Елена Сазанович — писатель, драматург, сценарист, член Союза писателей России, главный редактор международного аналитического журнала «Геополитика», член Высшего творческого совета Московской городской организации Союза писателей России. Лауреат литературной премии им. Бориса Полевого, премии международного литературного журнала «TRAFIKA» (Нью-Йорк — Прага), премии имени М.В.Ломоносова, литературно-общественной премии Союза писателей России «Светить всегда». Награждена орденами М.В.Ломоносова и В.В.Маяковского.
— Елена, в этом году опубликовано два ваших романа в популярных журналах «Юность» и «Подвиг», на театральных подмостках поставлена ваша пьеса «Аукцион», вы были удостоены ордена имени В.В.Маяковского… Уходящий год удался? Как вы сами оцениваете его итоги в канун новогодних праздников?
— Уходящий год сейчас считается уже неплохим, когда в следующий входишь живым и здоровым и вместе с живыми и здоровыми близкими. Сегодня мы существуем в рамках ограниченного времени и пространства. И в рамках ограниченных возможностей (своей зарплаты)… Успехи, какими бы на первый взгляд они ни казались значимыми, являются лишь успехами личными, бесперспективными. Слово «успех» утратило свой первоначальный смысл. Как и всенародная любовь, и признание. Давно утрачено доверие к личностям. Кстати, справедливо утрачено. Мы несколько десятилетий шли по этому пути. И вот уткнулись лбом в стену. Позади — закрытая дверь, впереди — тупик. Получи сейчас Нобелевскую премию и Оскар, и что? Это событие с большой буквы? Престиж страны? Всеобщая радость? Назавтра об этом факте все благополучно забудут. Останутся только деньги для лауреатов… Впрочем, на сегодняшний день это немало. Поскольку, пожалуй, в нашем государстве только благодаря деньгам и можно выжить в «этом» году. И протянуть «следующий». Публикации, спектакли, ордена – эти события уже превратились в личный праздник. Да и то который только с тобой. Общество сужено до рамок собственной квартиры. Когда общество – это лишь ты и твои близкие, общественных событий быть не может. И значимых профессий тоже… Хотя, безусловно, подобный личный праздник на сегодняшний день значит много. И за него нужно благодарить судьбу.
— Чем вообще, на ваш взгляд как главного редактора международного аналитического журнала «Геополитика», запомнится этот год? И не только в литературной жизни?
— Помню взрыв в метро. Помню «дым Отечества». Недавний бунт на Манежной… Оказывается, организовать массовое неповиновение прямо у Кремля вполне возможно. Ещё можно было бы вспомнить значительные юбилеи у А.С. Грибоедова, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, А.А. Блока, В.В. Маяковского, М.А.Шолохова, прошедшие почти незаметно и для общества, и для СМИ.
— В недавнем послании Федеральному собранию Президент России вновь только слегка коснулся важности культуры, причём исключительно по поводу воспитания подрастающего поколения. Да и то речь шла лишь о «качественных» фильмах и научной фантастике… Как вы оцениваете нынешнюю роль государства в формировании так называемой культурной политики и роль культурной политики в формировании государства?
— Нет никакой культурной политики! Потому что мы не знаем, в каком государстве живём. А не знаем мы этого потому, что нет культурной политики. И что государство вообще от нас хочет. И что оно может от нас требовать, если ничего не может дать… Думаю, что давно всё приватизировано, в том числе и государство, и культурная политика, да и весь народ.
Кстати, только теперь понимаешь, что главное в государстве – именно культурная политика, проще говоря — идея. Именно от неё зависят и оборона, и экономика, и благополучие, и бесстрашие, и вера, и верность. Если нет идеи – государство расползается по швам. А люди по своим норам. И охватывает всех одно – всеобщая депрессия и безнадёжность. За всю историю нашего государства не было такой мелкой и мелочной культуры. И главное – нежелание культуры вообще. Безусловно, и раньше мешали государству и Пушкин, и Лермонтов, и Грибоедов, и Некрасов… Но они были! И главное существовала огромная потребность в них! Ещё как существовала! Они могли и вдохновить, и разозлить, и сподвигнуть. Я думаю, и сейчас они где-то есть. Но, увы, они уже никому не нужны. Нам не нужно ни вдохновение, ни подвиг. Пожалуй, вот идейка каждого: только оставьте меня в покое. И дайте спокойно протянуть ещё один год или хотя бы один день.
