Примирение непримиримых

Памятник генералу Корнилову22 февраля исполнилось 90 лет исторической дате, не избалованной юбилейными отчётами, праздничными мероприятиями и хвалебными публикациями. 90-летие дня, проклятого поколениями советских историков и пропагандистов, и в то же время – дня, чтимого до сих пор и незабвенного для нескольких поколений русских людей в России и за рубежом. Это – начало знаменитого «Ледяного», Первого Кубанского генерала Корнилова похода.

История пишется победителями. И неудивительно, что о жизни и борьбе четырех тысяч храбрецов, пошедших за Корниловым в ледяные степи почти на верную гибель, мы знаем сегодня так мало правды. Кем они были? За что сражались и умирали? По этому поводу существуют совершенно противоположные суждения.

«Наёмники помещиков и капиталистов, каратели трудового народа» — одна из самых известных версий тех событий, в последнее время несколько потеряла свою популярность.

Вместо неё всё громче раздаются голоса тех, кто утверждает, что белогвардейцы отстаивали европейский выбор России, демократические и либеральные ценности, что и определило их поражение в то время, когда большая часть якобы дикой страны «стихийно» встала на сторону «азиатских орд большевиков».

Совсем иной точки зрения придерживались всегда правые деятели русской эмиграции, настаивая на духовном характере гражданской войны: «Белая идея есть идея религиозная. Это есть идея борьбы за дело Божие на земле…».

Итак, на чьей же стороне истина? И можно ли здесь вообще вынести, наконец, объективный исторический приговор? Кажется, это тем более необходимо сделать сейчас, когда в российском обществе всё настойчивее звучит призыв к гражданскому примирению, не достигнутому и поныне.

Но если мы хотим действительно найти правдивый ответ, не зависящий от политической конъюнктуры и личных пристрастий, то нам придется прежде спросить себя: что послужило началом Белой борьбы, кто был её сердцем и движущей силой, без кого сама эта борьба не только не продлилась бы так долго, но, может быть, и вовсе не началась?

В истории Белого движения прослеживаются три этапа, объединённых общим ходом событий, но вместе с тем совершенно различных по своему внутреннему содержанию.  Ледяной поход был подвигом молодых – 5/6 всех участников была моложе 35 лет! Поход юнкеров, гимназистов и подпоручиков. Что заставило этих юношей и девушек, а то и вовсе детей, покинуть семьи и отправиться за генералом Корниловым в ледяную мглу? Очевидно, у них имелась веская причина. Когда вокруг рушилось, кровянилось и смешивалось с грязью всё, чем жили деды, чему учили родители, чему молились пращуры, только один голос звучал твёрдо и непреклонно – голос Корнилова, позвавшего за собой всех «у кого бьётся в груди русское сердце, всех – кто верит в Бога…». Здесь не было политической программы, но был призыв к действию и к жертве. Жертве за гибнущую Родину.

Этот призыв был услышан и выполнен до конца. В Первом походе погибли большинство его участников вместе со своим вождём. А потом… Потом пришли новые генералы и атаманы, и началась политика. Поиск союзников, компромиссы, борьба партий и внутрипартийных групп. Численность Белых армий возросла в десятки раз. Появились денежные средства, новое обмундирование и вооружение. Но даже беглого знакомства с мемуарами участников войны достаточно, чтобы увидеть колоссальное противоречие между основной массой «рядовых» белых и их политическими вождями, существовавшее на протяжении всего периода военных действий. Примечательны в этом смысле отрывки из воспоминаний белых офицеров: «Среди нас не было ни одного человека, который относился бы дружелюбно к нашему правительству, утешались тем, что эти министры, собранные по настоянию англичан, будут немедленно разогнаны, как только мы дойдём до Петрограда… Фронт был явно монархичен, и можно с уверенностью сказать, что, если бы кто-либо из министров рискнул прибыть во фронтовые части, он немедленно отбыл бы к праотцам…».

Деятельность «антантиных сынов», как именовали своих военных и политических лидеров фронтовики, закончилась отступлением Белых армий и отставкой Деникина. Командование войсками в совершенно безнадежных обстоятельствах принял барон Врангель. Он обратился ко всей стране: «Слушайте, русские люди, за что мы боремся: за поруганную Веру и оскорбленные её Святыни. За освобождение народа…». И этот завершающий обречённый этап Белой борьбы, длившийся всего несколько месяцев, оказывается столь ярок и значим в памяти его участников, что совершенно затмевает два года «деникинщины». Даже политические противники Врангеля были вынуждены признать, что именно он и генерал Корнилов раз и навсегда становятся для сотен тысяч русских солдат, офицеров и всех эмигрантов символом Белой борьбы.

