Анатолий Салуцкий, известный писатель и общественный деятель, работает над документальной публицистической книгой о современной истории России и новым романом, в суть которого предпочитает не вдаваться. Намекает лишь, что он будет многослойным, необычным по форме и попытается ответить на вопрос: какой национальный тип сегодня более всего соответствует понятию «герой нашего времени». Любопытно, что и то, о чём я расспрашивала писателя, оказалось в русле его художественных размышлений.
Павел Никонов, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии страны — один из самых ярких представителей «сурового стиля». Нового направления в живописи, по определению отечественных искусствоведов-историков. Его этапное полотно «Геологи» — ныне собственность Государственной Третьяковской галереи — оказалось в эпицентре разгромной кампании, развязанной Хрущёвым после посещения им юбилейной выставки Московской организации Союза художников в Манеже. Именно там картина была впервые представлена, сыграв заметную роль в процессе обновления советского изобразительного искусства 50—60-х годов
На чёткой графической визитке Вадима ГУЩИНА написано: «Фотограф-художник». Но, знакомясь с его творчеством, понимаешь, что здесь смысловая ошибка. Он, конечно, художник-фотограф! Уметь рисовать объективом съёмочной камеры дано немногим, хотя первоклассной фотоаппаратурой сегодня владеют практически все. Возможно, беседа с мастером, которому
не так уж много лет — всего-то 46,— поможет разгадать тайну его особого пластического и философского видения окружающего мира…
Писать о художнике трудно. Может ли быть более тривиальное начало рассказа или беседы о представителе, пожалуй, самой визуальной профессии на земле? Даже блестяще написанный тургеневский пейзаж вызовет в каждом из нас ассоциации с собственными воспоминаниями о восходе солнца, лучи которого так причудливо окрашивают просыпающуюся природу. Но цвет словом не опишешь — это надо видеть собственными глазами.
Молодой художник вступает в члены Союза художников России. Собирает для этой приятной, но и тревожной процедуры необходимые документы, среди которых – три обязательные рекомендации от старших товарищей по творческому цеху...
Вот несколько строк из них в адрес сегодняшнего дебютанта еженедельника «Слово» — московской художницы Елены СПИРИДОНОВОЙ.
Поэт и издатель, фотохудожник и путешественник, заслуженный работник культуры РФ Сергей Николаевич Дмитриев родился 10 июня 1959 года в Великом Новгороде. С 1977 года живет в Москве. Окончил исторический факультет МГПИ им. Ленина. С 1981 по 1994 год работал в издательстве «Молодая гвардия», пройдя путь от младшего редактора до главного редактора издательства. Впоследствии и по настоящее время – главный редактор издательства «Вече».
Игорю Павловичу ОБРОСОВУ – действительному члену Российской академии художеств и Академии российской словесности, народному художнику страны, лауреату Государственных премий CCCР и России, члену Общественного совета газеты «Слово» — 23 мая исполняется 79.
В Москве успешно творит одаренный человек, одержимый избранностью своего пути художника. Более чем на 35 вернисажах – персональных, групповых, зарубежных – благодарный зритель любовался гобеленами Антонины ВОРОНОВОЙ-СВИОНТКОВСКОЙ, работы которой находятся в частных собраниях и коллекциях России, США, Японии, Израиля, Польши и бывшей Югославии. Незаурядность ее ковротворчества и необычность фамилии послужили поводом для встречи с Антониной Никитичной.
Сейчас его знают все, как эстрадную звезду. А слава обрушилась на него в 22 года, когда он победил на Всероссийском конкурсе молодых оперных певцов. Сразу же после этого успеха ему поступило предложение исполнить партию Ленского в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Он её спел со сцены Большого театра и имел головокружительный успех.
«Я не могу без друзей». Так назывался творческий вечер народной артистки СССР композитора Людмилы ЛЯДОВОЙ. Зал был полон поклонников. И что приятно, на знаменитость пришла посмотреть и послушать её песни и классические сочинения молодежь. Это были студенты консерватории, музыкальных училищ. И просто любители музыки.
На долю Александра Жукова выпали тяжелые испытания. Он перенёс все — это было чудом, — и домой вернулся героем. Как настоящий русский солдат. Хотя мог вернуться в «деревянном бушлате».
