Закавказье. Колокола Арцаха

Всё закончилось ночью. А утром мир узнал об окончании жестокой и кровопролитной Второй Карабахской войны, которая длилась сорок четыре дня. Главы трёх стран, Азербайджана, Армении и России подписали заявление о прекращении огня в ночь с 9 на 10 ноября, а уже через несколько часов в Арцах входили русские миротворцы, беря под охрану древние христианские храмы и мирное население, как не раз случалось в истории.
Война велась с неимоверным ожесточением, с применением систем залпового огня, дальнобойной артиллерии, авиации, тактических ракеты малой дальности. Азербайджан активно использовал в боевых действиях БП/1А «Байрактар» турецкого производства, турецкие советники, офицеры страны-члена НАТО, активно консультировали Генштаб Азербайджана, а непосредственно в боевых действиях принимали участие наемники из Сирии.
Только по официальным данным, количество погибших с обеих сторон приближается к восьми тысячам. За десять лет Афганской войны СССР потерял по разным оценкам от десяти до пятнадцати тысяч человек, а тут за полтора месяца — восемь тысяч молодых ребят.
Силы были слишком неравны, десятимиллионный Азербайджан против непризнанной республики Арцах с населением 150 000 человек. Итог войны армянское общество восприняло как капитуляцию, Армения потерпела поражение…
В каждой войне бывают пленные. В Заявлении, подписанным главами Азербайджана, Армении и России, предусматривается безусловный порядок обмена пленными по принципу «всех на всех». К сожалению, спустя три месяца в тюрьмах находятся пленные воины и мирные жители.
«Мы не понимаем, почему не отпускают наших ребят. Боевые действия ведь давно закончились», —
говорит мне Аркадий, строитель из Калуги. Он и ещё несколько активистов несколько недель проводят одиночные пикеты у Посольств Азербайджана, Армении и МИД РФ. Предприниматели, менеджеры, врачи, экономисты, пенсионеры, учителя — обычные граждане пытаются привлечь внимание к проблеме возврата пленных.
«Страшно представить, что испытывают наши мальчики», — говорит Нина. Но страшнее всего матерям, которые день и ночь стучатся во все двери, в надежде хоть что-то узнать о судьбе своих детей. Век Интернета испытывает материнские сердца — то там, то здесь в социальных сетях всплывают кадры жестокого обращения с пленными, от которых леденеет кровь в жилах.
В своем офисе проводит голодовку Григор Кетцян, вице-президент Национального Союза Политологов России и заместитель главного редактора журнала «Вопросы политологии». Господин Кетцян обратился к Патриарху Кириллу и Президенту Путину. Цель та же — привлечь внимание к вопросу скорейшего возвращения всех пленных Карабахской Войны.
По данным правозащитника Сирануш Саакян на 11 января 2021 года, в азербайджанском плену находилось свыше ста человек, в том числе и мирные жители.
«Стороны согласились применить в процессе обмена пленными с принцип «всех на всех». Предполагается создать механизм, по которому каждая из сторон обязуется вернуть их без предварительных условий», — говорит представитель миротворческих сил в Арцахе.
При посредничестве Красного Креста и командования миротворцев в декабре домой вернулось около 60 пленных — это менее половины от общего количества!
«Мы понимаем, что подобные вопросы решаются в кабинетах, а не на улице. Но пикеты — это то малое, что мы можем сделать. Ведь каждый лишний день — это ад для ребят, особенно для их семей, а просто сидеть и ждать невыносимо», — делится со мной Рубен, московский предприниматель, участник пикета.
На прошлой неделе пришла радостная весть. При посредничестве командующего миротворцами, генерала Рустама Мурадова, самолетом ВКС России в Ереван вернулись пятеро ребят. Обратным рейсом борт забрал двоих азербайджанцев.
«Пикеты будут продолжаться, нас всё больше и наш голос точно будет услышан. Это — бессрочная акция, пока не будут возвращены домой все пленные. Необходимо не допустить грязной политической игры на этом вопросе», — считает Давид, один из организаторов.
Неплохо бы понять, что возвращение пленных — это не только вопрос человечности. Это — вопрос чести. Договороспособности и порядочности.
А нам с вами, и тем, кто переживает за судьбу пленных, и тем, кто думает, что «это всё где-то там, далеко...», не мешает ответить самим себе на вечный вопрос по Хэмингуэю: по ком звонит нынче арцахский колокол?

Роман ЕГИЕВ.
Степанакерт-Ереван-Москва.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.