Радость творчества во внутренней свободе,
считает московский художник Михаил Молодцов
Михаил Молодцов родился в 1949 году в Москве, окончил Московское художественое училище «Памяти 1905 года», член Союза художников столицы России. Он — участник множества всесоюзных, всероссийских, международных выставок, в частности, в Польше, Японии и др. Выставлял свои работы на аукционе Дрюо в Париже. Его полотна украшают государственный военно-исторический музей «Бородино», заповедник имени И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».
Картины и декорации Молодцова удостоены чести быть экспонатами театрального музея А.А. Бахрушина. Не перечесть его работ, которые попали в частные коллекции любителей живописи во Франции, США, Японии, странах СНГ и, конечно, в разных уголках России.
Поделись праздником со всеми — таков лейтмотив персональ-ной выставки «Россия — Родина моя» художника Михаила Молодцова. Экспозиция разместилась в фойе московского Театра М.Н. Ермоловой на Тверской. И это не случайно. Ведь Молодцов известен прежде всего как театральный художник. Он работал во многих театрах Москвы и России, но больше всего в Театре Ермоловой — с 1969 по 1986 год.
Первое и, пожалуй, главное впечатление от картин Молодцова — абсолютная искренность и внутренняя свобода. Он словно смотрит на этот мир глазами ребенка и сам получает огромную радость от своего творчества. Недаром, наверное, открывая выставку, художественный руководитель Театра Ермоловой , народный артист Владимир Андреев назвал Молодцова «ничейным художником», имея в виду его самостоятельность и непохожесть ни на кого другого.
Отличительная черта Молодцова — необыкновенный взгляд на окружающий мир. А может быть, наоборот, именно его взгляд — самый правильный, нормальный и обыкновенный. Как говорят мудрецы: то, что считается чудом на одном уровне бытия, — насквозь обычное дело на другом уровне, более высоком и духовном.
Трогательна и лирична картина «Шире шаг!». Идут по зимней улице сувовровцы, а на них с умилением и восхищением смотрят бабушка и маленький мальчик — внук. Молодцов говорит, что это он изобразил себя в детстве. Кстати, художник часто обращается к воспоминаниям юности, где он — один из героев своих картин. А вот московский дворик — угадывается послевоенное время по костюмам горожан: старушки в платочках на лавочке, дамы в вычурных шляпках, военные в галифе, детишки в ярких одежках — всё солнечно и светло! И всё это на фоне двухэтажного деревянного дома — таких в городе было тогда много...
Художник в ладу с природой. «Дорога к храму» пролегает среди красивых осенних деревьев, кое-где опавшие листья. Символичны на другом полотне зелёные яблоки: сочные, наливные, они, возможно, от сильного ветра упали в лужу, в мокрую траву.
Свою причастность к православной культуре Молодцов подчеркивает постоянно. На многих картинах старинные иконы, прекрасно выписанные, храмы, часовни. Замечательно передает настроение полотно «После службы». Это Страстная неделя перед Светлой Пасхой Христовой. Вечер с Великого четверга на Великую пятницу. От храма в разные стороны с зажженными свечами идут и идут люди. Они и сами полны духовного света. По периметру картины вьется речка, и не везде еще растаял снег — год ранней Пасхи.
Ностальгически хороша и подмосковная деревня (или пригород) — «В сумерках». Уже зажглись в деревянных домиках-избах огоньки, вдали — церковь, на переднем плане — сосны.
Нельзя без эмоций пройти и мимо полотна, где изображен просто ... угол комнаты. «Главное действующее лицо» — окно, «смотрящее» на зимнюю улицу. Между рамами — новогодние елочные шары, на подоконнике — яблоки, опять зеленые. Виден конец стола, где стоит стакан с недопитым чаем. Где-то сбоку эталон уюта — фикус. Такой вот московский быт начала мирной жизни — годы 1945—1947.
