Кто отстоял Владивосток

19 марта — День Подводных сил России

К 110-летию Русско-японской войны и Подводных сил России
Не секрет, что, начиная войну с Россией внезапным нападением на Тихоокеанский флот, стоящий на рейде Порт-Артура, Япония преследовала далеко идущие цели, в частности: после разгрома русской армии в районе Ляояна (август 1904), планировался захват острова Сахалин, а в дальнейшем Маньчжурии, Уссурийского и Приморского краёв. Естественно, при таких целях нападение на Владивосток было неизбежным, а между тем оно не состоялось. Почему?
На этот вопрос историки дают различные ответы, но мало кто пытается анализировать вопрос, увязывая его с нахождением в Приморье русских подводных лодок, пускай ещё не совершенных, но уже тогда представлявших угрозу флоту неприятеля…

В 1889 году в чине капитана 2 ранга Вильгельм Карлович Витгефт был направлен в длительную  командировку за рубеж для изучения подводного флота и минного оружия. В 1900 году контр-адмирал Витгефт обратился с докладной запиской к командующему морскими силами Тихого океана. Он писал, что хотя подлодки ещё не удовлетворительны в боевом отношении, они уже являются оружием, оказывающим сильное нравственное влияние на противника. Витгефт просил в порядке опыта установить на старых лодках Джевецкого с педальным приводом постройки 1881 г. торпедные аппараты и прислать их на Дальний Восток. Причём доставку осуществить на пароходе Доброфлота с обязательным заходом в Японию, так, чтобы лодки были замечены японцами. В конце 1900 г. пароход «Дагмар» доставил лодки в Артур. Расчёт адмирала оправдался, когда в апреле 1904 года у Порт-Артура на минах подорвались броненосцы «Ясима» и «Хацусе», а японцы посчитали, что их атаковали субмарины, и вся японская эскадра долго и яростно стреляла в воду…
Ещё до начала войны в Порт-Артуре пытались создать подводные силы, но не получилось. Идея не умерла, и 1 января 1905 года приказом командира Владивостокского порта из лодок был сформирован «отдельный отряд миноносцев», входивший во Владивостокский отряд крейсеров. Начальником отряда стал командир «Касатки» лейтенант Плотто. В отряд вошло 8 субмарин, которые в июне–июле 1905 года, закончив практическую подготовку личного состава, начали нести дозорную службу у островов Русского и Аскольд, оставаясь там целыми сутками (так начинались автономные плавания подводных лодок, которые сегодня исчисляются месяцами. – В.К.). По мере накопления опыта и тренировок личного состава лодки выходили и в отдалённые районы.
История подлодок, входящих в отряд: «Дельфин», «Кета», «Щука» и другие, столь примечательна, что достойна отдельного написания, а возможно, и интересных книг. Подводные лодки России проявили себя в русско-японскую войну 1904—1905 года с положительной стороны, особенно в обороне Владивостока. К концу войны во Владивостоке находилось 13 подводных лодок. Они часто простаивали на ремонте. И всё-таки благодаря усилиям экипажей и командиров как минимум две лодки всегда были готовы выйти в море. Самим фактом своего существования они удержали японцев от штурма Владивостока и воспретили им плавание в Амурском заливе.
Владивостокскую подводную эпопею по праву можно назвать отправным пунктом зарождения подводной тактики действий подводных лодок. Здесь всё начиналось впервые. Но, как всегда, всё это было оценено за рубежом, а не в родном Отечестве. Неправильно оценив уроки войны с Японией, Россия оказалась к 1914 году с подводным флотом, имеющим очень малую боевую мощь, хотя и была единственной страной, имевшей боевой опыт использования подводных лодок. К сожалению, книг о плаваниях и боевых делах первых русских подводников очень мало, и задача нынешнего поколения русских писателей восполнить этот пробел. Без прошлого – нет настоящего.

Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке,
ветеран-подводник.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.