Николаю Михайловичу Рубцову (1936—1971) достаточно бы было написать одно стихотворение, чтобы засияло оно, каждой гранью облучая грядущих людей, достаточно, но…
У него — не смотря на его полубезумную, архитяжёлую, насквозь пробитую жизнь — целый пласт стихов; стихов, где слова стоят густо, где подогнаны они одно к другому так, что невозможен скальпель критического разреза:
Стоит жара. Летают мухи.
Под знойным небом чахнет сад.
У церкви сонные старухи
Толкутся, бредят, верещат.
Это – навскидку, просто пример, выписывать можно долго.
Но главное, что определяло, что звучало через стихи Рубцова: голос России — России тихой, со скорбными избами, бесконечными, уходящими в «небеси» пластами полей, и – будущей: России Китежа, солнца духа, и света, которого нам не представить сейчас.
Чудо Рубцова — в простоте интонации: такой общедоступной, такой своей…
Великолепно исполненный Анатолием Солоницыным в знаменитом фильме, Рублёв не мог быть изъеденным сомнениями – таким, каким был в действительности, ибо люди тех времён были более цельными. Иными, чем мы – в психологическом и интеллектуальном плане, но – более цельными: лишёнными амбивалентности, растроенности, тяготы постоянных самотерзаний.
…Рублёв, проходящий полями. Принимающий постриг. Совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписывающий Троицкий собор, в иконостас которого и входила, вероятно, «Троица» — своеобразная симфония духа.
Он покинул сей бренный мир в глухую пору всепланетного карантина, когда злосчастный вирус парализовал движение жизни всего человечества, словно хотел сказать людям: задумайтесь в тиши уединения, куда вы несётесь, что творите, как позволили вновь разгуляться фашизму?
Не случайно родители назвали её Татьяной — в честь любимой героини Пушкина. Её душа была истинно русской, как у пушкинской Татьяны. И язык её стихов и прозы — глубинно русский. Образный и чистый. И то, что она выразила в своём творчестве, невозможно выразить ни на каком другом языке. В её роду были люди духовного звания и донские казаки. Настоящая благородная русская интеллигенция. В отличие от другой, роющей яму России, которую в своё время пророчески обличал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Организовал вечер священник Московской епархии Виктор Кузнецов, автор нескольких книг об отце Кирилле. Он убеждён, что мы должны ценить в нём не просто доброго дедушку, но человека, который с оружием в руках защищал своё земное Отечество в самой страшной войне. Затем, будучи монахом, предупреждал своих чад о грядущей мировой глобализации и чипизации, наставлял, как не участвовать в этом.
и ответственном посту Виктор Григорьевич проработал с 1976 по 1989 год — более 13 лет, дольше всех, кто служил в такой высокой должности и до и после него.
Академик Олег Николаевич Трубачёв стоит в ряду крупнейших этимологов мира. Величайший славист нового времени, он владел всеми европейскими языками, прекрасно знал все славянские наречия. С его именем связывают проникновение в этимологию слов, которая позволяет реконструировать дописьменное состояние языка (IV–V века), праславянский лексический фонд и по его составу судить о прародине славян и месте славянских языков среди языков и диалектов индоевропейской семьи.
Юрий Павлович Казаков (1927—1982) долгое время жил в Москве на Арбате. Ранние литературные опыты Казакова относятся к 1949—1953?гг. С поступлением в Литературный институт им. М. Горького Казаков всерьез обращается к прозе. Юрий Казаков придерживался позиции принципиального традиционалиста: воспринимал современника как продолжателя вековой историко-культурной эволюции.
Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792—1878) – русский поэт, литературный критик, историк, мемуарист, государственный деятель, соучредитель и первый председатель Русского исторического общества, близкий друг и постоянный корреспондент А.С. Пушкина. П.А.Вяземский — одна из самых интересных личностей Золотого века русской словесности, единственный из поэтов пушкинского круга, кто прожил долгую жизнь, оставил обширные воспоминания и воистину философское осмысление пройденного пути в своих литературных трудах и поэтическом творчестве.