Три нахимовца в Ленинграде. Они счастливы. Им лет по 12. А на дворе уже четыре года, как нет войны! И на другой картине тематика та же. Парад нахимовцев — 7 Ноября 1952 года. А рядом 4-летний мальчуган приложил руку к своей серой кепочке, отдавая честь. Как ему весело! И это опять Молодцов в детстве. Таким он себя помнит.
Праздником нужно делиться. Это знает вроде бы каждый. Но не всякому дано материализовать эту идею. У Михаила же Молодцова получается вдвойне. И жизнеутверждающей эту мысль живописью и возможностью показать свои работы тем, кому они приятны и интересны. «Радость победы» — 1949 год. Кого на этой картине только нет. И милиционер на коне, и моряки в клешах, и военные с молодыми женщинами в ярких платьях, и солдаты — победители недавно закончившейся войны, и веселые старушки, пережившие ужасы голода и бомбежек, и дети, у которых впереди целая жизнь... Почему-то эта картина напомнила мне кадры из фильма-притчи Владимира Хотиненко «Зеркало для героя». Кстати, поставленный по повести Святослава Рыбаса и сценарию талантливой Надежды Кожушаной, этот фильм, по-моему, созвучен многим полотнам Молодцова. И по художественным образам и по мироощущению.
Молодцов по натуре — оптимист. Он верит не только в сказки, но и в светлое будущее. Оно в руках самих людей. Красавица девица и парень-богатырь несут березовое бревно на плечах, а на бревне будто висит скатерть-самобранка, полная еды. Смешно, но доходчиво. Хочешь есть, работай!
А я долго стояла у незатейливой вроде бы картины «Каток». 50-е годы. Явно Москва. Вокруг редкие деревья. В окнах близлежащих домов горит свет. Значит, вечер. На льду катаются и дети, и влюбленные парочки, и, конечно, для порядка — милиционер на коньках. Порхает легкий снежок, и льется из репродуктора старинная мелодия — поет Гелена Великанова: «Золотые мелькают огни...» И вдруг неожиданно, но отчетливо понимаешь, ведь эти картины и о моей жизни тоже...
Но, говоря о художнике, который почти четверть жизни писал для театра, грех не рассказать о его театральных работах. Хотя их на этой выставке немного, ведь он уже, по мнению критиков, перешел в разряд свободных живописцев. Самая интересная театральная работа в экспозиции написана в 1980 году. Это эскиз декорации к моноспектаклю «Иудушка Головлев» (по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»). Режиссер — И.И. Соловьев, народный артист СССР. А главную роль исполнил Владимир Петченко. Это финал спектакля. Актер стоит спиной к зрителю и приоткрывает деревянную дверь. Оттуда льется живой солнечный свет. А на темной стене — божественные лики — иконы. Нельзя не отметить, что всю свою творческую жизнь Михаил Молодцов скрупулезно изучал историю костюма. И это ему очень пригодилось, когда он работал в театре...
Сегодня Михаил Молодцов как художник обладает достаточно ясным видением мира. Когда смотришь на его картины, кажется, что ему очень легко удается передать красками все то, что он хочет. Его кисть подчиняется его разуму беспрекословно. Зрительные впечатления ласкают и веселят взор и питают глаза радостью. Художник говорит, что все, что он пишет, рождается из образов, виденных им ранее. Может быть, в этом и есть главное достоинство работ Молодцова? О том, как из воспоминания, мига, давно ушедшего в историю, рождается большая яркая картина, полная образов, очень точно сказал поэт Геннадий Шпаликов:
Бывают крылья у сапожников,
Пожарных, железнодорожников...
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так:
Из никуда и ниоткуда.
Никто не знает объясненья чуда.
Но чудо всё же существует. И секрет его состоит в том, что, когда художник Михаил Молодцов встает перед мольбертом и начинает писать картину, мне думается, что его рукой по холсту водит ангел...
Лилия КОВАЛЕВА.