдающуюся роль в культуре, литературе и общественной жизни России. Аксаковский фестиваль давно стал фирменным знаком республики Башкортостан.
12 октября с.г. в Институте мировой литературы им.?А.М.?Горького РАН состоится торжественное награждение медалью М.Ю.?Лермонтова известного сербского поэта Ранко Радовича. Высокую награду выдающемуся деятелю славянской культуры лично вручит президент Лермонтовского фонда, лауреат Государственной премии России, верный друг сербского народа и многолетний переводчик сербской и македонской поэзии Анатолий Парпара.
На протяжении многих лет патриотическая общественность России ведет беспрецедентную борьбу за существование Государственного академического русского концертного оркестра «Боян». Напомним, что ещё в середине 2000-х этот всемирно прославленный музыкальный коллектив пытался уничтожить тогдашний министр культуры РФ М.Е. Швыдкой, однако распоряжением Президента России В.В. Путина «Боян» было решено «сохранить и поддержать».
«Кто такой Сирано де Бержерак? Сумасшедший, храбрец, дуэлянт, поэт… Он сделал открытие, что ради настоящей любви можно отречься от собственного счастья и быть всё равно счастливее всех на свете, и умереть, умереть от любви и, играя все всевозможные роли, всегда оставаться самим собой, так, чтобы даже тень его страшно-великого носа заставляла всех застыть в восхищении от его ярости и таланта, одиночества и юмора, искренности и тайны…» Павел САФОНОВ, режиссёр.
По радио и телевидению активно вещали об очередных сюрпризах погоды, не советовали выходить на улицу… А люди шли, невзирая на эти предупреждения, уже на подходах к Театру на Малой Бронной страждали в поисках лишних билетиков, толпились у входа. Как в премьеру, на которую все стремятся попасть. А спектакль был премьерным по сути, но не по календарю. О таких говорят «спектакль-долгожитель».
Гибель премьер-министра Донецкой Народной Республики Александра Захарченко напоминает нам, что Донбасс наш горит, что и сегодня, сейчас там гибнут русские люди. Война эта не закончится, пока мы не поймём, где она началась. А беда случилась не на окраинах – не в Приднестровье и не в Чечне. Болезнь — это то, что наши кинематографисты откровенно подражают Голливуду, и это считается хорошим тоном. Болезнь – то, что выпускники российских школ, за редким исключением, не знают истории и культуры собственной страны, не ассоциируют с ней своё будущее. А война на окраине русского мира – это всего лишь симптом.
«Не печалься, что умер; радуйся, что жил». Вот мысль, что приходит на сердце при воспоминании об этом уникальном человеке. Безмерное счастье, творческое и человеческое, выпало на долю тех, кому судьба подарила встречу с ним. Чем крупнее личность, тем многограннее и сложнее его характер. Таким был Александр Михайлович Кравцов. Режиссёр, актёр, драматург, писатель и поэт. Он умел видеть ростки таланта актёра, режиссёра, поэта в тех, в ком окружающий мир вообще ничего не видел. Влюблялся в этот талант и упорно и самозабвенно работал на него. Проходило время, и люди удивлённо восхищались: «Надо же! Каких талантливых актёров нашёл Александр Михайлович!»
Более тяжелых времён в России не бывало. Всё зло мира, а это процентов девяносто, идёт войной именно на русскую душу. Почему? Мир обезбожен, а Россия – последнее прибежище Христа на Земле. Даже так: последняя надежда, подаваемая нам Господом. Он вразумлял людей Содомом и Гоморрой, Всемирным потопом, Вавилонским столпотворением, Он, жалея Своё творение, пришёл в образе человека, умер за нас, победив смерть, что нам ещё нужно?
Всё, что сейчас творится в западном мире, обескураживает. Постоянные нападки на Россию, враньё, фальсификация фактов. Зло врагов России в первую очередь захлёстывает самих западных кликуш. А это потому, что они не знают и не хотят знать историю, основу настоящего и будущего. Суть мировоззрения наших предков – славянорусов излучать свет Души. По славянским понятиям, душа как суть Божественного творения присутствует во всём окружающем мире. Душа — не абстрактная данность, а продукт осознанного труда. Человек сам ваяет собственную душу. Ещё наши далёкие предки понимали это.
В Москве, в Общественном Международном фонде славянской письменности и культуры, которому сегодня грозит ликвидация, 28 августа 2018 г. — на Успение Богородицы, открылась выставка картин выдающегося русского художника Павла Викторовича Рыженко (1970—2014). Она продлится, если раньше не явятся судебные приставы от Росимущества, до конца октября. Рыженко прожил 44 года, скоропостижно умер от инсульта 16 июля 2014 года. Ученик Ильи Глазунова, Павел Викторович продолжил реалистическую линию Сурикова, Васнецова и Нестерова. Он учился и затем работал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где продолжают чтить традиционное искусство и традиционные ценности. Эта академия – единственная скала в бушующем море теперешнего обезумевшего псевдоискусства.
