Анатолий Салуцкий: И верю, и верую

Анатолий Салуцкий, известный писатель и общественный деятель, работает над документальной публицистической книгой о современной истории России и новым романом, в суть которого предпочитает не вдаваться. Намекает лишь, что он будет многослойным, необычным по форме и попытается ответить на вопрос: какой национальный тип сегодня более всего соответствует понятию «герой нашего времени». Любопытно, что и то, о чём я расспрашивала писателя, оказалось в русле его художественных размышлений.

  — Анатолий Самуилович, вы понимаете, что происходит сейчас с Россией? К чему и куда всё движется?
  — Несмотря на множество панических и даже катастрофических предсказаний, я, если говорить в целом, смотрю на нынешнее развитие России с большой долей оптимизма. Разумеется, вижу изъяны и недостатки, от которых, извините, с души воротит. Но в главном – в процессе поступательного исторического движения России — я безусловный оптимист. Если выбраться из той глубокой резко критической колеи, в которую угодило сейчас общественное мнение и присмотреться внимательнее, то поводов для веры в завтрашний день не так уж мало. Не стану ни перечислять их, ни выстраивать на этот счет шкалу приоритетов, но не могу не упомянуть, что вот сегодня, например, душевной радостью отозвалась для меня годовщина интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это очень мощный лидер, ставящий своей целью не просто возрождение божеских, нравственных, народных начал русской жизни, а и становление страны. Его усилия правильны, потому что состояние духа и образ мыслей во все времена были и остаются в России первостепенными. Наши отличные от Запада духовно-нравственные ориентиры, слава Богу, живы — вытравить их не так-то просто, хотя стараний на этот счёт более чем достаточно.
  В этой связи, кстати, вспоминаю поездку в Италию в апреле 1991 года, под занавес СССР. Тогда не кто-нибудь, а вдова владельца крупнейшей газеты «Темпо» очень эмоционально говорила мне: «Что у вас там творится?! Мы всегда считали, что именно из России исходит тот духовный свет, которого так не хватает Западу. А теперь и он может исчезнуть. Как жаль, если и у вас будет так, как здесь…».
  — Но мы же сами этого хотели и продолжаем перехватывать у них всё самое худшее…
  — Слепое подражание западным стандартам, конечно, крепко подпортило нашу жизнь, сожаления по этому поводу уже набили оскомину. Но нельзя не заметить и другое: так называемые общечеловеки, презревшие русскую особость и атаковавшие народное самосознание с момента перестройки, теперь по крупному счёту находятся в обороне. Да, они всё ещё правят бал. Но их время, к счастью, уходит: не в гору прут, с горки катятся. Кстати, в этом отношении я и возлагаю большие надежды на влияние Патриарха как на выдающегося, незаурядного человека, которому по плечу решение долговременных задач, поскольку срок его полномочий только Господом Богом регламентируется. Его Святейшество не вмешивается в государственные дела, но само его слово звучит по-государственному, и оно сейчас крайне востребовано. По-моему, Патриарх сможет создать условия тому, чтобы миру вернулось духовное сияние России…
  — Вы сказали, что верите в правильность исторического движения России. На чём конкретно зиждется эта вера?
  —  Это очень непростая тема, требующая пространных пояснений, потому ограничусь лишь выводом. Дело в том, что мы чрезмерно увлечены политической, социальной и общественной историей государства. Хотя вектор нашего движения в большей мере определяется его этнокультурными особенностями (сейчас чаще говорят цивилизационными), которые лежат поверх политико-социальной сферы. Так вот, не вдаваясь в подробности, скажу, что под этим углом зрения отчётливо прослеживается сходство линии Ленин – Хрущев – Ельцин, когда интересы России приносились в жертву интернациональным, социалистическим и общечеловеческим идеалам. Но есть иная линия, ведущая от Александра III к Сталину и примечательная тем, что во главу угла в эти годы ставилось национальное развитие. Речь шла, говоря словами Георгия Федотова, о приоритете «русских европейцев», людей с умозрением, замешенным на национальных традициях, бравшим у Запада всё лучшее, а не отбросы с его культурной помойки, как сегодня. Мне представляется, что вопреки стараниям всё ещё мощных прозападных сил Россия постепенно, но неуклонно выбирается на обозначенную Александром III и Сталиным линию развития, разумеется, в новых демократических условиях.
  — Но Россия многонациональная и многоконфессиональная страна, и представители других религий относятся очень ревниво к тому же православию. Как тут быть?
