О ЧЕМ МОЛЧИТ ТВ?
Вопрос не к титулованным лингвистам, филологам-русистам и чиновникам, что кормятся на ниве образования и культуры, — участникам научных междусобойчиков под именами симпозиумов, конференций, методических семинаров, презентаций и форумов. Вопрос ко всем, кто просто говорит по-русски: вы знаете, что на исходе Год русского языка? Что-то об этом слышали, не так ли? Что-то там раз-другой прозвучало по телевидению. И у газет, видать, есть дела поважней. Русский язык — родной для 170 миллионов человек. 180 миллионов его изучают. Четвёртый в мире по распространению. То есть язык глобального общения. Год русского языка отражает его значимость для мировой цивилизации.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Сентябрь – девятый месяц в году у римлян считался седьмым, отчего и получил свое название (septem). На Руси же его называли рюинь – от рёва осенних ветров и животных.
Интересно, что в древнем отечестве нашем сентябрь некогда тоже считался седьмым месяцем по счету, но в 1342 году при Митрополите Феогносте было принято соборное решение начинать год с сентября, а не с марта.
Первое в нашей стране дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) «Здоровый отдых» в Переделкине отпраздновало своё 75-летие.
Воскресный день с утра не задался — небо было безнадёжно затянуто тучами, едва переводя дух, моросил тонкий дождь, стылый воздух был пропитан сыростью. И надо же — через несколько часов проглянуло солнце, а потом заголубели небеса, берёзы засветились в просветлевшем дне, как невесты на выданье. Ненастье отступило, словно устыдившись праздничного настроя десятков собравшихся членов товарищества, приветственных речей, весёлой музыки, звонких детских голосов…
ТРИПТИХ О ЯЗЫКЕ
Те же закаты и те же рассветы –
Песни чужие, слова, поцелуи…
Где ты, Россия? Страна моя, где ты?
Корчусь в Москве, о России тоскуя.
Что, мегаполис, залепленный смальтой,
Мне под усмешки да взгляды косые
Снова Владимиркой, крытой асфальтом,
Ехать «в глубинки» на встречи с Россией?
2006 г.
В русском детективе такого сыщика еще не было. Этого героя знают абсолютно все: он – фигура историческая. Но многие эпизоды его жизни остались не замеченными даже самыми рьяными и пытливыми исследователями.
Этого героя знают абсолютно все, но только не таким, каким он предстает в записках отставного подпоручика Николая Афанасьевича Ильина, свидетеля загадочных и пугающих событий. Николай Афанасьевич Ильин – тоже лицо историческое. На протяжении длительного периода, вместившего в себя финал девятнадцатого века и первые годы века двадцатого, Н.А. Ильин вел записи, относящиеся как к собственной жизни, так и к жизни главного героя. Они и послужили основой для целой серии книг, которая открылась детективной историей «Двадцатая рапсодия Листа». И вот уже перед нами второй детектив из серии «Кто виноват?» — «Четвёртая жертва сирени», написанный двумя очень хорошими литераторами, объединившимися под псевдонимом Виталий Данилин.
Невиданный разгул всяческих тёмных сил, сопутствующий перестроечным и постперестроечным временам, когда из всех «либеральных» СМИ низвергались потоки ненависти, черной клеветы на славянские народы, и прежде всего русских, вызвал не только резкое отрицание и отторжение в обществе. Всё более заметно стал проявляться активный интерес к отечественной истории и культуре, подогреваемый переизданием изъятых из научного обихода трудов великих русских историков, появлением новых исследований и художественных произведений, обращённых к нашему великому прошлому. И в ряду тех, кто сознательно или в силу собственных творческих устремлений способствовал расширению круга знаний о таящихся в нём духовных богатствах, тем самым внося вклад в развитие национального самосознания соотечественников, оказалась художница Нэлли Александровна ГЕНКИНА.
Драматический театр
имени М.Н. Ермоловой
в новом сезоне первым распахнул свои двери
для зрителей.
Наш корреспондент, «проведя месяц в театре», делится своими впечатлениями.
Благодарная публика, презрев 30-градусную московскую жару, каждый вечер нынешнего августа заполняла большой зал до отказа. Этот драматический театр открыл сезон, смеясь. Точнее, показав москвичам и гостям столицы спектакль «Вечер комедии». В него входят четыре одноактные пьесы: «Деревенское сватовство» Бернарда Шоу, «Учитесь водить автомобиль заочно» Клода Фортюно, «Гарлемская трагедия» О’Генри и «Риск» Эдуардо де Филиппо. Зрительный зал во время всех четырёх постановок, удачно поставленных Михаилом Борисовым, послужил хорошей «акустикой» для артистов. Он им сопереживал, постоянно отзываясь смехом и аплодисментами. В интеллектуальной комедии Шоу особенно ярка и убедительна была Мария Бортник. Актриса молода, но благодаря своей индивидуальности уже «засветилась» в главных ролях. Её заметил и отметил художественный руководитель театра Владимир Андреев. В буффонаде О’Генри все исполнители «соответствовали» жанру пьесы. Совершенную актёрскую игру показали Галина Анисимова в роли миссис Финк и Елена Калинина (миссис Кессиди). Не уступали им в мастерстве и их партнеры-мужчины — Вячеслав Якушин и Юрий Новиков. Зрителей подкупили их выразительные мимика и жесты, так как роли были немногословны. В итальянской трагикомедии Эдуардо де Филиппо, как говорится, «на полную катушку» выложились Вячеслав Молоков и Михаил Борисов.
