От поражения к победе
24 июня 1945 года на Красной площади состоялся Победный парад, которым И.В. Сталин ставил последнюю точку в затянувшейся кровавой войне. Виноват ли он в том, что СССР потерпел страшное поражение в самом начале, в июне—октябре 1941 года? Свою ответственность он не хотел ни с кем делить. Время всё расставит по местам!
«Если бы Сталин вообще ничего не делал, а провёл бы тот октябрьский парад 1941 года, с которого войска шли прямо в бой, а ещё бы провёл пленных немцев по Москве после разгрома фашистов в операции «Багратион», то он бы навсегда остался в истории советского народа!»…
Стоит вспомнить осень и декабрь 1941 года: информации правдивой нет, резервов нет, в столице паника, а на лицах соратничков немое ожидание – «Что будет делать Сталин?». А вот Жуков – сама уверенность! Ни один мускул не дрогнет на лице. Какая вера в неминуемую победу под Москвой! Как он оказался нужен в те роковые дни! Жуков был одним из тех генералов, которые поддержали предложение Сталина о проведении октябрьского парада 1941 года. А ведь даже некоторые члены Политбюро слишком осторожно отнеслись к предложению Сталина. Сталин всё помнил. Он ничего и никогда не забывал! Он помнил тот утренний час, когда стоял на трибуне Мавзолея, когда в снежной пелене внизу проплывали полки. Он помнил, что у него не было полной уверенности, что удастся отстоять Москву. Но решение о проведении парада было правильным.
Сталин впервые в истории в критических обстоятельствах нарушил тогда традицию властителей покидать столицу или отдавать её на сожжение. «Никто меня не упрекнёт за правильные решения, хотя и обвинят во всех грехах, не понимая обстоятельств времени!» — возможно, так думал Сталин. И был прав. Сталин Москву не покинул, но сегодня она старается забыть его!
И уже 28 октября 1941 года в присутствии командующего войсками Московского военного округа генерала Артемьева, командующего ВВС генерала Жигарева было принято решение о проведении парада на Красной площади в честь Октябрьской революции. 6 ноября состоялось торжественное собрание на станции метро «Маяковская». Здесь прозвучали пророческие слова Сталина: «Наше дело правое – победа будет за нами!». И на следующий день был проведён парад на Красной площади. Парад стал вызовом и демонстрацией презрения к врагу. Парад сплотил русский народ для борьбы с фашистской нечистью. Парадом командовал генерал П.А. Артемьев, а дирижировал оркестром В.И. Агапкин – автор марша «Прощание славянки». Часть войск для парада была снята с фронта, другая часть была подготовлена в тылу, но все они с парада отправились сразу на передовую…
Разведка Гитлера узнала о параде только в тот момент, когда началась его трансляция с Красной площади на весь мир. Окружение боялось доложить об этом Гитлеру, но он сам узнал о параде, включив приёмник. Гитлер был в ярости. А Сталин чётко понимал, что всей правды о битве за Москву никто до конца не знает. Оценки, которые станут давать впоследствии непосредственные участники тех событий и военные историки, будут противоречивы. Найдутся умники, которые станут критиковать те или иные решения, вырывая из горячки того времени непроверенные факты. Судить и рядить после тяжелейших событий легко. Но важно увидеть главное — Москву не сдали, отстояли! А ведь Европа уже хоронила СССР. Как выяснилось, рано хоронила!..
Накануне Парада Победы Сталин на торжественном обеде в Георгиевском зале произнёс здравицу в честь русского народа-победителя, дал основные указания о проведении Парада Победы. Детали были хорошо продуманы в Генеральном штабе. Сталин с ними согласился, но добавил, что надо вынести фашистские знамёна и с позором бросить к ногам победителей. Он уже решил, что командовать парадом будет Рокоссовский, а принимать парад будет Жуков.
