На первой полосе этого номера – фото обелиска павшим в Великую Отечественную войну из деревни Свистуха Дмитровского района Московской области. Деревня с немного озорным, лукавым названием небольшая, сейчас в ней дворов 40—50, в которых, наверное, половина жителей — дачники-москвичи.
Тысячи таких незатейливых обелисков с железными красными звёздочками наверху размётаны по просторам России, Украины, Белоруссии. Тысячи деревень, которые до сих пор не восстановили довоенную численность населения. И, судя по нынешним приметам, не восстановят теперь никогда, ибо по большей части и самих деревень уже нет…
\
Сельчане покрасили стоящий на околице обелиск, открытый когда-то давно к очередному Дню Победы, подновили фотографии погибших героев, вычистили и подмели площадку вокруг, всё чин по чину. 9 Мая сюда соберутся и стар и млад, чтобы почтить память земляков, не вернувшихся с полей гибельных сражений.
Отсюда, от Свистухи, всего километр с небольшим до яхромского участка канала имени Москвы, который немцам удалось форсировать в последние дни ноября 1941 года, на исходе выдыхавшегося немецкого наступления в битве под Москвой. Пробыли немцы на левом берегу канала всего сутки – на большее у хвалёной немецкой армии, победоносно прошагавшей пол-Европы, пару не хватило. Командовал частями 20-й армии, занимавшей тогда здешние позиции к северу от Москвы, генерал Власов, отмеченный за московское сражение орденом Ленина, специальным приказом Верховного Главнокомандующего и повышением в генеральском звании. Герой, ставший предателем, — одно это напоминает о том, как долго и как тяжело нам ещё пришлось воевать.
Здесь ещё недавно можно было видеть траншеи, остатки блиндажей, пулемётных гнёзд, орудийных позиций — шрамы великой и тяжкой войны.
И ещё вот о чём. Не хочется говорить об этом в светлый и печальный День Победы, да приходится. Отчего сегодня в европейских странах с пеной у рта доказывают «родство» двух тоталитарных систем и двух диктаторов, советского и германского? Отчего пытаются всячески принизить значение великого и бессмертного подвига нашего народа, наголову разгромившего лучшую армию мира в тяжелейшей из войн? Есть много объяснений, но напрашивается ещё одно. Там, в Европах, испытывают угрызения совести при воспоминаниях о лёгкой, почти мгновенной сдаче немцам своих городов и стран, позорной капитуляции своих армий и правительств и последующем раболепном пособничестве нацизму. Подлость и трусость свою ненавидят, стыдятся их, оттого и стараются смешать нас с грязью: мол, все хороши, все одним миром мазаны. Нет, не все. Вы сдались и работали на Гитлера — кормили его солдат, ковали оружие для его армий, а нередко и шагали в одних боевых колоннах с завоевателями. А Советский Союз, оказавшись в 41-м на грани поражения, с чудовищным, беспримерным напряжением всех сил нации не только выстоял, но смог переломить ход войны, разгромить 70 процентов отборных немецких дивизий и водрузить красное знамя над рейхстагом в победном мае 45-го.
Память о миллионах павших, в том числе и тех десятках солдат, которые не вернулись с войны в свою деревню Свистуха, не даёт нам права примириться с поношением святой и слишком тяжко доставшейся Победы отцов и дедов.
9 Мая на Красной площади пройдёт парад в честь 65-й годовщины победоносного окончания Великой Отечественной войны. Нельзя было не заметить, как во время репетиций парада останавливались на улицах москвичи, устремляя взоры в небо, где с грохотом и рёвом проносились в сторону Красной площади мощные стальные птицы, какой гордостью и волнением полнились их сердца. Молодые, для которых война – глубокая, почти неразличимая в дали времён история, спешно снимали это внушительное зрелище на свои мобильники. Значит, генная память народа хранит подвиг пращуров, значит, не всё ещё потеряно для страны, которая способна чтить своих героев.
С обелиска в Свистухе смотрят на нас лица простых русских людей с простыми русскими фамилиями — отцы и сыновья, братья. Взгляд их суров и требователен, он словно вопрошает: не подвели ли вы нас, неизвестные нам потомки? Не забыли, что мы отдали самое дорогое, что было у нас, – свои жизни, чтобы вы могли радоваться солнечному небу над головой?
Мы помним. Мы гордимся вами. Мы вечно благодарны вам.