Генерал и великая княжна. К 205-летию Бородинской битвы

Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию.
П.И. Багратион.
 
В 2017 г. исполняется 205 лет Бородинской битве и гибели П.И.?Багратиона от раны, полученной в этом сражении. Грузин по рождению, он считал себя русским. Его дедом был Александр (царевич Исаак-бег) – побочный сын картлийского царя Иессе. Александр Иессеевич выехал в Россию в 1759 году из-за разногласий с правящей грузинской семьей и поступил на службу подполковником в Кавказскую дивизию. За ним отправился и его сын Иван (1730—1795), который потом исправно нёс службу в комендатуре при Кизлярской крепости, а в отставку вышел в чине секунд-майора.

Грузинские княжества постоянно подвергались разорительным нападениям со стороны Персии и Турции. Грузин вырезали. В лучшем случае насильно отуречивали или оперсианивали.
Не удивительно, что многие грузины эмигрировали в Россию в надежде спасти жизнь и веру. Ещё Александр Кахетинский обращался к царю Михаилу Фёдоровичу Романову с просьбой взять его небольшое царство под державную руку, дабы положить конец терзавшим его набегам турецкого султана и персидского шаха. Алексей Михайлович предоставил грузинской элите возможность с чадами и домочадцами прибыть в Россию. До сего времени в Москве имеются улицы Малая и Большая Грузинская, грузинские храмы. Село Всесвятское было резиденцией грузинской диаспоры (ныне — район метро «Сокол»). Там при церкви «Всех святых» имеются захоронения выдающихся грузин: царей, политических деятелей, писателей, военных, в том числе и могила Ивана Александровича Багратиона – отца прославленного полководца. Некоторые могилы при церкви уже закатали под асфальт. Но место упокоения секунд-майора И. Багратиона сохранилось благодаря поставленному сыном памятнику.
Будущий талантливый военачальник провёл детство и отрочество в Кизляре – городе, основанном как русская крепость на реке Терек. Семья эмигранта Ивана Багратиона по дворянским меркам жила скромно, владея небольшим имением. Как только Петру исполнилось 13 лет, его мать (в моей версии, наполовину грузинка, наполовину персиянка) отвезла его в Москву к близкой родственнице, правнучке Вахтанга VI княгине Анне Александровне Голицыной. Она пользовалась большим авторитетом в высшем свете не только потому, что была правнучкой сподвижника Петра I – генералиссимуса А.Д. Меншикова. В ней счастливо сочетались красота, ум, смелость и добродетельность. При её содействии тощий паренёк, обладатель орлиного носа, был записан в гвардию сержантом Кавказского мушкетёрского полка. С этого момента его жизнь находилась под её неусыпным попечением, вплоть до кончины князя Петра. Жизненный путь защитника России завершился в усадьбе Голицыных в селе Сима (близ Юрьева-Польского) 24 сентября 1812 года от раны, полученной в сражении при Бородине, где он командовал левым крылом русской армии. Первоначально он был захоронен в Богоявленской церкви в Симе. 23 сентября 2012 года на месте этого утраченного храма воздвигнут памятник.
Пётр смолоду знал, что его поприще — военное. Благодаря мужеству, сметливости, напористости, госпоже-удаче, а также людям, с которыми его сводила судьба, он стал выдающимся полководцем и порядочным человеком. Ему повезло, что воевал он под началом А.?Суворова, став его сподвижником и любимцем.
С зимы 1797 года Пётр в чине полковника был назначен командиром 6-го егерского полка, который стал лучшим в суворовской армии. Он знал изречение своего наставника: «Гренадеры и мушкетёры рвут на штыках, а стреляют егеря». В то время егеря – передовые отряды русской армии. Авторитет и слава «князя Петра» росли стремительно. «Бог рати он», — возвеличил его боевые заслуги сенатор и поэт Гавриил Державин.
В 1799 году Багратион участвует в героическом Итальянском походе Суворова, когда русская армия с боями преодолела непроходимый перевал Сен-Готард в Альпах. «Орлы русские облетели орлов римских», — с гордостью произнесёт тогда главнокомандующий, пославший императору донесение: «Князя Багратиона как отличнейшего генерала, достойного высших степеней, наиболее других имею повергнуть в высшем благоволении».
По возвращении из похода Багратион на вершине славы, его имя у всех на устах, его жаждут принимать во всех знатных домах и аристократических салонах Петербурга и Москвы. Молва о нём гремит и в Европе. Павел решает срочно облагодетельствовать героя женитьбой на красавице Е.П. Скавронской, которая сильно старалась завладеть вниманием молодого полководца. Однако уже через два года новоиспечённая княгиня Багратион под видом лечения болезни уехала за границу. Муж был старше вдвое, не красавец, хоть и привлекателен мужской статью, но её аппетитов не оправдал. Князь Пётр жил на жалованье и придерживался традиционных устоев. Главные ценности для него — честность, скромность, верность, патриотизм. Ему претили интриги, двурушничество, измены, прелюбодеяния, непочтительность к родителям и старикам. Одним словом, кавказский кодекс чести, в основе которого — «Нагорная проповедь» с её нравственными заповедями. Князь Пётр знал, что за ним стоит древний род, который нельзя позорить…
Заграничное куртизанство Скавронской-Багратион отчасти шло на пользу России: она стала шпионкой, через альков выведывая важнейшие военные и политические секреты. В Дрездене стала любовницей князя Меттерниха, австрийского министра иностранных дел. Ради влияния на него в пользу России даже родила от него дочь, записав её на Петра. Супругов Багратионов объединяло одно качество: они оба были патриотами России.