8 сентября исполняется 95 лет со дня рождения, пожалуй, самого значимого поэта СССР, писателя и публициста Расула Гамзатовича Гамзатова (1923—2003). Он — Герой Социалистического Труда, народный поэт Дагестанской АССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий. Читатели «Слова» не раз встречались на страницах нашей газеты с его произведениями и статьями об этом действительно недюжинном человеке. Будущий поэт начал писать стихи в возрасте 10 лет, а первый печатный сборник вышел в свет, когда автору исполнилось 20. Его стихи подкупают своей искренностью, свежестью восприятия, мужественностью, огромной силой духа и любовью к человеку.
Опера «Енуфа» Леоша Яначека в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Все мы, конечно, любим оперу. Хотя при этом обожаем страстно спорить: умирает нынче опера или живет… Но нельзя говорить о любви к опере, не зная чешской музыки. Удивительной красоты музыка Антонина Дворжака, Бедржиха Сметаны и …Леоша Яначека бесспорно принадлежит к самым замечательным образцам классической оперы. Например, «Русалка» Дворжака, «Проданная невеста» Сметаны и, добавлю, «русские» сочинения Яначека – «Катя Кабанова» по «Грозе» Островского, «Записки из мертвого дома» по Достоевскому… Леош Яначек – это классика ХХ века!
С 1 по 5 октября в Крыму пройдёт V — юбилейный международный «Форум Мира», инициированный Всемирным альянсом «Миротворец» при содействии Правительства РФ. В рамках форума состоится несколько основных мероприятий, продвигающих гуманитарные идеи, пропагандирующих культурное единство посредством искусства и науки. Одним из главных мероприятий юбилейного «Форума Мира» станет кинофестиваль «Я люблю мир!» – международный смотр документальных короткометражных фильмов и социальных видеороликов. Организаторы ставят своей задачей раскрыть потенциал неравнодушных молодых людей, занимающих активную жизненную позицию, а не только кинематографистов и профессионалов киноиндустрии. Работы оценит профессиональное жюри — кинематографисты, музыканты, меценаты и филантропы из России, Великобритании, Испании, Дании, Франции, Португалии и Германии.
Будущего у России не может быть без русской словесности, расцветшей на почве церковнославянского языка. Словом искони передавалась традиция самобытной культуры народа, опыт исторических побед и поражений. Слово есть выразитель всей народной жизни и души народа с её скорбью и радостью, песней и плачем. «И мы сохраним тебя, русская речь, // Великое русское слово», – звучали слова А. Ахматовой в роковую годину, когда враг, захвативший почти всю Европу, стоял на подступах к Москве.
В Тургенево в День Казанской иконы Божией Матери скульптор Виталий Казанский под звон колоколов восстанавливаемой буквально в нескольких шагах церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы вместе с министром культуры Тульской области Татьяной Рыбкиной, с сонмом жителей всего Чернского района и гостей из разных областей и весей нашей Родины, ближнего и дальнего зарубежья опустили белые покрова с памятника великому русскому писателю, автору знаменитых «Записок охотника» Ивану Сергеевичу Тургеневу.
12 июля в Общественной палате Российской Федерации (ОПРФ) прошёл форум «Развитие культурного пояса Великого чайного пути – проект российско-китайского стратегического взаимодействия». Организовали форум Комиссия по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей ОПРФ (Елена Сутормина), Общественный совет при Министерстве культуры России (Михаил Лермонтов), «Пекинская компания развития культурного пояса Великого чайного пути» (г-н Лю Ли) и др. Участниками форума стали российские поэты и прозаики, представители научно-исследовательских и общественных организаций России и КНР.
Шёл 1931 год. Молодой человек склонился над листом бумаги и подбирал рифмы для начатого недавно стихотворения. Это были далеко не первые стихи в его жизни, он уже был довольно известен среди литераторов, но к этому стихотворению — а точнее, словам для песни — приступил с каким-то особым волнением. Ему ещё никогда не поручали написать песню для кинофильма. И он даже представить себе не мог, насколько известной станет эта песня в будущем…
Вроде бы прошло время, когда мои коллеги из литературного цеха, а ещё кинематографисты и телевизионщики открыли для людей непосвящённых «тёмные» стороны нашей многострадальной истории. Это были первые перестроечные годы – писатели и сценаристы проникали в архивы и находили такое (!), от чего волосы на голове дыбом становились. Авторы выводили на поля своих произведений, в основном Сталина и иже с ним. Сейчас всё реже и реже нас кормят такими пирогами, начинка которых представляла собой разоблачительную основу. Аппетит обывателей, потребляющих такое печиво, не то чтобы исчез, но значительно поубавился, и, когда, к примеру, в сетке телевещания мы видим очередное разоблачительное шоу, галочку в программе передач не ставим, по крайней мере, я и мои знакомые исключаем из своего досуга просмотр нового осуждающего материала.
