«Небываемое бывает» — отчеканено на русской военной медали. Российская Федерация, та самая, «согнутая санкциями в бараний рог», «виноватая» во всех смертных грехах и едва ли не страна-изгой, внезапно продемонстрировала всему миру, что именно она, а не «великие» США и не «сплочённый на идеалах свободы» Евросоюз, положила конец 44-дневному военному конфликту в Закавказье, фактически став его региональным арбитром. Решение было принято лично президентом РФ, без предварительного одобрения Советом Федерации, но с упором на закон «Об обороне», после того, как на границе с Арменией был сбит вертолёт ВС РФ и погибли двое лётчиков. Чёткая и оперативная реакция!
Со времён конфликта в Приднестровье такого не происходило. Но тогда наши войска, в лице 14-й армии генерала Лебедя, уже были расквартированы на территории конфликта. Сейчас же 15-й отдельной мотострелковой Александрийской бригаде Центрального военного округа пришлось входить в Карабах, почти как в Афганистан, приготовившись ко всяким неожиданностям.
Со времён конфликта в Приднестровье такого не происходило. Но тогда наши войска, в лице 14-й армии генерала Лебедя, уже были расквартированы на территории конфликта. Сейчас же 15-й отдельной мотострелковой Александрийской бригаде Центрального военного округа пришлось входить в Карабах, почти как в Афганистан, приготовившись ко всяким неожиданностям.
Десятки самолётов «Ил-76» и «Ан-124» совершили более 180 рейсов в Армению, в среднем — 22 за сутки. Уже выставлены 23 наблюдательных поста, 11 на севере Карабаха и 12 на юге, с командным центром в Степанакерте. В только что погасший костёр войны входят около двух тысяч российских солдат и офицеров.
Что говорят об этом остальные участники событий? Если очень коротко — все недовольны. Исключение, пожалуй, — карабахские армяне: они, пока что выражают сдержанное одобрение, ведь там, где стоят миротворцы, их никто не выгонит из домов. Не нужно паковать вещи, уезжая в Армению. Уже появились видеоролики, где местные предприниматели не берут с наших солдат ни копейки за обслуживание. Есть и недоброжелатели. Но фанатично настроенные элементы имеются в любом народе, и их надо, наверное, просто терпеть…
Буквально на днях некоторые интернет-издания вышли с заголовком «В Нагорном Карабахе совершено нападение на миротворцев из России». По данным этих источников, в районе Агдама наше подразделение было якобы обстреляно. Официального подтверждения нет. Кто напал, пока также неясно. Называют и протурецких боевиков из Сирии, и особо непримиримых из армянского ополчения.
Возможно, отношение к россиянам у карабахцев ещё попросту не сформировалось, так как неясна и сама судьба их земли. Что будет со Степанакертом? С Бердзором (Лачинским коридором, разделяющим Арцах и Нахичевань)? С древней Шушей? Не придут ли вслед за русскими миротворцами турки? — это уже вовсю обсуждается в Интернете.
За пределами замирённого региона «всё сложно». Вначале взглянем на Армению и армян вообще. С одной стороны, ереванский отдел Института Гэллапа, с помощью радиостанции «Спутник», на днях провёл соцопрос, показавший, что почти 85% армян относятся к России положительно, считая союзницей. В те же дни журнал Forbes отметил, что Россия – единственная держава, имеющая прочные связи с обеими враждующими сторонами и способная их, если не полностью примирить, то утихомирить.
С другой стороны, карабахский политолог А. Кананян пишет в соцсетях, что якобы «российские миротворцы уже начали применять силу против армянского населения. Их выселяют из домов, им не разрешают вывозить даже предметы первой необходимости». Неприятно запахло скандалом. Вероятно, есть такие, кому это на руку. Поступают сведения, что 102-я база РФ в Гюмри приведена в полную боевую готовность «в связи с опасением армянских провокаций». Будем надеяться, что это — рутинная армейская перестраховка.
Ряд российских либеральных изданий не устаёт повторять: Россия предала армян, ах, как нехорошо! Нужно было, видимо, громить азербайджанскую армию. А за их спинами — кто? Турция? И её тоже! Каждый, сидя на диване, мнит себя стратегом.
