на Бородинском поле
Вопрос о том, кто оказался сильнее в Бородинском сражении, остается открытым. И если тактически Наполеон вроде бы выиграл, то морально наша армия, несомненно, оказалась выше, дух французов был сломлен, и восстановить его уже не удалось. По воспоминаниям одного из наполеоновских офицеров, после Бородина веселость собратьев по оружию исчезла, они погрузились в мрачное молчание и ходили, словно в воду опущенные. «Много доблести и мало успеха», — скажет позже Бонапарт о главной битве 1812 года, а Александр I заявит о ней как о победе, определившей исход войны. Военные историки и исследователи написали на тему 16 часового боя неподъемные тома трактатов, и пристальный анализ малейших его нюансов с энтузиазмом продолжается по сей день.
Себя не уважаем –
их любим?
К тем великим, решившим судьбу любимого Отечества мгновениям и впрямь тянет обратиться, никакая «датская» суета ничуть их не умаляет. Хочется понять, что происходило тогда в Европе и мире, каким образом удалось русскому государству поломать гениальные наполеоновские планы. Почему, невзирая на сожженную Москву и крупные потери, мы совсем не возненавидели напавших без предупреждения французов, а питали и питаем к ним глубокую симпатию. Едва ли ни больше самих французов носимся с Наполеоном и практически ничего не знаем об императоре Александре. Хотя и во Франции, где свою историю уважают, Бонапарт по популярности идет вторым после де Голля. Его личность связывают с революцией, прогрессивными преобразованиями, Гражданским кодексом, госсоветом, префектурами и организацией лицеев.
Впрочем, думать и извлекать уроки из прошлого мы не большие охотники. Зато удивить Европу, по-прежнему не прочь. Стартовавший 12 августа с Поклонной горы конный поход «Москва — Париж. 1812—2012», явно на то рассчитан. Всадники-усачи в форме с лампасами, брички-двуколки — мол, знай наших! Живописная кавалькада на чистокровных донских рысаках повторяет знаменитый маршрут частей атамана Матвея Платова. С той разницей, что теперь на протяжении этих 4 тысяч километров нет выстрелов и засад, все красочно и мажорно, с костюмированными показами, радушными встречами местных жителей, песнями и плясками ансамбля Александрова и Кубанского казачьего хора и лихой джигитовкой лучших мастеров Кремлевской школы верховой езды.
С широким размахом
Конное путешествие – малая толика впечатляющих юбилейных торжеств. Праздник не рядовой, а важный для исторического и общественного самосознания. Госпрограмму подготовительных мероприятий утвердили ещё в ноябре 2009 года. Из федерального бюджета было выделено 2,5 миллиарда рублей. Плюс из бюджетов Москвы, Калужской, Смоленской, Московской областей свыше 270 миллионов рублей, и суммы поменьше от муниципальных образований. Как рапортовали чиновники, на эти деньги проведены солидные реставрационные работы, в том числе документов в хранилищах и архивах, воссозданы разрушенные в советское время монументы и скульптурные памятники. Рядом с Кремлем 4 сентября открылся новый музей, посвященный событиям 1812 года. Как говорят устроители, экспозиция из собрания Исторического музея и частных коллекций строилась с упором не на «квасной патриотизм», а на познавательный интерес и обещает быть захватывающе любопытной. Достаточно упомянуть такие вещественные раритеты эпохи, как Библия Александра I и походная кровать Наполеона.
Выпущено множество роскошных альбомов и книг. Готовятся к выходу в свет тематические сборники архивных документов, литографий, гравюр, акварелей, писем участников войны 1812 года. В Санкт-Петербургском Монетном дворе отлиты копии памятных медалей, выпущенных при Николае I.
Сделана попытка осмыслить события Отечественной войны и средствами современного кино. Скоро покажут художественный фильм «Василиса Кожина» и несколько тематических телевизионных лент.
А вот что действительно обещает быть любопытным, так это масштабный художественно-игровой кинопроект «Гроза двенадцатого года. От Немана до Вены 1812—1815». География фильма велика – от Смоленска до Лондона и о. Св. Елены. Литературной основой послужили дневники, письма и реляции главных действующих лиц того времени.
Все флаги в гости
Дата активно отмечается не только в России. Летом во Франции в Национальном музее ордена почетного легиона были выставлены раритеты, доставленные из России: орден Андрея Первозванного, врученный Бонапарту Александром I в 1807 году после заключения Тильзитского мира, а также треуголка, сюртук, зубной несессер и другие его личные вещи, хранящиеся в ГИМе. Говорят, что Франция подписала специальные бумаги, гарантирующие «неприкосновенность» экспонатов в случае претензий наполеоновских наследников. В эти дни экспозиция перекочевала к нам, и ее можно увидеть в Москве.
Французский духовой оркестр изъявил желание исполнить на Бородинском поле увертюру Петра Чайковского «1812 год» с хором, колоколами и пушечными залпами в финале. Наш Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева 9 сентября в БЗК к 200-летию Бородинской битвы даст благотворительный концерт, средства от которого пойдут в помощь православной службе «Милосердие». В программе героическая музыка Бетховена, Чайковского Прокофьева. Наверняка придут ее послушать и высокие гости, приглашенные МИДом из Франции, Германии, Польши, Украины и других стран. Почетных делегаций прибыло немало, тут и представители династии Романовых, послы, министры культуры, историки, слависты, музейщики, сотрудники Лувра, который создавался, как известно, под непосредственным наблюдением Бонапарта и не без его стараний собрал столь мощную коллекцию. Лучшие мировые артефакты, добытые в его завоевательных операциях, стекались именно сюда. Символично, что когда в рамках Года Франции в России на выставку «Наполеон и Лувр» к нам доставили из Парижа трехметровую свинцовую статую императора, она не прошла в дверь ГИМ и одиноко простояла в ящике, ожидая отправки назад.
