ЖКХ – ПРИОРИТЕТНЫЙ СЕКТОР

министр жилищно-коммунального хозяйстваС чем пришли коммунальщики к начавшемуся отопительному сезону, рассказывает министр жилищно-коммунального хозяйства

правительства Московской области Виктор БЕШКАРЕВ

 

— Виктор Николаевич, наступил ноябрь, а вместе с ним пришли холода и морозы. Как подготовился к ним жилищно-коммунальный комплекс Подмосковья?

— Нормально. Я благодарю теплоэнергетиков области, «Мосэнерго», работников жилищно-коммунального комплекса за добросовестный труд. Они провели масштабные работы по подготовке теплового хозяйства и жилого фонда к новому отопительному сезону. Хотел бы заметить: основные подготовительные мероприятия мы завершили задолго до наступления морозов – 15 сентября.

— Я вспоминаю начало 90-х годов, когда пуск тепла во многих городах и районах становился настоящим подвигом…

— Да, этот процесс длился с конца ноября по январь. «В ружьё» ставился весь штат сварщиков и слесарей.

— Но даже когда тепло давали, в некоторых домах и даже детских учреждениях температура была 12—15 градусов. И это считалось в порядке вещей.

— Так же, как и обилие аварийных раскопов на улицах городов, как главная примета отопительного сезона, и паутина километровых коммуникаций, тянущаяся вдоль улиц и скверов. Ведь долгие десятилетия многие города отапливались единственной котельной.

— Вы говорите об этом уже в «прошедшем времени»?

— К счастью, да. С избранием в 1999 году Президента РФ Владимира Владимировича Путина и приходом в 2000 году нового областного правительства под руководством Бориса Всеволодовича Громова многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось к лучшему. И прежде всего потому, что ЖКХ стало приоритетным сектором в деятельности областного правительства.

— В чём это проявляется?

— Прежде всего в системном, комплексном подходе. Это и административно-организационные меры, финансовые вливания, а также усиление контрольных функций. Начиная с 2000 года, наше министерство при поддержке других областных министерств и ведомств активно включилось в разработку, а затем и реализацию целого ряда областных целевых программ – «Ветхое жильё», «Чистая вода», по модернизации оборудования и многих других. Координацию этих программ осуществляет первый заместитель председателя областного правительства: сначала Василий Юрьевич Голубев, а сегодня Александр Васильевич Горностаев. Благодаря этим программам в жилищно-коммунальном хозяйстве произошли большие подвижки – чтобы рассказать о них, не хватит и газетной полосы.

— Любая программа начинается с финансирования: есть деньги – есть работа. Обычно работники жилищно-коммунального комплекса жалуются на нехватку финансов…

— Если в 90-х годах прошлого столетия коммунальная отрасль была бедна, как церковная мышь, то с начала нового века сумма средств, выделяемых ЖКХ из областного бюджета, постоянно растёт: один…три…три с половиной миллиарда рублей. Так, для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону предыдущего, 2006/2007 года было предусмотрено почти 5 миллиардов рублей, из них 883,4 миллиона – на приобретение топлива и 197,9 миллиона – для формирования аварийного запаса материально-технических ресурсов.

— А как обстоят дела в нынешнем? Насколько обеспечены запланированные мероприятия финансами?

— С целью финансового обеспечения подготовительных работ в текущем году муниципальными образованиями и предприятиями жилищно-коммунального комплекса было предусмотрено выделение 6,4 миллиарда рублей. При этом финансовые вложения собственных средств муниципальных образований и предприятий жилищно-коммунального хозяйства в подготовку к отопительному сезону значительно возросли, и по ряду муниципальных образований – таких городских округов, как Балашиха, Железнодорожный, Жуковский, Домодедово, Долгопрудный, Подольск, Серпухов, Химки, Электросталь, а также муниципальных районов: Егорьевский, Истринский, Клинский, Красногорский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Раменский, Солнечногорский и Щёлковский, превысили более 100 миллионов рублей. Это подтверждает возросшую степень ответственности администраций и хозяйственных руководителей за возложенные на них обязанности по обеспечению устойчивой работы объектов жизнеобеспечения.

Майским постановлением областного правительства муниципальным образованиям из средств областного бюджета дополнительно выделено 4 миллиарда рублей — на проведение работ по капитальному ремонту и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства и 460 миллионов — на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Эти финансовые средства были распределены между всеми муниципальными образованиями.

— Что в результате получила коммунальная отрасль?

— В результате целенаправленной работы, проведенной Минжилкомхозом и муниципальными образованиями области, к середине сентября были подготовлены на 100% жилые дома (почти 60 тысяч), центральные тепловые пункты (1440), тепловые и водопроводные сети (почти 800 км), чуть ниже процент готовности имеют котельные (в области их насчитывается свыше 2400). Запасы основного топлива составляют: по углю – на 100 процентов, жидкому топливу – более чем на 70 процентов.

— Что сделано за счёт оказанной дополнительной финансовой помощи?

— Капитально отремонтированы и реконструированы 48 котельных, 13 индивидуальных тепловых пунктов, 2 центральных тепловых пункта, заменено 47 котлов ЗИО-60 на 13 котельных, 109 дымовых труб, заменено более 100 километров магистральных и внутриквартальных тепловых сетей на 268 участках с применением современных материалов и технологий.

В качестве резервных энергоисточников приобретены 225 дизельных электростанций различной мощности.