В Госдуме РФ организовали показ фильма «Лето» Кирилла Серебренникова о начале творческого пути рок-музыканта Виктора Цоя и группы «Кино». Демонстрация состоялась 11 июля в рамках «Парламентского киноклуба», созданного в своё время по инициативе Станислава Говорухина. Сюжет картины основан на малоизвестной истории отношений Майка Науменко, его жены Натальи и Виктора Цоя и разворачивается летом 1981 года в Ленинграде. Именно тем летом Цой записал свой первый альбом, а Науменко создал группу «Зоопарк».
Уважаемые читатели газеты «Слово», дорогие друзья! В ожидании ответа Президента РФ В.В. Путина выдающиеся деятели культуры и искусства нашей страны, подписавшие Открытое письмо в адрес президента («Слово» № 12 / 969 от 8—12 июня 2018 года) о судьбе здания ГосНИИР и о создании музея С. Ямщикова в историческом доме Палибина (ул. Бурденко, 23), доверили нам встретиться с министром культуры РФ В.Р. Мединским. Мы знаем, что наши неоднократные просьбы о встрече были переданы министру культуры, который никак на них не реагирует. Поэтому мы решили обратиться к министру через публикацию в газете «Слово».
В конце июня в Болгарии в Варне состоялся XII Международный фестиваль поэзии «Славянское объятие» с участием ведущих поэтов из 21 славянской страны. С течением времени меняются литературные вкусы, но поэзия и искусство всегда остаются основой для духовного объединения народов. Подлинные зодчие слова видят своё предназначение не только как поэтов, но и как общественных деятелей. Своей творческой энергией они создают мосты между культурами своих народов и являются истинными духовными послами народной дипломатии.
Участники второй Международной встречи «Белградский контрапункт», организованной по инициативе Министерства культуры и информации Республики Сербия при участии Института по изучению культурного развития, проходившей с 4 по 5 июня, подписали документ — «Белградское заявление», — призванный содействовать развитию подлинной культуры в противовес суррогату мировой индустрии развлечений.
О нём не хочется писать «был». Валентин Саввич Пикуль (1928—1990) всегда есть и будет! Русский писатель-историк, он как никто другой знал и понимал нашу сущность. При жизни переживал подлинную травлю — не от читателей, а от чиновников от литературы, так называемых деятелей культурного фронта. Посмертное глумление над ним, его творчеством продолжается. Достаточно назвать хотя бы К.Д. Гордовича, сравнивающего романы писателя с легковесной детективно-порнографической литературой. Однако не будем сосредотачиваться на хулителях, а склоним головы перед светлой памятью большого русского писателя-самородка, патриота Валентина Саввича Пикуля.
Коллеги великого деятеля российской культуры видят дом Палибина как профессиональный центр реставраторов России (Дом реставраторов).
В прошлом номере «Слова» мы поместили Открытое письмо Общественного совета газеты президенту России Владимиру Владимировичу Путину. В письме шла речь об обеспокоенности культурной общественности столицы ситуацией, сложившейся вокруг дома Палибина, памятника федерального значения по улице Бурденко, 23, где в последние три десятилетия располагается Отдел пропаганды ГосНИИ реставрации.
4 июня 2018 года в Общественной палате Российской Федерации (ОПРФ) состоялся круглый стол «Возрождение социокультурной значимости поэзии в России», включающий презентацию ежегодного альманаха «День поэзии – XXI век. 2017». Мероприятие открыл Денис Кирис – заместитель председателя Комиссии ОПРФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия. Гостей тепло поприветствовал президент ассоциации «Лермонтовское наследие» Михаил Лермонтов, без которого невозможно было бы осуществить ни возрождение альманаха «День поэзии – XXI век» в 2006 году, ни проведение целого ряда важных встреч в подмосковной усадьбе «Середниково». Как отметил Михаил Юрьевич, именно там в июле пройдет фестиваль российско-китайской поэзии, что должно способствовать укреплению международного сотрудничества и дальнейшему расцвету российско-китайской поэзии.