Год в подсветке юбилеев

ПЕРВОПУТОК 2008-го

В 1862 году, поработав три года послом в Петербурге и попутешествовав по России, будущий железный канцлер Отто фон Бисмарк уверенно охарактеризовал нашу национальную особенность: «Русские долго запрягают, но быстро едут». Через 140 лет депутаты Госдумы РФ творчески развили этот остроумный вывод. Чтобы страна без помех быстро мчала по дороге очередного года, отобрали у сограждан тормозящие движение майские дачные деньки, перенеся их на Новогодье.

Порадели о воистину долгом запряганье, когда и самим запрягальщикам от власти можно неспешно оценить прелести европейских лыжных курортов. Как издревле говорилось: «Богатство с деньгами, голь с весельем». В большинстве своём так веселимся и маемся по домам зимним бездельем, что статистика отмечает в январе резкий всплеск количества заявлений о семейных разводах. Но вот, слава богу, запрягли и поехали! Мчим по первопутку 2008 года. Замелькали обочь исторические вехи. Юбилеи былых великих людей и событий.

Дорога 2008-го приметна наперёд не только президентскими выборами, но и тем, что исполняется 1020 лет официального крещения Руси при князе Владимире Святославиче. Это, конечно, не столь ошеломляюще громкая дата, как 1000-летие, которое в сопряжении с Днями славянской письменности праздновалось в моём родном Великом Новгороде и в котором мне посчастливилось участвовать, но всё же юбилей духовно значительный. И потому его можно уподобить исторической смотровой площадке, с которой ясно видны славные деяния наших предков.

Дорога наступившего года лежит в подсветке такого множества исторических юбилеев, что, последовательно обращаясь к ним на тесном пространстве статьи, рискуешь свести её всего-то лишь к перечислениям. И я решил, что уместно заглянуть лишь в восьмые годы начала хотя бы трёх-четырёх столетий. Ограничиться несколькими штрихами беспредельного исторического полотна, которые попадают под юбилейный свет в 2008 году.

 

В КАЧЕСТВЕ ОТСТУПЛЕНИЯ

История России настолько богата и многозначна, что многие события, приведшие к гигантским последствиям, мы порою почитаем за малозначительные и в забывчивости своей не даём себе труда исторически их оценить. В поисках примера несколько отвлекусь от заявленной мною выборочной хронологии. Ровно 450 лет назад Иван Грозный пожаловал купцу Григорию Строганову безлюдные земли на уральской реке Чусовой. Частное событие и, кажется, лишённое большого исторического содержания. Но царёва щедрость несла в себе важный государственный умысел. С этого, 1558 года началось промышленное освоение Урала, а потом и покорение самой Сибири. Предшественник Кучума сибирский хан Едигер признавал себя вассалом царя Иоанна IV. Был убит. В жилах хана Кучума играла кровь Шейбанидской ветви Чингизидов, а в мыслях — уверенность, что Сибирь для Москвы — это далеко, зато Ливонская война — рядом. Он убил русского посла и прекратил выплату дани. Вогулы и остяки (ханты и манси) по-прежнему признавали над собой власть царя Ивана. За такое постоянство Кучум наказал их истребительными набегами. В 1573 году сын сибирского хана царевич Маметкул, приведя войско на Строгановские земли, начал войну не со Строгановыми, а фактически с Россией. Хотя сама она в войну не встревала, но грозно стояла за спиной Строгановых, нанимавших, правда, казачьи охранные отряды на собственные средства. Но в 1574 году была получена царская грамота, дозволявшая распространение строгановских промыслов за Уральские горы — в Сибирь. Вот тут и начинается история легендарного Ермака Тимофеевича со товарищи, которая 1 сентября 1581 года развернулась в военную экспедицию с целью «воевать Сибирского салтана».

 

ЗА ТОЛЩЕЙ ПОЛУТЫСЯЧИ ЛЕТ

Известно, что история всех народов по большей части — история войн. А здесь никаких приметных сражений (сознательно говорю только о русской истории). Как раз наоборот. Третий год Россией правит Василий III Иоаннович, и именно в 1508 году он заключил мир со Швецией — извечным соперником Москвы. Этот договор, к слову, получится довольно-таки крепким: будет подтверждаться в 1513 и 1524 годах. По тем временам такие мирные сроки — редкость.

