ХОРОШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ НУЖНА ХОРОШАЯ БАЗА

министра образования правительства Московской области

Учебные заведения Подмосковья активно модернизируются.

Начало учебного года для министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой – пора беспокойная. Тем не менее Лидия Николаевна нашла время для ответов на вопросы нашего корреспондента.

— Лидия Николаевна, с 1 сентября образовательные учреждения Московской области перешли на новую систему оплаты труда. Что она собой представляет и каких результатов Вы от нее ждете?

— Переход на новую систему оплаты труда в рамках национального проекта «Образование» дал новые возможности для стимулирования педагогов-новаторов. Учителя будут получать зарплату не только за количество проведенных уроков, но и за все виды деятельности, включая внеурочную. Чем выше качество обучения и воспитания, чем лучше результат, тем больше и надбавка. Оценивать труд педагогов должны управляющие советы, включающие представителей общественности и родителей. Прибавка к зарплате составит примерно 15 процентов, и, таким образом, в среднем учитель региона сможет получать 14—15 тысяч рублей.

— Лидия Николаевна, с 1 сентября образовательные учреждения Московской области перешли на новую систему оплаты труда. Что она собой представляет и каких результатов Вы от нее ждете?

— Переход на новую систему оплаты труда в рамках национального проекта «Образование» дал новые возможности для стимулирования педагогов-новаторов. Учителя будут получать зарплату не только за количество проведенных уроков, но и за все виды деятельности, включая внеурочную. Чем выше качество обучения и воспитания, чем лучше результат, тем больше и надбавка. Оценивать труд педагогов должны управляющие советы, включающие представителей общественности и родителей. Прибавка к зарплате составит примерно 15 процентов, и, таким образом, в среднем учитель региона сможет получать 14—15 тысяч рублей.

Целенаправленная политика губернатора Бориса Всеволодовича Громова и правительства Московской области по поднятию престижа учитель-ского труда уже приносит результаты: за последние два года количество вакансий в школах Подмосковья сократилось вдвое, только в этом году в наши учреждения пришли 610 молодых учителей.

— Одно из направлений национального проекта – модернизация образования. Что положительного даст она ученикам? Новое качество знаний, возможность выбора предметов в старших классах, оптимальный уровень нагрузки?..

— Главная цель модернизации образования — обеспечение условий для получения качественных знаний каждым ребёнком. Причём качественным мы считаем такое образование, которое готовит человека к успешной жизни во всех областях: профессиональной, личной, общественной.

В соответствии с обязательствами, которые Московская область взяла на себя,  приступая к реализации комплексного проекта модернизации образования, к 2009 году доля школьников, обучающихся в таких школах, составит 75 процентов.

— Реформа образования декларирует, что «неэффективная система среднего профобразования будет сокращена, начальное профобразование будет сосредоточено на обучении профессии и сократится до 2 лет, при этом полное общее образование полностью перейдет в систему общеобразовательных школ. Техникумы и колледжи преобразуются в 3-годичный технический бакалавриат, поступить в который можно только с полным средним образованием». Что будет с ПТУ? Ведь в свое время эта система была весьма эффективной, над ПТУ шефствовали профильные предприятия, и в ПТУ получали специальность ребята, которые по разным причинам не тянули полное среднее образование. Если мы делаем ставку на развитие промышленности, то где будем брать кадры? Нехватка ощущается уже сейчас.

— В Московской области как было, так и осталось 101 учреждение начального профессионального образования. Они ежегодно выпускают 15 тысяч квалифицированных рабочих более чем  по 200 специальностям.

Не могу сказать, что предприятия отвернулись от ПТУ и не помогают им теперь. Нет, во многих городах шефские связи сохранились. Работа по оснащению училищ и подготовке специалистов рабочих профессий идет совместно с Министерством промышленности и науки Московской области.

— В каком состоянии сейчас пребывают техникумы и колледжи? Сокращается (или увеличивается) их число? Как они финансируются?

— В ведении Министерства образования Московской области — 30 техникумов и колледжей.

О конкурентоспособности нашей системы среднего и высшего профессионального образования говорят результаты участия наших учреждений в направлении приоритетного национального проекта, реализуемом с этого года, — «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». В числе победителей — четыре московских областных образовательных учреждения: Истринский педагогический колледж, Московский областной государственный колледж (г. Раменское), профессиональное училище № 72 (г. Королёв), профессиональный лицей № 95 (г. Дубна), а также федеральное образовательное учреждение, расположенное в Подмосковье, — Красногорский оптико-электронный колледж.

По количеству образовательных учреждений, ставших победителями национального проекта, Московская область заняла второе место в России.

1 сентября этого года наше профессиональное училище № 27 посетил первый вице-премьер Правительства России Сергей Иванов. Сергей Борисович высоко оценил техническую оснащённость мастерских училища и уровень подготовки ребят.

— Заявленный принцип подушевого финансирования, введённый с 2006 года, должен был обеспечить более эффективное расходование средств. Повысилось ли в результате качество работы преподавателя? Предполагалось, что одновременно возрастёт влияние попечительских, наблюдательных и управляющих советов при образовательных учреждениях и тем самым в образование будут привлечены дополнительные ресурсы. Оправдались ли эти надежды?

— Думаю, выводы делать пока рано — прошел всего год. Введение нормативно-подушевого финансирования в области осуществляется в рамках регионального комплексного проекта модернизации и на первых порах не везде, а только на пилотных территориях. До 2009 года предстоит проделать огромную работу, подготовить большое число нормативных актов. И, конечно, руководителям образовательных учреждений, преподавателям и родителям предстоит научиться работать в совершенно других финансово-хозяйственных условиях, а это не так просто.

