К 210-летию со дня рождения Алексея Степановича Хомякова
Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном.
А.С. Хомяков.
Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном.
А.С. Хомяков.
В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя Алексея Степановича Хомякова. Он родился 1 (14) мая 1804 года на Большой Ордынке в приходе церкви во имя Георгия на Всполье в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков, и стал известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильства. Член-корреспондент Петербургской АН c 1856 г. В молодости был на военной службе, с 1829 г. в отставке.
Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов, идеолог православия, русской общины и соборности, философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист, блестящий оратор, полемист и художник-иконописец, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры. Ориентация на восточную патристику (учение о «соборности» и др.) сочеталось у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и т.д.
А.С. Хомяков изобрёл дальнобойное ружье и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением и гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны.
Знакомство и общение Пушкина с Хомяковым относится ко времени возвращения поэта из ссылки в Москву.
Встречи Хомякова и Пушкина часты. Хомяков присутствовал на чтении Пушкиным «Бориса Годунова» у Веневитиновых, и там же на следующий день по просьбе Пушкина читал свою трагедию «Ермак». На обеде по случаю организации журнала «Московский вестник», который Хомяков устроил у себя (ныне Петровка, д.3), присутствовали Пушкин, Ф.С. Хомяков, Е.А. Баратынский, А. Мицкевич и другие лица. В конце 1826 г. Пушкин внес Хомякова в список предполагаемых участников «Московского вестника».
Встречались Пушкин и Хомяков и в Петербурге в литературных кругах, в салоне Карамзиной например.
Последние встречи Пушкина и Хомякова относятся ко времени приезда Пушкина в Москву в мае 1836 г. Хомяков значится в сделанном Пушкиным списке знакомых, с которыми он встречался в этот приезд. 6 мая этого же года Пушкин писал жене о предстоящей женитьбе Хомякова на Е.М. Языковой, а 11 мая — об обеде с Хомяковыми у М.Ф. Орлова. О других встречах Пушкина и Хомякова сообщала Е.М. Языкова в письмах к Н.М. Языкову.
Пушкин положительно отзывался о «прекрасных» лирических стихотворениях Хомякова в письме к Языкову от 18 ноября 1831 г. и в предисловии к «Путешествию в Арзрум».
В письмах к Языкову Хомяков высказывал сожаление о преждевременной смерти «бедного» Пушкина. «Я чуть не плачу, вспоминая о нем», — писал он жене 1 февраля 1837 г.
К семье Хомяковых был очень близок Н.В. Гоголь. Он даже стал крёстным отцом их сына.
Будучи председателем Общества любителей российской словесности (избран в 1850-х годах), А.С. Хомяков принимал в члены общества Льва Толстого.
Алексей Степанович, занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел и умер 23 сентября 1860 года. За несколько секунд до кончины он твердо и сознательно осенил себя крестным знамением. Был похоронен в Даниловом монастыре, под одним памятником со своей женою, им самим же поставленным, со словами псалма: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит». К этим словам после его кончины было дописано: «Блажени алчущии и жаждущии правды». После закрытия монастыря его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.
Об Алексее Степановиче Хомякове...
«Самый чистый и самый благородный из великих людей новой русской истории». (П.А. Флоренский).
* * *
«Да, у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин. Мы же берем для себя великой целью слова А.С. Хомякова: «Для России возможна только одна задача — сделаться самым христианским из человеческих обществ». (К.Н. Бестужев-Рюмин).
* * *
«Алексей Степанович Хомяков был талантливый живописец, оригинальный богослов, философ, историк, острый публицист, создатель специфической теории раннего славянофильства (не надо путать с поздним, светским; это было раннее церковное, христианское славянофильство). Человек, оцененный всеми, в том числе противниками, которые очень уважали его, даже любили; например, А. И. Герцен пишет о нем с восхищением. Однако, несмотря на свою открытость к людям, Хомяков был плохо понят, его богословские сочинения были отвергнуты церковной цензурой, большинство из них издавалось на Западе, еще при жизни автора». (А.В. Мень).
* * *
«Ильей Муромцем, разившим всех со стороны православия и славянизма, был Алексей Степанович Хомяков...». (А.И. Герцен).
* * *
«Что была за натура, даровитая, любезная, своеобразная! Какой ум всеобъемлющий, какая живость, обилие в мыслях, которое у него в голове заключалось, кажется, источник неиссякаемый! Сколько сведений, самых разнообразных, соединенных с необыкновенным даром слова, текшего из его уст живым потоком! Чего он не знал? Не было науки, в которой Хомяков не имел бы обширнейших познаний, о которой не мог бы вести продолжительного разговора со специалистами...». (М.П. Погодин).
* * *
«Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог,
Общины русской публицист
Ты мудр, как змий, как голубь, чист».
(Д.Н. Свербеев, мемуарист).
