Судьба полководца

В канун очередной годовщины Мая 45-го мы вспоминаем тех защитников Отечества, кто своим мужеством и доблестью принёс неувядаемую славу победным знамёнам советских полков. Страна, её новые поколения нуждаются в героях и идеалах. Без этого не дадут должной отдачи сегодняшние усилия Президента РФ В. Путина, министра обороны С. Шойгу, вице-премьера Д. Рогозина и их единомышленников, направленные на укрепление обороноспособности страны, её оборонного комплекса и вооружённых сил. Россия должна всегда видеть перед своим мысленным взором примеры беззаветного служения Родине, которые даёт нам наша история, день минувший и день сегодняшний.
Вчисле истинных сынов Отечества с полным основанием можно назвать генерала армии Ивана Моисеевича Третьяка, Героя Советского Союза и Социалистического Труда. Его биография показалась бы современному молодому человеку нереальной, фантастической. Как личность он навечно остаётся для живущих идеальным примером выполнения воинского, гражданского и отцовского долга. Образцом для солдат, офицеров и генералов России, Беларуси, Украины и других республик бывшего СССР. Это тот легендарный образ мужества и высокого служения Родине, который ищут нынешние руководители, депутаты и высокие общественники в России.

Иван Третьяк родился на Украине в селе Малая Поповка Хорольского района Полтавской области накануне Дня Красной армии 20 февраля 1923 года, что стало особым знаком его военной биографии. Когда он оканчивал семилетку, на Халхин-Голе началась военная кампания. Юноша написал письмо лично Клименту Ворошилову с просьбой разрешить ему до исполнения призывного возраста поступить в военное училище. Вскоре был получен ответ, в котором маршал написал: «Разрешить в порядке исключения». Так в 16 лет студент-первокурсник Полтавского сельхозтехникума стал курсантом Астраханского стрелково-пулемётное училища, которое он окончил как раз к началу Великой Отечественной войны, получив в командование взвод курсантов. По рассказам Ивана Моисеевича, командиром взвода он был только в воинском эшелоне по пути на фронт. Во время разгрузки под бомбёжкой погиб командир роты, и Иван был назначен на его место. Так в 18 лет началась боевая жизнь лейтенанта Третьяка.
Войну Иван Моисеевич закончил подполковником, командиром полка в возрасте 22 лет. Все четыре года он был на фронте, трижды был ранен, контужен. Но не только выжил в жестокой «карьере войны», всякий раз досрочно возвращаясь в строй после лечения, но и сражался, добиваясь успехов. Это был командир-легенда. По рассказам фронтовых командиров и друзей, он обладал изумительной храбростью и волей, высокой ответственностью и профессионализмом. Его фронтовой командир дивизии генерал А.Т. Стученко впоследствии вспоминал: «Любили мы Третьяка за его безумную храбрость, за то, что он охотно шёл на любое задание, каким бы трудным оно ни было. Казалось, скажи ему: «Третьяк, приволоки Гитлера!», и он наверняка ответил бы «Слушаюсь!» и пошёл выполнять команду. Таким он был и в бою».
Особо гвардии майор Третьяк отличился при форсировании реки Великой и при освобождении города Опочка Псковской области.
В июле 1944 года батальон под командованием Ивана Третьяка завязал неравный бой с превосходящими силами противника. Батальон уничтожил до двухсот гитлеровских солдат и офицеров, шесть орудий, двенадцать станковых пулемётов, захватил пятьдесят пленных и четыре пушки. Чуть позже в результате этого боя был разгромлен штаб 42-го пехотного полка 19-й латышской дивизии СС и захвачено её знамя.
Продолжая преследование отступающего противника, батальон под командованием гвардии майора Третьяка вышел к городу Опочка, где находились сильно укреплённые немецкие инженерные сооружения, противотанковые рвы и траншеи. Батальон зашёл в тыл противника и неожиданно с ходу атаковал его. Таким был стиль этого командира. При этом были уничтожены две колонны подкрепления врага. Под сильным артиллерийским огнем противника и бомбежкой с воздуха батальон первым форсировал реку Великую. Личным примером командир батальона увлекал бойцов: делай как я! В результате успешного форсирования реки Великой советскими войсками город Опочка был полностью освобожден от гитлеровских оккупантов.
По деловым и личностным качествам в августе 1944 года Иван Моисеевич Третьяк был назначен командиром гвардейского стрелкового полка 29-й гвардейской стрелковой дивизии, а в 1945 году ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Позже генерал Третьяк был удостоен звания «Почётный гражданин города Опочка».
После войны Иван Моисеевич командовал воинскими частями, соединениями, объединениями и военными округами Советской армии. В 33 года он стал генералом, а в 36 отважный командир закончил Академию Генерального штаба с золотой медалью.
