Глядя на эту женщину, никогда не угадаешь, какой юбилей она справляет. Наверное, потому, что прожитые на сцене годы заслуженная артистка России Галина Улетова оценивает по радости встреч со зрителем. Воспоминаниями о некоторых страницах своей непростой творческой и личной судьбы мы попросили её поделиться с нашими читателями.
– Галина Михайловна, подходя к любому юбилею, невольно оглядываешься назад и проводишь некую «инвентаризацию» пройденного пути. Вы на эстраде уже три эпохи: советскую, перестроечную и нынешнюю, капиталистическую. Такие радикальные исторические изменения в стране сильно повлияли на вас лично?
– Очень. Будто жила и работала в трёх разных странах. Когда пришла на эстраду, артисты понятия не имели о той «кухне», в которой готовятся концерты. Какие там декорации, освещение, билеты, афиши… Какая разница, сколько все это стоит… Мы думали только о том, как бы разрешили отработать побольше концертов. Ведь тогда в Москонцерте существовала так называемая редактура, которая заранее расписывала занятость каждого артиста. Норма составляла 17 концертов в месяц. И ни одним больше! И при этом выступать нас посылали большей частью в заводские цеха на концертах, которые тогда назывались «В рабочий полдень». Это, конечно, были небезынтересные встречи, но артист-то мечтает о другом – о публике, которая идет к тебе не на обед, о залах, где не станки чернеют, а сверкают хрусталем люстры. И вдруг сверх утвержденного лимита рабочих полдников тебя приглашают, например, в Колонный зал! Что делать? Бежишь к директору, пишешь заявление, упрашиваешь вписать это выступление в план будущего месяца, соглашаешься ждать гонорара, сколько скажут... А представляете, как все мы атаковали дирекцию в ноябре, мае и на Новый год, когда вся страна поет и танцует.
Сейчас, когда тебя никто ни в чём не ограничивает, те проблемы кажутся смешными пустяками. Теперь, готовясь к сольному концерту, артисту надо напечатать афиши, позаботиться, чтобы билеты попали к распространителям не позднее чем за полтора месяца, добыть разные технические установки, привезти их в театр, договориться, чтобы установили, заказать декорации, доставить их, повесить, осветить… И за все заплатить, заплатить, заплатить. В общем, без материальной помощи – никуда. Ведь только подготовка к юбилейному концерту стоит около миллиона! Пришлось даже обратиться за поддержкой к Иосифу Давыдовичу Кобзону, чтобы он объяснил это чиновникам от культуры.
– Никогда не появляется желание забросить все эти хлопоты?
– Пока в них варишься, всякое бывает. Но когда звенит последний звонок, раскрывается занавес и на тебя, замерев в ожидании, смотрит публика, которую не гнал к тебе никакой профсоюз, от хлопот и подсчётов не остается и следа. Только ты, голос и крылья за спиной.
– Сейчас даже трудно поверить в то, что родители были против вашего выбора. А потом, когда ваш голос зазвучал на всю страну, пришел колоссальный успех и вы получили звание заслуженной артистки России , они оценили сделанный вами вопреки их воле шаг?
– Они его оценили, когда моей дочери Кате было уже 16 лет. Отец тогда признался: «Галя, мы были не правы, прости нас. Но ни мы с мамой, ни другие родные не верили в тебя».
– И вы простили?
– Конечно. Но поняла, почему в моей жизни было столько препятствий – они тянулись от неверия самых близких и родных людей.
А что касается нашего дуэта с Георгием Мещеряковым – солистом ВИА «Добры молодцы», то у нас действительно очень хорошо сливаются голоса тембрально, поэтому много лет вместе. Исполняем романсы и русские песни. Причем практически над ними не работаем – два-три раза споем, и они вроде сами закрепляются в нашей интерпретации.
– Видимо, вы все-таки сливаетесь не только тембрами, если десять лет прожили в браке, но и после разрыва продолжаете работать вместе?
– А мы так и остались родными. Переживаем друг за друга, постоянно звоним. В наших отношениях нет абсолютно никакого негатива. Хотя первые семь лет я страдала сильно. Но ничем ему этого не выказывала. Однажды только, когда года через три-четыре встретились в тесном кругу, прослезилась. И всё. Со временем поняла, что ему необходимо, чтобы рядом была стерва. А поскольку найти такую не так-то просто, то надо находиться в постоянном поиске. Поэтому после меня у него уже третья женщина (смеется).
– Можете дать нашим читательницам совет по цивилизованному разводу, после которого не черепки летят, а продолжается совместная творческая работа?
