Лидия Андреевна Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор литературного интернет-журнала «МОЛОКО» (Молодое око) и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат многих литературных премий. Нет, кажется, вопроса, касающегося политики, экономики, культуры, на который у Лидии Сычёвой не было бы своей чёткой и правдивой позиции, аналитического взгляда. Ученица большого русского поэта Валентина Сорокина, она мыслит страной. Она много трудится по собиранию и сохранению славянской культуры. Этого катастрофически не хватает тем, кто сегодня вершит культурную политику в стране. В июне в издательстве «Вече» вышла книга Л. Сычёвой «Мы всё ещё русские. Наш ответ на вызовы времени».
— Лидия Андреевна, о чём Ваша новая книга? Как в ней отражено наше время с его вызовами?
— Публицистика – сильнодействующее лекарство, к нему прибегают, когда иные средства бессильны. Книга «Мы всё ещё русские» будет полезна читателю именно соединением слова и действия. В ней есть идеи, а они – дороги в будущее.
Мои книги в жанре публицистики: «Последний блокпост» (2002), «Эх, славяне!..» (2008), «Русь в ожидании варягов» (2012), «Государственное управление в России в 2000—2012 гг.: модернизация монетизации» (2013) — стали ступеньками к нынешней работе. Книги выходили в хороших издательствах, их отмечали вниманием читатели, я получала за них литературные награды. Но всё-таки сборники были именно «отражением времени», как вы верно заметили. Я вела «идейную оборону» того, что мне дорого в национальной культуре и в жизни.
Книга «Мы всё ещё русские» – издание скорее наступательного характера. Если ты опираешься на правду, слово твоё приобретает совсем иное звучание и смысл.
Чтобы написать «Мы всё ещё русские», мне надо было поработать военным корреспондентом, парламентским обозревателем, политтехнологом, научным сотрудником, главным редактором общественно-политической телепрограммы, колумнистом популярной газеты. Профессиональный опыт важен — он даёт кругозор и масштабность. Но только в том случае, если ты помнишь: слово есть нравственный выбор. Оно, вручённое тебе мамой, народом и Богом, ведёт по жизни. Я — русская, но абсолютно убеждена, что честные люди других национальностей, которые прочитают мою книгу, её поддержат.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить двух историков: главного редактора издательства «Вече» Сергея Дмитриева и замечательного писателя, автора многих популярных книг Игоря Шумейко. Именно они мне помогли — ни на чём не настаивая, а весьма деликатно советуя, избрать верную композицию для моей работы.
В книге есть и славянская тема, и евразийская, и крестьянская, и постмодернистская, и «русская античность», и современность. И, конечно, «мысль государственная». В журнале «Российская Федерация сегодня» я работала с такими «зубрами», как Юрий Хренов (наш главный редактор), Николай Ефимов (бывший главред «Известий»), Александр Черняк (один из видных «правдистов»), известинцами Русланом Лынёвым и Вячеславом Щепоткиным и др. Это не только талантливые журналисты, но и люди, глубоко понимающие жизнь государства. И я у них многому научилась. Сегодня у нас в обилии специалисты по «пилению бюджета», а вот «инженеры госстроительства» — в огромном дефиците.
— В выходных данных книги читатель увидит, что её жанр обозначен как «научно-популярное издание».
— Да, и первые отклики меня как автора радуют. Писатель, профессор Тюменского госуниверситета Сергей Козлов прочитал книгу и написал отзыв в Фейсбуке: «Много фактов, хороший, доступный большинству язык, буду использовать материал на своих лекциях».
Одна из глав книги – «Ода воровству» — в качестве анонса вышла в журнале «Наш современник». Мой земляк писатель Сергей Пылёв увидел в этой публицистике «особенный, новый жанр; тут и сатира, и сказка, и медицинская справка, и поэма, и катехизис, а то даже женское прелестное чуть ли не сострадание «новомученникам» (ворам)».
Так что, надеюсь, скучно читателям не будет. А коллегам-литераторам спасибо за поддержку и доброе отношение.