Недовольные в Петербурге креном императора Александра к Франции после Тильзита предполагали возможным свершение очередного дворцового переворота на стороне его сестры Екатерины Павловны, мечтавшей стать императрицей. По её мнению, она имела все необходимые для этой миссии качества: бравый нрав, решительность, ум, образованность, смелость, внешнюю привлекательность и сексуальность. При этом понимала, что ей, чтобы стать Екатериной III, надо опереться на армию и на преданных людей. Лучшей кандидатурой был в её глазах бесстрашный и героический Пётр Багратион. Ей предлагали руку императоры: австрийский Франц и французский Наполеон, но они в её планы не входили. Дарья Ливен (урождённая Бенкендорф), жена российского посла в Лондоне и глава русской резидентуры в Европе, позже отмечала: «Она была очень властолюбива и отличалась огромным самомнением. Мне никогда не приходилось встречать женщины, которая бы до такой степени была одержима потребностью двигаться, действовать, играть роль и затмевать других».
Начался её бурный роман с Петром, который был обескуражен наступательностью сестры императора. Если Скавронская очаровывала всех своей миниатюрностью, нежностью обращения, умением благоговейно взирать в глаза собеседнику, то Екатерина Романова брала натиском, умением действовать без проволочек. В ней бурлила нереализованная избыточная энергия. Воспитание бабки Екатерины Великой составляла суть её натуры. Перед лавиноподобным натиском красавицы Екатерины генерал устоять не смог.
Немногие посвящённые в сложный амурный пасьянс советовали князю Петру не горячиться в такой пикантной ситуации, не идти на поводу у нетерпеливо деятельной Е. П. Романовой. Петр напомнил ей при встрече, что он давал клятву верно служить царю и Отечеству, а посему ни в каких дворцовых акциях принимать участие не намерен. Правители всегда боялись и боятся отважных маршалов и генералов, пользующихся уважением и авторитетом. В 1809 г. влюблённых разлучили, срочно отправив Петра на шведскую войну, а Катиш выдали за Георга Ольденбурского.
26 августа 1812 года в сражении при Бородине Пётр Иванович Багратион осколком ядра получил ранение в левую ногу, раздробление берцовой кости. Его немедленно отвезли в госпиталь, но всех надлежащих мер не приняли: менее чем через месяц он скончался от гангрены в имении своей родственницы Анны Голициной во Владимирской губернии.
И уже на следующий день Екатерина вне себя от беспокойства пишет брату-царю, чтобы он, ради Бога, нашёл её письма!!! Оригинал на французском языке: «Багратион умер вчера ночью; вестник видел его смерть, и один из его адъютантов сказал, что он отошёл в мир иной, итак, это правда. Вы помните о моих отношениях с ним и то, что я вам сообщила о том, что у него в руках остались документы, которые могли бы жестоко меня скомпрометировать, если бы попали к посторонним. Он клялся мне 100 раз, что уничтожил их, но я знаю его характер, и это позволяет мне сомневаться в истинности его слов. Мне бесконечно важно (и вам тоже, смею заметить), чтобы эти акты остались неизвестными. Прошу вас: прикажите наложить печать на эти бумаги и передать их вам, и позвольте мне их посмотреть, чтобы отобрать те из них, что принадлежат мне. Они должны быть или у князя Салагова, который, я уверена, был их хранителем, не знающим, что ему было доверено, в прошлых кампаниях, или у него самого (Багратиона). Если вы найдёте, что это нельзя сделать таким образом или что есть какой-то другой способ их забрать, сделайте это и немедленно, дело не терпит отлагательств; ради бога, пусть никто не узнает об этом, это может меня ужасно скомпрометировать. Простите, мой дорогой друг, что в такой момент я вам докучаю с такой несерьёзной просьбой...». Эту сильную обеспокоенность уже замужней женщины можно понять, она не хотела, чтобы содержание её писем, в недавнем прошлом любовницы Петра, стали достоянием судачащих, дошли до мужа и за рубеж.
Долгое время в России не было памятников прославленному герою. Наконец, открыли сразу два: в Москве на Кутузовском проспекте и в Санкт-Петербурге на ул. Марата.
Полагала бы справедливой акцию, подобную прославлению в 2001 году адмирала Фёдора Ушакова: необходимо канонизировать Русской православной церковью П. И. Багратиона за его ратные подвиги во славу России. Ему всегда поручались самые трудные участки фронта. В том, что Наполеону не удалось разгромить русские силы на границе, большая заслуга Багратиона. Вполне закономерно, что сам Бонапарт считал его лучшим из русских полководцев.
Своим образом жизни в походе и на войне Багратион напоминал А.?Суворова — он спал всегда одетым не более трёх-четырёх часов в сутки, был неприхотлив в пище и жилье. Он хорошо разбирался в характере и особенностях современных ему войн, быстро ориентировался в боевой обстановке, принимал смелые решения и без колебаний проводил их в жизнь. Выдающийся талант полководца неоднократно отмечал М.И. Кутузов, поручая Багратиону проведение самых опасных военных операций, которые тот блестяще выполнял. Багратион был одним из инициаторов и организаторов партизанского движения в Отечественной войне 1812 года.
Инициаторами патриотической акции могут стать Министерство обороны России, музей П. Багратиона в Кизляре, Бородинский музей, Общество русско-грузинской дружбы. Его подвиги во славу России заслуживают причисления П. Багратиона к лику святых. В предложенной акции будут сопряжены интересы воинства, церкви и школы.
Если в начале своей службы в Русской армии он считал себя грузином, россиянином, то в конце карьеры – русским.

Тамара ДАДИАНОВА, ст. научный сотрудник Ярославского высшего военного училища ПВО,
доктор философских наук.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.