30 января 2015 г. 70 лет «атаке века» Александра Маринеско
«Нет выше счастья,
чем борьба с врагами,
И нет бойцов-подводников смелей,
И нет нам твёрже почвы
под ногами,
Чем палубы подводных кораблей».
«Марш подводников»,
написанный Героем Советского Союза,
командиром подводной лодки И.И. Фисановичем
в мае 1943 года.
чем борьба с врагами,
И нет бойцов-подводников смелей,
И нет нам твёрже почвы
под ногами,
Чем палубы подводных кораблей».
«Марш подводников»,
написанный Героем Советского Союза,
командиром подводной лодки И.И. Фисановичем
в мае 1943 года.
Про Александра Ивановича Маринеско, подвиг которого долго замалчивали, вдруг посыпались публикации разного толка. В нашей стране, если герой, то он или идеальный человек без всяких пятен, или вокруг его личности появляется масса пересудов. При этом те, кто распускает слухи, забывают, что герои тоже люди и им ничто человеческое не чуждо. Это особенно ярко проявилось в личности легендарного подводника №1.
Сегодня, как благодарный знак, как символ этого признания, благодарности и глубокого уважения, памятники А.И. Маринеско установлены в ряде городов, в том числе в «самом морском из всех морских» центров Англии — Портсмуте. Между прочим Портсмут для англичан — это то же, что Севастополь или Кронштадт для России — город доблести и морской славы Отечества.
На сегодня написано про А.И.?Маринеско много — и плохого, и хорошего. Его «атаку века» 30 января 1945 г. разобрали уже «по косточкам» и изучают во всех военно-морских училищах мира. Сам Александр Иванович давно стал легендой не только среди подводников, но и простых людей.
ЛИЧНЫЙ ВРАГ ГИТЛЕРА. Александр Иванович Маринеско (1913–1963 гг.). Впервые это имя я услышал в 1954 году, приехав в Ленинград и поступив в Высшее военно-морское училище подводного плавания. К сожалению, неофициально. Услышал я о нём от дяди, капитана 1 ранга Михаила Ефимовича Прокофьева, честного политработника, во время войны бывшего комиссаром бригады морской пехоты, бравшей Пилау (Балтийск), откуда он и «заболел» Маринеско. Он стал работать над восстановлением справедливости вокруг этого имени и подвига, совершённого 30 января 1945 года. Мы, курсанты 3—4-х курсов училища, встречались и с самим Александром Ивановичем в 1957—1958 годах прошлого столетия. Это были не лучшие годы его жизни — он уже был серьёзно болен, нельзя сказать, чтобы сломлен, но жил уже в основном поддержкой друзей, которых у него было немало. Но ещё было больше врагов или недоброжелателей. Теперь я понимаю — зависть тех, кто, сидя в тылу, мечтал о звании Героя, не выходя из кабинета, к тем, кто совершал действительно геройские дела на войне и был более талантлив во всех отношениях, — страшное оружие. Зависть против таких, как Александр Маринеско, Пётр Грищенко, или тот же Михаил Прокофьев, которого во время войны дважды представляли к Герою, но звания так и не дали, была основой их бытия. А сколько было таких, которые остались официально неоценёнными?! И память о них живёт только в легендах.
Имя Маринеско было не то что под запретом, но его просто замалчивали. Система — страшное понятие. Если в основе её несправедливость, то идеальный вариант — умолчать; там, где невозможно умолчать — исказить, там, где невозможно исказить — преуменьшить. Вся эта возня была и вокруг имени Маринеско и его подвига, когда вышла книга Александра Крона «Капитан дальнего плавания» с подзаголовком «Повесть о друге» (1984 г. Москва, «Советский писатель»). Были и до этого мелкие публикации об его подвиге, которые можно было замолчать или скорректировать, а тут целая книга, получившая огромный резонанс во всём Союзе. Пересказывать её не берусь. Только одну фразу из 1-й главы «Способен на подвиг» всё же процитирую:
«ЧЕГО МЫ ДОБИВАЕМСЯ» при разборе и анализе материалов и человеческих свидетельств о героической жизни и судьбе Александра Ивановича Маринеско:
1. Чтобы ярче заблистал и стал доступным для всего советского народа один из замечательных подвигов экипажа «С-13» под командованием капитана 3 ранга Маринеско. К сожалению, несмотря на истекшие 20 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, мало кто знает о той роли, которую сыграла «С-13» для ускорения морального и физического разгрома гитлеризма».
Это из записи 2—3 июня 1965 года адмирала флота Советского Союза Ивана Степановича Исакова, прославленного флотоводца и выдающегося учёного, незаурядного писателя, принявшего большое участие в судьбе Маринеско (к сожалению, больше чиновников вредили его репутации) и мечтавшего принять участие в написании повести о друге. Но, видно, не судьба.
Книга Александра Крона явилась знаменем в руках общественности, которая перешла в наступление на несправедливость. Но борьба предстояла нелёгкая. И эта борьба увенчалась успехом — в 1990 году в преддверии 45-летия Победы президент подписал указ. А вот с именем Петра Грищенко, его друга и подводного аса №2, вышла тогда осечка. Их судьбы по разным причинам очень схожи — замалчивание их подвигов со стороны всё той же системы. Но подвиг налицо, и его не вычеркнуть из истории. Не мы, а весь остальной мир назвал потопление «Вильгельма Густлова» «атакой века», а Н.Г. Кузнецов в своей книге «На флотах боевая тревога» (1971 г.) отмечает: «Потопление «Вильгельма Густлова» явилось значительным событием даже на фоне наших крупных побед в те дни». Но был ещё и большой транспорт — «Штойбен», на котором находились 3600 солдат и офицеров гитлеровского вермахта.
