— Самое знаковое имя Мордовии, конечно, Эрьзя!
— Да, Степан Дмитриевич Нефёдов – один из самых замечательных сынов мордовского народа, всемирно прославленный скульптор, более известный под этим именем.
— Понятно, что одним из многомиллионных почитателей его являетесь и вы.
— Ранее часто выступал на ТВ в программе «Радонеж». На радио «Голос России» и «Содружество» вёл авторские программы «Пастырское Слово», «Православный календарь». Участвовал в организации «Рождественских чтений», православных выставок в Кремле (персональная), Манеже, ЦДХ. Было очень интересно участвовать в восстановлении Большого Кремлёвского Дворца и росписи Храма Христа Спасителя.
— Ваша преподавательская деятельность отличается от традиционной педагогики?
— Я родился в тихом, застенчивом украинском городке Сумы, в семье потомственных учителей и военных. Детство прошло в Житомире, красивом городе с тысячелетней историей, расположенном на живописном берегу реки Тетерев.
С ним беседует Валерий Викторович СДОБНЯКОВ, прозаик, публицист, главный редактор журнала «Вертикаль XXI век», председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России.
— Владимир Николаевич, Вы объездили весь мир, весь Советский Союз. Да и сегодня Вы постоянно участвуете в поездках писателей по России и другим странам. Как Вам кажется, изменился читатель? Сохранился ли интерес к литературе?
— Читатели всё те же. Только их всё меньше и меньше. Но это не значит, что можно писать спустя рукава, левой лапой, нет: остались верящие тебе? Вот для них и работай.
— Денис Игоревич, материал о вашем ФОКе и тренере вашей секции бокса Владимире Акоповиче Татевосяне по случаю его 80-летия, опубликованный в «Слове» (№ 24/2019 г.), заинтересовал наших читателей. Они просили рассказать подробнее о работе вашего Оздоровительного комплекса и его организации.
Живёт Валентин Сергеевич на торопецкой земле, в глухой деревеньке Бубоницы. Это северо-запад Тверской области, на стыке с Псковской и Новгородской. Сохранившее первозданность разнопородных лесов и болотных угодий место благодатно для наблюдений за поведением бурого медведя.
– Ольга Мироновна, мы много сегодня обсуждаем плюсы и минусы советского времени, однако мало кому до сих пор удалось серьёзно, глубоко, объективно осмыслить этот период русской истории. В какой мере смог это сделать Александр Зиновьев?
По материалам РИА «Новости».
— Юрий Михайлович, расскажите немного о Ваших книгах, о той булгаковской фототеке, которую Вы собирали...
— Ответ я бы начал с Андропова. В 1982 году, совершенно неожиданно для меня, новый Генеральный секретарь вызывает меня к себе и предлагает должность заведующего отделом экономики и секретаря ЦК КПСС. Для меня это полная неожиданность, я никогда не работал в партийных органах. У меня простая биография: 25 лет на Уралмаше…
— Простая, но славная…
— Без телевизора?
— Без телевизора. Но там тоже происходили политические дискуссии всякого рода. Высказывались разные мнения, возникали споры по поводу политики Римской империи. Бурлили и кипели страсти, а вместе с тем неподалёку тихо дымился Везувий. Но о нём политические спорщики ничего не думали. Пока их не накрыло. Полностью. Они пытались убежать, но остались навечно на улицах города.
— Виктор Алексеевич, Вы окончили филологический факультет МГУ, аспирантуру Института США и Канады АН СССР, стали кандидатом исторических наук, успешно выступали в ансамбле «Трио ЛИННИК», который считается одним из основоположников русского фолк-рока. Почему проснулось желание заниматься журналистикой?
— Волнений особых не вызвала, просто дело в том, что там очень много абсолютно неверных данных. Автор этой публикации, кандидат педагогических наук, в своей рецензии на пьесу «Казус Берии» пишет, что о Берии ничего в российских театрах за эти годы не было, что рецензируемая пьеса двух авторов о Берии — первая. Это не так. Он мог об этом не знать, но ему бы могли подсказать авторы пьесы.
— Сейчас самое время поставить несколько серьёзных вопросов. У меня такое ощущение, что многое из того, что показывает наше телевидение, далеко отстоит от насущных явлений нашей жизни, в числе которых и президентские выборы.
«Всегда помню о том, — признавался он, — что успех приходит к тому, кто встаёт утром в хорошем настроении. А оно может создаваться только людьми, тебя окружающими. Бывают, конечно, моменты, когда ты вдруг перебежишь дорогу чёрной кошке, и она из-за этого на тебя обидится. Но стоит ли самому расстраиваться?»
Плеяда советских маршалов, разгромивших лучшую на то время немецкую армию в кровопролитной войне 1941–1945 гг., почти вся вышла из унтер-офицерских шинелей Первой мировой войны.