— На нашей памяти то время, когда писатель формировал общественное мнение. Мы помним, как звучали голоса Валентина Распутина, Василия Белова, Саввы Ямщикова. В современной России голос писателя не слышен вовсе. Чем грозит это отсутствие духовных лидеров народу и государству?
— Недавно я побывала на весьма необычном литературном действе. Это был конкурс «Слово о войне», который проводится среди военнослужащих Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля ФСО России. Ребята (для меня они ребята – по возрасту), а правильнее их назвать — защитники, солдаты – читали наизусть стихи погибших в Великую Отечественную войну поэтов.
Председателем жюри был Валентин Васильевич Сорокин, автор многих замечательных произведений, в том числе поэмы «Бессмертный маршал» о Георгии Жукове, а почётным председателем – участница Великой Отечественной войны, разведчица Нина Михайловна Данилкович. Ещё в жюри работала талантливая поэтесса, выпускница Высших литературных курсов Татьяна Маругова, журналист и общественный деятель Александр Простокишин, члены Высшего совета Российского союза боевых искусств, другие уважаемые люди.
И вот, представьте: Кремль, Арсенал, полный зал умных, красивых ребят, и – звучит вдохновенное русское слово!.. «Сквозь ошеломляющие беды / Мы, как травы, прорастём во мгле, / И не раз колокола победы / Прозвенят нам славу на земле» – эти строки Валентина Васильевича Сорокина можно отнести и к его творчеству, и к носителям нашей национальной культуры вообще. То, что слово погибших поэтов торжественно прозвучало в этой молодой и строгой аудитории – разве не добрый знак для всех нас?!
Среди военнослужащих, которых отметили на этом конкурсе, был участник с символичным именем — Богдан Хмельницкий. В его личной библиотеке теперь есть книга «Купола Кремля» с автографом автора, Валентина Сорокина.
Я была редактором и составителем этого сборника и могу сказать, что в свет он шёл с огромным трудом. Пришлось даже направить письмо главе государства. У нас чиновники из Роспечати десятилетиями поощряли писателей-матерщинников, а тех, кто действительно служит России, они демонстративно «не замечают» и по сей день.
Но так будет не всегда. Во-первых, у народа тоже есть предел терпению. А во-вторых, эффективность «зомби-машины» ныне уже не та. Так что народ наш будет больше думать над своей судьбой, а значит, без духовных лидеров мы не останемся.
— Как связаны наша незащищённость в экономическом плане и в культурном?
— Спасибо за этот важный вопрос! Прививая безобразное как «вид искусства», те, кто его насаждают, занимаются, в сущности, убиением жизни. Чувство прекрасного, художественность — это самая тонкая, невидимая материя, делающая народ народом, а человека — человеком.
Народ, не связанный любовью и художественностью, превращается в население, в сообщество вечно одиноких, обобранных — духовно и материально — индивидуумов, которых сплачивает только телевизор и пропаганда.
Людьми, которых лишили собственного лица, легче управлять — они не способны к самоорганизации. В России, где живут представители многих национальностей, к сожалению, всё больше утрачивается чувство дружелюбия между народами. Сказать сегодня «я — русский», «я — татарин», «я — украинец» – это «вызов», чуть ли не заявка на экстремизм. А ведь это совершенно естественное чувство — принадлежать к своему народу, думать и заботиться о нём, беречь свой язык, знать родную культуру.
Художественность — это любовь, восторг, восхищение, иногда – боль, страдание — из-за того, что судьба или обстоятельства жизни, или война и горе отнимают твою любовь. Настоящая красота никогда не надоедает! Она, как цветущий сад, как зелёный луг, как бескрайнее море, как серебристый искрящийся снег, принадлежит сердцу человека. Мы — дети природы, дети вечной энергии жизни, великого круговорота Вселенной, мы — венцы Божьего мира, такого прекрасного и неповторимого.
Гомер не знал Интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения. Информированность, знания «обо всём» никогда не заменят полноты чувств. Без художественности самое богатое и роскошное шоу – лишь развлечение, похищение времени жизни человека.
Любовь даёт нам силы творить, даёт энергию преображения, любовь – награда за чувство прекрасного, которое живёт в нашей душе. И, напротив, человек, утративший удивление и восторг пред красотой, обязательно разминётся со своей любовью. Его жизнь может сложиться удачно, он может достичь известности, стать богатейшим в мире (как Дерипаска, допустим). Но никакие деньги не возместят потери счастья любви и радости красоты.