– Конечно. Дорогие женщины, и себя не роняйте, и его не унижайте. За второе он вам будет потом благодарен. А не унизившись сама, вы не дадите повода вытирать о вас ноги. Первое время будет, конечно, трудно. Но, поверьте стреляному воробью, это пройдет. А уважение друг к другу останется. Это особенно важно, если вас объединяют общие дети.
– Неверие родных в ваши силы, разрыв с любимым человеком, трудности современной актерской жизни, а вы все также по-прежнему улыбчивы и приветливы. Это у вас врожденное или благо приобретенное?
– Да знаете, никак не могу себя почувствовать взрослой.
– Поэтому и попадаете в разные истории? Как, например, случилось, что вы чуть не потеряли руку?
– Это было в Афганистане. Но не в результате каких-то военных действий. Просто укусила муха цеце. А у нее такая отвратительная особенность – кусает и тут же в рану откладывает свои яйца. Когда врачи в Москве увидели воспаленную распухшую руку, то завели речь об ампутации. Но в то время резать руки мне было некогда – на носу были выпускные экзамены в Гитисе. Так композитор Марк Фрадкин буквально с постели поднял, светлой памяти, профессора Лукомского, и под его руководством было сделано всё,чтобы спасти мою руку. Правда, лечиться после этого пришлось ещё три месяца: рану все время подрезали и чистили. А когда воспаление закончилось, взяли кожу с бедра и поставили на руку «заплатку». Вот так афганская война прошлась по моему телу.
– И, кажется, это была не последняя пакость, которую вы привезли с гастролей?
– Да уж, домашние до сих пор вспоминают, как в Аргентине на улице я нашла попугая ару и привезла домой в Москву. Все обрадовались, стали поить его из ложечки, и он всю мою семью заразил пситокозом, который в старые времена называли «финкой». Это противное заболевание, при котором отключаются внутренние органы. Но, слава Богу, все обошлось. Жизни оно стоило только самому попугаю.
– В общем с фауной у вас отношения не складываются.
– Нет,почему? У нас в доме с
94-го года живет кот Семён Семёныч, который любит сидеть у меня на левом плече, и с 97-го – его подруга Елизавета Семёновна, которая любит спать у меня в ногах. Так что с неэкстримальной фауной у нас как раз отношения прекрасные.
– Галина Михайловна, вы принимаете участие в программах клуба авторской песни у Олега Рождественского и сами выпустили шансонный диск. Это было неожиданностью для знатоков вашего творчества. Как вы вышли на эту «тропу»?
– Этот диск называется «Столичная подружка». Иногда я из него пою на концертах две-три песни и не более. Потому что и жанр, и тема там специфические по сравнению с более привычной для публики в моем исполнении лирики и романсов.
– Он ведь состоит из песен о женщинах легкого поведения, да? Чем же это они вас так зацепили, что даже стали одной из тем творчества?
– Всю жизнь я слышала истории о жизни таких женщин. А в последние годы по пути в Зеленоград к своим сестрам стала видеть их постоянно на Ленинградском шоссе. В холод, дождь и на ветру. И родились строчки: «Подмосковная красотка на обочине шоссе согревает душу водкой, вся продрогнув до костей…» Ждет она короля, но какой там король…
Песни об этих жрицах любви – это моё сожаление о несостоявшихся матерях, о женщинах, которые в основном не знают, что такое семья. Но я попыталась не рассказывать о них со стороны, а раскрыть их внутренний мир.
– Для этого его нужно знать…
– А я просто рассказываю истории, на которые пытаюсь посмотреть как будто их глазами. Вот в песне «Молчи» рассказываю, как к ней постоянно приезжает зарубежный клиент, и в конце концов она в него влюбляется и просит: ну скажи, что любишь, хотя бы – что хорошо со мной, и не смотри на календарь – у нас всего четыре дня... А он ей только: «Се ля ви!» Другая история: во дворе на нее смотрят с осуждением, а выйдет на улицу – там мужчины сворачивают головы, распахивают кошельки. И думается ей: пора их наказать… Ведь заработать-то большинству все равно удается только на хлеб с маслом да колготки.
– И еще, возможно, станет новостью для поклонников то, что вы не так давно начали преподавать?
– Да, уже четыре года. У меня в школе искусств восемь учеников в возрасте от семи до четырнадцати лет, которым я преподаю не эстраду, а ставлю голоса, учу правильно дышать, ощущать мир через музыку. Они очень способные ребята, стараются в пении выразить все свои чувства. Но даже если у кого-то голос не станет профессиональным, то польза от наших занятий все равно навсегда останется с ними. И не только в том, что они будут разбираться в музыке, но и в очень практическом смысле: во время пения легкие работают в полную силу и насыщают весь организм кислородом, поэтому чем больше человек поет, тем дольше он живет.