205 лет
Свои первые произведения «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» писатель и литературный критик Иван Александрович Гончаров (1812—1891) опубликовал анонимно в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи». Первый роман «Обыкновенная история» появился в журнале «Современник» в 1847 году, однако славу и популярность принёс Гончарову знаменитый «Обломов». Последним крупным произведением стал роман «Обрыв», над которым автор трудился 20 лет. Перу Гончарова принадлежат очерки «Слуги старого века» и «Превратность судьбы», цикл очерков «Фрегат «Паллада», рассказ «Литературный вечер», критические статьи (самая знаменитая — «Мильон терзаний», посвящённая комедии А С. Грибоедова «Горе от ума»).
...Вспоминается далёкий февраль 1965 года, заснеженная и стылая Москва, серое, из потемневшего силикатного кирпича здание на Ярославской улице, где тогда размещался Институт мировой экономики и международных отношений, куда я, переводчик, привёл американского профессора-экономиста, находившегося в СССР по программе научного обмена. В кабинете заместителя директора ИМЭМО навстречу нам поднялся хозяин — высокий, статный и, как теперь ясно, ещё молодой: Меньшикову тогда не было и сорока.
К 200-летию вождя русских славянофилов
Аксаков Константин Сергеевич родился 10 апреля (29 марта по старому стилю) 1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии в семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, выходца из старинного дворянского рода. Автор историко-филологических исследований «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Ещё несколько слов о русском воззрении», записки царю Александру II «О внутреннем состоянии России». Ратовал за православную монархию и патриархально-общинный быт в России без европейского вмешательства. Осуждал крепостное право, коррупцию чиновников и земельную политику государства. Последний год жизни провёл в путешествии по славянским землям вместе с младшим братом Иваном Сергеевичем. 7 декабря 1860 года скончался на острове Занте в Греции.
Вещие труды Константина Сергеевича Аксакова, проповедника славянофильства, созидали и поныне созидают в духе и разуме русских властителей дум, средь коих и писатели — русскость – суть, идею народно-православной культурной самобытности русского народа в противостоянии западничеству, забугорному и доморощенному, уничижающему русских, уподобляющему их варварам, раболепным, тупым, хмельным и ленивым. Если западники, брезгливо косясь на русский народ, в позапрошлом веке на девяносто процентов крестьянский, толковали о книжной образованности западных европейцев, то Аксаков, да и Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лесков, будучи по духу славянофилами, убеждали: грешно болтать о темноте и дикости русского крестьянина, создателя сверхгениальной и необозримой обрядовой, прикладной и сказовой культуры, далеко превосходящей народные культуры европейских народов. А божественная древнерусская словесность!.. а иконопись Святой Руси!.. а храмы православные!..
«Нет на Алтае ни одной речки, ни одного ущелья, где не знали бы его имени, не помнили его наставлений, — писал о нём один из трудников Алтайской Духовной миссии, которую многие годы возглавлял святитель. — Даже в самых захолустных уголках, недоступных дебрях и среди язычников имя владыки Макария произносится с великим уважением».
Миссионерская деятельность святителя Макария, прослужившего более полувека на Алтае, способствовала тому, что эта языческая, дикая, заброшенная страна трудами его обратилась в христианскую, православную. В живописных глухих селах заблистали главы православных церквей, затеплились очаги христианского просвещения – церковные школы.
Александра Васильевича Суворова знают во всём мире. Его сравнивают с другим великим историческим персонажем — Александром Македонским. И всё-таки больше, чем где-либо, Суворова знают, помнят и чтут в России. В проекте «Имя Победы» 9 мая 2014 года А.В. Суворов был назван самым выдающимся полководцем России. И это справедливо. Ведь ещё при его жизни (1730–1800 гг.) о нём ходили легенды и такое признание: «Где Суворов — там Победа! ».