«Мастеру и Маргарите» посвящено множество книг и статей, а будет написано ещё больше, и международная булгаковская библиография, выпущенная в США в 1976 году, давно уже устарела. Роман постепенно оброс разного рода комментариями, многословными толкованиями «евангельских глав», неизбежными списками прототипов, чрезвычайно серьёзными штудиями мифологии и демонологии, аккуратными описаниями использованных автором литературных и документальных источников, прочитан как некий сложный «шифр», инсценирован, экранизирован и даже снабжён путеводителем с картой-схемой. Как прозорливо сказано автором: «Было большое брожение умов».
«Ревизор» в Московском театре им. Вл.Маяковского
...Через два года мы будем торжественно (а как иначе?!) праздновать 200-летие со дня рождения нашего великого Николая Васильевича Гоголя. И вот что важно: нет сейчас намеренного расширения репертуара «юбилейного» характера (мы же так любим совершать что-либо «навстречу юбилею!). Гоголя ставят много, разнообразно и не только в столице. И опять-таки не только «Женитьбу» и «Ревизора», но и «Игроков», и самые разные, порой совершенно дерзкие, спектакли по «Мертвым душам» (как в «Приключении» в «Табакерке»).
Хотя Алла Мережко в поэзии не новичок, её новый поэти-ческий сборник стал для меня настоящим открытием. Как только я взяла в руки книгу её стихов «Прохлада осенней любви» (М.: РИПОЛ классик, 2007, серия «Алтарь поэзии»), то сразу поняла: непременно о ней напишу. Я давно уже заметила, что каждая книга обладает своей собственной энергетикой, и, ещё только взглянув на неё, ты как бы считываешь в какие-то доли секунды заключённый в ней энергетический код и оцениваешь — «твоё» это или «не твоё». Здесь же мне о многом сказало уже само название сборника: «Прохлада осенней любви». В этих словах заключено столько понятной мне сегодня женской мудрости и уравновешенной чувственности…
Историко-литературный жанр полюбился мне сызмальства. Художественные хроники, биографические и автобиографические романы, описания великих и малых событий, случавшихся на протяжении веков, мемуары, правдивые и надуманные, занимали ум возможностьюкак бы воочию прикоснуться к делам давно минувших дней, вступить в диалог с императорами, прославленными полководцами, духовными подвижниками, великими литераторами, гениальными художниками, чудесными композиторами и бесконечно одарёнными актёрами.Я жадно поглощал любую книжку, претендующую на историческую правдивость, впитывал подобно губке рассказы очевидцев о наиболее приметных случаях из прошлой жизни, наслаждался описанием древних городов, нерукотворных архитектурных сокровищ, старался как можно тщательнее изучить и запомнить творения выдающихся ваятелей, живописцев и сказочных мастеров многообразного, красочного народного искусства.
К 75-летию Виктора Чумакова
«Первая всемирная выставка Ёфикации. Экология русского слова и письма» — такая вывеска красуется в обычной московской квартире известного историка и, как полушутя-полусерьёзно называют его друзья и коллеги, «главного ёфикатора России» Виктора Трофимовича Чумакова — борца за торжество буквы Ё в печатных текстах. Это единственный в мире музей буквы Ё. Уже два века седьмая буква русского алфавита борется за право на существование. Тяжёлой судьбе бедной «мытарки» (так образно назвал её хозяин квартиры) посвящено более 700 экспонатов. Это словари, книги, газеты, журналы, сувениры и даже... ёмкости из-под пива. На одних пивных посудинах «ё», как и положено, написано («объём 1,5 литра»), на других — нет и в помине («ЖигулЕвское»). «Дядя Стёпа» соседствует с «Дядей СтЕпой»...
Ровно через два года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, горький смех которого до сих пор висит над Россией, отзываясь эхом в сердцах россиян и в нашей отечественной культуре.
июня отпраздновала свой юбилей одна из старейших музыкальных школ Подмосковья — Дмитровская. Она выросла в 1937 году из фортепианного кружка грандиозной стройки эпохи социализма — канала «Москва-Волга».
Увы, в нашей истории, как и в истории любой другой страны, неразрывно переплелось великое и ужасное — не растащить, не разделить.