Анатолий Салуцкий, известный писатель и общественный деятель, работает над документальной публицистической книгой о современной истории России и новым романом, в суть которого предпочитает не вдаваться. Намекает лишь, что он будет многослойным, необычным по форме и попытается ответить на вопрос: какой национальный тип сегодня более всего соответствует понятию «герой нашего времени». Любопытно, что и то, о чём я расспрашивала писателя, оказалось в русле его художественных размышлений.

  Павел Никонов, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии страны — один из самых ярких представителей «сурового стиля». Нового направления в живописи, по определению отечественных искусствоведов-историков. Его этапное полотно «Геологи» — ныне собственность Государственной Третьяковской галереи — оказалось в эпицентре разгромной кампании, развязанной Хрущёвым после посещения им юбилейной выставки Московской организации Союза художников в Манеже. Именно там картина была впервые представлена, сыграв заметную роль в процессе обновления советского изобразительного искусства 50—60-х годов

На чёткой графической визитке Вадима ГУЩИНА написано: «Фотограф-художник». Но, знакомясь с его творчеством, понимаешь, что здесь смысловая ошибка. Он, конечно, художник-фотограф! Уметь рисовать объективом съёмочной камеры дано немногим, хотя первоклассной фотоаппаратурой сегодня владеют практически все. Возможно, беседа с мастером, которому
не так уж много лет — всего-то 46,— поможет разгадать тайну его особого пластического и философского видения окружающего мира…

 

Писать о художнике трудно. Может ли быть более тривиальное начало рассказа или беседы о представителе, пожалуй, самой визуальной профессии на земле? Даже блестяще написанный тургеневский пейзаж вызовет в каждом из нас ассоциации с собственными воспоминаниями о восходе солнца, лучи которого так причудливо окрашивают просыпающуюся природу. Но цвет словом не опишешь — это надо видеть собственными глазами.

 

Молодой художник вступает в члены Союза художников России. Собирает для этой приятной, но и тревожной процедуры необходимые документы, среди которых – три обязательные рекомендации от старших товарищей по творческому цеху...
Вот несколько строк из них в адрес сегодняшнего дебютанта еженедельника «Слово» — московской художницы Елены СПИРИДОНОВОЙ.

 

  Поэт и издатель, фотохудожник и путешественник, заслуженный работник культуры РФ Сергей Николаевич Дмитриев родился 10 июня 1959 года в Великом Новгороде. С 1977 года живет в Москве. Окончил исторический факультет МГПИ им. Ленина. С 1981 по 1994 год работал в издательстве «Молодая гвардия», пройдя путь от младшего редактора до главного редактора издательства. Впоследствии и по настоящее время – главный редактор издательства «Вече». 

  Игорю Павловичу ОБРОСОВУ – действительному члену Российской академии художеств и Академии российской словесности, народному художнику страны, лауреату Государственных премий CCCР и России, члену Общественного совета газеты «Слово» — 23 мая исполняется 79.

 

В Москве успешно творит одаренный человек, одержимый избранностью своего пути художника. Более чем на 35 вернисажах – персональных, групповых, зарубежных – благодарный зритель любовался гобеленами Антонины ВОРОНОВОЙ-СВИОНТКОВСКОЙ, работы которой находятся в частных собраниях и коллекциях России, США, Японии, Израиля, Польши и бывшей Югославии. Незаурядность ее ковротворчества и необычность фамилии послужили поводом для встречи с Антониной Никитичной. 

Сейчас его знают все, как эстрадную звезду. А слава обрушилась на него в 22 года, когда он победил на Всероссийском конкурсе молодых оперных певцов. Сразу же после этого успеха ему поступило предложение исполнить партию Ленского в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Он её спел со сцены Большого театра и имел головокружительный успех.