Сталин знал, что для Победного Парада спешно шили более 10 тысяч комплектов парадного обмундирования. Обносились победители. Окопы да кровь, грязь да мазут, ползком да перебежкой. Пожалуй, и ходить по брусчатке разучились. Научатся. Сталин не сомневался. Парад Победный — не Берлинская операция по сложности, а по важности — сродни ей! На парад предлагалось вывести по 1000 человек от каждого действующего фронта, не считая командиров. Сводный полк представят все виды Вооружённых сил и родов войск с 36 боевыми знамёнами. Всего на парад предполагалось вывести 10 сводных фронтовых полков и один сводный полк ВМФ при 360 боевых знамёнах. Предложено привлечь к участию в параде военные училища и академии, а также войска Московского гарнизона. Сталин помнил все цифры. Знамя Победы, водружённое на куполе Рейхстага, следовало пронести впереди с полагающимися почестями. Всё решено! Многие награждены. Жукову, Рокоссовскому, Коневу, Малиновскому и Толбухину вручена высшая полководческая награда — орден Победы.
Утром 24 июня 1945 года в Москве шёл небольшой дождь. Красная площадь принимала Великий Парад, истории доселе неизвестный. Бьют кремлёвские куранты — 10 часов утра! Звучит команда «Смирно!». О Победном Параде в Москве узнает весь мир…
Это был последний парад в жизни Сталина. Он больше не удивлял народ, гостей из-за рубежа, москвичей. Возможно, военные парады напоминали ему те осенние дни 1941 года, когда стоял вопрос о жизни и смерти нового социалистического государства. Он знал, что Победа – главное в его деятельности на посту руководителя партии и государства. Он знал, что ему никто в будущем не простит его слабостей и ошибок.
Не знал он только одного — что, пороча его дела, последователи у власти постараются примазаться к Победе. Они станут приобщаться к Великой Победе, в которой места для Сталина не найдётся. Они даже позволят себе сидеть у Мавзолея, когда мимо пронесут Знамя Победы. А в 90-е годы даже хотели отправить это Знамя в небытие. Они же не воевали, и даже не служили. Они поедали сталинские пончики с повидлом и жрали советское эскимо, но научились ненавидеть всё сталинское, всё советское. Они пожелали быть мудрее и сильней, чем Сталин! Они будут кричать о сталинских жертвах и репрессиях, о преступлениях сталинских времён, будут утверждать, что народу нужна правда и только правда о тех временах. Но никто и никогда из них не раскроет правду о своих счетах в зарубежных банках и правду о том, как сдали Великую Державу заморским покровителям за Иудины серебреники…
Вновь с кремлёвских высот
На печальный порог
Песнь летит
Не в победном хорале –
Видит всё-таки Бог,
Не за этот итог
Мы в жестоких боях
Умирали!
…Два парада, но итог один – не было бы парада 1941 года, возможно, не состоялся бы и Победный Парад 1945 года. Однако из этих двух парадов следует один вывод — образ действия как правителя, так и простого труженика диктуют обстоятельства времени. Жестокие времена сплошь и рядом сопровождают нашу историю. Об этом нельзя никогда забывать! Нельзя в угоду интеллигентской черни, выступающей под лозунгом якобы «правды», всё русское смешивать с грязью. От этого — все последующие беды!
Те два Парада были действительно историческими. А нынешний — в честь 70-летия Победы — был призван лишь отразить их историческую сущность. Хотя шуму о нём наши СМИ подняли немало, а о тех, исторических, — ни слова. Беспамятство — тяжкий грех. Поэтому упрёком устроителям нынешних торжеств останется забвение роли Сталина и маскировка Мавзолея, к которому были брошены фашистские знамёна тогда, в памятном 1945-м. Нам своей истории стыдиться не пристало! Ведь от принижения или забвения прошлого не станешь ни мудрее, ни сильнее, ни дальновиднее, ни авторитетнее. Украина — ныне живой тому пример! Прославить тех, кто у руля власти, могут лишь их собственные дела.
Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке