150 лет Елизавете Федоровне Романовой
1 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения любимой святой русских православных, великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой. Могущественнейший императорский дом Романовых, отметивший своё 400-летие, считал необходимым являть всему миру своё великолепие. Для этого, в частности, служили и дамские наряды. Все императрицы, великие княгини и княжны, фрейлины при дворе носили особый русский наряд по образцу, установленному Николаем II. Имела сарафан и жена великого князя Сергея Александровича Романова — великая княгиня Елизавета Фёдоровна, не русская по рождению, но особо почитаемая на своей новой родине, России.
В чём секрет огромной популярности этой замечательной женщины, признанной святой, рассказывает президент Государственной академии славянской культуры, созданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, профессор Изольда Константиновна Кучмаева, автор многих книг, в том числе и «Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Фёдоровны».
Будущая великая княгиня родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы. Её назвали в честь Елизаветы Тюрингской из Марбурга, особо почитаемой в Германии, — Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, по-домашнему Элли. Елизавета Тюрингская считается покровительницей Тюрингии и Гессена, а будущая великая княгиня родом из Дармштадта-Гессена. И Елизавета Фёдоровна всю жизнь подражала этой святой — символу женского милосердия, канонизированной ещё при жизни. В 1228 году Елизавета Тюрингская основала в Марбурге больницу для бедных, где она ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды госпиталя. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской великой княгиней, перешла в православие. А её сестра Александра вышла замуж за Николая Второго.
— Что повлияло на ваше решение обратиться в своём исследовании к личности великой княгини Елизаветы Фёдоровны?
— Меня потрясло то злодеяние, которое было совершено по отношению к этой совершенно необыкновенной женщине, которая всем делала одно добро. Путь жертвенности особенно обозначен в судьбе Елизаветы Фёдоровны. Она имела полную возможность после Февральской революции 1917 года уехать из России. Она могла это сделать и после Октябрьской революции. Не уехала. Оставалась в революционной Москве вместе со своими «крестными сёстрами». До мая 1918 года она неукоснительно соблюдала обязанности настоятельницы Марфо-Мариинской обители. 1 мая 1918 года в Москве, на территории Кремля, был разрушен памятный крест работы нашего великого художника В.М. Васнецова, поставленный на месте убийства её мужа великого князя Сергея Александровича. В основании креста была надпись: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». По приказу Дзержинского Елизавета Фёдоровна была арестована и отправлена на Урал. Она ехала туда с лёгкой душой и надеялась на лучшее. Её живой сбросили в шахту вместе с великими князьями. Имена убийц-исполнителей до сих пор неизвестны…
Елизавета Фёдоровна не только творила добро, но ещё обладала культурой благодарения. Она могла искренне, глубоко благодарить человека, который давал 5 или 10 тысяч рублей, и мальчика, который жертвовал 3 копейки.
— Елизавета Фёдоровна очень любила цветы — так же, как и ёе кумир Елизавета Тюрингская, которую часто изображают с розами.
— Я посетила остров «Цветочный рай» — остров Майнау в Германии, где увидела огромную плантацию лилий — бледно-розовых, бледно-лиловых! Это были двухметровые красавицы выше меня ростом. Елизавета Фёдоровна была сфотографирована много раз с лилиями. Я увидела, что душа великой княгини там присутствует...
По сути, рай предстает в виде чудесного вечноцветущего сада. А лилия христианами почиталась как символ непорочности. Её часто изображают на иконах, посвящённых божьей матери. Вот почему Елизавета Федоровна так любила лилии.
Поэт К.Р. — великий князь Константин Романов написал ей стихи:
«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна».
— Как она смогла преодолеть горе после трагической смерти мужа?
— Когда террорист Каляев взрывом бомбы убил Сергея Александровича, горю её не было предела. Но она нашла в себе силы посетить убийцу в Бутырской тюрьме и простить его, показав миру идеал христианского всепрощения. После гибели мужа Елизавета Фёдоровна заменила его на посту председателя международного благотворительного Императорского православного Палестинского общества. В его школах обучалось несколько поколений арабской интеллигенции. Создала Марфо-Мариинскую обитель, в которой ухаживала вместе с сестрами за больными. Сейчас обитель вновь живёт по уставу, созданному Елизаветой Фёдоровной. Открыт приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба.
— Расскажите о Свято-Елизаветинских чтениях.
— Я проводила их в различных местах в Петербурге, в Гатчине, в Смоленске, в Москве…
Хотелось бы отметить, что в Государственной академии славянской культуры Москвы студенты приучены к благотворительности — опекают оставшуюся одинокой блокадницу Каролину Андреевну Куляпину. Убирают её квартиру, ходят в магазин и аптеку. А ещё студенты постоянно заботятся о воспитанниках социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Ребята по вине своих родителей-алкоголиков хлебнули горя. Стоит ли удивляться, что у них плохая память, что они учатся с большим трудом. Воспитателей, к сожалению, на всех не хватает. И помощь студентов Государственной академии славянской культуры трудно переоценить. Они собирают для детей поношенные одежду и обувь, компьютеры и ксероксы. Делают своими руками ремонт, навещают воспитанников в больнице. Читают им лекции о Шопене и Бахе, пекут вместе с ними печенье, играют в специальные психологические игры для формирования высокой самооценки, инсценируют сказки, дарят свои картины. Для студентов это — педагогическая практика, для ребят — радость и надежда...
Елена Маслова.