 

  «Я не могу без друзей». Так назывался творческий вечер народной артистки СССР композитора Людмилы ЛЯДОВОЙ. Зал был полон поклонников. И что приятно, на знаменитость пришла посмотреть и послушать её песни и классические сочинения молодежь. Это были студенты консерватории, музыкальных училищ. И просто любители музыки.

 

На долю Александра Жукова выпали тяжелые испытания. Он перенёс все — это было чудом, — и домой вернулся героем. Как настоящий русский солдат. Хотя мог вернуться в «деревянном бушлате».

 

Прогулка по редакционному фойе

накануне бенефиса

В каждом театре в фойе висят портреты режиссёра и театральной труппы. Чем старше театр, тем больше портретов. Ветераны уходят со сцены, а порою из жизни, на смену им приходит новое поколение актёров, меняется репертуар, а подчас и творческое лицо театра.

Остаются лишь портреты в фойе. Они, как история театра.

Газета, конечно, не театр. А журналисты — не лицедеи.

Наша газета рождалась трудно, чуть ли не в муках. Только что отгремел дефолт, с которым завершилась сравнительно безмятежная пора линниковской «Правды» с её приличными зарплатами и гонорарами. Вскоре усилиями Геннадия Селезнева мы лишились и права называться «Правдой» и, наверно, к лучшему, хотя тогда казалось трагедией. Раскололся коллектив, часть которого не приняла новое название. 

    Они пришли поступать в художественную школу , а приёмные экзамены давно позади. Но, просмотрев принесённые братьями акварельные этюды и уличные зарисовки, педагоги разрешили держать им дополнительные экзамены. «А какую фамилию вы носите?» — спросили ребят, когда они впервые переступили порог спецшколы. «Щербинины», — был ответ. «Красивая фамилия, будете художниками! Это очень важно, какую подпись ставить под своими произведениями. Дерзайте!».

 

Имя Елены Живовой хорошо известно: её яркие, декоративные, сверкающие мозаикой солнечных красок натюрморты и пейзажи уже много лет привлекают внимание на самых представительных и авторитетных выставках. Она художник — мастер современной эпохи и естественным порядком пришла именно в те творческие союзы, которые объединяют Художников пишущих кровью сердца и совести. Мастеров, способных не только кормиться капризным вдохновением, но и в случае необходимости кормить это вдохновение, не испытывая каких-либо комплексов ни перед собой, ни перед коллегами по творчеству, ибо здесь все так делают или, по крайней мере, психологически готовы к этому.

 

С. Ямщикова поздравил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев

   Уважаемый Савелий  Васильевич!
  Примите мои поздравления по случаю 70-летия со дня рождения. Благодаря Вашему таланту и мастерству художника-реставратора, энтузиазму и искренней увлечённости профессией Россия вновь обрела множество бесценных памятников искусства, среди них – возрождённые шедевры древнерусской иконописи, возвращённые в нашу страну историко-художественные ценности.
  Искреннего уважения заслуживает Ваша плодотворная общественная и просветительская деятельность. Ваши телефильмы, передачи и книги об отечественной культуре  вызывают неизменный интерес у ценителей прекрасного.

ЖЕЛАЮ ВАМ ЗДОРОВЬЯ, НОВЫХ УСПЕХОВ И БЛАГОПОЛУЧИЯ.

Глядя на эту женщину, никогда не угадаешь, какой юбилей она справляет. Наверное, потому, что прожитые на сцене годы заслуженная артистка России Галина Улетова оценивает по радости встреч со зрителем. Воспоминаниями о некоторых страницах своей непростой творческой и личной судьбы мы попросили её поделиться с нашими читателями.

Савва Ямщиков о себе и о других

Лапин, председатель Гостелерадио, хитрый был. Едем снимать передачу о народном художнике Ефиме Честнякове. Лапин командировку подписывает так: «Согласен. Только чтобы не было церквей и крестов». Это же смех один – такая резолюция на фильм, где обязательно будут и храмы, и иконы. Фильм, конечно, прошёл без всяких сокращений. Но сам Лапин на всякий случай заложился: дескать, я давал указание, а уж как его выполнили — вопрос другой.

