СЧАСТЬЕ ДЛИНОЮ В ВЕК

Художник КОЗЛОВРусской династии известных художников Осиповых — Фёдоровых

100 лет. Дата, отмеченная выходом книг, публикациями, выставками, в том числе и зарубежными. Сегодняшняя встреча с заслуженным художником РФ Марией Владиславовной Фёдоровой предоставляет возможность ощутить чистоту родника талантливой семьи, из рук в руки передающей палитру творчества со всеми цветами радуги человеческих чувств и переживаний.

– Машенька, как мы познакомились? Не в укор своей памяти, из которой ничего не выветрилось, задаю вопрос, а для читателя, всегда ожидающего от собеседников последовательности в развитии повествования.

– Мы встретились на Беговой, в Союзе художников на очередном партийном собрании секции театра, кино и телевидения. Я только начинала привыкать к вашему коллективу, в который перешла из отделения прикладников-керамистов, ощутив в себе непреодолимую тягу к действу, к спектаклю костюма.

Произошло это в 1982 году.

– Какие замечательные люди были у нас! Но твой приход стал заметным явлением, а эти замечательные люди-художники не затмили появления в секции ещё одной «творческой единицы».

Твои умные глаза, женственность, всегда хорошее настроение, блестящее знание английского, но прежде всего одарённость тонкого живописца и незаурядного модельера-стилиста отметили все.

– Спасибо! Надеюсь, очаровательный комплиментаж звучит не с позиции тогдашнего замсекретарства твоего, когда ты чинно и скрупулезно собирал с нас партвзносы?

– Машенька, мы в любой ситуации оставались нормальными, естественными и искренними, не так ли?

– Запомнила реплику нашей партсекретарши: «Опять Козлов и Зайцев отсутствуют! Начнем собрание без зверинца». Зная чёткость Славы в любом деле и твою исполнительность, Леонид, расцениваю эти партприставания к вам заорганизованностью системы.

– Многих чудных художников того периода уже не досчитать в наших рядах – Араловой, Дешалыта, Роднянского, Наумовой, Гусевой…

– Жизнь продолжается с непреходящей сердечной памятью об ушедших наших друзьях-коллегах.

– Ты с молодых лет была наполнена выставочной жизнью, экспонируясь на «персоналках», групповых отчётах секции в столичных залах и в картинных галереях многих городов.

– Посмотри, что достаю из стола. Книгу отзывов на одну из своих первых экспозиций. Читаю твои строки, написанные более 20 лет назад:

«До чего же тёплая, домашняя, сердечная – одним словом, добрая выставка Маши! Свободный рисунок фигур, на которых живописно расположились «декорации» цветовых пятен, всегда гармонично и глубоко продуманных. Современно, раскрепощённо и в то же время в лучших традициях художников русской театральной рампы – Головина, Бакста, Федоровского…

Спасибо за твоё искристое лучезарное дарование!

4 января 1987 года».

– Ну что ты мне читаешь меня! Давай пробежимся по высказываниям других, если хочешь вспомнить настроение того светлого вернисажа. Искусствовед Валерия Карпова оставила, например, такую запись: «Большое влияние, Машенька, на вас оказало творчество В. Фаворской. Это чувствуется в ваших замечательных живописных этюдах, хотя манеры письма её и ваши разные…»

– Перебью твоё художественное чтение. Хочу подробней рассказать о Вере Васильевне Фаворской. Она занимает значительное место в моём формировании.

В свои 15 лет я оказалась на распутье раздумий: продолжить обучение иностранным языкам или избрать искусство? Мама моя училась у Фаворской в Суриковском институте, была близким ей человеком. Привела меня к ней в знаменитый дом на углу Долгого и 3-го Неопалимовского переулка, где жили и творили Кандинский, Степанова, Родченко, семья одного из братьев-киноплакатистов Владимира Стенберга.

У Веры Васильевны и её мужа, тоже известного художника Ивана Ивановича Чекмазова, скончавшегося ещё до моего знакомства с ней, часто останавливался учредитель «бубнового валета», академик-живописец Куприн – редкого дара колорист.

Она – любимая ученица Фалька.

Перечисляю эти волшебные имена искусства и понимаю: все они сфокусировались, впитались в личность Фаворской, щедро делившейся своим опытом, знаниями, профессиональным умением не выборочно, а с каждым, кто к ней обращался даже с самой незначительной просьбой.

По её совету я поступила в Московский текстильный институт.

– Она верила, вполне понятно, по складу своей творческой натуры, что в твоём вузе ещё живы традиции ВХУТЕМАСа.

