Современные компрадоры*. Кто правит культурой, правит и обществом

Компрадорами в XIX веке стали называть в Китае тех, кто помогал иностранным торговцам осваивать местный рынок. Но негативную репутацию они заслужили благодаря торговле опиумом, основным поставщиком которого была Британия. Попытки китайских властей пресечь поставки опиума разъярили британцев, и они решили силой заставить Китай покупать наркотик. Так были развязаны первая (1839–1842 гг.) и вторая (1856–1860 гг.) «опиумные войны», победу в которых одержала Британия и торговля опиумом была разрешена законом. Компрадоры и их английские хозяева, таким образом, могли свободно продолжать «торговлю смертью».
Этот чудовищный случай заставил марксистских учёных различать в странах колониальной экспансии два вида буржуазии — национальную и компрадорскую. Первая развивает экономику и защищает национальные политические, экономические и культурные интересы. Она является основной движущей силой в борьбе за независимость и экономическую модернизацию страны. Ей противостоит «компрадорская буржуазия», которая живёт от продажи отечественных ресурсов иностранцам или продажи иностранных товаров. Она не заинтересована не только в развитии отечественной индустрии, но и в ведении какой-либо антиколониальной борьбы.
Эта марксистская трактовка полностью оправдала свою правоту. Лишь немногим странам вне Европы и Северной Америки удалось осуществить модернизацию (Япония, Тайвань, Южная Корея и Сингапур). И это были как раз те государства, в которых национальная буржуазия смогла взять верх над компрадорской элитой.
Возвращение колониализма в конце XX века — теперь уже под лозунгами «транзитологии» (от лат. transitus — переход — политологическая субдисциплина, исследующая проблемы, связанные с переходом тех или иных государств от «авторитаризма» к «демократическим режимам» — Ред.) и «глобализации» — вновь актуализировало концепцию компрадорской элиты. Компрадорская элита сегодня — основной агент глобального капитала и его политических структур в странах, которые относятся к полупериферии или к периферии мировой капиталистической системы. Считается, что в период «перехода к демократии» основная задача компрадорской элиты – убедить соотечественников в том, что лучшим способом модернизации является продажа всех ресурсов (экономических, политических и культурных) в руки иностранцев.
В этом нечестивом деле особенно преуспевают экономисты-теоретики. Их функция в течение всего переходного периода сводится к открытой пропаганде быстрой и полной приватизации и к апологии неолиберальной концепции глобального рынка. В качестве награды за выполнение этой функции компрадорская элита получает «коррупционную ренту» — часть дохода транснационального капитала, полученного отъемом и эксплуатацией отечественной промышленности и других энергетических, транспортных и коммуникационных ресурсов.
Схожую функцию выполняет и компрадорская элита в средствах массовой информации, университетах, неправительственных организациях, учреждениях культуры… Как пишет польский социолог Ремигиуш Окраска (Remigiusz ?ukasz Okraska), основная роль компрадорской элиты в этих сферах – обеспечить культурную гегемонию «империи». Культурная гегемония – это выражение Антонио Грамши. Перемены в экономике, по Грамши, возможны лишь через изменения в политике, а изменений в политике не добиться без победы в сфере культуры. Кто правит культурой, правит и обществом.
Ссылаясь на Грамши, Окраска поясняет, что сегодня основной функцией компрадорской элиты является именно управление сферой культуры. Для этого она продвигает неолиберальные ценности глобальной капиталистической системы: атомистический индивидуализм, потребительство, гедонизм, примат права над ответственностью... Компрадорская элита старается также компрометировать все традиционные ценности и обычаи, которые могут быть преградой для экспансии крупного капитала.
В политике, культуре и общественной жизни странам, находящимся в переходном периоде «к демократии», навязываются такие темы, которые отвлекают от действительно важных проблем. Доминирование тем-суррогатов, таких как права сексуальных меньшинств, антирасизм, легализация легких наркотиков и т.п., создает атмосферу, при которой насущные проблемы вообще не поднимаются, а те, кто попытается это сделать, будут скомпрометированы как левые или правые экстремисты.
Основные вопросы, которые обсуждает в СМИ академическая, медийная и культурная элита в стремящихся к «демократии» странах импортированы из-за рубежа и потому не представляют интереса для домашней аудитории. Важны ли для повседневной жизни местных рабочих, спрашивает Окраска, вопросы легализации марихуаны или гей-браков? Нет! Но именно эти вопросы начинают доминировать в СМИ. Феминистки уделяют больше внимания проблемам лесбийских пар, нежели, например, безработице среди женщин.
То же самое происходит и в сфере экологии. Энергия трудящихся направляется на проблему заводской трубы, а не на проблему деиндустриализации страны, а энергия недовольных граждан — на необходимость принятия закона о наказании за плохое отношение к животным, а не на проблему десуверенизации парламента, заявляет Окраска.
Не являются исключением и наши еврореформаторы и компрадоры из «Другой Сербии». Но компрадоры в Сербии особенно наглы и злобны. Сербия — единственная бывшая социалистическая страна, которую подвергли бомбардировке, и у которой отняли часть территории. Потому нужна особая наглость, чтобы именно в Сербии рекламировать блок НАТО и прочие империалистические прелести.
Везде приватизация представляла собой приобретение отечественной индустрии по низким ценам. Но только в Сербии важнейшее промышленное сооружение – завод «Сартид» продано американской фирме по цене в сто раз меньшей, чем было затрачено на его строительство. Везде компрадорская элита плохо говорит о своем народе. Но только в Сербии она открыто и нагло культивирует худшую разновидность расизма – расизм по отношению к собственному населению. Об этом свидетельствует понимание, которое ведущая недавней телепередачи продемонстрировала по отношению к словам Жака Ширака о том, что «сербы — это народ без закона и веры, народ разбойников и террористов» и Питера Устинова о том, что по сравнению с сербами даже «животные умнее». Это — лишь самый свежий пример отвратительного расизма наших компрадоров.
Сила компрадорской элиты лишь свидетельствует о слабости национальной элиты. Нашей национальной буржуазии (воспользуемся марксистской лексикой) как бы и не существует. Почти все наши крупные капиталисты ведут себя как компрадоры, и только некоторые представители среднего и малого бизнеса проявляют заботу о национальных интересах. Потому-то в Сербии настолько полна и глубока оккупация экономики, политики, средств массовой информации и культуры. Только созданием сильной, национально ориентированной элиты мы сможем обеспечить контроль нации (народа, граждан) над фундаментальными условиями собственного материального воспроизводства, то есть над своей культурой, страной и над своей судьбой.

Слободан АНТОНИЧ.
Перевод с сербского Владимира НАУМОВА.
 
***Компрадор — местный торговец, предприниматель, посредничающий между иностранным капиталом и национальным рынком развивающейся страны. Компрадорами европейцы, жившие в Восточной Азии, называли местную прислугу, которую посылали на рынок торговать привезёнными товарами.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.