Жить, защищая красоту, приумножая её, воспевая её — огромное счастье. И я желаю всем нам не терять света души и вдохновения.
Беседовала
Ирина УШАКОВА.
— Публицистика – сильнодействующее лекарство, к нему прибегают, когда иные средства бессильны. Книга «Мы всё ещё русские» будет полезна читателю именно соединением слова и действия. В ней есть идеи, а они – дороги в будущее.
Мои книги в жанре публицистики: «Последний блокпост» (2002), «Эх, славяне!..» (2008), «Русь в ожидании варягов» (2012), «Государственное управление в России в 2000—2012 гг.: модернизация монетизации» (2013) — стали ступеньками к нынешней работе. Книги выходили в хороших издательствах, их отмечали вниманием читатели, я получала за них литературные награды. Но всё-таки сборники были именно «отражением времени», как вы верно заметили. Я вела «идейную оборону» того, что мне дорого в национальной культуре и в жизни.
Книга «Мы всё ещё русские» – издание скорее наступательного характера. Если ты опираешься на правду, слово твоё приобретает совсем иное звучание и смысл.
Чтобы написать «Мы всё ещё русские», мне надо было поработать военным корреспондентом, парламентским обозревателем, политтехнологом, научным сотрудником, главным редактором общественно-политической телепрограммы, колумнистом популярной газеты. Профессиональный опыт важен — он даёт кругозор и масштабность. Но только в том случае, если ты помнишь: слово есть нравственный выбор. Оно, вручённое тебе мамой, народом и Богом, ведёт по жизни. Я — русская, но абсолютно убеждена, что честные люди других национальностей, которые прочитают мою книгу, её поддержат.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить двух историков: главного редактора издательства «Вече» Сергея Дмитриева и замечательного писателя, автора многих популярных книг Игоря Шумейко. Именно они мне помогли — ни на чём не настаивая, а весьма деликатно советуя, избрать верную композицию для моей работы.
В книге есть и славянская тема, и евразийская, и крестьянская, и постмодернистская, и «русская античность», и современность. И, конечно, «мысль государственная». В журнале «Российская Федерация сегодня» я работала с такими «зубрами», как Юрий Хренов (наш главный редактор), Николай Ефимов (бывший главред «Известий»), Александр Черняк (один из видных «правдистов»), известинцами Русланом Лынёвым и Вячеславом Щепоткиным и др. Это не только талантливые журналисты, но и люди, глубоко понимающие жизнь государства. И я у них многому научилась. Сегодня у нас в обилии специалисты по «пилению бюджета», а вот «инженеры госстроительства» — в огромном дефиците.
— В выходных данных книги читатель увидит, что её жанр обозначен как «научно-популярное издание».
— Да, и первые отклики меня как автора радуют. Писатель, профессор Тюменского госуниверситета Сергей Козлов прочитал книгу и написал отзыв в Фейсбуке: «Много фактов, хороший, доступный большинству язык, буду использовать материал на своих лекциях».
Одна из глав книги – «Ода воровству» — в качестве анонса вышла в журнале «Наш современник». Мой земляк писатель Сергей Пылёв увидел в этой публицистике «особенный, новый жанр; тут и сатира, и сказка, и медицинская справка, и поэма, и катехизис, а то даже женское прелестное чуть ли не сострадание «новомученникам» (ворам)».
Так что, надеюсь, скучно читателям не будет. А коллегам-литераторам спасибо за поддержку и доброе отношение.
— На нашей памяти то время, когда писатель формировал общественное мнение. Мы помним, как звучали голоса Валентина Распутина, Василия Белова, Саввы Ямщикова. В современной России голос писателя не слышен вовсе. Чем грозит это отсутствие духовных лидеров народу и государству?
— Недавно я побывала на весьма необычном литературном действе. Это был конкурс «Слово о войне», который проводится среди военнослужащих Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля ФСО России. Ребята (для меня они ребята – по возрасту), а правильнее их назвать — защитники, солдаты – читали наизусть стихи погибших в Великую Отечественную войну поэтов.