После этого он получает новое назначение — начальником штаба 18-й армии в Группу советских войск в Германии. А автор этих строк, тогда юный лейтенант, был назначен к нему адьютантом. Надо же было такому случиться, что в те дни автомобиль с Третьяком попал в аварию возле Вюнсдорфа! Узнав об этом происшествии, я опрометью помчался в госпиталь к генералу. Он лежал в палате в кровоподтёках, порезанный осколками стекла, одни глаза блестели. Рассказал, что произошло. Потом спросил: «Ну, а что говорят у нас?». «Да вот, товарищ генерал, — я замялся, сомневаясь, стоит ли всё выкладывать. — Интересуются у нас, какая у вас рука. Кто вам помогает? Ведь вот в 36 лет вы генерал, начальник штаба армии. А у нас в таких годах ещё взводные ходят…».
— Вот моя рука, — Третьяк показал на висевший рядом китель с «Золотой Звездой» Героя. – Войну я закончил Героем Советского Союза, командиром полка в 22 года. Больше никаких рук у меня не было».
Знания его о всевозможных тонкостях армейской жизни просто изумляли. В казарме, бывало, начнёт выспрашивать: «На какой высоте должен висеть термометр?». Дневальный, потом командир роты мнутся, отнекиваются, не знают, что отвечать. Дошла очередь до старшины роты, который должен вроде бы всё знать. «Метр пятьдесят», — отвечает тот. «Метр пятьдесят откула – от гвоздика или от конца градусника?» — продолжает упорствовать генерал Третьяк. Тут уже все сдались. – «От ртутной отметки, — отвечал за них ветеран. В знании всех мелочей уставного быта ему не было равных! Тогда матрасы набивались соломой. «Каков должен быт вес набитого матраса? – любопытствует Третьяк. И сам же отвечает: «7 килограммов. А подушки?». Оказывается, два кило.
Прославленный военачальник, он в течение 17 лет командовал Белорусским (1967—1976) и Дальневосточным (1976—1984) военными округами. Инфраструктура Вооружённых сил Республики Беларусь во многом создавалась в советское время под его командованием. 29 октября 1976 года генерал-полковнику Третьяку И.М. присвоено воинское звание генерал армии. 16 февраля 1982 года за умелое руководство войсками Дальневосточного военного округа указом Президиума Верховного Совета СССР генералу армии Третьяку Ивану Моисеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему также было присвоено звание Почётного гражданина города Хабаровска.
В 1984 году он стал главнокомандующим войсками Дальнего Востока. В 1986 году генерал армии Третьяк назначен заместителем министра обороны СССР — главным инспектором Министерства обороны СССР. С июня 1987 года И.М. Третьяк — главнокомандующий войсками ПВО — заместитель ми­нистра обороны СССР, заместитель главнокомандующего Объединенными вооруженными силами — командующий войсками ПВО стран Варшавского договора. С августа 1991 года — в отставке.
Генерал армии Третьяк был одним из тех, кто открыл обществу «страшную партийно-государственную тайну»: корейский авиалайнер «Боинг-747», сбитый в сентябре 1983 года над Сахалином, был штатным самолётом-разведчиком США, подменившим собой пассажирский самолёт рейса 007 Анкоридж — Сеул. Более 20 лет советских военных обвиняли в гибели 269 человек, когда на самом деле на борту сбитого самолета находились 29 специалистов военной разведки и боевой экипаж. Об этом с самого начала знали советские руководители и американцы. Ложь, предъявленная миру по согласованию сторон, очерняла СССР и его Вооружённые силы. Ради чего?
Иван Моисеевич Третьяк пользовался большим авторитетом среди военных и руководителей регионов и никогда не боялся принимать самостоятельные и ответственные решения. Может быть, поэтому, являясь признанным первым кандидатом на пост министра обороны СССР, он им не стал. Он был представителем истинной элиты государства по своим делам, а не по рождению и номенклатурной должности. Такие люди обустраивали и укрепляли страну, в то время как другие разрушали, причисляя себя самозванно к элите.
Когда в мае 1987 года сняли маршала Соколова после истории с немцем М. Рустом, приземлившимся на Красной площади, все гадали, кто же станет следующим министром обороны. Называли человек 7–8, но никогда среди них не значился Язов. Я спрашивал у Ивана Моисеевича: «Товарищ генерал, ну, ведь по всем раскладам вас нужно назначать министром».
— Нет, — отвечал он, помолчав. – Меня не назначат из-за моей фамилии.
— Но ведь был же Гречко министром?
— Гречко украинец из Краснодара, а я с Украины.
За службу Отечеству Иван Моисеевич награжден четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 2-й и 3-й степеней, орденом России «За заслуги перед Отечеством» 4-й сте­пени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст Героя установлен в городе Хорол Полтавской области Украины. В 1977 году он написал книгу «Храбрые сердца однополчан».
Иван Моисеевич воспитал двух сыновей, достойных отца. Старший сын Станислав Иванович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой Минского медицинского института. Младший сын Владимир Иванович — инженер-радиофизик.
3 мая будет девять лет, как ушёл из жизни этот отважный человек. Вечная память Воину и Гражданину!

Герман КИРИЛЕНКО, генерал-майор, доктор военных наук, профессор кафедры стратегии Академии ГШ, в 1959—1960 гг. адъютант генерала И.М. Третьяка

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.