Прогулка по редакционному фойе
накануне бенефиса
В каждом театре в фойе висят портреты режиссёра и театральной труппы. Чем старше театр, тем больше портретов. Ветераны уходят со сцены, а порою из жизни, на смену им приходит новое поколение актёров, меняется репертуар, а подчас и творческое лицо театра.
Остаются лишь портреты в фойе. Они, как история театра.
Газета, конечно, не театр. А журналисты — не лицедеи.
Наша газета рождалась трудно, чуть ли не в муках. Только что отгремел дефолт, с которым завершилась сравнительно безмятежная пора линниковской «Правды» с её приличными зарплатами и гонорарами. Вскоре усилиями Геннадия Селезнева мы лишились и права называться «Правдой» и, наверно, к лучшему, хотя тогда казалось трагедией. Раскололся коллектив, часть которого не приняла новое название.
Они пришли поступать в художественную школу , а приёмные экзамены давно позади. Но, просмотрев принесённые братьями акварельные этюды и уличные зарисовки, педагоги разрешили держать им дополнительные экзамены. «А какую фамилию вы носите?» — спросили ребят, когда они впервые переступили порог спецшколы. «Щербинины», — был ответ. «Красивая фамилия, будете художниками! Это очень важно, какую подпись ставить под своими произведениями. Дерзайте!».
Имя Елены Живовой хорошо известно: её яркие, декоративные, сверкающие мозаикой солнечных красок натюрморты и пейзажи уже много лет привлекают внимание на самых представительных и авторитетных выставках. Она художник — мастер современной эпохи и естественным порядком пришла именно в те творческие союзы, которые объединяют Художников пишущих кровью сердца и совести. Мастеров, способных не только кормиться капризным вдохновением, но и в случае необходимости кормить это вдохновение, не испытывая каких-либо комплексов ни перед собой, ни перед коллегами по творчеству, ибо здесь все так делают или, по крайней мере, психологически готовы к этому.
С. Ямщикова поздравил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев
Уважаемый Савелий Васильевич!
Примите мои поздравления по случаю 70-летия со дня рождения. Благодаря Вашему таланту и мастерству художника-реставратора, энтузиазму и искренней увлечённости профессией Россия вновь обрела множество бесценных памятников искусства, среди них – возрождённые шедевры древнерусской иконописи, возвращённые в нашу страну историко-художественные ценности.
Искреннего уважения заслуживает Ваша плодотворная общественная и просветительская деятельность. Ваши телефильмы, передачи и книги об отечественной культуре вызывают неизменный интерес у ценителей прекрасного.
ЖЕЛАЮ ВАМ ЗДОРОВЬЯ, НОВЫХ УСПЕХОВ И БЛАГОПОЛУЧИЯ.
Глядя на эту женщину, никогда не угадаешь, какой юбилей она справляет. Наверное, потому, что прожитые на сцене годы заслуженная артистка России Галина Улетова оценивает по радости встреч со зрителем. Воспоминаниями о некоторых страницах своей непростой творческой и личной судьбы мы попросили её поделиться с нашими читателями.
Савва Ямщиков о себе и о других
Лапин, председатель Гостелерадио, хитрый был. Едем снимать передачу о народном художнике Ефиме Честнякове. Лапин командировку подписывает так: «Согласен. Только чтобы не было церквей и крестов». Это же смех один – такая резолюция на фильм, где обязательно будут и храмы, и иконы. Фильм, конечно, прошёл без всяких сокращений. Но сам Лапин на всякий случай заложился: дескать, я давал указание, а уж как его выполнили — вопрос другой.
окончание, начало см. в предыдущих номерах
Главный редактор «Слова» беседует с председателем правления Союза писателей РФ
Русский язык —
наша общая забота
— Как Вы оцениваете прошедший Год русского языка?
— К сожалению, он прошёл не так, как хотелось бы нам. Президент предоставил обществу шанс воспользоваться этим. Но ни чиновники, ни высшая школа, ни средняя не сумели сделать из этого всенародное дело.
продолжение, начало см. в предыдущих номерах
Главный редактор «Слова» беседует с председателем правления Союза писателей РФ
Литература
в обществе потребления
— Основной поток сегодняшней литературы, на мой взгляд, идёт мимо этих заветов классики. В культуре в целом – и это видно невооружённым глазом – осуществляется политика оглупления. В этом году большая дата — юбилейная — 50 лет Союзу писателей России. Как Вам видится в связи с этим ситуация в литературе?