– Помимо пения, сочинения, преподавания вы еще выступаете в качестве режиссера эстрады и массовых представлений. Какие из этих работ вам особенно дороги?
– Мне было очень интересно ставить полуспектакль-полукомпозицию «Кони привередливые» по книге Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет». Это действо, где песни перемежаются отрывками из книги и воспоминаниями одного из актеров, работавших с В.Высоцким, где звучат песни в исполнении трех одаренных авторов-исполнителей.
–Ну и, конечно, о вашем юбилейном концерте. Что увидят и услышат зрители в Театре эстрады 9 октября?
– Конечно, моих давних друзей: Валентину Толкунову, Рината Ибрагимова, Лиона Измайлова, группы «Поющие сердца», «Ариель», «Добры молодцы-21 век», детский коллектив «Катюша», еще многих других дорогих для меня людей и мою дочь Катю. Первое отделение закончится детско-семейным триптихом. Прозвучат и отрывок из «Коней привередливых», романсы, песни разных лет и мои авторские, юмор и поэзия.
– Почему вы его назвали «Храни меня, любовь»?
– А это из потрясающе красивой песни Владимира Мирзы на стихи Риммы Казаковой. Она так и называется «Храни меня, любовь». Ну и, конечно, очень хочу, чтобы мир хранила настоящая человеческая любовь.
– А 18 октября в Царицыне?
– Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с очень талантливым актером Петром Татарицким. Я собрала романсы с мужской лирикой в текстах, а он подобрал поэзию, и у нас получилась, на наш взгляд, очень симпатичная программа. Мы ее уже несколько раз показывали на разных площадках, а 18 октября она у нас пойдет в Казаковском зале Царицына.
— Что же? Остается сказать: «В добрый час всем вашим новым творческим работам и помыслам». А зрители, думаю, всегда рады настоящему, чистому искусству.
Беседовала
Ирина Кобылкина.
Из досье «Слова»
Улетова Галина Михайловна – заслуженная артистка России, родилась в Арзамасском районе Нижегородской области в семье рабочих, где часто звучали русские песни. Отец – Михаил Николаевич – был первым баянистом на селе. Вместе с мамой – Любовью Михайловной – они всегда были победителями в смотрах художественной самодеятельности. Тогда, в детстве, рядом с такими талантливыми родителями у юной Гали и зародилась мечта стать профессиональной певицей. Вскоре после школы познакомилась с махачкалинским эстрадным ансамблем «Гуниб» и сбежала с ним из родного дома. Потом волею судьбы работала в Госоркестре Азербайджана, пока не поступила в музыкальное училище при Московской консерватории на вокальное отделение.
В 1974 году получила звание дипломантки на 5-м Всероссийском конкурсе артистов эстрады и была приглашена на работу в Москонцерт. Здесь зарождается дружба с композиторами Мурадом Кажлаевым, Владимиром Мигулей, Юрием Саульским, Вячеславом Добрыниным. В 1976 году получает первую премию на Всероссийском конкурсе на лучшее исполнение советской песни в городе Сочи. В 1977-м в телевизионном конкурсе «Песня года» получает звание лауреата за исполнение песни М. Зива «Звезды 19-го года» на стихи М. Светлова, которая открывает перед певицей центральные концертные площадки не только бывшего СССР, но и зарубежные. Ее приглашают в Афганистан, Чехословакию, Монголию, Финляндию, Лаос, Вьетнам, Египет. В Германии она исполняла песни немецких композиторов на немецком языке.
В 1983 году поступает в ГИТИС и получает профессию режиссера эстрады и массовых представлений. В репертуар, прежде включавший в себя в основном лирику и современные ритмы, вкрапляются русские песни, акапельное исполнение и романсы. В каждом из этих жанров певица добивается большого мастерства. В 80—90-х годах часто звучат патриотические интонации, в которые певица с бархатным голосом умело вплетает женские душевные нотки. Никогда не позволяет себе петь песни с «дешевыми» словами, выбирает близкие своим голосу и душе, не боится брать в репертуар произведения неизвестных авторов.
Певица часто выступает на радио, является неизменной участницей ежегодного композиторского фестиваля «Московская осень». Автор программ: «Роман с романсом», «Не уходи, побудь со мной», «Антология романса с конца XIX до конца XX века», «Плачет рояль», «Уноси, мое сердце, в звенящую даль…», «Я очи знал…», «Романс, давно забытый мною».
Пишет стихи, песни, картины. Выпустила две книги: «Беглянка» – о жизни и творчестве и поэтический сборник «Незабудки». Воспитала талантливую дочь Екатерину – профессионального стилиста-визажиста, танцовщицу и педагога по танцам.