Елена Живова: откровения в образах и красках

Имя Елены Живовой хорошо известно: её яркие, декоративные, сверкающие мозаикой солнечных красок натюрморты и пейзажи уже много лет привлекают внимание на самых представительных и авторитетных выставках. Она художник — мастер современной эпохи и естественным порядком пришла именно в те творческие союзы, которые объединяют Художников пишущих кровью сердца и совести. Мастеров, способных не только кормиться капризным вдохновением, но и в случае необходимости кормить это вдохновение, не испытывая каких-либо комплексов ни перед собой, ни перед коллегами по творчеству, ибо здесь все так делают или, по крайней мере, психологически готовы к этому.

 

 Это Союз дизайнеров Москвы, Международный художественный фонд и Творческий союз художников, объединяющие служителей Музы красок потому, что они, как Бродский — поэт, — художники. Потому что образы и краски сопутствуют им, преследуют их и подчиняют их своей капризной воле...
  На первых её выставках была представлена графика. И лишь потом круг расширяется — и вот солнечные, Матиссовские краски освещают выставочный зал. Имя великого француза — подателя радости мы упомянули не случайно: палитра и способ письма Елены, подход к произведению созвучны именно его творчеству при всей индивидуальности, самостоятельности и неповторимости изобразительного языка московского художника — нашей современницы. Елена выбирает чистые и интенсивные спектральные цвета; для повышения силы и гибкости тона используются большие мозаичные пласты краски, накладываемые на холст мастихином. Плоская обширная поверхность, глянцево блестящая и отграниченная краевым рельефом от аналогичного мазка другого тона, переливается виртуальными тонкими оттенками цвета за счет отражений и бликов и легкой вогнутости, заданной формой кромки инструмента. Этот эффект роднит её технику с редким искусством настоящей горячей энкаустики — письма расплавленным окрашенным воском, где неизбежно образуется мозаика почти не взаимоперемешивающихся рельефных мазков, из которых и складывается призрачно мерцающая то изображением, то калейдоскопическим узором фантастическая картина. Как и пунический воск египетских лучших файюмских портретов, масляные краски Живовой живут на картине, как мириады муравьев на поверхности муравейника, не уступая в своих необычных свойствах новомодному акрилу, за который их часто и принимают (из более близких аналогий можно назвать, к сожалению, исключительно сложную и потому малоизвестную новую энкаустику династии художников Хвостенко, с манерой письма которых в силу обусловленности технологией у Живовой много общего). Использование неразбавленных красок позволяет Елене в отличие от большинства тех коллег по цеху из прошлого и настоящего, которые не пользуются импрессионистским в тенденции неформализованным корпусным мазком, работать на пленэре, по живым наблюдениям за быстротекущими переходами света и цвета и их мгновенными вспышками. Каким же чувством цвета и гармонии нужно обладать, чтобы непрерывные цветовые отношения и переходы преобразовывать в мозаику нескольких тонов! Пленэрная установка художника берет начало от первых её ученических работ — пейзажей, написанных ещё в традиционных немозаичных техниках. Трепетные берёзки оранжево-розовым весенним утром из далёкого 1987 года уже тогда обещали ей большое будущее; их преемниками стали закатные марины матовыми темперами; но в этом пространстве работали слишком многие. В чём же отличие от других картин Елены Живовой? Почему они узнаваемы с первого же мимолетного взгляда, который больше не отвести от чудесных холстов! Новая техника родилась внезапно и открыла ей путь в большое искусство. Правда, с пейзажем пришлось не то чтобы проститься, — переосмыслить подход: крупномозаичность техники и недоступность в ней лессировок и непрерывных тональных переходов ориентировали на отказ от большого, наполненного множеством объектов пространства природы и ограничение искусственным конечнопредметным пространством натюрморта. Пейзаж, естественно, остался, но стал экспозицией-выборкой небольшого исполинского натюрморта — из нескольких деревьев, облаков, рощиц, фонарного столба с часами, расставленных на неоглядном «столе» поля, города или простора. А вот натюрморт стал доминирующим жанром и вобрал в себя всё: и пейзаж и даже портрет в интерьере, где «расставлены», например, собрат-художник и его тут же создаваемый автопортрет («Художник А.П.Куценко на фоне своего автопортрета»). «Поставлен» может быть и такой натюрморт, как «Лесная дорога в Пущино» — темные ленты скал-деревьев, едва заметная тропинка между ними и сверкающий бледно-лимонный треугольник послегрозового неба.
  И, естественно, основной массив её картин — это натюрморты: букеты цветов, прежде всего пейзажномасштабных подсолнухов, бутылки, фрукты, чаще всего огромные арбузы и дыни.