Председателем жюри был Валентин Васильевич Сорокин, автор многих замечательных произведений, в том числе поэмы «Бессмертный маршал» о Георгии Жукове, а почётным председателем – участница Великой Отечественной войны, разведчица Нина Михайловна Данилкович. Ещё в жюри работала талантливая поэтесса, выпускница Высших литературных курсов Татьяна Маругова, журналист и общественный деятель Александр Простокишин, члены Высшего совета Российского союза боевых искусств, другие уважаемые люди.
И вот, представьте: Кремль, Арсенал, полный зал умных, красивых ребят, и – звучит вдохновенное русское слово!.. «Сквозь ошеломляющие беды / Мы, как травы, прорастём во мгле, / И не раз колокола победы / Прозвенят нам славу на земле» – эти строки Валентина Васильевича Сорокина можно отнести и к его творчеству, и к носителям нашей национальной культуры вообще. То, что слово погибших поэтов торжественно прозвучало в этой молодой и строгой аудитории – разве не добрый знак для всех нас?!
Среди военнослужащих, которых отметили на этом конкурсе, был участник с символичным именем — Богдан Хмельницкий. В его личной библиотеке теперь есть книга «Купола Кремля» с автографом автора, Валентина Сорокина.
Я была редактором и составителем этого сборника и могу сказать, что в свет он шёл с огромным трудом. Пришлось даже направить письмо главе государства. У нас чиновники из Роспечати десятилетиями поощряли писателей-матерщинников, а тех, кто действительно служит России, они демонстративно «не замечают» и по сей день.
Но так будет не всегда. Во-первых, у народа тоже есть предел терпению. А во-вторых, эффективность «зомби-машины» ныне уже не та. Так что народ наш будет больше думать над своей судьбой, а значит, без духовных лидеров мы не останемся.
— Как связаны наша незащищённость в экономическом плане и в культурном?
— Спасибо за этот важный вопрос! Прививая безобразное как «вид искусства», те, кто его насаждают, занимаются, в сущности, убиением жизни. Чувство прекрасного, художественность — это самая тонкая, невидимая материя, делающая народ народом, а человека — человеком.
Народ, не связанный любовью и художественностью, превращается в население, в сообщество вечно одиноких, обобранных — духовно и материально — индивидуумов, которых сплачивает только телевизор и пропаганда.
Людьми, которых лишили собственного лица, легче управлять — они не способны к самоорганизации. В России, где живут представители многих национальностей, к сожалению, всё больше утрачивается чувство дружелюбия между народами. Сказать сегодня «я — русский», «я — татарин», «я — украинец» – это «вызов», чуть ли не заявка на экстремизм. А ведь это совершенно естественное чувство — принадлежать к своему народу, думать и заботиться о нём, беречь свой язык, знать родную культуру.
Художественность — это любовь, восторг, восхищение, иногда – боль, страдание — из-за того, что судьба или обстоятельства жизни, или война и горе отнимают твою любовь. Настоящая красота никогда не надоедает! Она, как цветущий сад, как зелёный луг, как бескрайнее море, как серебристый искрящийся снег, принадлежит сердцу человека. Мы — дети природы, дети вечной энергии жизни, великого круговорота Вселенной, мы — венцы Божьего мира, такого прекрасного и неповторимого.
Гомер не знал Интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения. Информированность, знания «обо всём» никогда не заменят полноты чувств. Без художественности самое богатое и роскошное шоу – лишь развлечение, похищение времени жизни человека.
Любовь даёт нам силы творить, даёт энергию преображения, любовь – награда за чувство прекрасного, которое живёт в нашей душе. И, напротив, человек, утративший удивление и восторг пред красотой, обязательно разминётся со своей любовью. Его жизнь может сложиться удачно, он может достичь известности, стать богатейшим в мире (как Дерипаска, допустим). Но никакие деньги не возместят потери счастья любви и радости красоты.
Жить, защищая красоту, приумножая её, воспевая её — огромное счастье. И я желаю всем нам не терять света души и вдохновения.
Беседовала
Ирина УШАКОВА.