– Действительно, традиции эти надолго сохранились в моем институте.

– Какой у нас мемуаристый разговор получается!

– Мы с тобой живые, реально глядящие друг на друга собеседники, а говорим только о днях прошедших…

– Ты не учитываешь, что в нашей беседе принимает участие и третий человек.

– Кто?

– Его величество Читатель. Для него и некоторая приподнятость слога и такой подробный экскурс в прошлое.

– Но Собеседник-3 не нуждается ни в какой пафосности, о ком или о чём ни шла бы речь.

– Кроме разве что истории, к которой всегда относишься с пиететом. Поговорим о твоей замечательной родословной линии.

– Ты достаточно об этом читал. Мне интересно, как через литературные публикации тебе представляются люди из другой эпохи, с которыми никогда не встречался.

Расскажи мне о моих родных.

– У твоей династии самый что ни на есть круглый юбилей. В начале прошлого века сын крестьянина Кашинского уезда, дедушка твой из Тверской губернии Саша Осипов стал учеником иконописной мастерской в Петербурге. Затем он продолжил образование в школе «Общества поощрения художеств».

Успешно её завершив, Александр был принят и блестяще окончил Петербургскую академию художеств. Живопись, плакат, книжная графика, педагогическая деятельность протяжённостью в 30 лет – такова духовная и профессиональная жизнь Александра Ефимовича Осипова. Не изменявшего своим принципам живописца-реалиста.

– Ритм его работ всегда был классически размерен. Настроение холстов созерцательное. Краски изысканно сдержанны и чисты.

– Твой отец, Машенька, тульчанин Владислав Георгиевич Фёдоров учился в Московской художественной школе с момента её основания…

– Ты не упомянул мою бабушку, о которой я так непозволительно мало знаю. Тихая русская женщина, подарившая мужу спокойствие в работе и творчестве. Родила ему двух сыновей, ставших архитекторами, и дочку – мою маму.

– Низкий поклон её семейному подвигу. По сути она и есть основа вашей династии…

В Великую Отечественную Владислав воевал на Западном фронте. Став студентом Суриковки, прошагал и объездил с этюдником всю страну. А вернулся в Протасово – деревню в Тульской области, где прожил ещё 12 трудовых лет до последних своих дней.

Пейзажи его явно ориентированы на пластичность языка импрессионистов и постимпрессионистов. Угадываются традиции любимого учителя Сергея Герасимова, что подтверждает и очень выразительный по темпераментному удару кисти автопортрет Фёдорова, ставший собственностью Третьяковской галереи.

– Прихвастну, что Сергей Васильевич брал к себе в мастерскую только самых одарённых. Папа мой «проходил» у Герасимова как отменный колорист.

– А мама твоя, Тамара Александровна Осипова, ставшая после замужества Фёдоровой, получила, как и её супруг, среднее и высшее художественное образование. Творческий путь начала маринисткой. После морских мотивов её увлёк спорт. И затем счастливейшая встреча с балетной труппой Большого театра – Галиной Улановой, Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым, Наталией Бессмертновой, Марисом Лиепой, Юрием Григоровичем, Михаилом Лавровским, Майей Плисецкой, Еленой Рябинкиной…

– «Её живописное искусство, – сказал Марис на открытии персональной выставки мамы к 200-летию Большого театра, – сродни самому искусству балета». Мамины произведения представлялись на аукционе Друо-Ришелье в 1991 году в Париже.

Она восхищалась жизнью! Всегда, даже в самые трудные мгновения судьбы, и восхищение вкладывала в свои лёгкие, воздушные, светоносные работы.

– Вот мы добрались и до тебя. В
5-летнем возрасте – кому сказать! – ты умудрилась влюбить в себя Корнея Ивановича Чуковского, восхитившегося твоими иллюстрациями к его книге «Бяка-закаляка». Собственно говоря, ты всех влюбляла в творчество своих рук.

Помимо живописной стези тобою избран путь модельера. За эти годы состоялось твоё солидное творческое досье: костюмы для солистов оркестра Леонида Утесова, Общесоюзного дома моделей одежды, Государственного ансамбля танца России, ансамбля под руководством Надежды Бабкиной «Русская песня»…

– Комфорт тела поднимает дух, организовывает на плодотворность деяний.

– Для тебя костюм – это спектакль, играемый в жизни. Исполняемый на улице, в метро, на работе, в быту. И неотъемлемую часть повседневности ты хочешь сделать эстетичной, элегантной, внутренне праздничной.