В середине 80-х, когда пришла перестройка и вместе с ней демократизация и бандитский капитализм, государство прекрасно поняло, что хватит повторять ошибки прошлого. На ошибках нужно учиться. И первым делом взялось за культуру. Вместе с ней полетели идеология и идея — и полетели все мы, на самое дно. Государство быстро поняло, что гении и таланты – это смутьяны с каким-то непонятным, обострённым чувством совести и справедливости. И хватит им вообще быть. Бездарность, серость – вот основная идея государства, они безопасны, податливы, послушны, тщеславны и главное – подкупны.
Сделать государство серым и бездарным труда не составило. Люди опускались всё ниже и ниже, и не только в экономическом плане. Скорее – в духовном. Конечно, была попытка заменить духовность религией в чистом виде. Не думаю, что получилось. Чисто религиозный человек не обязательно духовный, умный, понимающий. И даже не обязательно просто добрый и справедливый.
Впрочем, то, что культура, т.е. идея, более всего опасна для государства – это поняли во всём мире в конце ХХ века. Но, следует отдать должное Западу, они до нашего уровня не опустились. Они оставляют за собой тылы, их культура выглядит, безусловно, лучше на фоне нашей. У них даже появляются достойные произведения искусств. Мы же пошли дальше всех, точнее, опустились ниже всех. И это в стране, некогда самой культурной, самой образованной, самой духовно богатой. Ни одна страна себе не позволила и не позволит так себя унижать, злобствовать по поводу себя, намеренно уродовать, презирать и перевирать своё прошлое.
— А какими вы видите эти взаимоотношения (государство – культура) в идеале?
— В идеале в основе каждого государства должен лежать принцип социальной справедливости, о чём мечтали все лучшие умы человечества. Тогда будут развиваться и культура, и общество, и личность. И отношения у них будут соответствующие — справедливые. Но это действительно в идеале. А за идеалы мы всегда дорого платим.
— Президент не расшифровал, какие фильмы он считает «качественными». А из литературы для детей вспомнил лишь о научной фантастике…
— А что он ещё мог назвать при нынешнем раскладе вещей? Исторические книги? Если история опозорена. Воспитательные? Если воспитательная работа благополучно почила. Политические? Если политику прошлого обозвали грязным делом. Ну не назовёшь же сегодня в один миг абсурд абсурдом и ложь ложью, если последнее 25 лет детям (да и взрослым) вдалбливали в головы извращённую историю своей страны. Хотя, уверена, Дмитрий Медведев вырос на прекраснейших фильмах «Кортик», «Тимур и его команда», на научно-фантастических лентах по романам знаменитого советского писателя-фантаста Ивана Ефремова. И не только он. И Владимир Путин, играющий на рояле «С чего начинается Родина…», тоже. И это радует и вселяет надежду. С другой стороны, Егор Гайдар тоже на Аркадии Гайдаре вырос. И Новодворская убежала из пионерлагеря, чтобы помочь вьетнамскому народу в борьбе против капитализма. Но про это ведь не скажешь.
Нужно начинать с культуры. Вернее, её возвращать, анализировать, брать из неё лучшее, учиться на ней и только тогда создавать новое, достойное новое. Всю страну нужно верх дном переворачивать. А на золотом дне такие золотые коллекции!
— Кстати, президент затронул и тему патриотического воспитания, с некоторых пор довольно популярную в коридорах власти. Каким оно должно быть, на ваш взгляд?
— Очень просто. Это образование. Патриотическое воспитание должно начинаться с грамотности. Человек обязан быть грамотным, потому что он существо разумное, не иначе. Безграмотность – это преобладание животных инстинктов. Так получилось, что мы, самые грамотные ещё несколько десятилетий назад, теперь отброшены на века назад. Учитывая, что мы уже ничего не читаем и пишем кратко, по е-мейлу.
Грамотность — это умение мыслить. А чтобы мыслить, нужно изучать и историю, и культуру, и политику и… и… и… Умение отличать плохое от хорошего, сравнивать и сопоставлять. А нас с удовольствием сделали неграмотными! В вузы приходим с сокращённым пониманием и истории, и искусства. Люди с высшим образованием сегодня – это не люди с высшим образованием в его истинном значении. Может, я утрирую. Но… Конечно, в вузах не все случайные люди. Но эта оговорка сама по себе не печальна? Не все… А остальные? Вот остальные, недалёкие, неумные, необразованные, и делают нашу культуру.