Скрытному полководцу
Мы же Светлейшего князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова по случаю юбилея отлили в еще более солидный рост. В поселке Красная Пахра Подольского района на месте ставки, где осенью 1812 года он обдумывал боевые задачи, 1 сентября на народные средства была установлена 6-метровая бронзовая скульптура работы Александра Рожникова. «Маститый страж страны державной» изображен в полевой форме, с Георгиевским крестом и подзорной трубой в руке. Вид решительный, хотя Кутузова больше считали скрытным. Его замысел относительно Бородина по сей день так до конца и не разгадан – есть разные версии, по которым можно лишь строить предположения. Очевидно одно — фельдмаршал оказался хитрее и прозорливее всех. Не зря в России много монументов в его честь. Перед музеем-панорамой «Бородинская битва» над группой героев 1812 года красуется конная статуя Кутузова, исполненная Николаем Томским. Первый же памятник «смирителю врагов» России появился в 1837 году в Санкт-Петербурге перед Казанским собором, где он погребен в склепе у западной стены. Конкурс на скульптуру был долгим, все предлагаемые эскизы отвергались, и, наконец, крепостной Борис Орловский, удовлетворил высочайший вкус – идея памятника исходила от императора. Здесь же увековечен и генерал–фельдмаршал Барклай-де-Толли, под командованием которого наши войска вошли в Париж и которого, между прочим, Маркс и Энгельс назвали «лучшим генералом Александра, непритязательным, настойчивым и полным здравого смысла».
В Новосибирске будет открыт памятник прославленному фельдмаршалу у Дома офицеров. А на Псковщине, близ села Алексеевское у храма Николая Чудотворца, установили каменную мемориальную доску в память о приятном событии в жизни Михаила Кутузова. Здесь он обвенчался с Екатериной Бибиковой, родившей ему пятерых дочерей. Церковь сейчас в руинах, но место памятное, и выступившие с такой благой инициативой Псковская федерация парашютного спорта и местные досаафовцы привлекли к нему внимание. Молодцы!
На ратном поле
было сумрачно
Бородино одно из первых ратных полей в Европе. К 25-летию победы над Наполеоном здесь по указу Николая I из дерева был построен Путевой дворец, в 1942-м сильно пострадавший от немцев. Теперь царский дворец с пристройками по старинным чертежам восстановлен в кирпиче. Можно увидеть и бюст Александра II, дважды посетившего поле боевой славы.
Самые впечатляющие и масштабные представления были запланированы здесь. Затрачено на это свыше 36 миллионов рублей. Буквально за две недели до торжеств просочились слухи, что праздник под угрозой срыва. Но, по заверениям устроителей, слухи оказались ложными. Конкурс на организацию массовой акции выиграла фирма «Эскполайф». Впрочем, конкурса как такового не было: второй участник — ДОСААФ, предложивший более выгодные финансовые условия, с дистанции сошел быстро — по причине неправильно оформленной (не прошитой в один том) заявки на тендер.
Сто лет назад в Бородино проходили торжества в высочайшем присутствии, правда, с гораздо меньшим количеством людей. Сейчас ожидалось до 300 тысяч человек, которым надо было обеспечить комфортное пребывание, а дождливо-промозглая погода тому не способствовала. К тому же нужно было позаботиться об охране Президента РФ, который пожаловал на батарею Раевского на вертолете. Вручил свидетельства о присвоении званий городов воинской славы Можайску и Малоярославцу и совершил прогулку по музею. Второй высокий гость Жискар д’Эстен, (правивший Францией в 1973—1981 гг.) обошел строй войск под марш Консульской гвардии, возложил цветы и поклонился памятнику «Мертвым великой армии» на командном пункте Наполеона возле деревни Шевардино. Церемониал завершился проходом войск под звуки «Марсельезы», кого-то это неприятно царапнуло. Но вспомним, что 600-тысячная французская армия понесла ощутимые потери, и еще не все воины, которые полегли в России, захоронены. В 1975-м Жискар д’Эстен здесь уже бывал, и сейчас с интересом взирал на реконструкцию батальных сцен. Это блистательно делали члены (свыше 3 тыс. человек) военно-исторических клубов – российских и зарубежных. Из Франции приехало около 700 реконструкторов, а еще из других европейских стран, Канады, США. Их энтузиазм и преданность делу вызывали восхищение. Жили в палатках, в суровых спартанских условиях. Репетиции начались 29 августа. Сами изготовили снаряжение и обмундирование.
Происходящее на плац-театре и стало самым ярким и запоминающимся событием торжеств. Представлялось, как двести лет назад дымилось и бурлило от крови и стонов Бородинское поле, как оно было выжжено и завалено грудами солдатских тел и трупами лошадей…
Битва при Бородино имеет статус одной из самых жестоких в истории войн. Посчитали, что в среднем в час здесь полегло до 2500 воинов. Захоронения длились потом до мая 1813 года. Крестьяне, нанятые в похоронные бригады, получали в день по 2 чарки водки и 50 копеек – немалые по тем временам деньги.
Археологические раскопки на поле продолжаются, но незаконная застройка поля идет. Судебные споры вокруг нее не утихают уже не первое десятилетие. В данный момент по факту незаконного строительства ведется около 80 дел. Вот такой штрих к юбилейному столу…
На 25 декабря намечен торжественный вечер с концертом в Большом театре. В этот день по старому стилю вышел Манифест Александра I о том, что войска Наполеона покинули Россию. Так что в праздновании ни в Москве, ни в Париже точка не поставлена.