  — Не соглашусь с формулировкой «очень ревниво». Наоборот, как раз многосотлетний опыт сожительства в России бок о бок людей разных верований уникален, и сегодня он идёт нам во благо, а не во вред. Мудрость в том заключается, чтобы стремиться к конфессиональному миру, а не к распре. Неспроста на Русских Народных Соборах присутствуют лидеры всех традиционных для нашего Отечества вероучений. К тому же, с точки зрения восприятия нравственности, ислам и православие очень близки. И именно сфера нравственная, где межконфессиональные взгляды практически едины, вселяет большие надежды.
  — А вы заметили в современном обществе ростки нравственности?
  — У безнравственности, разгульно захлестнувшей Россию, всё больше противников. Пусть их голоса слышны недостаточно громко, особенно на телевидении, продолжающем высевать семена тлетворности. Но социологические опросы свидетельствуют: окружающая атмосфера заметно меняется. Я чётко это ощущаю. Укрепляют мою веру и сдвиги в экономике. Возможно, это самый спорный вопрос. Потому что приверженцы диаметрально противоположных точек зрения приводят разные факты, и все они в равной мере правдивы. Ведь сегодня есть в России и плохое, и хорошее. Но позитив, как правило, остаётся за бортом. Ну кто, например, сделал акцент на том, что недавно один за другим введены 18 крупнейших мостов через Волгу, Обь, Каму и другие великие российские реки? А мосты в России важнее дорог, без мостов нам не жить. Да, они частные, точечные. Но пройдёт ещё несколько лет, они начнут сливаться в единую сетку, и обновление страны станет очевидным.
  — Об этом почти не говорят и совсем не пишут. Почему в наших СМИ преобладает информация со знаком минус?
  — Ещё с ельцинских времен подавляющее большинство газет, журналов, телекомпаний и радиостанций попали под прямое или косвенное западное влияние. Я хорошо помню, как 90-е годы ЦРУ выпустило публичный доклад, где говорилось, что Россия из коммунистической угрозы превратилась в угрозу криминальную. И выводы эти основывались не на агентурных данных, а исключительно на анализе нашей прессы. С какой стати отечественные издания принялись столь остервенело обливать грязью свою страну? Явно же не просто так. Не знаю ни одного развитого государства с таким внушительным числом периодических изданий, принадлежащих зарубежным владельцам полностью или частично. А это мощный рычаг влияния на общество. Они по сути генерируют общий негативный тон российской прессы, который из политических, конъюнктурных соображений поддерживают прокоммунистические оппозиционные СМИ.
  Кстати, только что я говорил о людях, искренне желающих исправить положение и ради этого критикующих всё и вся. Но если посмотреть на информационное пространство в целом, то тут идёт намеренное наполнение умов и сердец катастрофизмом, угнетающим народное самосознание. Тот, кто честно обращается к власти с бедственными предсказаниями, не учитывает душевного состояния народа, который изо дня в день слышит только хулу о России и который истосковался по добрым вестям с Родины.
  Случайна ли нынешняя футбольно-спортивная эйфория? Это же своего рода эрзац, заменяющий здоровый национальный «продукт» — гордость за российские успехи в других, более важных сферах. Их, конечно, не так много, но тем более умалчивать о них нельзя. А журналистика настроена на то, что у нас всё «плохо». Ньюсмейкерами хороших новостей выступают разве что президент и премьер: перережут ленточку на новом объекте – это покажут. А так — вроде ничего доброго в России и не случается. Хотя вот на днях по каналу «РБК» увидел выступление главы нефтехимической компании «Сибур» и с удивлением узнал, что по некоторым направлениям нефтехимии мы выходим на передовые позиции в мире. И как телеведущая ни пыталась принизить успехи «Сибура», ничего у неё не получилось: слушал и радовался.
  Складывая по крупицам подобные вести, я ощущаю, как постепенно, медленнее, чем хотелось бы, нарастает положительная тенденция в экономике, и лет через 5 она, несомненно, станет видна всем. Жаль, что пока внимание к этому минимальное. А отсюда минор в общественных настроениях, в отношении людей к жизни. Сказывается это и на том, как воспринимают Россию за границей, а значит, на иностранных инвестициях.