И «наши» диванные полководцы не одиноки. Греческий медиа-ресурс Pentapostagma разразился антироссийскими статьями, из которых можно выделить главное: сегодня – одна из самых чёрных страниц в истории Армении. Ереван принял условия Алиева (через него — и Эрдогана), а Россия «в очередной раз показала своё истинное лицо». Дескать, мы видели её защитницей восточного христианства, а она изощрённо и цинично комбинирует с турками… Примерно то же пишет и Le Monde.
В свою очередь, хочу спросить: а судьи кто? Альянс Греция-Армения-Кипр не смог ни экономическую ситуацию в своих странах спасти, ни отстоять часть территории (двое последних членов). О силе и желании Франции бороться за христианскую европейскую идентичность я уж из принципа не говорю. А что скажет международное право? У России есть обязательства перед Арменией как членом ОДКБ, но не перед Нагорным Карабахом, который сама Армения никогда не признавала.
Давайте представим: если бы РФ ввязалась в конфликт на армянской стороне да «зацепила» бы натовскую Турцию, разве не обвинили бы её тут же «всем скопом» в агрессии? В избыточном применении силы и хищном намерении расширять свою экспансию на Среднем Востоке? И новый пакет санкций бы подоспел. Уж будьте уверены. Но это всё — эмоции.
Даже Никол Пашинян, в интервью британскому ежедневнику The Daily Telegraph заявил, что в принципе не возражает против российских миротворцев, в отличие от гипотетических турецких. Судя по смене риторики, армянскому премьеру «доходчиво объяснили», каково это — включать антироссийский агитпроп. Не стоило, наверно, и нарываться на конфликт в прошлом году, отказавшись, в нарушение протокола, встречать президента России, прибывшего на форум ЕАЭС, ни в аэропорту, ни даже у здания резиденции. Правда, тогда Пашинян сразу попытался неуклюже сгладить последствия столь «холодного приёма» и незамедлительно попросил «начать безотлагательные консультации по определению вида и размера содействия, которое Россия может предоставить Армении для обеспечения безопасности».
Весьма интересен и вопрос: почему выигрывавший конфликт Азербайджан согласился на перемирие и ввод миротворцев? После штурма Шуши войска Ильхама Алиева имели и «запал», и потенциал полностью ликвидировать армянскую власть в Карабахе. Но… после гибели российских лётчиков, полагаю, по неким каналам, «от Алекса Юстасу» (позывные в переписке Центра со Штирлицем — Ред.), поступил сигнал: или вы сворачиваете военное решение, или мы реально вступаемся за армян, не слабее, чем за Асада. Видимо, на это намекали с самого начала, так как Алиев согласился на ввод миротворческого контингента ещё 22 октября, а сбитый вертолёт лишь стал «последней каплей».
Президент Алиев сразу озвучил свою позицию: миротворческая миссия в Карабахе должна быть совместной, российско-турецкой. Россия ответствовала: нет, миротворцы будут исключительно нашими, а взаимодействие с Турцией обеспечит мониторинговый центр на территории Азербайджана. «Победившей стороне» это не понравилось, группа людей в Баку, на Аллее шехидов, провела митинг с призывами убрать из Карабаха российских миротворцев, заменив турецкими. Руководство республики их не поддержало.
Азербайджан получил контроль над Агдамским, Газахским, Кельбаджарским и Лачинским районами. Лачинский коридор, шириной пять километров, связывающий НКР с Арменией, будет охраняться российскими миротворцами.
К слову сказать, тюркского блицкрига не получилось: армия Алиева все 44 дня просто «прогрызала» армянскую оборону, пользуясь подавляющим превосходством в вооружённых силах и технике. Получить это превосходство Азербайджану помогла Турция.
Турецкий президент обещал «своим азербайджанским братьям» любую поддержку и слово, по-видимому, сдержал. На других фронтах туркам не везло: в Сирии им так и не удалось создать санитарный кордон вдоль всей границы, в Ливии «наш гордый Хафтар» врагу не сдаётся и продолжает удерживать Сирт, в Средиземноморье наследники османов, почувствовав силу греко-французского альянса, вернулись к переговорам на прежних основаниях. Маленькая победоносная война была просто необходима, конечно, не своими руками. Азербайджанские офицеры проходили подготовку в Турции, Азербайджан закупал турецкое оружие. После успешного завершения конфликта Реджеп Эрдоган заявил, что он – сторонник полного перехода территории Карабаха под азербайджанский контроль. Другого от него и не ожидалось.
