Осмысление столетия 1917–2017

Похоже, и в год столетия двух революций не происходит должного осмысления событий, резко изменивших нашу историю. Надо полагать, что пока не будет проделана эта культурная и историческая работа, мы будем ходить по кругу, в чертог теней возвращаясь.
Какие потери и приобретения сопровождали наше государство на протяжении этого столетия?
Писатель Юрий Лощиц в своей книге «Русская притча – сербский сказ» размышляет: «У России за последние три века накопился достаточный опыт переворотов. Как правило, они осуществлялись самым малым числом людей, которым нечего было терять, и потому они почти всегда действовали успешно. А это? Очень уж странный переворот. Как если бы однажды утром Брут со своими приятелями постучал в ворота виллы Юлия Цезаря и сказал бы: «Послушай, Юлий, ты знаешь, что мы тебя страшно любим, хотим и дальше тебе верно служить и вовсе не намерены набрасываться на тебя с ножами в сенате, но умоляем: посиди-ка ты несколько дней под домашним арестом».

Это о начале 1990-х. А не о 1917-м ли?
Нижеследующий опрос – это попытка людьми, здесь и сейчас трудящимися на благо русской культуры, осмыслить произошедшее с нашим государством.
Дворцов Василий Владимирович, писатель, член правления Союза писателей России, президент Всероссийских литературных фестивалей-конкурсов, руководитель семинаров молодых писателей:
— А что есть «государство»? Системное соединение институтов политического планирования, бюрократического управления и хозяйственной координации, военной и полицейской защиты, законопроизводства и суда, культурного воспитания и социального обеспечения? Если так, то Российское государство выстояло в двух мировых войнах и одной гражданской, прошло через два переворота с растратой территорий, пережило апофеоз абсолютного права на подавление личности вкупе с мировым господством и обрушение в третьеразрядность с полной экономической зависимостью. И все перемены и переломы сопровождались страшными человеческими жертвами – Менделеев рассчитывал, что Россия войдёт в XXI век с 500 миллионами населения…. Но кому роптать? И, главное, на кого?
Государство – оно механизм, машина, а вот если общество, если народ столетие живёт вне религиозных императивов: цареубийство, первая в мире легализация абортов, поощрение отцепредательства…. Когда «нравственность выводится из интересов классовой борьбы»…. А ещё вспомнить, что к 1917 году количество сектантов и православных в России оказалось сопоставимо плюс чуть ли не половина архиереев соблазнилась обновленчеством….
От того и вычищаемся. И выздоравливаем новомучениками. Слава Богу за всё.
Минаков Cтанислав Александрович, писатель, лауреат многих литературных премий:
— В 1917-м, который ещё Лермонтов за столетие до страшных событий предсказал как «настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт», а поближе к событию футурист Хлебников предвидел в своих раскладах как «Некто 1917», произошла вселенская катастрофа, крушение трёхвековой формы Российской империи, народ наш окончательно впал в помрачение известно какой природы – практически во всех слоях русского социума. В следующем же году был совершён жуткий необратимый акт: убиение Помазанника Божия и всей августейшей семьи. Можно прямо сказать: враг совершил ритуальное жертвоприношение, а Царственные Страстотерпцы своей личной Голгофой обозначили всеобщую русскую Голгофу. Это стало экзистенциальным «оформлением» катастрофы, которую А.И. Деникин назовёт «Второй русской смутой» и которая повлечёт за собой страшнейшие последствия: многомиллионное братоубийство, рассеяние народа, противоестественные формы удержания российских пространств большевиками (читай созданием, на штыках, формата СССР, воистину заложившего потенциальную основу для самораспада через семь десятилетий). Следствием этого в известном смысле стало и Божие попущение Великой Отечественной войны, о которой старец произнёс трудновместимые слова: «Слава Богу, что эта война была!»
Когда говорят «о приобретениях советского периода», называя индустриализацию-модернизацию в порыве «догнать и перегнать Америку», всеобщую грамотность, выход в космос и иное, то хочется вопросить, адресуясь не столь вовне, сколь к себе самому: а какой ценой это было достигнуто и что было бы без катаклизмов? Эксперты свидетельствуют о весьма высоком промышленном уровне России в 1913?г., о движении к реформированию и ускорению (при всех известных нам нестроениях). Следует задуматься, а какова могла быть по численности населения и территории наша империя сегодня, если бы не кровавые и духовные потрясения ХХ в., каково было бы качество этого населения, какой меры благоденствия и внутреннего благоустроения достигло бы русское общество? А что до социального государства (а не социализма), то весьма социальным государством может быть и монархия – как, например, Норвегия или Швеция.