 окончание, начало см. в предыдущих номерах

Главный редактор «Слова» беседует с председателем правления Союза писателей РФ

Русский язык 
наша общая забота

 

— Как Вы оцениваете прошедший Год русского языка?

— К сожалению, он прошёл не так, как хотелось бы нам. Президент предоставил обществу шанс воспользоваться этим. Но ни чиновники, ни высшая школа, ни средняя не сумели сделать из этого всенародное дело.

 продолжение, начало см. в предыдущих номерах

Главный редактор «Слова» беседует с председателем правления Союза писателей РФ

Литература
в обществе потребления

— Основной поток сегодняшней литературы, на мой взгляд, идёт мимо этих заветов классики. В культуре в целом – и это видно невооружённым глазом – осуществляется политика оглупления. В этом году большая дата — юбилейная — 50 лет Союзу писателей России. Как Вам видится в связи с этим ситуация в литературе?

 продолжение, начало см. в предидущем номере.

Главный редактор «Слова» беседует с председателем правления Союза писателей РФ

Учительство
в Новороссии

— Я тоже год в Харькове учился в украинской школе…

— Ну а я потом окончил Киевский державный университет имени Тараса Шевченко и получил назначение в город Николаев, город судостроителей, корабелов, рабочий город. Ровные красивые улицы с судостроительными и морскими названиями – Артиллерийская, Котельная, Конопаточная, Большая Морская, Адмиральская.Там-то и зародилась у меня мысль об Ушакове…

Медицина – древнейшая и наипочтеннейшая отрасль человеческих знаний. Недаром кодексом чести врача является «клятва Гиппократа», древнегреческого реформатора античной медицины, с именем которого связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врачевателя. Земная жизнь Христа, божественно описанная в Евангелии, изобилует примерами исцеления казавшихся неизлечимыми больных.

 

Валерий ГаничевГлавный редактор «Слова» беседует с председателем правления Союза писателей РФ

— Валерий Николаевич, газета «Слово» благодарна Вам за то, что Вы согласились встретиться с нами в канун Вашего 75-летия — дата весьма солидная. Вершина, с которой многое видно, – прошедшее, настоящее, будущее. Какие чувства испытываете Вы сегодня как председатель правления Союза писателей России, как крупный общественный деятель, сопредседатель Всемирного Русского Народного Собора, недавний член Общественной палаты, наконец, просто как человек?

Певица Лариса Косарева — драматическое сопрано — родилась в Москве. Артистка камерного вокально-хорового коллектива «Синтез-капелла» Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания (ФГУ «Российский государственный музыкальный телерадиоцентр» — руководитель Герасимова Ирина Анатольевна; камерный вокально-хоровой коллектив «Синтез-Капелла» — художественный руководитель — заслуженная артистка России, композитор Гельсят Шайдулова). Окончила факультет хорового дирижирования (академический хор) Московского государственного института культуры.

Радость творчества во внутренней свободе,

считает московский художник Михаил Молодцов

 

Михаил Молодцов родился в 1949 году в Москве, окончил Московское художественое училище «Памяти 1905 года», член Союза художников столицы России. Он — участник множества всесоюзных, всероссийских, международных выставок, в частности, в Польше, Японии и др. Выставлял свои работы на аукционе Дрюо в Париже. Его полотна украшают государственный военно-исторический музей «Бородино», заповедник имени И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Я не критик, не искусствовед, не литературовед, и вдруг мне попадается драгоценность, которая должна была попасть в руки человека, всю жизнь изучающего поэзию мира. Я люблю Пушкина, Лермонтова, Маяковского, я знаю всё об этих поэтах. Я открыл новую планету. Я нашёл тайну, истину, которую никто не держал в руках, случилось чудо. Я дотронулся до чего-то высшего.