Возможно, в пику неоосманской политике эрдогановской Турции французский Сенат, по инициативе республиканской партии, собирался рассмотреть резолюцию, призывающую правительство признать Нагорный Карабах независимым государством. Упор при этом делается на защиту от исламского экспансионизма. Для толерантной европейской страны – очень смело. Парламент Нидерландов, в свою очередь, даже призвал правительство страны ввести санкции против президента Ильхама Алиева. (Почему только не ратуют за санкции в отношении косовского Хашима Тачи?)
Исламская Республика Иран повела себя осторожно. С одной стороны, Иран считает Карабах азербайджанской территорией — как Россия, как ООН. С другой — он не поддержал Азербайджан в попытках занять всю территорию НКР. Иран также является стороной, пострадавшей в ходе конфликта: на его территории разорвалось более 70 шальных ракет и снарядов, упал сбитый азербайджанский вертолёт и, как минимум, три дрона. Были раненые, несколько строений оказалось повреждено. Азербайджанская диаспора, в которой существуют сепаратистские настроения, влиятельная сила в ИРИ. Тегеран внимательно следит за военным и политическим усилением Баку — сторонника Турции. Иранцы называют Карабах азербайджанским, но антиармянские митинги азербайджанцев у себя разгоняют.
В общем, послевоенная картина вырисовывается как весьма сложная, находящаяся в постоянной динамике. Главное здесь — не упустить своего шанса. Пока России это удаётся.
Что говорят об этом остальные участники событий? Если очень коротко — все недовольны. Исключение, пожалуй, — карабахские армяне: они, пока что выражают сдержанное одобрение, ведь там, где стоят миротворцы, их никто не выгонит из домов. Не нужно паковать вещи, уезжая в Армению. Уже появились видеоролики, где местные предприниматели не берут с наших солдат ни копейки за обслуживание. Есть и недоброжелатели. Но фанатично настроенные элементы имеются в любом народе, и их надо, наверное, просто терпеть…
Буквально на днях некоторые интернет-издания вышли с заголовком «В Нагорном Карабахе совершено нападение на миротворцев из России». По данным этих источников, в районе Агдама наше подразделение было якобы обстреляно. Официального подтверждения нет. Кто напал, пока также неясно. Называют и протурецких боевиков из Сирии, и особо непримиримых из армянского ополчения.
Возможно, отношение к россиянам у карабахцев ещё попросту не сформировалось, так как неясна и сама судьба их земли. Что будет со Степанакертом? С Бердзором (Лачинским коридором, разделяющим Арцах и Нахичевань)? С древней Шушей? Не придут ли вслед за русскими миротворцами турки? — это уже вовсю обсуждается в Интернете.
За пределами замирённого региона «всё сложно». Вначале взглянем на Армению и армян вообще. С одной стороны, ереванский отдел Института Гэллапа, с помощью радиостанции «Спутник», на днях провёл соцопрос, показавший, что почти 85% армян относятся к России положительно, считая союзницей. В те же дни журнал Forbes отметил, что Россия – единственная держава, имеющая прочные связи с обеими враждующими сторонами и способная их, если не полностью примирить, то утихомирить.
С другой стороны, карабахский политолог А. Кананян пишет в соцсетях, что якобы «российские миротворцы уже начали применять силу против армянского населения. Их выселяют из домов, им не разрешают вывозить даже предметы первой необходимости». Неприятно запахло скандалом. Вероятно, есть такие, кому это на руку. Поступают сведения, что 102-я база РФ в Гюмри приведена в полную боевую готовность «в связи с опасением армянских провокаций». Будем надеяться, что это — рутинная армейская перестраховка.
Ряд российских либеральных изданий не устаёт повторять: Россия предала армян, ах, как нехорошо! Нужно было, видимо, громить азербайджанскую армию. А за их спинами — кто? Турция? И её тоже! Каждый, сидя на диване, мнит себя стратегом.
