Поиски президента во время цунами

США: выборы-2008

С наступлением беспрецедентного финансового кризиса в США предвыборная президентская кампания в стране отодвинулась на второй план. Ничто и никто не интересует сегодня Америку больше, чем будущее Нью-йоркской биржи. После сообщения о провале правительственного «плана спасения» американской экономики на рынке акций США произошло рекордное падение. Индекс Dow Jones Industrial Average — основной показатель деловой активности США — потерял 7%, S&P 500 — 8,8%, что является рекордом с 1987 года.

Спасительный жест в 700 миллиардов долларов, предложенный администрацией вконец погрязшему в спекуляциях Уолл-стриту, был отклонен конгрессом. После сенсационного провала в конгрессе США пакета спасения американской финансовой системы впереди маячат новые массовые разорения крупнейших инвестиционных компаний, крах ипотеки, означающий, что у тысяч американцев отбирают дома, купленные в рассрочку. «Уолл-стрит вы выручаете, — гласят плакаты демонстрантов в пикетах протеста. — А меня?». 

Самое удивительное, что никто ничего не может сказать толком, куда пойдёт кризис, как быстро закончится, как долго экономике придётся погружаться на дно, чтобы, спасительно от него оттолкнувшись, начать всплывать наверх.

Ясно, что самая мощная экономика в мире, раздувшись до невероятных размеров, словно лягушка из сказки, лопнула с таким треском, что многие ожидают теперь кардинальных перемен в мировой финансовой системе. В новой системе, полагают многие эксперты, США уже не будут играть главенствующую роль. Былым представлениям о том, что экономика не нуждается во вмешательстве государства – невидимая рука рынка, дескать, сама позаботится обо всём – нанесён нокаутирующий удар. Оказалось, — что в США, что у нас, — о государстве всё-таки вспоминают, но лишь тогда, когда нужно спасать большой бизнес.

По существу кризиса нечего сказать и двум кандидатам в президенты, каждый их которых окружён огромной свитой экономических гуру.

Предвыборная риторика должна звучать приличествующим скорбному случаю образом. И она зазвучала. «Мы не можем забывать Мейн-стрит на фоне Уолл-стрит», — в один голос заговорили оба кандидата. То есть улицы, где обитает простой люд Америки, в противовес улице-символу мировых банкиров.

Я приостанавливаю своё участие в кампании, пока не будет принят пакет помощи в 700 млрд, с отчаянием возвестил Маккейн. Эта фраза была, конечно, не более чем предвыборным трюком, попыткой убежать от предвыборной реальности. Для его президентских шансов нынешний финансовый кризис, всё равно что привязанный к ногам мельничный жернов перед прыжком в одно из Великих озёр. Партия Маккейна стоит у истоков нынешнего кризиса, значит, ему в первую голову и отвечать перед избирателями. Не приходится удивляться тому, что рейтинг его популярности сразу рухнул – теперь он вновь отстаёт от Обамы на 6—8 процентов.

Несмотря на все ухищрения Маккейна, пересидеть финансовую бурю в тенёчке ему не удалось, тем более что конца и края ей не видно. Президентские дебаты всё равно состоялись. Хотя говорить на них согласно формату предстояло о внешней политике, львиную долю времени кандидатам всё равно пришлось посвятить финансовому кризису.

Когда наконец на 32-й минуте дебатов, как заметили дотошные аналитики, речь всё же зашла о международных делах, Маккейн попытался было перейти в наступление на соперника, но особого успеха не добился. Расхождений в подходах кандидатов к нашей стране практически нет – оба целиком разделяют версию об «агрессии России против Грузии» в августе; вместе с тем возвращаться к «холодной войне» не хотят.

Долгие месяцы СМИ трубили о том, что у Обамы и Маккейна очень разнятся взгляды на войну в Ираке: Маккейн выступал за её продолжение до победного конца, Обама вроде бы был решительно настроен на скорейший вывод американских войск. Дебаты подтвердили, что различия между кандидатами давно стёрлись: теперь Обама не только за «очень постепенный», растянутый на несколько лет, отвод войск из Ирака, но считает весьма глубокомысленным ввести хотя бы пару бригад в Афганистан. Какие приключения ждут при этом американские войска и как это будет отличаться от того, что происходит вот уже пять лет в Ираке, осталось за рамками дебатов.

Оба претендента, разумеется, отбили ритуальные для всякого американского политика поклоны — заверили американскую и израильскую общественность в своей непоколебимой верности Израилю. На этом дело, можно сказать, и кончилось.

Маккейн, конечно, неоднократно упоминал в ходе дебатов «наивность» и «неопытность» Обамы, «готового сесть за стол переговоров с кем угодно — с самим Ахмадинежадом! — без всяких предварительных условий». Но эти мелкие уколы явно не срабатывали.

Маккейн и Пэйлин подвергаются самым ожесточённым нападкам большой прессы США. «Нью-Йорк таймс» не пропускает и номера, чтобы не отхлестать республиканскую пару за все мыслимые и немыслимые прегрешения.

Спасти их может только чудо. Но знамений пока не видно.

Виктор Линник.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.