Следует констатировать, к общей печали и трезвению, что русский катастрофический раскол продолжается и сегодня, он не преодолён, и последствия его могут быть весьма плачевными, как и столетие назад.
Румянцев Вячеслав Борисович, главный редактор портала «Хронос. Всемирная история в Интернете»:
— Сто лет назад большевики, пришедшие к власти исключительно благодаря разрушению Российской империи усилиями «детей февраля» – людьми синтетических убеждений, которые поддерживались всеми ресурсами Запада (в первую очередь интеллектуальным ресурсом Лондонского Сити и лично послом Бьюкененом), чуть ли не с первых своих шагов по закреплению власти… эти «безродные большевики» приступили к ослаблению русской нации. Институты русской нации злонамеренно уничтожались, их носители убивались бессудно (сколько же членов так называемых черносотенных организаций в ту пору бесследно сгинуло! 37-й год в сравнение не идёт…). Территорию России эти транснациональные террористы разрезали на куски, в которых принялись «укоренять» какой-нибудь местечковый (как правило, мелкобуржуазный) клан – «украинский», «белорусский», «татарский», «башкирский» и т. д. Русская нация за сто минувших лет была отброшена в своём развитии. До сих пор не восстановлено ни одного института русской нации. Функции этих институтов исполняются лишь в малой части и имитационно – отчасти РПЦ, но, в основном, имитируются спецслужбами, «пасущими» записных «русских националистов».
Утрата в большой мере национальной самобытности и целостности сопровождалась, конечно, некоторыми «приращениями». Оседлав марксизм как новейшую технологию манипулирования сознанием масс во всём мире, большевики-коммунисты ленинско-троцкистско-сталинской версий первым делом отмобилизовали все наличные ресурсы России на новую мировую войну, послужившую источником фантастических доходов для транснациональных, преимущественно американских, корпораций. Они даже не пожалели «бесплатной» помощи вооружениям и материалами – лишь бы «отжать» людские ресурсы нашей страны по полной программе. Тогда же России даже разрешили развивать науки и тяжёлую промышленность – в основном, разумеется, военного профиля. России дозволили освоить ядерную бомбу и самые передовые средства доставки – ракетоносители. Вписанная в «двухпартийную» мировую систему «Вашингтон – Москва», Россия-СССР была подчинена ложной цели поддержки паритета с самой богатой страной мира. Все достижения России этого периода, включая космос, были подчинены одной этой ложной цели – имитации «двухпартийности» в глобальном масштабе. Богатства же и рычаги глобального управления всё это время оставались в одних руках. Что полностью проявилось в «перестройке» и разрушении нашей страны в 90-е годы XX века. Практически все так называемые достижения – от орбитальной станции «Мир» до собственной национальной валюты и промышленности – были добровольно сданы… в пункт приёма глобального вторсырья.
Степанов Анатолий Дмитриевич, историк, публицист, главный редактор интернет-портала «Русская народная линия»:
— За последние 100 лет наше государство приобрело силу, властность и подлинную великодержавность. Именно слабость власти, нерешительность министров и чиновников привели в 1917 году к победе революции. Это случилось во многом из-за того, что во время террора 1905–1907 годов было физически уничтожено значительное число решительных и монархически настроенных генералов и сановников. К 1917 году в элите уже преобладали утратившие монархическое чувство толстовцы-непротивленцы, спасовавшие перед революцией, предавшие своего государя.
Восстановленное после кровавой междоусобицы Гражданской войны государство было свободно от непротивленчества элиты, но и без сомнений и жалости шло на крайние меры в отношении народа.
В ХХ веке наше государство в виде СССР достигло наивысшего могущества за всю нашу историю, став одной из двух супердержав. Но в это же время государство утратило милосердие, милость к подданным. ХХ век в нашей истории – время наибольшего ожесточения в обществе, время массовых репрессий государства против своего народа.
Думаю, важнейшая задача современного государства – доказать, что эти два качества – великодержавность и милосердие к народу, или как принято теперь говорить, народосбережение, соединимы. Что одно не противоречит другому. Что власть может быть сильной и твёрдой, проявляя при этом истинную заботу о народе.