В наше время уже мало кто помнит один из самых первых военных плакатов «Суворовцы – чапаевцы». Он появился в июне 1941 года, одновременно с началом боевых действий на западном фронте: «Бьёмся мы здорово, / Колем отчаянно – / Внуки Суворова, / Дети Чапаева». Героический плакат, стих его, как пословица, прост, доходчив, немногословен; он похож на удалую солдатскую песню. Новое тогда сочетание имён Суворова и Чапаева напомнило о традициях русской воинской славы. В скупые, энергичные строки поэт С. Маршак сумел вложить большое патриотическое содержание, которого так нам не хватает сегодня. Безусловно, военный гений Суворова внёс определённый вклад и в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Памятники, как литература и искусство, так же воспитывают патриотические чувства, и памятник национальному герою А.В. Суворову, который стоит 215 лет в Санкт-Петербурге, говорит о незыблемости нашего Отечества.
5 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения одного из столпов русской критической и социально-общественной мысли Н.А. Добролюбова. Прожив на свете всего 25 лет, он оставил огромное и разнообразное наследие, составляющее 9 томов. Его литературно-критические статьи, рецензии, писания на философские, исторические и педагогические темы, а также публицистика давно стали достоянием академического литературоведения, исторической и философской науки. Лучшие отечественные историки литературы советского времени много сделали для полной публикации сочинений Добролюбова и для их всестороннего исследования.
Нижегородский семинарист Добролюбов с юных лет своей короткой жизни проявлял страстный интерес к русской и западноевропейской литературе. Знакомство с произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Шекспира, Шиллера, Жорж Санд и многих других сформировало его самосознание, выработало благородный и отзывчивый к чужим бедам характер, эстетический вкус, систему оценок литературных произведений. Огромное влияние на Добролюбова оказало и чтение статей В.Г. Белинского, продолжателем традиций которого в русской критике он стал.
Соединивший классику и наше время, в прямом смысле спаситель русской поэзии, кто это? Это Николай Рубцов. Не наследный принц, не потомок дворян, не из репрессированных; Сорбонны, Оксфорда, МГУ не кончавший, из литинститута изгоняемый. Более народного происхождения, чем у него, просто нет. Он из самых глубин русской жизни. Из самых! Без отца, вскоре и без матери, как он, этот зелёный росточек, детдомовец, выжил на всех безжалостных ветрах военного и послевоенного времени, как? Как эта сиротинка осталась живой, пробилась к вершинам русской и мировой культуры, как? Что спасало, что сберегло, что сделало Николая Рубцова одним из ведущих поэтов двадцатого века?
Не знаю, кто как ответит на этот вопрос, я же уверен, что никто, только Господь одарил его великим талантом, а нас, русских людей, Россию, его животворящими трудами.
«Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна…», — говорил яснополянский старец, который, похоже, питал особую симпатию к широкоплечему, крепко сбитому молодому литератору, который, как и сам Толстой, начинал свой путь в литературу в погонах подпоручика — только Толстой в артиллерии, а Куприн в пехоте. «В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств» – это уже слова Куприна, и, думается, они относятся и к поколению Толстого времён первой обороны Севастополя. В этой армии нельзя было услышать про офицера таких определений, как храбрый, смелый, отважный, геройский и так далее. Было два определения: «хороший офицер» или, изредка, «да, если в руках»…
24 мая исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Шолохова. Накануне мы встретились с автором романа «Шолохов» Андреем ВОРОНЦОВЫМ — доцентом Литературного института, сопредседателем созданной в прошлом году Крымской организации Союза писателей России.
— Андрей Венедиктович, откуда у вас такая тяга к Шолохову?
— Будучи студентом Литинститута, я прочитал отцензурированную версию 1949 года «Тихого Дона». Произведения, изученные в школе, сильных эмоций не вызвали. А здесь возникло мощнейшее впечатление с пониманием того, что в советское время — не самое лучшее для творчества и свободы слова — создана величайшая книга о вечных истинах, о том, как человек противостоит судьбе, року. Ни с чем подобным я доселе не встречался и остро почувствовал, как непросто было автору не то, что написать, но выпустить такой текст. Стал знакомиться с личностью Шолохова. О ней, о том, каким он был человеком, известно меньше всего. Только мифы.