И это не случайность. И Корнилов в минуту безнадёжного начала, и Врангель в момент безнадежного конца обращались не к партиям и сословиям России, не к правым или левым, а к каждому русскому сердцу. В их понимании та война, которую историки назовут «гражданской», вовсе не была таковой. Они видели эту войну освободительной – Отечественной, по примеру войн 1612 и 1812 годов. И своих идейных противников они не считали ни согражданами, ни братьями, но «внешней враждебной силой, в борьбе с которой хороши все средства».

Искренна ли была такая позиция? В конце концов любая «декларация намерений» сама по себе не играет никакой роли – заявить можно всё, что угодно. Но в данном случае в нашем распоряжении имеется нечто большее, чем патриотическая «демагогия» белых. А именно – отношение их врагов, большевиков, к той войне. Красные вожди весьма удивились бы, услышав рассуждения некоторых современных историков и публицистов о том, что они воевали с белыми «из-за разного понимания блага своей родины». Дело в том, что у большевиков, собственно, не было Родины, о чём они совершенно четко и недвусмысленно заявляли. Россия виделась ими только как плацдарм для разжигания мировой пролетарской революции. Ради этой благородной общечеловеческой цели они были готовы уничтожить и страну, и народ, её населяющий, и Веру, этим народом исповедуемую.

Политическая программа большевиков предполагала беспощадное истребление любых следов народной самобытности, культурного своеобразия и «религиозных предрассудков». Патриотизм был записан на счёт красных задним числом, под давлением совершенно определённых и общеизвестных условий советско-германской войны и исключительно в пропагандных целях. И это — исторический факт.

Таким образом, если заглушить, наконец, идеологический «шум», засоряющий эфир Прошлого, и строго следовать объективным научным данным, то с одной стороны фронта гражданской войны мы увидим разрушителей российской исторической и государственной традиции, а с другой стороны – её защитников. Кто из них был «хорошим», а кто «плохим» – не время и не место здесь судить. Просто следует признать, что такова данность.

Но как же тогда быть с примирением, если мы признаём, что гражданская война была не бытовым конфликтом «братьев», подравшихся сгоряча из-за наследства, а куда более серьёзным — духовным противостоянием? Ведь в этом случае примирить позиции противников невозможно, поскольку это неизбежно означало бы для каждой из сторон предательство своего мировоззрения. Согласились бы сами «красные» и «белые» на такое отступничество? Имеем ли мы, живущие сегодня, право на подобное историческое насилие?

Оптимисты, как им и положено, не отчаиваются и приводят в пример поступок генералиссимуса Ф. Франко, воздвигшего колоссальный монумент под Мадридом в память всем погибшим в испанской гражданской войне. Безусловно, этот исполинский крест способен поразить величием замысла и масштабностью его исполнения. Но именно в нём и содержится ответ на наш непростой вопрос. Испанский памятник Павшим есть символ христианской скорби, но ни в коем случае не политического компромисса.

Благородная идея примирения в России изначально была искажена невнятной формулировкой её авторов и безграмотным энтузиазмом многочисленных «ретрансляторов». В просторечии такая, с позволения сказать, «позиция» называется «и вашим, и нашим — давай спляшем!». А ещё: «всем сестрам по серьгам». Сказывается всё-таки материализм сознания победителей-большевиков.

Повторим: наша гражданская война была не социальным а духовным противостоянием, разделившим не только Россию, но весь Мир в ХХ веке пополам. Причины этой распри столь глубоки, что далеко не изжиты и сегодня. «Белое дело не нами началось, не нами и кончится. Одной силою судеб пришлось ныне поднять его знамя в России», — писал И.А. Ильин об этой назревавшей тогда трагедии планетарного масштаба.

Примирить красную и белую идеи невозможно. Возьмётся за это лишь глупец или провокатор. Но жертвы гражданской войны исчисляются миллионами! Это и павшие в боях, и замученные в застенках ЧК, и расстрелянные в крестьянских восстаниях, умершие от голода, сгибшие в концлагерях... Они не были ни красными, ни белыми, они были просто живыми людьми, попавшими в мясорубку Смуты. Единственное примирение с ними для нас возможно только с Господом, с помощью смиренной и истовой молитвы о спасении их и наших душ. И только о таком, христианском, примирении смеем и можем мы говорить, оставив Будущему разрешение главного вопроса: кто из них погиб за правое дело?…

Борис ТАРАСОВ,
кандидат исторических наук

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.