Не изменившийся сам не изменит ничего вокруг

Василий Владимирович Дворцов – художник и реставратор, прозаик и поэт, драматург и публицист, автор многих эссе на тему осмысления духовных и культурологических вопросов. С 2018 г. заместитель председателя правления, генеральный директор Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности, председатель жюри всероссийских литературных конкурсов и фестивалей. В 2000?году В.В. Дворцовым была создана пьеса «Адмирал. Русская драма», основанная на документах и воспоминаниях участников Гражданской войны в Сибири, и вот теперь закончена ещё одна работа на ту же тему перелома русской истории – трагедия «С нами Бог!».
– Василий Владимирович, Ваша новая драма, точнее, трагедия «С нами Бог!» написана во время, когда Россия отмечает столетие трагедии 1917—1922 годов. Вы – прозаик, поэт, публицист, отзывающийся на острые проблемы современной культуры. Почему Вы обратились к этой теме? Насколько связано то, что произошло сто лет назад, и происходящее сегодня? И почему через драматургию?
– На первые два вопроса Вы сами себе и ответили: календари с их юбилейными датами есть некие экзамены и лично для каждого человека и для общества, нации, человечества юбилей – экзамен на усвоение исторического урока. Или неусвоение. Просто отметить «дату», без осмысления и переосмысления её, без нового переживания даже давно прошедшего, будет уклонением от ответа, от ответственности, по лени ли, скудоумию или бессовестности, что чревато повторением урока. И, увы, совершенно не обязательно в виде фарса.
Понятно, что обезглавливание Русской империи, осиротение русского народа с последовавшей дичайшей кровавой междоусобицей не могли быть чем-то «вдруг», некой несчастливой случайностью, доставленной к нам в запломбированном вагоне. Ведь даже неожиданная смерть государя не рушит систему государственного управления, и никакой заговор царедворцев не погружает народное сознание в страсть безумного самоистребления. Нужен энергетически неизмеримый инфернальный удар, чтобы покачнуть и обвалить вековые традиции в православной стране, а точнее, требуется очень долго, упорно, злонамеренно эти традиции расшатывать, подтачивать, подгрызать. Нет надобности объяснять, что к физическим следствиям всегда ведут мистические причины, и мой ответ «на экзамене» столетнего юбилея нашей русской трагедии: зло атаковало не государство, не его население, а веру, с ослаблением которой оказались беспомощны, беззащитны от адских сил и первое и второе. Отсюда вывод: бесполезно восстанавливать, возрождать, укреплять русских и российское без утверждения православного.
Почему пьеса, а не роман, не статья? Максимальное сгущение нравственного конфликта, прямой, тактильный контакт добра и зла в двух часах на крохотном пятачке сцены – такую концентрированность даёт только драматургия. Хотя эта драма мною сознательно писалась с нарушениями постановочных законов, и вряд ли «С нами Бог!» кто-то сможет поставить в театре. Скорее состоится видео- или радиоспектакль.
– Как мне видится по прочтении Вашего произведения, глубинная причина трагедии братоубийственной войны и последующих десятилетий классовой вражды – это гордыня. После уже были трусость, измена, обман, открывшие путь чужеродному засилью. Верно я понимаю?
– Гордыня… Понимаете верно. Однако самое важное, единственно важное – понимать это о себе, в себе. Каждому о себе: это я, это мы – и есть «трусость, измена, обман, открывшие путь чужеродному засилью». Всё, что не так воспринимаемо – уже гордыня. Иоанн Златоуст: «Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из предметов внешних не могло бы возбудить в нас гордость, ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава…». А кто вспоминает? Разве что на вечернем правиле пресловутые «девять процентов россиян» по ВЦИОМу исполняющие церковные обряды. Гордыня – самоубийство, гордость – глупость.
– В чём была вина последнего русского государя перед своим народом?
– А это кто говорит о его вине?! Только тот, кто не может сознать, увидеть себя православно, кому вышеупомянутая гордыня не позволяет даже заподозрить в себе этакие широкие врата страсти, через которые в мир шествуют, маршируют трусость, измена, обман, чужеродное засилье. Это же самый подлый вопрос нашей интеллигенции: «кто виноват»? То есть, изначально не я, непреложно, обязательно кто-то другой, ведь я-то априори хороший. Да разве православный царь был в чём-то неправеден, грешен, лукав перед своим православным народом? Ведь надо понимать, что у нас в начале двадцатого века от трети до половины русского населения были в сектах. От староверов до Нового Израиля – миллионы и миллионы. Купцы, банкиры, чиновники, учителя… Они же еретически над собой царя не признавали, мистически Российское государство не принимали, и это они, сектанты, в Гражданскую монахов и священников пытали и убивали столь сатанински. И храмы рушили, иконы жгли не только китайцы и латыши, а этнические великороссы – духоборы, молокане, хлысты и субботники. В Евангелии от Матфея: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада». Тоже урок русской истории, который надо бы хоть через это столетие усвоить: не случайно у нас династии заканчиваются святыми. В противовес окружающей кромешности подлости и глупости. Измены и обмана.