  Если бы не Кудрин! Вот уж кто абсолютно откровенно ставит ведомственные интересы выше государственных. Намеренно сгущает краски, чтобы в конце года отчитаться об успехах. А промышленность из-за этого получает бюджетные средства чуть ли не под Новый год. Интересно, во сколько миллиардов долларов недополученных инвестиций обошлось пророчество Кудрина о второй волне кризиса? В суд бы на него подать…
  — Но у нас действительно сегодня нет идеи, нет жизненного стержня. Богачи жируют, остальные озабочены добычей хлеба насущного. Все разобщены, нет никаких объединительных гражданских смыслов…
  — Объединительные смыслы есть. Но, как уже сказано, СМИ и прежде всего ТВ намеренно работают на разобщение. Повторяю: общественная атмосфера в России такова, что угнетает самосознание людей. Верхи не понимают, насколько это опасно для страны, а прозападные вышеназванные силы рьяно стараются эту атмосферу поддерживать и усугублять.
  Посмотрите на Америку, у которой мы почему-то перехватываем всё самое отвратительное. А поучиться бы у неё кое-чему хорошему. Моральная обстановка в США сейчас очень тяжёлая. Огромное число безработных. Вдобавок Обама как бы открыл ящик Пандоры, выпустив наружу утихшие было межрасовые конфликты. Никакого плавильного котла там уже нет и в помине: инородцы живут своими общинами, началось ожесточенное соревнование между белыми, чёрными, латиносами и китайцами. И чтобы хоть чуть-чуть разрядить это угнетенное состояние, власти под Новый год установили на улицах бумагорезательные машины: записывай на листочках свои неприятности и символически уничтожай. Наивно, однако, вполне в американском духе, когда власть прилагает огромные усилия, чтобы поднять настроение в обществе, вселить в людей хотя бы йоту оптимизма.
  — Почему же в России всё ровным счётом наоборот?
  — А я всё о том же: кто-то, может быть, из благих побуждений искренне надеется своей критикой улучшить дело, не понимая, что во всём должно быть чувство меры. Иначе получается, что мы живём в сплошном кошмаре и ничего светлого вокруг нет, причём кем-то такой климат сознательно формируется. Неспроста же у нас вдруг поднимают на щит фильм «Царь», искривляющий саму суть русской истории. Раскручивают его, показывают на Рождество эти страсти – в радостный-то праздник! Кто и зачем это делает? Свинцовость, висящая в воздухе, выгодна недругам России, потому что угнетает психику людей, не позволяет им увидеть горизонты жизни, почувствовать себя народом великой страны. В нашей антикризисной стратегии есть очень серьёзный пробел, касающийся работы СМИ. Руководители российские то ли в силу своего воспитания, то ли прежней профессии попросту побаиваются вторгаться в эту сферу. Речь, конечно, не о цензуре. Не о давлении на СМИ, но о том, чтобы правительство имело свои медиаплощадки для конкурентного показа достижений. Не готова власть и к серьёзному разговору с писателями, философами. Философы сейчас, кстати, тоже пребывают в загоне, у них даже здание институтское отнимают. Теория развития государства, среднего класса, магистральные ключевые вопросы вообще вне поля зрения власти. В итоге нет здоровой среды для того, чтобы сталкивались разные точки зрения по фундаментальным вопросам общественной науки.
  — А как вам тандем «Путин — Медведев»? Насколько он продуктивен для страны и народа?
  — Это особая тема. Хотя их властному тандему всего-то пару лет, он уже успел пройти через разные стадии. Но сейчас, по моему твёрдому убеждению, ситуация абсолютно нормальная и в плане 2012 года вполне предсказуемая. Об этом свидетельствует предновогодний ответ президента Д.А. Медведева на вопрос одного из телеканалов, звучавший примерно так: «До избрания президентом у вас были особые отношения с Путиным. Как сейчас?» Ответ был кратким, но таким, что имеющий уши да услышал всё, что нужно услышать: «У меня с Владимиром Владимировичем и сейчас особые отношения. Уверен, что они останутся таковыми и впредь».
  Впрочем, нельзя не учитывать, что вокруг Медведева вьются различные группы влияния, замыкающиеся на пресловутый ИНСОР – Институт современного развития во главе с Юргенсом. Оттуда только что выпущен доклад об «идеальной России», призывающий президента вернуться к ельцинским временам, заодно упразднив МВД, ФСБ и т.д. Причём заявлено, что доклад направлен Д.А.Медведеву с уверенностью в его благосклонном внимании. Но посмотрим…
  —  В нашей сегодняшней жизни слишком много Америки. Вы часто там бываете. Избрание Обамы выгодно России?