В 1939 году он окончил ЛУИРЗА (Ленинградское училище инструментальной разведки и зенитной артиллерии). Затем служил в этом училище командиром подразделения курсантов и преподавателем. На фронте с 1943 года — офицером штаба полка. Войну закончил в должности офицера штаба Юго-Западного фронта.
Сегодня в рубрике «Встреча для вас» мы предлагаем нашим читателям беседу с Николаем Ивановичем Рыжковым, председателем Комитета Совета Федерации, представляющим в СФ губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко. Николай Иванович – председатель попечительского совета «Прохоровское поле», председатель Межпарламентской российско-армянской комиссии по местному самоуправлению.
— Когда власть утратила какие-либо связи с народом, когда все выборы превращены в фарс, когда чиновники представляют интересы олигархических групп, а парламент — интересы фиктивных партий, ставших филиалами всё той же олигархии, необходим механизм возвращения власти и собственности народу. Поскольку официальные статусы превратились в фикцию, а экономический крах РФ очевиден, спасти страну от катастрофы и освободить от геноцида могут только инициативные люди, опирающиеся непосредственно на волю народа и предлагающие народу свои идеи, свой опыт и творческий потенциал не ради карьеры и славы, а ради общественного блага, которое прекрасно понятно истинным патриотам России.
Хотелось бы отметить сразу: Слонимский – единственный из музыкантов, которому Владимир Высоцкий разрешил написать для фильма «Интервенция» собственную песню на свои пронзительные стихи «Деревянные костюмы». Помните, наверное? Герой фильма подпольщик Бродский накануне казни поёт в камере песню про мужество: «Мы выбираем деревянные костюмы…». Слонимский, зная, что Высоцкий поёт только собственные мелодии, просто рискнул показать артисту свой набросок и неожиданно услышал от него: «Пожалуйста. Позанимайтесь со мной, я хотел бы спеть то, что Вы написали…».
Больше обращаться к прошлому я не хочу. Начну с начала…
Врач. Нейрохирург с мировым именем. Академик. Почётный президент Ассоциации нейрохирургов… Его отличают прирождённая интеллигентность и печаль, накопленная глубоко в глазах. «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Экклесиаст. 1:18). Для Александра Николаевича КОНОВАЛОВА ключевое слово – врач. Поэтому оно стоит на первом месте. Нет, конечно, церковь не причислит доктора к святым: он атеист. Но он всю жизнь делает святое дело.
– Александр Николаевич, я загодя подготовил вопросы, но увидел Вас и сбился с мысли. Неужели Вам на самом деле 81 год?
– Ну, не знаю, по паспорту 81… А что?
– Не выглядите Вы на этот возраст. Никогда не дашь Вам столько лет. Может Вы подделали когда-то метрики, признайтесь, Вас за давностью не привлекут?
– Да нет, у меня были нормальные родители, ничего не скрывали ни от себя, ни от меня, так что всё по-честному.
– Пожалуйста, коль скоро мы заговорили, расскажите про своих родителей. Отец Ваш, знаю, был врачом-невропатологом.
– Мама у меня тоже была врачом. Её звали Екатерина Степановна, девичья фамилия Галицкая. Она была дочерью известного московского хирурга, вместе со своим отцом работала, проводила хирургические операции. Потом вышла замуж, появились дети, сложно стало, потому что хирургия требует всего времени. Мама поменяла специальность и работала инфекционистом.
Я думаю, всё, что у меня есть положительного, – это от семьи. Мне просто в жизни невероятно повезло с родителями. Это великое счастье. Отец, Николай Васильевич, был замечательным доктором и крупным учёным, а мама была просто потрясающим человеком, удивительно добрым, отзывчивым. Таких людей очень мало или уже больше нет.
О новой ситуации в мире и новых политических приоритетах газета «Слово» беседует с доктором философии (PhD) и политических наук, академиком РАЕН, президентом Международного института стратегических оценок и управления конфликтами (МИСУОК, Франция) Евгением ВЕРТЛИБОМ.
— Главная политическая сенсация минувшего года — победа Дональда Трампа. Почему он победил?
— Победу Дональда Трампа мало кто предсказывал. Она складывалась мучительно и по крупицам. Болезная Хиллари Клинтон билась буквально до упада. Не помогли победить вылитые на Трампа — как грубого «плейбоя» — ушаты грязи. Ибо у избирателя не выветрился из памяти похабный облик муженька Хиллари, превратившего с помощью Моники Левински Белый дом в бордель. С публикацией секретной почты Хиллари в бытность её госсекретарём над ней нависла угроза угодить в тюрьму.
Но в мире опять неспокойно. И снова – командировки. После долгих переговоров он наконец согласился дать интервью нашей газете. Разумеется, с оговорками, соблюдением необходимой секретности и в присутствии своего друга, которого мы зашифруем под инициалами «генерал В.Н.».