Но и в этом году произошло событие вроде бы исторически малозаметное, но важнейшее для современников и всей истории государства Российского. После падения в 1453 году под натиском турок древнего центра православного мира столицы Византии Константинополя в народном сознании этот центр переместился в Москву. Москва стала третьим Римом и в сознании европейцев, когда великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Древний византийский двуглавый орёл вполне естественным образом перелетел в Московский Кремль, который в конце XV века подвергся грандиозной перестройке. По-нынешнему говоря, в свете новых задач. В 1508 году итальянским архитектором Алевизом Новым было завершено возведение усыпальницы русских царей Архангельского собора, а архитектором Бон Фрязиным — колокольни Ивана Великого. Ансамбль Соборной площади Кремля, достойный новой роли Москвы, был завершён! В таком событии 1508 года можно усмотреть не только исторический, но и мессианский смысл.

 

ТРИСТА ЛЕТ НАЗАД

Самый урожайный на заметные и запечатлённые в истории события из всех её восьмых годов двадцати столетий — это, конечно же, 1708 год. При Петре I Россия не знала и пары спокойных недель. При бесконечных войнах и реформах не до стабильности. И нынешний год Пётр Великий одарил сразу несколькими приметными 300-летиями. Прежде всего это юбилей битвы у Лесной. Почему-то победное значение её недооценивается. Даже в отечественной литературе с лёгкой пушкинской руки гром пушек Полтавского сражения в 1709 году заглушил орудийные залпы и шумную ярость атак этой битвы. А ведь она положила начало окончательному разгрому войск Карла XII на полтавских холмах.

К восьмому году Северной войны русские войска взяли Дерпт, Нарву, вцепились в берега Финского залива; уже пять лет минуло от закладки Санкт-Петербурга. И тем не менее именно в 1708 году речь шла не о каких-то там очередных этапах военной кампании, а о самой независимости России. Чтобы понять значение этой победы, надо вспомнить и оценить обстановку, в которой она свершилась. Соратники России по «Северному союзу» Дания и Саксония не могли противостоять шведам по своей слабости и несогласованности действий. В самой России вызревали один за другим крестьянские бунты. Последний день жизни Кондратия Булавина (7 июля 1708 года застрелился в Черкасске в атаманском доме, обложенном верными правительству казаками) не стал последним днём затеянного им казацкого восстания. Пожар был погашен, но в разорённых землях множество очагов его не тлело, а продолжало пылать, раздуваемое сподвижниками Булавина. На Дону верховодил смутой Никита Голый, на Волге — Игнатий Некрасов, Беспалый, Павлов и другие. Карл XII, организуя вторжение в Россию, рассчитывал не только на внутриполитические осложнения в ней, но ещё и на переговоры с гетманом Мазепой, тайно готовившим переход на сторону шведов. И всё же для знающего характер русского человека нет ничего удивительного в том, что на линии обороны от шведского нашествия война приобретала характер борьбы за национальную независимость.

В июне 1708 года шведская армия форсировала реку Березину. Русская армия отступила за Днепр и сосредоточилась в укреплённом лагере. Карл XII посчитал это большим успехом и хорошим знаком. Не стал ожидать прибытия корпуса Левенгаупта, шедшего на соединение с главной армией из Риги и отягощённого большим транспортом продовольствия и боеприпасов. В августе двинул своё войско из Могилёва на Смоленск. Но получил от ворот поворот: остановленный русской армией повернул на Украину. История установила: для того, чтобы взять Смоленск и пройти от него до Москвы, мало быть даже Наполеоном, надо, чтобы во вторжении участвовала вся Европа. В конце сентября шведы остановились недалеко от Стародуба (нынче Брянская область) и здесь всё же вынуждены были ждать корпус Левенгаупта, чтобы возобновить поход на восток. Но дождались только его потрёпанных остатков. Без столь необходимого для армии обоза: 7 тысяч повозок с боеприпасами и продовольствием. Половина шведского корпуса полегла недалеко от Могилёва под деревней Лесная. Сражение случилось 28 сентября 1708 года. Командовал русскими войсками сам Пётр. И назвал победу под Лесной «первой солдатской пробой» и «матерью Полтавской баталии». Это сражение требует просторного изложения и ярких красок. Поэтому, я думаю, вернуться к нему в его 300-летний юбилей.