В петербургском издательстве «Амфора» вышла книга классика отечественного кинематографа Игоря Фёдоровича Масленникова «Бейкер-стрит на Петроградской». В ней известный кинорежиссёр рассказывает о том, как создавались те или иные киноленты, как работалось над ними с актёрами, какие коллизии сопровождали тот или иной фильм. Наши читатели, безусловно, помнят такие фильмы Игоря Масленникова, как «Личная жизнь Кузяева Валентина», «Гонщики», «Сентиментальный роман», «Ярославна – королева Франции», «Что сказал покойник». Но безусловными и главными режиссёрскими удачами этого мастера являются цикл фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне и не менее знаменитая «Зимняя вишня». Во время презентации новой книги обозреватель «Слова» Виктор Притула задал Игорю Масленникову ряд вопросов.

Познакомиться с поэтом Николаем Александровичем Зиновьевым мне довелось недавно на фестивале «Сияние России» в Иркутске, который многие годы проводит великий русский писатель Валентин Распутин. В октябре прошлого года этот ежегодный праздник русской культуры собирался в 14-й раз. В нём приняли участие очень интересные писатели, поэты, художники, актёры из разных концов России. 

Наталья Солнцева — писатель, который предпочитает почти ничего не рассказывать о себе. Впрочем, ореол тайны вокруг её биографии может быть развеян, если внимательно читать романы серии «Артефакт — детектив».

«Моя биография изложена в моих романах – кусочками, фрагментами, эпизодами, чертами характеров героев, их мыслями и судьбами, — говорит она. — Личность автора, по моему убеждению, не должна подменять его творчество. Биографии людей похожи – это перечень фактов, которые на самом деле не расскажут о человеке самого главного. Свои чувства, взгляды на мир, своё отношение к жизни писатель выражает в книгах. В них и можно познакомиться с автором».

Окончание. Начало см в "Слово" №№ 8, 9.

— Андрей, твой первый роман «Когда оживают легенды» относится к «американскому циклу», к которому примыкают и три следующих романа, составивших трилогию «Фатум». Но если трилогия отсылает читателя к первой четверти XIX века, то действие романа «Когда оживают легенды» происходит в 60–70-е годы XIX века, когда янки самым серьёзным образом взялись за колонизацию Дикого Запада и соответственно уничтожение индейцев прерий. Что общего между этими книгами, кроме русских героев в дебютном романе и трилогии?

Продолжение. начало см. "Слово" №8 2008 г.

— Андрей, в первой части нашей беседы, ты с горечью отмечал, что историческая проза не очень-то вписывается в «формат», как теперь принято говорить, а точнее, не всегда соответствует планам издательств. И всё же не все издательства пренебрегают исторической тематикой. Очень сильна историческая школа в старейшем русском издательстве «Молодая гвардия», много книг, посвящённых истории Отечества, выпускает издательство «Вече», можно назвать и другие издательства. Плодотворно работают на ниве исторического романа известные русские писатели Олег Михайлов , Валерий Ганичев, Валерий Поволяев, Александр Сегень. Так что есть у нас и серьёзные издатели, и отличные писатели, разрабатывающие историческую тематику.

Андрей Воронов - ОренбургскийПисьмо родственной душе, или Мысли вслух

В одном из обзоров исторической литературы «Скажи мне правду, атаман» я писал: «После Юрия Тынянова, Василия Яна, Валентина Пикуля и Дмитрия Балашова появление новых имен в этом жанре воспринимаешь с опаской. Однако творчество талантливого Андрея Воронова-Оренбургского свидетельствует о том, что с исторической прозой у нас всё в порядке. Андрей Воронов пишет размашисто — трилогиями. Первая его трилогия «Фатум» рассказывала о русских патриотах, первопроходцах, охотниках, государственных мужах и офицерах, ценою своих жизней пытавшихся сохранить для Отечества Русскую Америку.