Для снижения аварийности на тепловых сетях и с целью повышения надежности работы основного насосного оборудования котельных, центральных тепловых пунктов и водозаборных узлов впервые муниципальным образованиям оказана помощь в приобретении частотных преобразователей и насосного оборудования на сумму 266,5 миллиона рублей, приборов контроля за процессом тепло- и водоснабжения на сумму почти 26 миллионов.

Благодаря проделанной работе и устойчивому финансовому обеспечению запланированных работ отопительный сезон начался в Подмосковье в установленные сроки. Улучшилось финансовое состояние предприятий жилищно-коммунальной сферы, выросла заработная плата работников отрасли. Всё вместе взятое, уверен, позволит благополучно и без аварий пережить наступившую зиму.

— В июле, как известно, принят Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Какое практическое значение он имеет для жителей Подмосковья?

— Жилищный кодекс возложил обязанность содержания жилья, в том числе и капитального ремонта, на собственников. При этом перед гражданами не были выполнены обязательства по капитальному ремонту за предыдущие годы.

Но, поскольку речь идет об огромных расходах, необходимых для того, чтобы привести жилье в порядок, государство должно помочь собственникам. Важно было не просто дать денег, профинансировав капремонт. Одновременно стояла задача формирования организационного механизма по дальнейшей эксплуатации жилья. Речь идет о создании товариществ собственников жилья, выборе управляющих компаний. Чтобы его простимулировать, именно через эти управляющие многоквартирными домами структуры и будут выделяться государственные средства на капитальный ремонт. Чтобы реализовать эту идею, Федеральным законодательством был создан особый фонд – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Выделены средства на все регионы в размере 240 миллиардов рублей. Из них 145 миллиардов – на программу капитального ремонта и 95 – на программу расселения аварийного фонда. Плюс ещё 10 миллиардов рублей — на второе полугодие этого года.

Программы будут реализовываться на условиях софинансирования: часть денег дает Федерация, часть выделят регионы и муниципалитеты, некоторую долю внесут сами жители-собственники. Фонд не просто оказывает финансовую поддержку гражданам при приведении их жилья в нормальное, нормативное состояние, но и содействует созданию новых форм управления многоквартирными домами. С тем расчетом, чтобы, получив средства, выполнив определенный объём работ, дальше уже собственники могли спокойно, в плановом режиме выделять деньги и поддерживать свое жильё в нормальном состоянии без государственной поддержки. Главное сегодня на уровне муниципальных образований — разработать и принять соответствующие муниципальные программы.

— А какова ситуация в области по созданию управляющих компаний и Товариществ собственников жилья?

— По состоянию на 1 октября в Московской области образовано 234 управляющие организации, 1534 товарищества собственников жилья и жилищно-строительных, молодежных жилищных кооперативов. За первое полугодие 2007 года количество управляющих организаций увеличилось на 30 процентов, а за год — в два раза. Прогресс налицо.

Однако в целом ситуация в области сложилась неоднородная. Из 79 муниципальных образований управляющие компании созданы в 60 муниципальных образованиях, товарищества собственников жилья, самостоятельно занимающиеся вопросами управления, – в 59. Управляющих организаций у нас много в Красногорском, Истринском, Егорьевском и Щелковском районах, городах Электростали, Балашихе.

В ряде муниципальных образований — таких, как Волоколамский, Каширский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Талдомский, внедрение новых форм управления жилищным фондом ведётся крайне слабо.

На сегодняшний день 56 процентов многоквартирных домов находятся в управлении управляющих организаций. Еще около 8 процентов управляются товариществами собственников жилья (ТСЖ) и ЖСК. И чуть более 1 процента собственников выбрали непосредственный способ управления домами.

Таким образом, около 65 процентов многоквартирных домов перешли на новые формы управления. Если говорить о качественном составе управляющих организаций, то большинство из них составляют муниципальные унитарные предприятия. Частные управляющие компании занимают около 20 процентов от общего рынка управляющих компаний. Так что здесь ещё есть над чем поработать. Министерство ведёт большую работу в этом направлении — по организации обучающих семинаров, изданию методических материалов и рекомендаций, содействию информационно-консультационному центру. Центр создан для консультаций как руководителей вновь созданных управляющих компаний и ТСЖ, так и обычных граждан. Он работает еженедельно по понедельникам с 15 до 17 часов.

— Что делать с теми, кто не определился с методом управления?

— Если до 1 января 2007 года собственники самостоятельно не выбрали способ управления многоквартирным домом или принятое ими решение о выборе способа управления не было реализовано, то органы местного самоуправления в порядке, установленном постановлением Правительства РФ №75 от 6 февраля 2006 года, обязаны до 1 мая 2008 года провести открытый конкурс по выбору такой организации. То есть муниципальные образования уже имеют право проводить конкурсы. Но это не значит, что собственники лишаются права самостоятельного выбора и реализации способа управления своим многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен собственниками помещений в любое время на основании решения общего собрания.

После заключения собственниками помещений договора с управляющей организацией по результатам открытого конкурса, проведенного органами местного самоуправления, и до истечения срока действия этого договора также может быть принято решение общего собрания собственников помещений по выбору или изменению способа управления или управляющей организации. Однако реализовать это решение собственники смогут лишь по истечении года со дня заключения договора с управляющей компанией, либо по решению суда в случае, если управляющая организация не выполняет условий договора.

Беседу вёл

Алексей ПЛОТНИКОВ.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.