– Стремлюсь к тому, чтобы танцевальные сцены выглядели, как живописное полотно, – это мой способ создания произведения искусства, моё продолжение живописной традиции семьи. Главное – образ, настроение, выражение музыки средствами цвета, формы и линий. В театральном искусстве есть дополнительный фактор, усиливающий впечатление, – это движение, изменение общей картины, перемещение масс в пространстве. Картина всякий раз меняется, живёт. Может быть, поэтому я люблю создавать серии графических работ, что даёт возможность развить мысль, показать её наиболее полно и убедительно. Главное – не средство, а художественный уровень произведения, которое может быть написано маслом на холсте, изваяно в бронзе или создано из ткани – значения не имеет. Главное, чтобы выбор материала наиболее точно соответствовал замыслу.

– Но выступления солистов и ансамблей не всегда проходят в концертных залах и на сценических площадках, но и на подиумах парков или деревенских клубов, где в лучшем случае висит «дежурный» задник.

– При полном отсутствии оформления сцены, элементов декорации костюм несёт основную смысловую, декоративную нагрузку. Работу костюмера видят миллионы, и ответственность в формировании вкуса этих миллионов зрителей чрезвычайно велика.

– В твоём костюме ощутимы корни народного искусства, созвучного веяниям современной моды.

– Много лет изучаю русское национальное искусство. Стараюсь найти в нём наиболее созвучное сегодняшнему дню. Нравится создавать новые формы – объёмы и силуэты костюмов. «Дымковские игрушки», к примеру. Ищу новые приёмы оформления: тиснение и плетение по коже в сочетании с грубой мешковиной в костюмах «фольк-рок», навеянных образами Древней Руси, доспехов воинов, ввожу яркое живописное полотно в сериях «Казачьи», «Русские цыгане», «Русский батик».

Костюмы «Ностальгия» отличаются сочетанием розовых и серебристо-жемчужных тонов. В каждом случае ставлю задачу раскрыть образ вместе с постановщиком танца. Иногда форма решения моего костюма подсказывает движение хореографу. Большое внимание уделяю деталям-отделкам, аксессуарам. Люблю использовать аппликацию, вышивку, обогащая полотно ткани и соединяя разные предметы в единое целое.

– Ты много работала и выставлялась за границей.

– Выставки проходили в Германии, Бельгии, во многих штатах США, где помимо участия в открытии вернисажей мы с сыном встречались с потомками русских эмигрантов, выступали с лекциями о русском искусстве.

– Расскажи о сыне. Гордости твоей.

– Вырастила его одна. Помогали родители.

Даниилу —28. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического университета, вступил в Московский союз художников.

Его работа «Сырая зима в деревне» была представлена в Третьяковской галерее на итоговой выставке Первого Всероссийского конкурса молодых художников имени Третьякова.

– Но не с Третьяковки же началась его жизнь!

– Не премину вспомнить эпизод, хранимый нами как семейная реликвия.

Мальчик наш только родился, и мама моя прогуливала его в коляске полевитановски позолоченным осенью Сокольникам. А навстречу ей стайка воркующих старушек. Посмотрела в их сторону и остановилась, как вкопанная. Да это же Раневская в окружении своих поклонниц! Глаза Фаины Георгиевны и Тамары Александровны встретились. Раневская спросила с обвораживающей улыбкой, не спит ли чадо, вернее, чудо и не нарушит ли своим взглядом спокойствие малыша? Приподняв шторку колыбели, она тихо произнесла: «Какой милый, он будет обязательно счастливым!»

Мама, не помня себя от восторга, еле добралась домой, чтобы рассказать о пророческой доброте великой актрисы.

– Красивая история с таким напутственным предвидением!

– Данил, так часто слышавший пересказ этой сокольнической сценки, настолько вжился в неё, что уверяет: «Я помню эту неповторимую Муляненервируйменя!»

Фразу, подаренную Раневской ее близкой подругой Риной Зелёной. Рина Васильевна мне об этом рассказывала в одну из наших встреч.

— Но мальчик твой, Машенька, нарушает все законы биологии. Ведь память человеческая «включается» лет с 3–4-х, а ему, простите, вам, Даниил, в ту пору было месяца полтора, как я понял?

Хорошо, что вы пришли и включаетесь в наш разговор. Непосредственно у вас спрошу, тяжела ли для вашей молодой головы шапка юбиляра, которую вы примерили в столь раннем возрасте?

– В моей родословной надо было либо продолжить традиции семьи живописцев, либо пойти дорогами совершенно противоположными.

