О новой ситуации в мире и новых политических приоритетах газета «Слово» беседует с доктором философии (PhD) и политических наук, академиком РАЕН, президентом Международного института стратегических оценок и управления конфликтами (МИСУОК, Франция) Евгением ВЕРТЛИБОМ.
— Главная политическая сенсация минувшего года — победа Дональда Трампа. Почему он победил?
— Победу Дональда Трампа мало кто предсказывал. Она складывалась мучительно и по крупицам. Болезная Хиллари Клинтон билась буквально до упада. Не помогли победить вылитые на Трампа — как грубого «плейбоя» — ушаты грязи. Ибо у избирателя не выветрился из памяти похабный облик муженька Хиллари, превратившего с помощью Моники Левински Белый дом в бордель. С публикацией секретной почты Хиллари в бытность её госсекретарём над ней нависла угроза угодить в тюрьму.
Сработал «эффект Джесси Вентура» — протестное голосование. Важно, что Трампу удалось перетянуть в свой стан колеблющихся белых рабочих. Кроме того, он сосредоточил усилия на знаковых для победы штатах выборщиков — Мичиган, Огайо, Пенсильвания и Висконсин. Да ещё применил уникальный психологический инструментарий для обработки избирателя: задействовал с помощью фирмы Cambridge Analytica технологию индивидуального охмурения каждого (с учётом пятитысячной базы замеров параметров человека и тестируя для создания психологического портрета клиента его политические пристрастия, степень откровенности, стрессоустойчивости, законопослушности, совестливости...) В результате — многие избиратели переметнулись от Осла (демократы) к Слону (республиканцы). Сюрпризом явилось то, что опросные электоральные цифры общественного мнения разошлись с реальными результатами выборов. Победил несистемный политновичок духа перемен, вдохнувший новый импульс в американскую мечту: вернуться к себе, мыслить по-крупному, действовать страстно, со здоровой злостью и реальным взглядом на мир. И вносить творческий подход в решение любой задачи.
По выражению журнала Time, Трамп стал президентом «Разъединённых штатов Америки». Заподозрили в победе Трампа лично Путина. Барак Обама не унимается и угрожает ответными мерами против России за якобы её вмешательство в президентские выборы, хотя раскрыт настоящий сливщик тайной переписки – инсайдеры в Демократической партии, а не российские хакеры. Об этом сообщил бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей в интервью The Daily Mail.
— Чем обернётся эта победа для России?
— Хотя в отношении России и хрен, и редька, возможно, одинаково горьки, — победа Трампа предпочтительнее: она отодвигает вероятность Третьей мировой войны и катализирует распад Украины. Крым, видимо, признают де-юре российским: «Знаете, народ Крыма, как я слышал, предпочёл бы быть с Россией, нежели там, где он был раньше. И это следует иметь в виду» — заявил Трамп в интервью ABC, 31 июля 2016 года.
С оптимизмом он смотрит на взаимовыгодное сотрудничество с Россией: «Я был в Москве два года назад, и вот что я скажу: можно ладить с этими людьми, и очень хорошо. Можно совершать сделки с ними. Обама не может...» — сказано им на Fox News 18 июня 2015-го.
В восстановлении и углублении двусторонних отношений нуждаются оба государства. Трамп не боится делать рискованные назначения. Выдвижением главы нефтяной корпорации Exxon Mobil Рекса Тиллерсона в госсекретари шокирована правящая неокония. Назначить шефом дипломатии кавалера российского ордена Дружбы (за заключение 500-миллиардного соглашения о совместной с концерном «Роснефть» разработке нефтяных месторождений в Арктике)! К тому же — личного друга российского президента: «Мои отношения с Владимиром Путиным начались почти 15 лет назад, я знаю его с 1999 года, и у нас очень близкие отношения», — заявил Рекс Тиллерсон.
Если «друга Игоря Сечина» Тиллерсона утвердят шефом Госдепа, — бизнес-прагматика сблизит оба государства-корпорации, сняв или уменьшив междусобойные противоречия. Весьма вероятен примат умной геоэкономики над дерзкой геополитикой рискованных «шахматных» комбинаций и бесшабашных этюдных заготовок. Принимать решения призваны опытные военспецы экономико-политических гигантов Boeing, Blackstone Group, General Motors, Walt Disney, Walmart...
Посланник от Трампа Картер Пейдж, только что побывавший в Москве (где в прошлом работал в отделении инвестбанка Merrill Lynch), видит в Игоре Сечине реального посредника в становлении двусторонних отношений. Логично, если снова заработает аналог Российско-американской комиссии «Гор – Черномырдин».
Всё идёт к отмене антироссийских санкций. Однако, хотя взаимосанкции ежедневно кошмарят бизнес, отмена их не будет одномоментной. В бессильной злобе обамовцы спешат завалить булыжниками и просветы надеждам на улучшение отношений с Кремлём Путина. Трампу предстоит Гераклов труд: по-деловому переформатировать для себя американо-российские потенциалы, избавить отношения от паранойи и истерии. Грядёт не разрядка напряжённости, а расчистка завалов для диалога равновеликих: вместо изнурительной для обеих сторон конфликта гибридовидной конфронтации — позитив детантных намерений. Конечно, нелепо складывать все яйца в одну корзину, но на деловое благоразумие Трампа очень рассчитывает Россия. Путин поздравил победителя президентской гонки и изъявил «готовность выстраивать партнёрский диалог с новой администрацией на принципах равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга».