— Как известно, в школах процветает система добровольно-принудительных «благотворительных взносов». Кроме того, родители привлекаются к ремонту школ, закупке канцтоваров и мебели. Не честнее ли было бы просто перейти на платное образование?

— Добровольное участие родителей в решении материальных вопросов деятельности школы возможно. Я подчёркиваю — добровольное. Но всё должно быть правильно оформлено. Если общественным органом управления школой (управляющим советом, попечительским советом) принято решение о сборе средств на какие-либо цели, открыт счёт для перечисления, обеспечен общественный контроль, тогда недовольства родителей не бывает. В противном случае это грубое нарушение.

К платному образованию это не имеет никакого отношения. Государственный образовательный стандарт у нас финансируется в полном объёме, поэтому дополнительное финансирование может направляться на расширение образовательных услуг в школе, на создание дополнительных удобств, превышающих нормативы. Только так, и не иначе.

— С точки зрения министерства, в чём сегодня разница между частными и государственными школами? Существует мнение, что в частных школах учат хуже…

— Я не могу сказать, лучше или хуже качество образования в негосударственной или государственной школе — все школы разные. Государство гарантирует качество в государственной школе, а также в негосударственной, если она прошла государственную аттестацию с целью аккредитации. Вообще родители отдают ребёнка в негосударственное образовательное учреждение, чтобы обеспечить более высокий уровень комфорта, за который они готовы платить. Из практики могу сказать, что в негосударственных школах лучше преподают гуманитарные предметы — например, иностранные языки (в том числе за счёт приглашения учителей-иностранцев). А вот естественнонаучные дисциплины, физику и математику, лучше преподают в государственных школах.

— Могут ли отказать в приёме ребёнку под предлогом, что он не прошёл собеседование, например, в гимназию?

— Если ребёнок из микрорайона, закреплённого за данной школой, его обязаны принять. Здесь есть только одна проблема: наличие мест. Но в любом случае устраивать «вступительные экзамены» первокласснику нельзя.

Планируется ли в Подмосковье постепенный переход на школы полного дня?

— Многие сельские школы у нас уже сегодня работают как социокультурные центры. Это означает, что после окончания уроков школа становится спортивным комплексом, библиотекой, клубом, компьютерным центром и т.д.

Для городских школ режим полного дня означает расширение возможностей заниматься разнообразной досуговой деятельностью во внеурочное время. С этой целью во всех основных и полных средних общеобразовательных учреждениях с 1 сентября введены 1305 ставок педагогов-организаторов, что позволит разнообразнее проводить досуг подростков, усилить воспитательную работу, расширить систему занятости детей и стимулировать мотивацию к обучению. На финансирование этого новшества бюджет Московской области затратит 65 миллионов рублей в текущем году и 200 миллионов рублей в 2008 году.

В бюджет 2008 года заложено более 400 миллионов рублей на стимулирующие выплаты учителям физкультуры общеобразовательных школ и тренерам-преподавателям детских спортивных школ. Это даст каждой школе возможность участвовать своей командой в школьной спартакиаде Московской области по игровым видам спорта и привлечь к занятиям спортом более 200 тысяч подростков дополнительно. 

— Как Вы оцениваете систему ЕГЭ?

— В этом году 47 789 человек прошли государственную  аттестацию в форме ЕГЭ по девяти общеобразовательным предметам. На «4» и «5» русский язык сдали 53 процента,  математику — 73  процента, физику — 54 процента, историю России – 52 процента, химию – 47 процентов, обществознание — 60 процентов, географию – 29 процентов, биологию – 63 процента, литературу – 34 процента. Хорошие результаты. Доля учащихся, сдающих ЕГЭ, будет расти — с 2009 года этот способ итоговой государственной аттестации станет «штатным», так установлено законом.

— Наступил новый учебный год. Какие проблемы волнуют Вас сегодня в первую очередь?

— Нынешний учебный год для нас, педагогов, проходит под знаком приоритетного национального проекта «Образование». Для Московской области суть его реализации в том, чтобы, опираясь на надёжный фундамент социально ориентированной политики губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, на два поколения областной целевой программы «Развитие образования», выстроить систему образования как уникальный ресурс социального и профессионального развития личности, обеспечивающий конкурентоспособность отдельного человека, общества и в конечном счете нашего государства в мировом сообществе.

Поэтому для нас так важны педагоги-новаторы, инновационные проекты, благодаря которым и распространяя их опыт, мы во всей области создаем единое инновационное пространство – систему, которая дает современные знания на современном техническом уровне.

Беседовала

Нина СЕЛИВЕРСТОВА.

 

    В 2007 году система образования Московской области станет богаче на 27 учреждений – 13 детских садов на 1991 место и 14 общеобразовательных школ на 8469 ученических мест. Это на четверть больше, чем в прошлом году.

    Комплексный капитальный ремонт и капитальный ремонт отдельных систем проведен в 472 школах и 503 детских садах. С января реконструировано 38 муниципальных образовательных учреждений: 23 школы, 12  детских садов, 3 учреждения дополнительного образования детей.

    В двух с половиной тысячах образовательных учреждений летом проведён косметический ремонт. На это из бюджетов всех уровней потрачено почти три с половиной миллиарда рублей. И 206 миллионов рублей пошло на ремонт областных учреждений начального, среднего и высшего звена.

    Всего на совершенствование учебно-материальной базы образования только в 2007 году в рамках приоритетного национального проекта, включая комплексный проект модернизации, за счёт средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Московской области, включая средства муниципальных образований, привлечено более семи миллиардов двухсот миллионов рублей!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.