Нет другого такого художника-педагога, который бы сделал так много для русской живописи второй половины XIX — начала XX века, как адъюнкт-профессор петербургской Академии художеств Павел Петрович Чистяков. «Родоначальник русской живописи», «всеобщий педагог русских художников», «наш общий и единственный учитель» — так говорили о нём современники. Через его мастерскую прошли известнейшие мастера живописи, составившие славу русского искусства, — И. Репин, В. Поленов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Серов, В. Борисов-Мусатов…
Я её изменяю на свой лад: «Пока живу – пою».
Клавдия Шульженко.
17 июня 2014 года исполняется 30 лет, как ушла из жизни выдающаяся эстрадная певица Клавдия Ивановна Шульженко. Автору этих строк посчастливилось быть в Колонном зале на концерте, посвященном 70летию со дня рождения знаменитой артистки. Это было потрясение, забыть которое невозможно спустя десятилетия.
В этом концерте было всё: превосходно выстроенный репертуар, вдохновение, неповторимое обаяние Клавдии Ивановны. В памяти долгие, нескончаемые овации после каждого номера. На сцене была действительно королева песни, лауреат первой премии Первого Всесоюзного конкурса эстрады. Шульженко были подвластны не только тончайшие нюансы исполняемых произведений, но и ни с чем несравнимое мастерство поющей драматической актрисы.
Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном.
А.С. Хомяков.
В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя Алексея Степановича Хомякова. Он родился 1 (14) мая 1804 года на Большой Ордынке в приходе церкви во имя Георгия на Всполье в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков, и стал известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильства. Член-корреспондент Петербургской АН c 1856 г. В молодости был на военной службе, с 1829 г. в отставке.
К Олегу Михайлову не применимы высокопарные — возвеличивающие и холодные — определения, которыми принято отмечать выдающегося человека в официальных некрологах. Он терпеть не мог фальшивых, ходульных, искусственных слов. Хотелось бы оберечь его от них и после трагической гибели. Славы его — блистательного критика, первопроходца в изучении литературы русского зарубежья, вернувшего отечественной культуре десятки забытых имён, талантливого автора исторических романов и исповедальной прозы — никому не отнять. Но прежде всего Олег Николаевич вспоминается как обаятельный, яркий, по-старомодному интеллигентный человек, со всеми достоинствами и слабостями русского характера — очень живой и тёплый.
200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Загадочная личность Лермонтова, «поэта сверхчеловечества», как определил его утончённый и образованнейший Д.С. Мережковский, равно как и его загадочная трагическая судьба, волновали и его современников, и живших после него. И сегодня нас продолжает волновать мятежный и демонический образ Лермонтова.
Для нас, людей уже XXI века, он не только иконописный лик с иконостаса великой русской литературы в обличье офицера лейб-гвардии гусарского полка николаевского времени, а как будто до сих пор живой человек со своими, во многом тёмными страстями, в чём-то отталкивающим характером, запечатлённым в свидетельствах знавших его в жизни, с его необычной разносторонней одарённостью и удивительной ранней зрелостью и глубиной проникновения в человеческую природу и природу как таковую в философском смысле. Лермонтов промелькнул подобно метеору и погас в неполные 27 лет, но оставил такой след, какой не оставил, пожалуй, никто другой из русских классиков. Хотя профессиональным литератором, в отличие, скажем, от Пушкина, он так и не успел стать, оставшись офицером, как бы между делом пишущим дивные стихи и «благоуханную», по известному выражению Н.В. Гоголя, прозу.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родители Менделеева — чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов, фамилию Менделеев получил по обычаям того времени в виде прозвища. Мать Менделеева происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода.