— Как нам теперь «дружить» с Западом?
— России важно не конвергировать себя в придаток западной обоймы, а неизменно сохранить себя суверенным русско-евразийским цивилизационным центром притяжения вне атлантического мира. Протаскиваемому в России ЛЕВОМУ МОНДИАЛИЗМУ (снятие идеологического противостояния приобщением к когорте закулисников мирового правительства) хорошо бы противопоставить свой альтернативный национальный путь, без плотного «спаривания» с кем-либо (ни «Москва — Пекин», ни «Москва — Стамбул»). Крепнущая собственная мощь и спокойная уверенность не оставит Западу лазеек, кроме как договариваться с Россией по-хорошему.
Нельзя дать либерастии победить Россию — позволить ей ликвидировать такие «пережитки», как религия, совесть, мораль, а взамен насадить безбожно-технотронное нечто.
Индикатором гражданско-патриотической зрелости россиян стало отношение к сложно судебным личностям исторического прошлого. Вокруг мемориальных досок финскому маршалу Карлу Маннергейму и белому адмиралу Александру Колчаку вспыхнули поистине партизанские баталии с метанием вместо бомб склянок с краской. Пришлось одного «контрика» «белого дела» «этапировать», а другого — обстрелянного и рубленого «гитлеровского недобитка» — прописать экспонатом в музее Первой мировой войны. Нутряная Россия, не мудрствуя лукаво, чтит своих почвенно-имперских патриотов. Но не прощает ни антикрасным террористам Гражданской войны, ни власовцам-коллаборационистам Второй мировой.
— Можно ли ожидать, что внешняя политика США станет более миролюбивой?
— При доминировании республиканцев во всех ветвях власти и прагматическом перенастрое элит вряд ли востребуется риск продолжать следовать провокационной логике нагнетания конфронтации и рецидива холодной войны. «Вместо того чтобы перестраивать иностранные государства, мы перестроим нашу страну»: «Слишком долго мы переходили от одного безответственного вторжения к другому в страны, о которых большинство из вас даже не слышали раньше, ЭТО БЕЗУМИЕ, И ЭТО КОНЧИТСЯ!».
И более того: Трамп подчеркивает, что у США НЕТ ПРАВА «ПОУЧАТЬ» ДРУГИЕ СТРАНЫ. Призывает сосредоточиться на решении внутренних проблем (например, убийство полицейских на улицах), на укреплении страны изнутри. Трамп прямолинеен, но взвешенно осторожен: «Попытки со стороны США отобрать силой Крым у России и возврат полу-
острова Украине могут спровоцировать Третью мировую войну... Вы хотите начать Третью мировую войну, лишь бы вернуть Крым обратно?» (1 августа 2016 г.).
Меняется акцентировка приоритетов. Россия в новой конфигурации — не враг, в отличие от Китая, Северной Кореи и Ирана (так и было раньше). Однако «изгои» научились давать сдачи. В ответ на экономическую экспансию США, угрожающую погрузить Китай в глубокую рецессию, девальвируется юань, отменяются заказы «Боингов», блокируется продажа айфонов... КНДР — вдруг всерьёз возьмёт и докажет, что обладает ядерной бомбой, способной поразить территорию Америки.
Ну а персы? Блеф ли угроза перекрыть Ормузский пролив затопленными кораблями — чтобы вся ближневосточная нефть осталась в Заливе. Это ведь почти 40% всей нефти, и цена на «чёрное золото» взлетит до $200 за баррель. И ещё. Если в Саудовской Аравии произойдёт не диверсификация экономики, а дворцовый переворот, — может вспыхнуть война с Ираном из-за изменения баланса сил на Ближнем Востоке. Тогда неизбежен кризис на нефтяном рынке...
Трамп возвращает страну в исторически привычное русло — конкретно мотивированные и по возможности умеренные вылазки вовне из своей национально-изоляционистской корпускулы созидания. Так что лафа американского халявного спасительного зонтика от ракет для Европы кончается. Евросоюзу, если он не развалится вслед за эпидемией Брекситов, самому придётся раскошеливаться на крепёж своей безопасности хоть от москалей, хоть от инопланетян — Трамп настоятельно рекомендует союзникам «прекратить пользоваться американской щедростью». И внутриальянсная кооперация отныне обусловливается строго точным выполнением странами коалиции правил и обязательств перед НАТО — то есть, будут защищать, к примеру, страны Балтии, если они САМИ не спровоцировали локальный военный конфликт. Остальному миру придётся «научиться приспосабливаться к такому подходу».
— Посмотрим на Европу. Почему, к примеру, Франсуа Олланд не пошёл на выборы? Кто победит во Франции?