Комитет по безопасности – новая структура, созданная при Совете муфтиев России. Её возглавил ветеран боевых действий полковник спецслужб Саид ЭСАМБАЕВ, кавалер ордена «За верность России», 11-кратный чемпион мира по боям без правил, награжденный патриархом Алексием II орденом Андрея Первозванного за участие в восстановлении православных храмов. А еще он — родной племянник легендарного чеченского танцора Махмуда Эсамбаева.
— Создание комитета — ответ на вызовы нашего тревожного времени, — поясняет С. Эсамбаев. — Основная задача его — информационно-аналитическое и организационное обеспечение противодействия терроризму, экстремизму и радикализму, объединение не только мусульманских общин, но и всех религиозных конфессий России, представителей силовых структур, общественных и государственных организаций, СНГ для борьбы с этим разливающимся по свету мировым злом. Я бы сказал: дьявольским, сатанинским. Речь, прежде всего, о тех крупных и опасных бандформированиях, горделиво называющих себя исламским государством (ИГИЛ), совершающих кровавые злодеяния в Сирии, Ираке и других странах. С ними сражается сирийская армия, российские ВКС уничтожают объекты террористов. Я сам участник многих военных конфликтов, и поэтому с ответственностью говорю: увы, этого недостаточно.
— Недостаточно? Почему?
— Да потому что зло слишком глубоко проникает в сознание людей, у которых в результате «арабской весны» выбита почва из-под ног — и снова спасибо США. Ведь экстремистские банды в основном пополняют слабые, бедные, малограмотные мусульмане, многие и Корана толком не читали. Конечно, им можно втемяшить в голову всё что угодно — и про то, что именем Аллаха нужно убивать неверных, и про великую миссию ИГ. И несчастные верят в подобную ересь. А это в основном молодёжь. В свое время, когда разваливали СССР, в те кавказские и среднеазиатские районы, где проживало малообразованное население, тотчас скрытно двинулись эмиссары-цереушники. Так было, так происходит и сейчас. Изменилась лишь география. Нужно сказать, западные спецслужбы денег на это никогда не жалели… Собственно, что такое терроризм? Это — проведение диверсионных акций, и необязательно боевых. Можно действовать и на эмоциональном уровне, агитировать, вербовать сторонников, создавать подпольные организации, прикрывающиеся идеями ислама, извращающими его духовный смысл и суть. А отсюда уже рекрутировать одурманенных смертников с бомбами и проводами. При этом не щадят даже малолеток: вспомним 13-летнего мальчика в Сирии, которого обвязали взрывчаткой и толкнули на теракт.
— Что ж, известный почерк экстремистов-исламистов…
с главным редактором Виктором ЛИННИКОМ
— Георгий Николаевич, 26 августа Владимир Путин провёл в Кремле экстренное совещание российского правительства, куда пригласил министров и руководителей финансовых ведомств, чтобы услышать, как они собираются спасать бюджет и рубль в условиях обострившихся валютно-финансовых проблем. Встреча, как известно, закончилась заверениями участников, что Россия свои обязательства как внутри страны, так и за её пределами выполнит. Вы разделяете столь радужные оценки и перспективы?
— Прежде всего замечу, что министр финансов Антон Силуанов всё же оговорился: для решения прежде поставленных задач «могут быть задействованы накопленные резервы, но они не безграничны». И то речь шла лишь о коротком периоде. «А вот на следующий год, — не преминул добавить шеф монетарного ведомства, — надо привести обязательства в соответствие с новыми макроэкономическими условиями». В целом же звучавший на брифинге «должностной оптимизм» скрывал глубокие экономические недуги нашего государства. На подобных встречах о них умалчивается, а защищается, по обыкновению, честь мундира, что имело место и на этот раз. Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина, например, хвасталась тем, как ей якобы удавалось в первой половине этого года на протяжении нескольких недель удерживать инфляцию на низком уровне. Но она ни словом не обмолвилась о предшествовавшем тому резком обвале национальной валюты и несуразных попытках возглавляемого ею ЦБ гасить вспыхнувший инфляционный пожар поднятием ключевой ставки, что повергло реальную экономику чуть ли не в коматозное состояние.
В нынешнем августе литературные гурманы вспоминали Юрия Трифонова — автора сильной, волнующей и стильной прозы. Цепляла её глубина, нетривиальный взгляд, неторопливая интонация. Сын донского казака и еврейки чувствовал происходящее обострённо чутко, добирался до самых потаённых уголков подсознания. Его «Обмен», «Дом на набережной», «Исчезновение» в 70-х передавали друг другу, зачитывая до дыр. Не устарели они и сегодня, когда Юрию Валентиновичу исполнилось бы 90 лет и уже 35 лет его нет с нами. Каким он был в жизни и творчестве, мы попросили рассказать его вдову Ольгу Романовну Трифонову, директора музея «Дом на набережной».
Она тоже пишет книги. Их у неё восемь. Но называет себя литератором. Говорит: «После таких имён, как Достоевский или Трифонов, стесняюсь сказать, что я писатель».
— Ольга Романовна, вы начали писать до знакомства с Юрием Валентиновичем?