Остаётся развести руками: где же Фонвизин? С Фонвизина и нужно делать культуру. По новому кругу. Но никто не начнёт. Поэтому, если ликвидировать безграмотность, если вновь сделать доступ к настоящему, талантливому искусству, науке, если объективно оценить историческое прошлое – идея сама нарисуется. И не только государства. Эту истинно патриотическую идею каждый вновь для себя откроет.
— Как вы считаете, продолжается ли в культуре «холодная война» между патриотами и либералами?
— Какая там холодная война! Какие красные и белые! Победили-то третьи! Либералы, кстати, тоже очень грамотными были и достойными противниками по уровню образования, ума, интеллигентности, поскольку советскую школу прошли. Думаю, либералам тоже сегодня несладко. Поскольку третьи – это вообще никто, ни белые, ни красные, ни зелёные. Это какая-то пустота, бездонная пропасть. В искусстве победили безнравственность, безвкусица, бездарность и безнадёжность. Им и флаг в руки. Если кто сер, бездуховен, туп и, желательно, нагл – все пути открыты!
Дело в другом. Каковы сейчас либералы и патриоты? Как ни странно, по-настоящему, в своём истинном виде, чистом и идейном, они существовали лишь в 90-х. А теперь такое впечатление, что все выполняют какую-то программу, кем-то давно смоделированную. И направлена она исключительно против самых верхов власти. И следует задуматься, почему? И верно ли это? Ведь от либералов и патриотов – одно лишь название осталось. Кстати, в дореволюционную эпоху и патриоты, и либералы, и социал-демократы, и большевики, и западники, и славянофилы фактически существовали как ветви одного дерева. Плодотворного дерева.
— Ваш роман «Гайдебуровский старик», опубликованный в журнале «Подвиг», завершил трилогию «Иная жизнь» – о людях, стремящихся прожить чужую жизнь, примерить на себя чужую судьбу. Это – жёсткое определение нынешних россиян как людей, ничего не пытающихся изменить к лучшему, да и не имеющих на это сил?
— Да, у нас уже нет сил. И если была бы возможность изменить судьбу, каждый бы на это согласился. Нет удовольствия и удовлетворения от своей судьбы. Зачастую за неё и стыдно, и больно. Потому что судьбы людей неизбежно связаны с судьбой государства. В некоторой степени они отражают и мощь государства, и его порядочность, и его дух. Поэтому теперь чужие судьбы кажутся лучше. Как и людей, так и стран. Даже, если они и печальны. Поэтому многие легко меняют страну, и вместе с тем и свою судьбу.
— Каковы вообще ваши ощущения – как писателя и публициста – по итогам десятилетия нового XXI века: жить стало лучше? свободнее?
— И не лучше, и не свободнее. Но дело не в этом… Мы же не привыкли мыслить космическими категориями. В целом! А в целом скажу, да, действительно стало получше. (На счёт свободы не скажу. Поскольку цензура и не нужна – каждый сам себе теперь цензор. Причем суровый и одновременно пугливый. А себя переломить труднее всего…) Мы уже всё забыли, поскольку забываем за один день, что было 10 лет назад. Может, стоит вспомнить. Тогда, считаю, страна просто вытянута за уши из такого болота, что ни в одной бы стране такое невозможно было, как и невозможно было добровольно в это болото плюхнуться. Во всяком случае, избавили от каких-то всеобщих ужасов, творившихся в низах, и позорного шутовства в верхах. Да, для человеческой судьбы это мало. Но нужно просто подумать, что мы сами, своими руками себя в эту судьбу вогнали, во всяком случае, поддерживали тех, кто наши судьбы грубо ломал.
Поэтому стало жить относительно лучше, страну причесали, пригладили. Но – движемся ли мы, государство, вперёд? Или делаем один шаг вперед, два шага назад?
— Ваш предновогодний прогноз: что год грядущий нам готовит?
— У нас странная страна. Она никогда не была предсказуемой и уже, наверно, не будет. И всегда была непостоянной. Мы не раз просыпались в совершенно другой стране, не покидая пределов своей Родины. Для нас всегда неожиданно приходит зима, когда мы удивляемся морозам. И — лето, когда мы удивляемся жаре. Но, если в очередной раз проснёмся в другой стране, самое интересное: этому никто не удивится… Да, мы странный народ. И у нас очень, очень странная страна…