Шарипов Александр Михайлович, член Исполнительного комитета Сербско-Российского общества им. Ивана Ильина (СРОКИ), кандидат исторических наук, член Союза писателей России:
— Кто любит Россию, её многовековую культуру, нередко определяет прошлый век страны и нации как век утрат, как катастрофу дважды – в 1917 и 1991 годах страна и нация губила себя в неразумном саморазрушении. Но момент катастрофы надо отнести к более ранней дате – к моменту развязывания братоубийственной межхристианской войны европейских народов в 1914 году. Следствием Первой мировой войны стала гибель европейских христианских монархических империй – Российской, Австро-Венгерской, Германской, позже и Сербской; итогом – прекращение глобального доминирования христианской цивилизации. Это – главная утрата для любого христианина, видящего своё личное, национальное и мировое бытие как осмысленный путь к духовному преображению и вечному спасению. К тому же в ставшей советской России были утрачены свобода слова и свобода веры.
И всё же русская жизнь в XX веке продолжалась, и она не была бессмысленной, как не была бессмысленной жизнь язычников в ветхозаветные времена. Именно в советскую эпоху миру было явлено величайшее стояние в христовой вере перед лицом смерти: пролитая безбожниками жертвенная кровь новомучеников российских – великое обретение на пути укрепления церкви, для осознания современными христианами веры как фундамента жизни.
Реальность жизни заставляла советских руководителей отступать от самых безумных идей марксистского морока и идти на компромиссы: постепенно восстанавливались нравственные нормы, уважение к квалифицированному труду, к культуре, семья вновь была провозглашена непреходящей общественной ценностью. А в 1960–1970 годы было построено социальное государство – с отсутствием нищеты и безработицы, с защитой детства и старости, с развитой системой медицинского обслуживания и победой над эпидемиями, с правовой защищённостью населения и мизерной по сравнению с нынешним днём преступностью, с прекрасной системой среднего и высшего образования... К этому добавим, что до сего дня страна живёт на фундаменте научного потенциала тех времён; напомним и о плеяде выдающихся творцов культуры – И.?Глазунов, С. Бондарчук, Н.?Рубцов, М. Шолохов и сотни других имён мирового уровня, о стремлении большинства народа к культурному саморазвитию и образованию... Кто-то опять огрызнётся по поводу весьма скромного по сравнению с Европой и миром Запада в целом уровня достатка советского общества, на что ответствуем: до сегодняшнего дня половина населения земного шара и мечтать не может о высоте уровня жизни, соответствующей социальному государству эпохи «застоя» (как и половина населения современной России). А ещё – было чувство общенародной солидарности. Всё это – наши обретения, и они так бездарно утеряны... Но опыт построения социального государства и солидарного общества лёг в копилку национальной памяти, и, будем надеяться, не напрасно.
На рубеже 1980–1990-х годов мы обретали свободу мысли, слова, совести.
И уже второе поколение растёт в условиях этих свобод, но, чтобы не утерять их, в памяти должен храниться опыт утрат в двадцатом веке таких, казалось бы, естественных явлений, как свобода исповедания своей веры, своего мнения. При всей несправедливости современного общества ныне обретена весьма важная для скоропостижно живущего на земле человека возможность – свободно осмысливать своё место в мироздании, нелицемерно предстоять пред Богом для обретения Вечности.
И позвольте уж напомнить тем, кто ответственен за общенациональное бытие: божественная гармония не может быть усечённой, она – в единстве истины веры, красоты культуры и добра социальной справедливости. Так что в повестке дня государственных мужей и творцов культуры актуальна задача новых обретений: солидарного общества социальной справедливости и культуры высоких образцов. А иначе ни о какой вере и душевном спасении отдельных персон и речи быть не может.
* * *
Известный литературный критик Валентин Яковлевич Курбатов в своей книге «Бегущая строка» вместе со своими современниками разгадывает загадки России, тоскует по «целостному» времени Российской империи, СССР. Эмигрант Ю. Мамлеев, о котором упоминается в книге, считает время СССР «необходимым духовным составляющим» «Вечной России». Думаю, что тут с ними и Иван Бунин, и Михаил Шолохов – в одном «ополчении». И все они верят: «Россия даже при нашем общем предательстве сама ещё предпримет попытку воскреснуть, потому что общее-то предательство, общее, но всё сидит где-то праведник и держит генетику и небесную задачу. И Господь на нём, единственном, всё начинает сначала, потому что тоже «поставил на Россию», определил ей задачу, от которой ей не увернуться».

Подготовила Ирина УШАКОВА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.