– Почему, на Ваш взгляд, главный герой вашей драмы патриарх Тихон (Беллавин) пошёл на компромиссы с новой властью, не осудил большевиков? Всё равно они его уничтожили. Желание сохранить народ?..
– Спасибо за «главного героя», которого нет на сцене. Действительно, личность патриарха Тихона – ось, вокруг которой закручены все события трагедии, но ось невидимая. Так правильно: невозможно актёру изобразить святого. Не «вживётся». Даже не стоит пытаться ни на кого из грешных людей навешивать ответственность за всё равно поверхностное лицедейство, спрос будет страшен. И с исполнителя, и с автора пьесы. Только, простите, опять не пойму: от имени кого Вы предъявляете претензии Святителю? От экс-власовцев? Или от неофарисеев? Какой-такой «компромисс» патриарха? Ведь так же ещё Христа пытались уловить: отдавать ли дань кесарю? Так что же, Бог зря пошёл на неосуждение римской власти, ведь Пилат «всё равно» распял Его? «Всё равно» убиты святые князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, царь Николай, патриарх Тихон… Да святой, когда он в Духе, не имеет, не творит иной воли, кроме Божией. А если кого-то эта воля не устраивает, то это не вина святого. Так патриарх, жертвуя собой, сохранял Православную церковь, которая и есть истинный русский народ – народ-богоносец. Остальное население России было – и есть! – вне ответственности патриарха.
– Сегодня мы наблюдаем, как разгораются очаги новой революции. Подвержена брожению и часть духовенства. Иначе как объяснить письмо, подписанное почти двумя сотнями священников в защиту демонстрантов? (Они Константина Котова защищают или Александра Меня?) Всё повторяется в точности, как с навязшим в зубах «кровавым воскресеньем», когда провокаторы прикрывались русскими людьми со святыми иконами.
– Завет Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя» по-своему повторил Достоевский в своей Пушкинской речи: «Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнёшь великое дело, и других свободными сделаешь».
Это вечный соблазн: не изменившись самому, изменять мир. Потому всё повторяется. И будет повторяться – по лени, скудоумию или бессовестности. Простите, но я не хотел бы пересказывать то, что попытался собрать, осмыслить, пережить и выписать в пьесе: да, да, да, всё повторяется. Потому как «идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои». Круги за кругами: вот опять так же, как столетие назад, пенится либеральное фрондёрство приходских семейных священников, завидующих богатствам «князей церкви», на которых, и правда, неснятно лежат обеты монашества с принципиальным нищенством. Опять вздувается умозрительное «религиозно-философское» обновленчество с самым экзотическим толкованием писания и предания – среди которых последователи Меня далеко не самые крайние крамольники. Вновь всюду с революционным упоением нахрапистые мухи-однодневки клубятся над идеологической гнилью лебезящего перед Западом режима. Да всем понятно, всем очевидно: мир критично несправедлив. И эта несправедливость обязательно мир разрушит. Но кто радуется грядущей катастрофе? Кто её изо всех сил приближает? Эти-то гордецы да борются за справедливость? Или же за власть? Действительно, состоявшаяся сегодня поляризация идеалов и реалий буквально рвёт сознание, но что решит революция? Что она может изменить в принципе? Не изменившийся сам не изменит ничего вокруг.
– Пришли бы к власти Дзержинский, Лацис и прочие – люди без образования, с принципиально не русским, антиправославным мышлением, если бы не предательство Витте и Милюкова, Родзянко, Алексеева?..
