Гибель эскадры

  Когда президент Академии водного транспорта прошедшим летом даёт «добро» на то, чтобы 30-летие вуза отметить конференцией «Языковая политика в эпоху глобализации» — для Министерства транспорта это, конечно же, ярчайший симптом, что господин президент перетрудился и ему давно пора на заслуженный отдых. Ну, допустим, ты в кораблях и водном транспорте в целом ни черта не понимаешь и не стремишься понимать. Но если доктор юридических наук, автор «методического» пособия «Беззаконие, возведённое в закон», бывший директор издательства «Юридическая литература», неспособен справиться со старичком — капитаном дальнего плавания и специалистом по безопасности мореплавания, то грош ему цена. И никакие лингвистические конференции уже не помогут.

Потратив целую пятилетку на судебные тяжбы с 80-летним капитаном-наставником Юрием Свирским, упорно бомбардировавшим руководство страны подробностями разворовывания учебного флота (и проиграв один за другим все суды, разбиравшие иски академии к Свирскому о «защите чести, достоинства и деловой репутации»!), президент академии г-н С. Чибиряев просто вынудил руководителей министерства подыскать ему работенку полегче.
  Ведь сколько труда Минтранс положил на то, чтобы не допустить превращения отчёта Счётной палаты о проверке Академии водного транспорта в серию громких уголовных дел! А господин президент плодил одно за другим судебные решения, где признаётся обоснованность всего того, что Свирский писал президенту страны и прокурорам различного ранга.
  «В академии нет специалистов с морским и педагогическим образованием», «В академии упразднена морская практика студентов», «Судно «Иван Кулибин» (плавучий учебный институт) разграблено и уже несколько лет брошено без присмотра. В таком же состоянии и учебно-производственная плавучая мастерская, ржавеющая возле берега на Москве-реке, и учебный корпус на Большой Ордынке, 23, перепрофилированный в гостиницу. А денег, получаемых от 92 арендаторов когда-то учебных помещений, «не хватает» для «ремонта кораблей» да и «весь учебный флот базируется у чужих берегов, а вуз с 1999 года не нашёл возможности хотя бы спроектировать причал на выделенном земельном участке на Судостроительной улице».
  Все эти утверждения из многочисленных писем капитана Свирского академия требовала признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию.
  Но один за другим суды Москвы (и общегражданские и арбитражные!) вынуждены были признать, что капитан Свирский вовсе не записной склочник, а бескорыстный борец, заботящийся об интересах государства больше, чем молодые чиновники, получающие немалые зарплаты от этого самого государства.
  И сколько ни звони судье, ни напрягай знакомства для проталкивания «нужного» решения – ни один заангажированный судья не может пренебречь отчётом Счётной палаты РФ о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Московской государственной академии водного транспорта.
  А сей впечатляющих размеров документ имеет не только историческую ценность. Например, речные теплоходы «Одиссея» и «В. С. Удачин» напряжённо трудятся в составе «Московского банкетного флота». Кто хоть раз совершал летом водную прогулку, не мог не заметить кораблей с подвыпившими компаниями на борту и сооружениями для жарки шашлыков на корме. На этих учебных судах без согласования с собственником проведена реконструкция верхних и нижних палуб: ликвидированы пассажирские места, установлены барные стойки. Инспекторы Счётной палаты обнаружили множество приказов о проведении на «банкетных теплоходах» производственных практик. По данным судовых журналов, в 2004–2007 годах на учебные цели было потрачено всего 229,2 часа, тогда как на коммерческие – 2495,2. «Банкетный флот» обращался с теплоходами как вздумается, и на сумму произведённых «улучшений» (обоснованность которых никогда не проверялась!) уменьшал арендные платежи. Академия оплачивала закупку горючего и даже не контролировала, сколько реально истратили банкетчики. Работники вуза не обременяли себя составлением топливных отчётов, как и замерами ГСМ перед выходом в коммерческий рейс и по возвращении из него.
  Абсолютно невыгодной была и сдача в аренду сухогруза «Омский-143» офшорной компании Navigator Plus Ltd (USA, Delaware). Достаточно вспомнить, как далека Москва-река от штата Делавер, и сделка покажется аферой. Говорят, сухогруз не был нужен никому, кроме «добрых дядей» из Америки. Стоимость его аренды взяли с потолка, без заключения специалистов-оценщиков. Также обошлись без актов приёма-передачи судового оборудования, документации, запасных частей. В результате нещадной эксплуатации сухогруза полученной арендной платы хватило лишь на возмещение 38 % стоимости капитального ремонта.
  Подобным же образом офшорной компании Cathay consultants Ltd передали теплоход «Иван Кулибин». На судне произошла авария левого главного двигателя. Расследуяю её причины, комиссия сделала выводы о серьёзнейших нарушениях норм эксплуатации. Однако узнать, проводился ли ремонт, невозможно – нет судового журнала. «Куда-то делся!» – разводят руками «академики», вроде бы и не подозревающие, что грубо нарушили статью 25 Кодекса торгового мореплавания.
  Теплоход «Учебный-1» 15 лет назад был сдан в аренду мытищинскому филиалу ассоциации «Космонавтика человечеству» на 25 лет. Впоследствии судно передали в субаренду на 45 лет АОЗТ «Тегмос». Там теплоход переименовали и оформили в собственность.
  В подчинении ректора академии находились семь проректоров, из которых один командовал учебным флотом, а другой – юридическим факультетом. Но подкованные заместители не предостерегли шефа от разбазаривания имущества и от назначения самому себе оклада в 163,3 тыс. руб. (при среднемесячной зарплате сотрудников 11 900).
  Генеральный директор «Московского банкетного флота» Кирилл Евдокимов (один из тех, кто проиграл Свирскому судебные тяжбы!) подтвердил, что возглавлял компанию до назначения проректором – начальником флота Академии водного транспорта, откуда ушёл в декабре 2007-го, вернувшись на прежнее место работы. В том, что он «за смешные деньги» сдавал учебные суда в аренду своей родной фирме, Евдокимов не видит ничего предосудительного. Не простаивать же кораблям, если производственные практики длятся жалкие две недели!
  И вот на недавнем «Дне открытых дверей» выступил новый руководитель академии, сообщил, что он, полковник милиции, прислан «навести порядок». Судя по тому, что остановлена распродажа ещё не разворованных кораблей – порядок действительно начали наводить.
  70-летнего «заслуженного» работника Прокуратуры СССР Станислава Чибиряева, защитившего докторскую диссертацию по теме «Современное буржуазное государство и молодёжь», с «капитанского мостика» академии убрали. Своим почтенным возрастом и «заслугами перед Родиной» он прикрыл, как щитом, фокусы вороватой молодёжи.
  Как говорится, «приплыли»! Оставлять всё, как есть, значило сделать абсолютно невозможной подготовку профессионалов-судоводителей.
  «Упрямством» старого капитана разворошено одно из «рыночных гнёзд». Новому ректору и Департаменту морского и речного транспорта Минтранса необходимо принимать срочные меры. И решать: нужен ли учебный флот России, будет ли он при академии или нужно сконцентрировать оставшееся от более чем 100 учебных судов могучей морской державы СССР в специализированных региональных центрах? А пока необходимо срочно произвести профессиональную инвентаризацию, оценку состояния плавсредств, выработать план дальнейших действий и предварительную смету.
  Время не ждёт.
 

Фёдор УШАКОВ.

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.