Первые уроки рисования и цветописьма я получил дома, не выходя на улицу. Особенно сильное влияние на меня оказал мой дедушка Владислав.

Еще подростком начал ездить в Соединенные Штаты. В 16 лет у меня впервые купили картину – представьте себе, что это значило для возраста, в котором я находился. И куплена она была не кем-нибудь, а сенатором!

Неизгладимо впечатление от непосредственной встречи с шедеврами мировой живописи в лучших музеях Вашингтона, Нью-Йорка, Чикаго. Америка необыкновенно богата выдающимися произведениями искусства.

Путешествовал на машине и мотоцикле. Я побывал в Калифорнии, Вермонте, Нью-Хэмпшире, Индиане, Теннеси, изнутри познавая жизнь этой удивительной, динамичной страны.

– Что для вас наиболее ценимо в искусстве художника?

– Свобода эксперимента. Возможность поиска себя в различных направлениях – от русской живописной школы до абстрактных полотен. От реалистически продуманных и тщательно исполненных композиций до композиций бессюжетных, раскрепощенных.

– Над чем сегодня трудитесь?

– Пишу галерею современников, живущих и созидающих рядом со мной. Энергетику и неповторимость их острее и приближённей к восприятию нынешнего времени, на мой взгляд художника, отражает стиль нео поп-арт.

– Машенька, как оцениваешь живописный труд сына?

– Кому вопрос задан: маме, зрителю, художнику?

– «Собирательной» Маше.

– Данилка вышел, и могу быть более откровенной, хотя никакое слово – плохое, хорошее – его не достаёт. Он крепко стоит на принципиальных своих позициях, а если вступает в конфликт, то лишь с самим собой!

С художниками и критиками борется, спорит, доказывает только своими работами – это настоящий принцип настоящего художника.

Он помогает мне быть в форме – энергичной и молодой. Мы вместе работали над картиной «Балет», экспонирующейся ныне в Российском культурном центре Посольства РФ в Вашингтоне.

Часто бываем в США, где рассказываем о России, ее природе и людях. Это нам делать легко на основе выставок работ нашей творческой династии. Средствами искусства рассказываем о жизни Отечества на протяжении всего XX века.

Наши циклы картин «Четыре поколения в русском искусстве: Осиповы и Фёдоровы» тепло принимались в академических кругах и широкой зрительской аудитории Америки, о чем сообщалось в газете «Саут бенд трибюн» и в других печатных органах.

– С нашей стороны Никита Михалков, президент Российского фонда культуры, поблагодарил Даниила за участие в выставке «Династия».

– Данилка талантлив и другим быть не мог. С детства он в атмосфере творчества. Писать красками у нас было так же естественно, как говорить и дышать.

В ранних натюрмортах он уже достигал взаимодействия цвета и формы. Профессионалы знают, как это трудно.

Данила пишет деревню – холодную, неуютную, слякотную – не с позиции столичного высокомерия, а как родное, милое и дорогое сердцу жизненное пространство Родины.

Работая над московским пейзажем, конструктивно крепко строит композицию, всегда с настроением мажорности и жизнеутверждения.

Он восхищен природой красоты женщины, каждой из которых готов исполнить гимн восторга, и часто в полотнах у него это получается.

– Даниил осваивает, и довольно успешно, новый стиль, близкий к поп-арту, – мэйн арт, в котором так неожиданно и органично соединились поиски художников-шестидесятников и гламурный блеск дня нынешнего.

– Будучи человеком нового времени, он использует новый инструментарий – компьютерные технологии, привнося своё изысканное чувство цвета, энергетику живого мазка. В этих работах удачно сочетаются современные технологии и живописная традиция. Размер изображаемой модели больше натуральной величины, что придает холстам его определённую монументальность, плакатность и даже рекламность, созвучную восприятию современного человека.

– В твоем доме царит гармония. Духовная, творческая, что накладывает отпечаток и на «внешность» твоего быта. Интерьер квартиры – портрет хозяйки.

– Кухня, ванная, кладовка – всё «второстепенное» уведено в сторону. Главная комната должна встретить гостя потоком света, незаставленностью, свободой дышать и желанием подойти к широкому окну, за которым раскрывается лучший вид Москвы – торжественное величие Ломоносовского университета на Воробьевых горах.

– Ты более чем востребована как художник. У тебя завидное родительское прошлое. Ты вырастила сына – достойную всем вам смену. У тебя прекрасная новая квартира, благоустроенная мастерская…

Большего счастья не пожелать!


 

Леонид КОЗЛОВ

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.