* * *
«Философско-исторические и социально-нравственные выводы Хомякова не только глубоки, но и чрезвычайно актуальны, а их духовное и практическое освоение в наше смутное и переходное время может принести действительную пользу. <…> Хомяков сформулировал много «законов» духовной жизни, и реальное постижение (и практическое осуществление проповедниками всяческого добра и света) хотя бы одного из них (вроде нижеследующего: «высшее начало, искаженное, становится ниже низшего, выражающегося в целости и стройной последовательности») способно во многом изменить нашу жизнь». (Борис Тарасов).
* * *
«А.С. любил всякое состязание (соревнование), словесное, умственное или физическое: он любил и диалектику, споры и с друзьями, и знаком<ыми>, и с раскольник <ами> на Святой (в Кремле), любил и охоту с борзыми, как природн<ое> состязание <...> любил скачки и верх<овую> езду, игру на биллиарде, шахматы и с дер<евенскими> соседями в карты в длинные осенние вечера, и фехтование, и стрельбу в цель. И всегда почти брал призы за стрельбу <...> Вообще он любил жизнь и все богом созданное, и всякую искру человеческой радости. <...> С ним никогда не было скуки, и я помню, как каждый, и большой и малый, и умный и простой, увлекались его разговором. Помню, как горячо с ним спорили такие люди, как Пав<ел> Ник<олаевич> Рыбников, кот<орый> поступил к нам неверующим и почти нигилистом, — и как они скоро подпадали под его влияние. Несмотря на свой небольшой рост, он был очень силен, ходил далеко и очень быстро и особенно был он силен руками; между прочим, я помню, что он брался за вертикальный брусок двери руками за края, одной рукой выше, другой ниже, — и вытягивался горизонтально на воздухе; сила в руках у него была необычайная». (Из заметок старшей дочери Хомякова Марии).
* * *
«Да, у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин. Мы же берем для себя великой целью слова А.С. Хомякова: «Для России возможна только одна задача — сделаться самым христианским из человеческих обществ». (К.Н. Бестужев-Рюмин).
* * *
«Алексей Степанович Хомяков был талантливый живописец, оригинальный богослов, философ, историк, острый публицист, создатель специфической теории раннего славянофильства (не надо путать с поздним, светским; это было раннее церковное, христианское славянофильство). Человек, оцененный всеми, в том числе противниками, которые очень уважали его, даже любили; например, А. И. Герцен пишет о нем с восхищением. Однако, несмотря на свою открытость к людям, Хомяков был плохо понят, его богословские сочинения были отвергнуты церковной цензурой, большинство из них издавалось на Западе, еще при жизни автора». (А.В. Мень).
* * *
«Ильей Муромцем, разившим всех со стороны православия и славянизма, был Алексей Степанович Хомяков...». (А.И. Герцен).
* * *
«Что была за натура, даровитая, любезная, своеобразная! Какой ум всеобъемлющий, какая живость, обилие в мыслях, которое у него в голове заключалось, кажется, источник неиссякаемый! Сколько сведений, самых разнообразных, соединенных с необыкновенным даром слова, текшего из его уст живым потоком! Чего он не знал? Не было науки, в которой Хомяков не имел бы обширнейших познаний, о которой не мог бы вести продолжительного разговора со специалистами...». (М.П. Погодин).
* * *
«Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог,
Общины русской публицист
Ты мудр, как змий, как голубь, чист».
(Д.Н. Свербеев, мемуарист).
* * *
«Философско-исторические и социально-нравственные выводы Хомякова не только глубоки, но и чрезвычайно актуальны, а их духовное и практическое освоение в наше смутное и переходное время может принести действительную пользу. <…> Хомяков сформулировал много «законов» духовной жизни, и реальное постижение (и практическое осуществление проповедниками всяческого добра и света) хотя бы одного из них (вроде нижеследующего: «высшее начало, искаженное, становится ниже низшего, выражающегося в целости и стройной последовательности») способно во многом изменить нашу жизнь». (Борис Тарасов).
* * *
«А.С. любил всякое состязание (соревнование), словесное, умственное или физическое: он любил и диалектику, споры и с друзьями, и знаком<ыми>, и с раскольник <ами> на Святой (в Кремле), любил и охоту с борзыми, как природн<ое> состязание <...> любил скачки и верх<овую> езду, игру на биллиарде, шахматы и с дер<евенскими> соседями в карты в длинные осенние вечера, и фехтование, и стрельбу в цель. И всегда почти брал призы за стрельбу <...> Вообще он любил жизнь и все богом созданное, и всякую искру человеческой радости. <...> С ним никогда не было скуки, и я помню, как каждый, и большой и малый, и умный и простой, увлекались его разговором. Помню, как горячо с ним спорили такие люди, как Пав<ел> Ник<олаевич> Рыбников, кот<орый> поступил к нам неверующим и почти нигилистом, — и как они скоро подпадали под его влияние. Несмотря на свой небольшой рост, он был очень силен, ходил далеко и очень быстро и особенно был он силен руками; между прочим, я помню, что он брался за вертикальный брусок двери руками за края, одной рукой выше, другой ниже, — и вытягивался горизонтально на воздухе; сила в руках у него была необычайная». (Из заметок старшей дочери Хомякова Марии).