  — Смею утверждать, что нам в какой-то степени повезло. Я посещаю США как член российской делегации на Генеральных ассамблеях ООН, в качестве эксперта участвую в подготовке различных документов по третьей социальной корзине. И только в ООН по-настоящему почувствовал, что ни одно серьёзное решение в мире сегодня невозможно принять без учёта мнения России. Повезло же нам в том смысле, что в США, на мой взгляд, сейчас объективно слабый президент. Во время его предвыборной кампании я был в Чикаго, и мне показали скромный кирпичный двухэтажный дом Обамы в университетском квартале. Трудно было поверить, что там живёт будущий президент США, лишь толпа фотокорреспондентов на противоположном тротуаре это подтверждала. Общее отношение к Обаме доброжелательное. Но его слабость — в цвете его кожи. Такова Америка. Вспомните, как он поддержал негритянского учёного в стычке с белым полицейским и что из этого вышло. Тем более что американцы, особенно в больших городах, живут в предощущении крупных, я бы сказал, драматических демографических перемен, которые повлекут за собой непредсказуемые последствия. Демографический состав населения стремительно меняется не в пользу белой расы. Стоящие у руля государства ясно это осознают, но ничего изменить не могут, даже не пытаются. Это американский рок, возможно неизлечимая болезнь страны-акселерата, которая за 200 лет прошла путь от нуля до державы №1. Думаю, влияние США в мире будет падать, страна движется к закату. Идеализировать этого акселерата не следует, хотя уровень жизни в России заметно ниже, чем в США. Но если взять исторический фактор, то Россия однозначно во много раз жизнеспособнее.
  — А каковы ваши впечатления от американцев, от тамошней жизни?
  — Я впервые попал туда в 1989 году, и Америка произвела на меня, если сказать образно, впечатление энергичного 45-летнего человека, полного планов и с уверенностью смотрящего вперед. А теперь я вижу сытого, но без блеска в глазах 65-летнего пенсионера, который психологически поизносился и уже не строит никаких прожектов – дали бы дожить спокойно. Хорошо знаком с этой страной и на бытовом уровне, хожу по улицам, езжу на метро, вижу, чем люди питаются, каков их образ жизни. Там много удобств, чего нам не хватает и не грех бы позаимствовать. Например, в Манхеттене колоссальное число всевозможных закусочных на любой вкус – от латиноамериканских до восточноазиатских. Но они ужасающи: почти всё готовится в кипящем масле и, как рассказывали мне специалисты, вместо положенных по технологии 18 часов масло используют 180 часов! Но и потом не сливают, а смазывают им сковороды под блины и пиццу!
  Зато там нет проблемы эвакуации машин: припаркованные с нарушением не увозят, а фотографируют, наказывая солидным штрафом. На улицах заметно больше порядка, городские службы всегда начеку. В час пик на перекрёстки выходят отставники-полицейские и работают не жезлом, а десятью пальцами в белых перчатках, указывая проезд каждой машине – поэтому в Манхеттене практически нет пробок…
  — Поучиться есть чему, но мы ведь это не очень любим. А самим похвастаться как-то стало совсем нечем. И не очень ясно, как жить дальше. С кого брать пример молодым? Где духоподъёмные книжки?
  — Хорошие книги есть, но они пребывают в безвестности, на их пути к читателю ставятся искусственные барьеры. Разве в состоянии сегодня российский писатель конкурировать с бизнес-проектом под названием «Гарри Поттер»? Идеология у нас захвачена прозападной группой, укоренившейся у подножия власти, вопящей о рынке, но активно препятствующей созданию конкурентной среды в духовной сфере. Роль ЦК КПСС выполняет Администрация Президента. А творческие союзы тех же писателей раздроблены, борются за собственность, и это, похоже, устраивает власть. Тем не менее русская литература, смею надеяться, пережила самые трагические годы и готова к возрождению. Хотя пока ещё не очень умеет прорываться сквозь проволочные заграждения тех, кто кормится у трона, да вдобавок выдает себя за представителей современной русской литературы. В Париж-то на Год России опять тянут Сорокина и иже с ним.
  Но истинная наша духовность не сломлена. Она порою напоминает мне вечный подорожник: его топчут, вытаптывают, а он лишь пригибается, но жив! И только-только чужая нога прошла мимо – поднимается, снова корни пускает, семена даёт. Вот так мы сейчас и живём. Но выживем, уже выжили, будьте уверены. Вспоминая вещие слова, сказанные в лихую годину, можно повторить: будет и на нашей улице праздник! В это я верю и верую.

Беседу вела
Татьяна ПЕТРОВА.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.