  Критерием мастерства и экзаменом на звание мастера являются работы, обращающиеся на своем визуальном языке к образам иных органов чувств. Немногим удается написать красками шум, вкус или запах! Ещё в советские времена Евгению Рейхцауму, как некогда передвижнику Васильеву, довелось написать японским солнечным летом влажную зимнюю туманную оттепель — кажущуюся заснеженной тяжелым ноздреватым оседающим снегом крышу дворца в Киото (ну почему тогда в продаже были только комплекты для мгновенного «Полароида», а где сегодня эта небольшая фанерка!?). В 1993 году художник, бежавший из Баку на Малую Грузинскую, Анатолий Бузаев в мирной подмосковной тиши у спокойно открытого мансардного окна написал ультрамарином едва слышный ласковый «Шум ночного дождя». Елена Живова долго искала образ одного из своих «арбузов», так долго, что ему это надоело, — и он протух; так хулигански она и назвала этот натюрморт — «Натюрморт с тухлым арбузом», и он действительно таков, маленький бриллиант в коллекции её работ!
  Натюрморты и натюрмортно решённые картины иных жанров активно используют ещё один матиссовский инструмент в создании образа: подмену цвета, замену естественного цветового образа на перепутанные, контрастные, выразительные цвета, далеко не случайные и становящиеся символическими. Мы не сразу замечаем сдвиг цветовой гаммы в иных цветах и арбузах — иногда Елене приходится самой обращать на это внимание названием: «Синий арбуз», «Натюрморт с фиолетовой дыней» — здесь задорность свежего письма и остальных цветовых решений настолько веселы, что становится понятно: Елена Живова являет собой художника, склонного к светлому восприятию Мира. На выставках привлекает внимание очаровательная «Зеленая» — девичья фигурка в море на просвет ослепительным утренним солнцем. Формально это должен быть контрастный силуэт с ореолами — здесь перед нами живая и трепетная, сама светоносная и именно молодая девушка, которой жизнь улыбается и у которой все впереди.
  Замены цвета в ранних картинах оказались всего лишь школой для будущей ответственной живописи. Сине-фиолетовое смещение тона радостно, живо прописанных объектов позволит впоследствии писать гимн жизни в тональной области смерти, лиловой, холодной, сине-фиолетовой, — какое еще торжество жизни Вам нужно?!
  Божий дар немногим художникам — искусство абстрактной графики, поющей линии, самоценной и самодостаточной и изобразительной самой по себе. Этим даром владел Пушкин, не только сюжеты, но и виньетки и росчерки которого достойны самостоятельных выставок и публикаций; угловатая в жизни Анна Ахматова вдохновила на такую линию в своем портрете беспутного, но тем не менее гениального Модильяни; такие линии, не глядя, проводил в бессмертие Анатолий Зверев; парадоксальным образом наш современник Сергей Лосев, видящий мир безграничным волновым полем трепещущего бликами и переливами света, какой-то интуицией переворачивает это поле в дискретные волноподобные и столь же выразительные линии балетных па... . Здесь находится ещё одна и совершенно самостоятельная сфера творчества Елены — это графика, где произвольно льющиеся или скачущие, рвущиеся линии сплетаются в нечто каллиграфически или символически осмысленное, в диковинные арабески, в которых иногда просверкивают воспринимаемые нашим европейским, ренессансно-испорченным зрением узнаваемые графические образы. Термин «арабески» — тексты арабским письмом, трансформированные в гармоническое, орнаментальное инобытие смысла, — за пределами узкого круга востоковедов ассоциируется с гоголевским его переосмыслением как маленьких реалистических миниатюр; чтобы сохранить загадочность возникновения смысла в сплетении линий, сама Елена стала называть их таинственным неологизмом наукообразного происхождения ДИСОПЛАСМАГОРИЯ, который интуитивно отображает прообраз графических откровений Елены Живовой, — недаром чудесные эти каллиграфемы с удовольствием вешают на стены и медитируют перед ними почитатели этого ее таланта.
  От законов настоящего искусства не уйдешь, каким бы новатором ты ни был; можно найти свою реализацию того, из чего вырастает художественный образ, но отправной пункт, созерцание узнаваемого, как оно попадает в наш глаз, необходим. На почётном месте в квартире художника висят два роскошных «акварельных» этюда: храм Христа Спасителя и старый московский дворик, только акварель на пару Елена заменила своим ноу-хау — отмывкой цветными тушами, по-европейски трактованному образу и подобию той техники, которой дальневосточные мастера создают свой фантастический в восточно-аксонометрической реальности мир. Этюд реалистический, перспективный, полутоновый необходимо появляется в творчестве, даже если не как отправной пункт, набросок, а как завершающая стадия — здесь мозаичного — синтеза образа.
  Всё это — радостный и светлый творческий путь Елены Живовой — молодого и жизерадостного, озорного художника, не стесняющегося смотреть со своего официального буклета через очки из кружочков плода киви и с эйнштейновски высунутым языком (гегелевское: тезис — язык Эйнштейна; антитезис — язык Ивана Полозкова, забытого политического деятеля 1991 года, тоже отметившегося по этой языческой части; синтез — то, что сделала Елена, и четвертому языку не бывать!). Путь этот отмечен признанием и выставками, быстро набравшимися числом до 35 и четырьмя из них — ещё и персональными; коллекционеры вообще-то толпятся и у её картин, и графических листов, и в её мастерской, торопясь унести свою часть желанной добычи московской Матиссы.

 

Павел ДЕЙНЕКА,
Лев САФОНКИН.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.