Потом, в годы «холодной войны», западные историки всё это преступное сборище на борту «Густлова» обзовут «мирными беженцами», но это не так.
После возвращения «С-13» на базу командир дивизиона подлодок, капитан 1 ранга А.Е. Орёл представил Александра Маринеско к званию Героя Советского Союза. Но подвиг экипажа и его командира по заслугам оценён не был. На этот счёт у командования были свои соображения — система работала чётко, и понадобилось 45 лет, чтобы восторжествовала справедливость.
Но всё это было тогда. Позже вскрывались факты, косвенно подтверждающие значимость подвига подводников «С-13» и их командира, но разные обстоятельства, как-то замалчивание подвига «С-13» и «холодная война», не позволили всесторонне проанализировать все относящиеся к подвигу материалы. К ним сегодня никто не хочет возвращаться. Я назову их так: «ЧЕГО НЕ ЗНАЛ АЛЕКСАНДР МАРИНЕСКО И О ЧЁМ УМОЛЧАЛ ГРОСС-АДМИРАЛ ДЕНИЦ».
Несколько подводных лодок 26-й серии, в которых были реализованы все научно-технические достижения немецкого судостроения, подготовили к длительной консервации. Подготовленную «морскую волчью стаю» тайно отвели в один из заливов острова Рюген (у побережья Германии, южная Балтика). Заполнив балластные цистерны водой, субмарины аккуратно положили на дно, замаскировав сверху водорослями. Только командиры этих лодок и специально подготовленные экипажи знали тайну, знали, как им действовать в час ИКС. Субмарины покоились на глубине 45 метров, вполне доступной для аквалангистов. Для каких целей предназначалась эта акция — мир не знает до сих пор. Те, кто отдавал приказы, уже ушли в мир иной, не выдав тайны, а документы, возможно, до сих пор хранятся за семью печатями. Одним словом, настоящая тайна. По крайней мере, когда я обратился с вопросом к некоторым адмиралам и генералам, занимавшим ответственные посты во время «подъёма» этих субмарин где-то на стыке 1950–1960 гг., они отвечали, что слышат об этом впервые или вовсе отмахивались от этого, как от фантазии. Но вот некоторые факты.
Спустя десять лет после окончания Великой Отечественной войны в одну из советских комендатур Восточной Германии пришёл немец средних лет совершенно непримечательной наружности и сказал, что где-то у острова Рюген затоплены подводные лодки, готовые в любой момент к боевым действиям. Сообщение показалось невероятным. Подобных заявлений относительно Янтарной комнаты тогда была тьма, а тут ещё и субмарины. К счастью, от него не отмахнулись. Искали лодки долго, нашли только в 1956 году. Внешний осмотр подтвердил, что субмарины не потоплены, а законсервированы в подводном положении. Подъём лодок был поручен 447-му отдельному дивизиону аварийно-спасательной службы Балтийского флота.
Не эту ли секретную операцию фюрера 30 января 1945 года сорвала своей атакой советская подводная лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско? Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом — высокая честь для простого подводника. Не было ли это вызвано тем, что среди погибших от торпед «С-13» были именно те потаённые экипажи двадцать шестых серий подводных лодок, так называемых «Вальтеровских»? Подготовить новые экипажи для столь серьёзной операции уже не представлялось возможным. И может быть, главный подвиг Александра Маринеско и его экипажа не в выдающихся подводных атаках, а в том, что одна из них на исходе Второй мировой войны спасла человечество от новой третьей….
Подъём лодок осуществлялся под строгим контролем КГБ. Полное оснащение немецких субмарин, их реальные боевые возможности, сколько их было поднято и какова их дальнейшая судьба, — ответы на эти вопросы, по всей видимости, находятся в архивах. Но то, что лодки этой серии были способны действовать в открытом океане, — это точно.
В том, что немцы умели не только строить подводные лодки, но и воевать на них, никто в мире не сомневается. Даже в наши дни, когда они не строят атомных подводных лодок, они сумели первыми в мире построить подводную лодку (проект 212А с топливными элементами) «U-31» с так называемым единым двигателем, способную оставаться без всплытия на поверхность более 15 суток. Но это уже другая тема, новый шаг в подводном кораблестроении.
Р.S. Прах Александра Маринеско и его коллеги героя-подводника Николая Лунина покоится рядом на одном из известных в Санкт-Петербурге кладбищ — Богословском. В Санкт-Петербурге есть улица имени Маринеско, был в 1990 году при школе на Кондратьевском проспекте создан музей его имени, ныне превращённый в Музей подводных сил России имени Александра Маринеско — первое государственное учреждение по истории подводного флота. В этом качестве функционирует с мая 1997 года.
Сюда идут люди, чтобы ознакомиться с подвигом «С-13» и почтить память её командира и его боевых товарищей России. Интерес к личности
А. Маринеско и других прославленных подводников русского флота огромен…
Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга, ветеран-подводник.
Московская обл., пос. Купавна.
капитан 1 ранга, ветеран-подводник.
Московская обл., пос. Купавна.