Дима Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места (умер он в 1847 г.). Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии.
Назвать поэтом гениального русского прозаика «подсказали» фолианты литературоведов, которые упорно гадали, с красными или белыми останется Григорий Мелехов. Хотя создатель «Тихого Дона» вряд ли ставил такую задачу. Он нарисовал правду яростного и жестокого мира, не обращая внимания на политическую конъюнктуру, и правды добился, взяв на вооружение могучее оружие — образы, метафоры, сравнения. На каждой странице они сверкают, переливаются, как золотые россыпи…
15 марта 2012 года в Москве на Комсомольском проспекте, 13 состоялся Торжественный литературный вечер, посвященный 75-летию со дня рождения выдающегося русского писателя, сопредседателя правления Союза писателей России.
Наверное, так могло бы быть в этот день…
Конференц-зал Союза писателей России постепенно заполняется членами Высшего творческого совета СПР, писателями, журналистами – всеми, кто в этот вечер захотел поздравить юбиляра. Софиты освещают большой стол президиума и огромные букеты от почитателей таланта Валентина Григорьевича. И вот все встают, и под бурные аплодисменты на сцену выходит Он! А потом, как заведено, коллеги по писательскому цеху говорят много добрых слов о творчестве юбиляра, а В.Г.Распутин со свойственной ему скромностью благодарит выступающих…
Да, конечно же, так могло бы быть, но случилось иначе…
Во Флоренции, в картинной галерее Уффици, среди ра-бот великих итальянских мастеров Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана хранится автопортрет русского художника Ореста Кипренского. Именно на долю Кипренского выпало первому из отечественных живописцев добиться широкого признания в Италии, где его за блистательный талант портретиста величали «русским Ван Дейком». Он был первым русским художником, избранным членом Флорентийской академии художеств и удостоенным высокой чести – предложения сделать автопортрет для знаменитой галереи.
12 АПРЕЛЯ. 1961—2011
Прорыв в космос, который первой совершила наша страна, явился эпохальным событием. Юрий Гагарин первым прошел по космической трассе Вселенной. Конечно, не случайно выбор пал на него.
Когда отбирали кандидатов в отряд космонавтов, понимали, что космонавт будет один в космическом корабле и это должен быть летчик. Летчик-испытатель подходил больше. Но испытателями становятся, как известно, не сразу, и надо тысячи часов налетать, чтобы приобрести необходимый опыт. Никто не знал, как поведет себя организм человека в космосе, и это беспокоило не только врачей.
1.
Ещё со школьных лет остались в памяти строчки:
Она казалась верный снимок
Du comme il faut…
(Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)
И только годы спустя открылось, что благодаря гению Александра Сергеевича Пушкина в этих стихах помимо прекрасного по своей изобразительной силе портрета героини романа с удивительной глубиной раскрыта драматическая связь языка, великосветских нравов и общественного устройства, в само основание которого заложена была глухота, отчуждающая великосветскую верхушку от народа.
В самом деле, Татьяна, «русская душою», превратилась в великосветском обществе в образец приличия и благопристойности:
В Астапове опять встаёт то мучительное утро…
Даже и в суетной и усталой душе в час смерти Толстого совершалась высокая преображающая работа, и смерть его становилась последним уроком русскому сердцу.
Сначала только лихорадка телеграмм. 7-е ноября 5.53 Николай Эфрос «Русским ведомостям»: Скончался. 5.55. Три телеграммы ротмистра Савицкого генералу Львову, корпусу жандармов и охранному отделению: Скончался. 6 часов. Борис Брио «Русскому слову»: Скончался.
Спешат господа: кто первый? Пока на стук Ильи Львовича в окно, где завершалась трагедия, откроется форточка, и Александр Борисович Гольденвейзер скажет, задыхаясь от слёз, эту роковую новость всем, кто бодрствовал в эту ночь, и телеграммы пойдут стеной теперь уже с навсегда определённым временем смерти– 6 часов 5 минут утра.