— Франсуа Олланд — самый непопулярный политик во французской истории. С четырьмя процентами поддержки электората он просто побоялся, что не пройдёт праймериз собственной Социалистической партии. Потому отказался идти на перевыборы.
Ожидаемый сценарий: в 2017 году левого Олланда сменит умеренно правый политик Франсуа Фийон (на партпраймериз опередил Николя Саркози) или же, как предрекают аналитики известного (предсказали победу Трампа) агентства Bloomberg, — лидер ультраправого «Национального фронта» Марин Ле Пен. При любом раскладе побеждает кандидат от правых партий, симпатизирующий Путину. Умеренный Фийон, который с Путиным на «ты», намерен запретить однополым родителям усыновлять детей и собирается лишать гражданства тех, кто ездил воевать за исламистов...
Пока Европа парализована цунами радикального ислама и охвачена кризисом идентичности. Путин демонстрирует геополитическую альтернативу и являет собой защитника христианских ценностей. Le Figaro констатирует, что такой образ действий обеспечил ему появление надёжных союзников в правых партиях «Национальный фронт» и «Республиканцы» (появилась «пропутинская» фракция вокруг Франсуа Фийона, во имя возвращения к принципу политического равновесия).
Российская внешнеполитическая активность способствует отделению Европы от США. Тем более что большинство европейцев не хотели бы превращения своих стран в халифат (общественный порядок в Кёльне на Новый год защищали 1500 полицейских, а не 140, как раньше). Выход Великобритании из ЕС, победа национально-ориентированного Трампа, усиление националистических настроений во Франции, Германии — это свидетельство начала конца сложившейся глобальной геополитики.
И от смены власти безответственной демагогии на правую, социально ответственную — не спасут манипуляции с отменой статьи 49-3. Чтобы принять пакет либеральных мер, подготовленный министром экономики Эмманюэлем Макроном, правительство было вынуждено прибегнуть к «тяжёлой артиллерии конституции» — статье 49-3, которая позволяет принять законопроект без обсуждения и голосования парламента. Если для коммунистической «Юманите» это означает «фиаско» и «точку невозврата», в консервативной «Фигаро» уверены, что правительству удалось таким образом выбраться из «осиного гнезда» коммунистов и «зелёных». Что это — посягательство на демократию или ответственный выбор — покажет близкое будущее.
— Каковы прогнозы на 2017 год и далее?
— В последнее время усилился шантаж ядерной войной. По экспертной оценке Американского совета по международным отношениям (CFR), военное противостояние между Россией и Североатлантическим альянсом – первостепенная угроза в грядущем 2017 году. К 2020-м годам военные сценаристы допускают прямое столкновение США с Китаем (недавний захват в Южно-Китайском море разведывательного подводного беспилотника Пентагона) при явном сочувствии России к китайцам. Усилия Ричарда Никсона и Рональда Рейгана по отделению Китая от России и налаживанию партнёрских отношений с каждым в отдельности не увенчались успехом.
По предсказаниям провидцев, эпоха «нет альтернативы американскому лидерству» закончится победой России. 2017 год должен стать переломным для России, если ей удастся пройти точку деградационного невозврата. Державу подстерегают опасности переворота справа и слева — бунт прозападной элиты и революция снизу. У россиян ещё есть порох в пороховницах. «В Германии народ в этом смысле – мёртвый, во Франции – немного живой, а русский народ – живой в полной мере», считает политолог Сергей Кургинян.
«Диктатура либеральной сволочи» (есть такое сильное выражение в «Дневнике писателя» Достоевского) тщится перекодировать «нереформируемого совка» в гуманоида без памяти, совести и чести. Глумятся над защитниками блокадного Ленинграда («надо было сдать город!»), объявляют «сумасшествием» подвиг Зои Космодемьянской, обзывают оккупантами русских воинов на дальних рубежах РФ. И на этом гадком деидеологизированно-ничтожном фоне спешно мутируется русское православное сознание, переписывается отечественная история под запросы негодяйствующих «элит», закрепляя победу либерал-экстремизма над народом.
Дошло до того, что самого Достоевского выпороли как идейного врага правящего олигархата. «Ничего более разрушительного для нашей страны придумать невозможно... — заявил в его адрес непотопляемый суперменеджер всея Руси Чубайс. — Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку; его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски...».
Нескрываемая злоба оппонентов национального возрождения Отечества к светочу надежд российских говорит о готовности при форс-мажорных обстоятельствах задействовать всё — вплоть до детонации России в гражданское кровопролитие — лишь бы не допустить подлинного народовластия.
Однако и по прогнозу Bloomberg, Россия воспрянет.
По геополитическому прогнозу от Stratfor, «Россия будет стремиться объединить бывшие советские республики в некую связную общность, дабы отсрочить свои демографические проблемы, расширить свой рынок и прежде всего возродить некоторые территориальные буферы». Германия с Меркель (лучше без неё), видимо, предпочтёт не военные усилия, а договорённость с Россией. И в обмен на ослабление напряжения и унятие российских хакеров — признает как зоны влияния претензии РФ на Украину, Сирию и Белоруссию.
— Спасибо.
Беседовал
Владимир ХОХЛЕВ.
Санкт-Петербург.