В своём завершении наступивший год даст повод и для того, чтобы «пошла гулять губерния». 18 декабря исполнится 300 лет указу Петра I об образовании губерний. До этого государство подразделялось на разностатусные административно-территориальные единицы: прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды. По царскому указу территория Российского государства была разделена на 8 огромных губерний: Московскую, Ингерманландскую (в 1710 году переименована в Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Около двух третей всей территории государства занимала Сибирская губерния. А наиболее населённой была, понятное дело, Московская. А где губерния, там и губернатор. Между прочим в переводе с латинского — правитель. Так что 18 декабря у российских губернаторов юбилей их статуса.

 И для нас, писателей, журналистов и просто читателей, вездесущий Пётр I в наступившем году тоже праздник уготовил. В 1708 году вместо архаичного уже в его время кирилловского печатного полуустава ввёл гражданский шрифт — первоисточник современного русского шрифта.

 

ОПЯТЬ ЭТИ ШВЕДЫ

Прошло 100 лет, и в 1808 году опять разразилась Русско-шведская война, называют её еще Финляндской. Она возникла из омута дипломатических интриг и временных союзов государств. В 1807 году на знаменитом Тильзитском свидании между Александром I и Наполеоном одним из секретных условий договоренности было и такое: Франция предоставляла России право отобрать Финляндию у Швеции. Величие Швеции давно уже осталось позади. Финляндия с тогдашним её редким населением и бедностью была России просто не нужна. Но прежде всего Александр I спешил обезопасить Петербург в случае крупных военных конфликтов империй, когда противник может использовать Финляндию как плацдарм для нападения. К тому же в условиях войны с Англией России необходим был контроль над Финским и Ботническим заливами. В этой войне Швеция выступила в союзе с Англией, Россия — с Данией. Формальным поводом послужили несоблюдение Швецией и её союзниками договоров 1780 и 1800-х годов и отказ шведского короля Густава IV Адольфа примкнуть к союзу Франции и России. В феврале 1808 года русские войска выдвинулись в Финляндию. Одним из ярких боевых эпизодов войны стал беспримерный переход русских войск по льду Ботнического залива к шведскому берегу. Но было это уже в 1809 году — в год победы. В результате Фридрихсгамского мирного договора Россия упрочила своё положение в Прибалтике, было создано Великое Княжество Финляндское со своей конституцией, но в качестве составной части Российской империи.

А ведь этой войны могло и не быть. Во время Северной войны на финляндском фронте действия русских войск — сплошные победы. В 1714 году вся Финляндия была в руках русских. Остаётся только подивиться недальновидности Петра Великого, который по Ништадтскому миру 1721 года мог получить Финляндию как провинцию России, а удовольствовался только Ингерманландией, Кексгольмским округом и Выборгом.

 

ТИШИНА 1908-го

Наверное, стоит заглянуть и в восьмой год прошлого столетия. 1908 год ничем в нашей истории не прославился. Всё впереди. Не считать же историческими событиями то, что английский король Эдуард VII 9 июня посетил Россию и в Ревеле встретился с Николаем II, а 9 ноября российский министр иностранных дел Извольский посетил Лондон. И среди этого мира и благополучия страшным и даже дьявольским символом видится так называемый Тунгусский метеорит, в июне взорвавшийся над сибирской тайгой и поваливший 2000 квадратных метров леса.

В завершение обращаюсь к совсем уж далёкому прошлому. Тысячу лет назад, в 1008 году, германский миссионер Бруно из Кверфурта посетил Киев. Он вёл путевые записки. Это первые известные нам впечатления европейца от посещения Руси. Познакомившись с киевским князем Владимиром, Бруно отметил, что он ведёт себя как «senior среди великих своими богатствами и размерами своих владений». Senior тогда понималось в первичном значении — старший. А старший — это ведь не обязательно по возрасту. По уму, по умению руководить людьми людям же на пользу. Это я уже о нынешнем годе. О предстоящих выборах президента.

 

Владимир ТОПОРОВ. 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.