Поэт Николай ЗиновьевНиколай Зиновьев, поэт из Краснодарского края, родился в 1960 году в станице Кореновской. Учился в ПТУ, станкостроительном техникуме, в университете. Работал грузчиком, бетонщиком, сварщиком. В 1987 году вышла его первая книга стихов. На сегодняшний день у Николая вышло шесть книг. В 2005 году ему была присуждена Большая литературная премия России. Стихи краснодарского поэта часто печатаются в журналах, они быстро расходятся по стране без всякой рекламы по радио или телевидению.

Художник Антон КуманьковАнтон Евгеньевич Куманьков – удивительный художник. И человек. Он покоряет не только своим мастерством, своим вдохновением, лёгким, как порыв весеннего ветра, но удивительно искренней любовью ко всему живому, что есть в подлунном мире. Эта любовь пронизывает его искусство, окрыляет всю его жизнь. Уже этим он сильно выделяется из ряда своих собратьев по цеху.

Художник любит людей, хорошо понимая всё несовершенство человека, и это понимание,  сочувствие  ощущаются в каждой его  работе. Антон Куманьков – признанный мастер портрета. Он пишет взрослых, детей, братьев наших меньших, и каждая его работа невольно заставляет думать, сопереживать, разгадывать её тайну, сотканную воображением, мастерством и глубиной психологического проникновения в то, что ложится на холст.

Лариса ЛУСТАПевцы должны быть любимыми, тогда они живут в искусстве  длинной и счастливой жизнью. А чтобы стать любимыми, им необходима «изюминка», магия воздействия на публику. Такой магией обладает, на мой взгляд, яркая петербургская певица меццо-сопрано Лариса Луста. Она появилась одновременно с плеядой замечательных исполнителей, таких звёзд мировой оперы, как Анна Нетребко, Василий Герелло. Но при этом не затерялась на музыкальном небосклоне, а заняла особое место в сердцах поклонников вокальной музыки, по достоинству оценена и отмечена профессиональными музыкантами.

 

Хирург СкороглядовЗаслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор Александр Васильевич Скороглядов травматолог-ортопед широкого профиля. Встретились мы с ним в 64-й городской клинической больнице, базе кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Российского государственного медицинского университета, которой он руководит.

Он сидит передо мной в белом халате — невысокий, подтянутый, пропорционально сложенный, со свежей кожей на лице, думающим взглядом голубых глаз. Зная немного его биографию, я подумал тогда: а ведь не занимайся он с юности спортом, классической борьбой, вряд ли ему можно было дать 66 лет.

Валентин ФалинЯ человек далёкий от политики и занимаюсь совсем другими делами — реставрацией древнерусской живописи и русских портретов. Но жить в России и не быть затронутым политикой практически невозможно. Не говорю про сегодняшние времена, когда по большей части это уже не политика, а скорее, политическая ржа.

Кинофильм Евгений Дога: "Евгений Дога: « ;Япридумал Софию Ротару, а потом она придумала себя сама»

В Московском доме национальностей состоялся творческий вечер живого классика, народного артиста СССР, народного артиста Молдовы, выдающегося композитора, академика, автора бессмертных хитов к кинофильмам: «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь» и других любимых мелодий Евгения Доги.

Художник КОЗЛОВРусской династии известных художников Осиповых — Фёдоровых

100 лет. Дата, отмеченная выходом книг, публикациями, выставками, в том числе и зарубежными. Сегодняшняя встреча с заслуженным художником РФ Марией Владиславовной Фёдоровой предоставляет возможность ощутить чистоту родника талантливой семьи, из рук в руки передающей палитру творчества со всеми цветами радуги человеческих чувств и переживаний.

АЛЕКСЕЙ ВАРЛАМОВС лауреатом премии «Большая книга-2007» беседует наш  обозреватель

— Алексей, я пытался найти какую-то объединяющую линию для героев ваших биографических книг в серии «ЖЗЛ». На первый взгляд все они – люди совершенно разные

Please publish modules in offcanvas position.