В минувшее воскресенье в Вильнюсе состоялась инаугурация нового президента Литвы Дали Грибаускайте, которая на майских выборах одержала убедительную победу. Уже в первом туре голосования около 70 процентов избирателей выразили ей свою поддержку – рекордное число за всю историю литовских выборов. Торжественные мероприятия, традиционно сопровождающие инаугурацию, по просьбе самой Грибаускайте проводились подчёркнуто скромно — кризис на дворе. Такая скромность призвана подчеркнуть в глазах рядовых литовцев серьёзность и взвешенность виновницы торжества.
Своё выдвижение и избрание президентом Литвы Даля Грибаускайте недвусмысленно связывает с обострением социально-экономической ситуации в стране. Кризис больно хлестнул Литву, у многих литовцев развеяв надежды на благополучное будущее. В Литве продолжают останавливаться предприятия. В литовском Минфине говорят о том, что в этом году ВВП страны может упасть на 18 процентов. Недавно сейм Литвы уже третий раз с декабря прошлого года урезал бюджетные расходы. Причём урезание задело и зарплаты, и социальные выплаты. Заговорили и о сокращении пенсий.
Кстати говоря, экономический кризис не менее остро, чем в Литве, сказывается и в двух других прибалтийских странах. Промышленность и торговля – как внутренняя, так и внешняя – находятся на грани краха, за год резко выросли потребительские цены, катастрофически упал сбор налогов. Болезненной проблемой стала безработица: Латвия и Эстония вошли в тройку лидеров по безработице в Евросоюзе, её уровень там превысил десять процентов от числа трудоспособных. Некоторые латвийские политики прямо заявляют, что Латвия имеет большие шансы столкнуться с дефолтом, и обвиняют МВФ и Еврокомиссию в том, что в отношении Латвии они реализуют «преступную колониальную политику». Многим прибалтийским политикам и предпринимателям сегодня вполне ясно, что уйдя в «зону евро», Прибалтика ничего не выиграла. Голоса о развитии интеграционных связей с Россией в Литве, Латвии и Эстонии становятся всё слышнее.
Разочарование литовцев в своих политиках выплеснулось в шумные беспорядки, в течение нескольких дней сотрясавшие Вильнюс в январе нынешнего года. Тогда с помощью полицейских дубинок и слезоточивого газа беспорядки удалось остановить, но от этого напряжение в литовском обществе не спало. С января на массовые акции протеста поочерёдно выходили пожарные, таможенники, врачи, студенты, учителя, деятели культуры.
В начале июля у стен парламента Литвы начали голодовку представители профсоюзов. Участники голодовки выставили транспаранты: «Сейчас голодаем мы, а завтра – полстраны». А 9 июля к сейму Литвы пришли родители с детьми и обклеили его стены плакатами со словом «SOS».
Литовское общество ждёт от нового президента решительных шагов по преодолению финансовых и экономических проблем. Эти ожидания небезосновательны, даёт понять Грибаускайте, объявляя, что экономию бюджетных средств начинает с себя и своего окружения: вдвое снижает зарплату и лишает своих сотрудников многих привилегий, в том числе – служебных автомобилей и представительских расходов. Явно под влиянием Грибаускайте сейм Литвы принял решение о снижении зарплаты чиновникам.
Кто же такая Даля Грибаускайте? Эта женщина посвятила себя государственной службе, ещё с советских времён начав постепенное, но уверенное восхождение по ступеням карьерной лестницы. Она занимала должности директора европейского департамента министерства международных экономических связей Литвы, затем перешла в МИД; была чрезвычайным послом в миссии Литвы при Евросоюзе; работала в посольстве Литвы в США; занимала пост вице-министра финансов; возглавляла совет директоров литовского сбербанка; была вице-министром иностранных дел, затем три года возглавляла министерство финансов. После присоединения Литвы к Евросоюзу в 2004 году Грибаускайте была делегирована в Еврокомиссию, где стала комиссаром, ответственным за финансовое планирование и бюджет. Так что в президентское кресло она села, имея за плечами солидный практический опыт и должность еврокомиссара.