– А почему Вы боитесь к чиновникам светским добавить чиновников-клерикалов? Повторюсь: физические следствия всегда имеют духовные причины. В работе с материалами по ходу написания драмы пришлось погрузиться в атмосферу просто обескураживающего оскудения веры во всех слоях, классах и кастах. Столько же благостных легенд для меня рухнуло под безжалостностью фактов повального православного охлаждения на Руси-матушке. Люди жили рядом с Иоанном Кронштадтским, Алексием Мечевым, Макарием Алтайским, Никоном Оптинским и не видели, не слышали, не понимали их… Но видели растущую детскую проституцию... Потому одних улавливали гапоны, других мережковские. Так что, лацисы пришли бы. И, что больно, – придут, ещё не раз придут. Ведь у всех сменяющих друг друга исторических персонажей, во всех сложностях сюжетных перипетий и парадоксальностях сценических перемен – кукловод один. «Некто в чёрном» от сотворения мира упорно, изощрённо и злоумно тянет свою линию к всеобщему небытию. Но – с нами Бог!
Величие личности в её народности. Истинный лидер нации думает, как думает его народ, чувствует, как чувствует его народ. И если народ возжаждал революций, ломки до основания, то и лидеры ему в этом найдутся. Что ли мы этого не переживали в конце восьмидесятых? Теперь сроки переживать новому поколению. Сердце рвётся за них, неразумных.
Здесь кстати поговорить о роли литературы. Литературный процесс – процесс национального самосознания, акт непрестанного созидания общенародной памяти, на которой возрастает будущее. И потому Господь каждому времени призывает своих свидетелей, наделяет всё новых поэтов и прозаиков талантами, ведь если литературный процесс пресечётся, то народ просто исчезнет. И «некто в чёрном» кладёт неимоверные усилия на пресечение, на разрыв памяти, ибо злодеи были и будут, но именно в беспамятной молодёжи главная энергия всех революций и гражданских войн. Когда писал роман «Аз буки ведал…», думал – вот, подвожу итог, формулирую выводы, и разве мог бы поверить, что пройдёт каких-то десять-пятнадцать лет, и родной наш Киев накроет нацистской, антихристианской, антиправославной тьмою? Ведь точно по тем же нотам, те же музыканты. Москва Киеву – опять невыученный урок…
Научение нации происходит через её литературный процесс. Вот и думайте, почему сегодня национальные писатели – не только в России, во всём мире! – лишены возможности влиять на сознание общества? Неужели случайно падение тиражей настоящих новых художественных произведений, доведенное до полной их несущественности?
– Нынешнее общество может надеяться, что нашими лидерами всё же станут люди, как Вы пишите в пьесе, «воспитанные на Хомякове, Аксакове, Леонтьеве»?
Надежда-вера-любовь. Надеяться надо всегда, надо неколебимо верить, верить в любовь Божью. Тем более, мы уже знаем, что будет, если они не придут.
– Вашу пьесу неплохо было бы ввести в школьную программу, иначе мы так и будем спорить: за белых или за красных, ходить по кругу, в чертог теней возвращаясь… Какой Вам видится дальнейшая судьба этого Вашего произведения?
– Не знаю. Искренне. Так изначально и писал – в стол. Но куда печальнее то, что пока национальными лидерами не станут «воспитанные на Хомякове, Аксакове, Леонтьеве», пьеса пребудет актуальной.
– Как Вы относитесь к очередной школьной реформе по окультуриванию детей – совместному проекту Минкульта и Министерства просвещения, согласно которому для школьников станет обязательным посещение выставок, спектаклей, экскурсий, ведение «культурного дневника»? Является ли, на Ваш взгляд, верным такой подход в образовании: массовое приобщение к искусству, к литературе?
– Пора, давно пора разворачивать процесс обучения на путь просвещения и образования. Ведь количество усвоенных фактов и логических закономерностей, если они не поддержаны эмоциональными переживаниями, мышление человека принципиально не меняет. Если научные знания формируют специалиста, то личность созидают искусства. Только, опять же, кто и чем нововводимую программу наполнит? Пока сплошные недоумения. С очень тревожным моментом – параллельно с новыми дисциплинами из школьной программы вытесняют и так до предела выхолощенные «Основы православной культуры». Для успокоения атеистов люблю приводить цитату из явно не клерикала Николая Бердяева: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развёрнутой и не дифференцированной».
То есть, отсутствие воспитанности в культе разрушает надежды на воспитанность в культуре. Потому я за изучение основ всех традиционных для России религий, с региональной привязкой, с осознанием наглядного урока Западной Европы, где так называемая школьная светская этика через мультикультурализм приводит к интеллектуальной и нравственной деградации общества и личности. Если честно, то, если уж заботиться о воспитании настоящей, полноценной личности, то никак не обойтись без изучения в школе бесед Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о смысле человеческой жизни. За границами веры на этот вопрос ответ не найден.

Беседовала
Ирина УШАКОВА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.