Дополнительные симпатии избирателей ей принесло решение баллотироваться на президентских выборах в качестве независимого кандидата. Независимость и незаангажированность Грибаускайте призваны подчеркнуть тот факт, что она не замужем – люди должны видеть, что она полна желания заниматься управленческой деятельностью, не отвлекаясь ни на что другое. Свидетельством завидной физической формы нового литовского президента является то, что она обладает чёрным поясом по карате. Если ей доведётся встретиться на переговорах с Владимиром Путиным, им будет о чём поговорить сверх официальной программы. Кстати, Грибаускайте имеет солидный переговорный опыт – она договаривалась с Евросоюзом о свободной торговле с Литвой, о вступлении Литвы в Евросоюз, а также с МВФ и ВМФ о финансовой помощи Литве.
Во внешнеполитическом ведомстве России избрание Грибаускайте на высший пост в Литве вызвало естественный интерес, который связан с вопросом: будут ли теперь внесены коррективы в отношения Литвы с Россией? Вопрос немаловажный, ибо в течение всего периода после распада Советского Союза литовские правящие круги проводили неприкрыто антироссийский политический курс, требуя от России «контрибуцию за оккупацию», выдвигая явно завышенные условия по калининградскому транзиту, поддерживая Саакашвили, Ющенко и других русофобов. Оно и понятно: прежний президент Литвы Валдас Адамкус в годы Второй мировой воевал на стороне Гитлера, а в годы своего правления реабилитировал литовских гитлеровцев и нацистов. Очевидно, что нынешний президент Литвы имеет совсем иную биографию, поэтому наличие у российского руководства интереса к Литве понятно и естественно.
Не случайно 9 июля эту страну посетил глава Администрации Президента России Сергей Нарышкин. Он вручил награды двум знаменитым деятелям советской культуры – Донатасу Банионису и Саулюсу Сондецкису, после чего провёл переговоры с министром иностранных дел Литвы Вигаудасом Ушацкасом.
Судя по всему, у нового президента Литвы нет достаточной личной мотивации для какой-то особой враждебности к России, ведь значительный фрагмент её биографии связан с жизнью в городе Ленинграде, где Даля Грибаускайте прожила шесть лет – с 1976 по 1983 год. Надо полагать, что эти годы были не самыми худшими в её жизни. Двадцатилетняя Даля приехала в город на Неве для учёбы на экономическом факультете Ленинградского госуниверситета. Училась она на вечернем отделении, а днём зарабатывала на жизнь, трудясь на меховой фабрике «Рот Фронт» в качестве простой рабочей, а затем лаборантки. Так что молодость будущего лидера Литвы была тесно связана с русской средой – не только вузовской, но и фабричной.
Дале Грибаускайте была не чужда советская ментальность: некоторые вехи биографии чётко вписываются в то, что называют «номенклатурной карьерой». Окончив университет по специальности «политэкономия», она семь лет преподавала эту специальность не где-нибудь, а в Вильнюсской высшей партийной школе – учебном заведении, куда на учёбу допускались только представители руководящих звеньев советской Литвы. Кандидатскую диссертацию по разделу «политическая экономия социализма» молодая экономистка защищала в Москве, в престижнейшей Академии общественных наук при ЦК КПСС.
В 1991 году Грибаускайте занимала должность учёного секретаря в Институте экономики в Вильнюсе. Советские научные структуры в Литве стали «осыпаться», и для Дали наступил новый этап жизни. Она уехала в Вашингтон, где стала обучаться в Институте международных экономических отношений при Джорджтаунском университете по специальной программе для руководителей-экономистов. Начинался новый этап её жизни, но, надо думать, о своём советском отрезке жизни она не забыла.
Даля Грибаускайте пока не сообщила, какую страну она посетит в первую очередь. Но, высказываясь о перспективах отношений с Россией, она выразила надежду, что две страны «смогут найти форму конструктивного диалога, которая позволит обеим странам уважительно относиться друг к другу и прийти, наконец, к взаимовыгодному сотрудничеству».