И «наши» диванные полководцы не одиноки. Греческий медиа-ресурс Pentapostagma разразился антироссийскими статьями, из которых можно выделить главное: сегодня – одна из самых чёрных страниц в истории Армении. Ереван принял условия Алиева (через него — и Эрдогана), а Россия «в очередной раз показала своё истинное лицо». Дескать, мы видели её защитницей восточного христианства, а она изощрённо и цинично комбинирует с турками… Примерно то же пишет и Le Monde.
В свою очередь, хочу спросить: а судьи кто? Альянс Греция-Армения-Кипр не смог ни экономическую ситуацию в своих странах спасти, ни отстоять часть территории (двое последних членов). О силе и желании Франции бороться за христианскую европейскую идентичность я уж из принципа не говорю. А что скажет международное право? У России есть обязательства перед Арменией как членом ОДКБ, но не перед Нагорным Карабахом, который сама Армения никогда не признавала.
Давайте представим: если бы РФ ввязалась в конфликт на армянской стороне да «зацепила» бы натовскую Турцию, разве не обвинили бы её тут же «всем скопом» в агрессии? В избыточном применении силы и хищном намерении расширять свою экспансию на Среднем Востоке? И новый пакет санкций бы подоспел. Уж будьте уверены. Но это всё — эмоции.
Даже Никол Пашинян, в интервью британскому ежедневнику The Daily Telegraph заявил, что в принципе не возражает против российских миротворцев, в отличие от гипотетических турецких. Судя по смене риторики, армянскому премьеру «доходчиво объяснили», каково это — включать антироссийский агитпроп. Не стоило, наверно, и нарываться на конфликт в прошлом году, отказавшись, в нарушение протокола, встречать президента России, прибывшего на форум ЕАЭС, ни в аэропорту, ни даже у здания резиденции. Правда, тогда Пашинян сразу попытался неуклюже сгладить последствия столь «холодного приёма» и незамедлительно попросил «начать безотлагательные консультации по определению вида и размера содействия, которое Россия может предоставить Армении для обеспечения безопасности».
Весьма интересен и вопрос: почему выигрывавший конфликт Азербайджан согласился на перемирие и ввод миротворцев? После штурма Шуши войска Ильхама Алиева имели и «запал», и потенциал полностью ликвидировать армянскую власть в Карабахе. Но… после гибели российских лётчиков, полагаю, по неким каналам, «от Алекса Юстасу» (позывные в переписке Центра со Штирлицем — Ред.), поступил сигнал: или вы сворачиваете военное решение, или мы реально вступаемся за армян, не слабее, чем за Асада. Видимо, на это намекали с самого начала, так как Алиев согласился на ввод миротворческого контингента ещё 22 октября, а сбитый вертолёт лишь стал «последней каплей».
Президент Алиев сразу озвучил свою позицию: миротворческая миссия в Карабахе должна быть совместной, российско-турецкой. Россия ответствовала: нет, миротворцы будут исключительно нашими, а взаимодействие с Турцией обеспечит мониторинговый центр на территории Азербайджана. «Победившей стороне» это не понравилось, группа людей в Баку, на Аллее шехидов, провела митинг с призывами убрать из Карабаха российских миротворцев, заменив турецкими. Руководство республики их не поддержало.
Азербайджан получил контроль над Агдамским, Газахским, Кельбаджарским и Лачинским районами. Лачинский коридор, шириной пять километров, связывающий НКР с Арменией, будет охраняться российскими миротворцами.
К слову сказать, тюркского блицкрига не получилось: армия Алиева все 44 дня просто «прогрызала» армянскую оборону, пользуясь подавляющим превосходством в вооружённых силах и технике. Получить это превосходство Азербайджану помогла Турция.
Турецкий президент обещал «своим азербайджанским братьям» любую поддержку и слово, по-видимому, сдержал. На других фронтах туркам не везло: в Сирии им так и не удалось создать санитарный кордон вдоль всей границы, в Ливии «наш гордый Хафтар» врагу не сдаётся и продолжает удерживать Сирт, в Средиземноморье наследники османов, почувствовав силу греко-французского альянса, вернулись к переговорам на прежних основаниях. Маленькая победоносная война была просто необходима, конечно, не своими руками. Азербайджанские офицеры проходили подготовку в Турции, Азербайджан закупал турецкое оружие. После успешного завершения конфликта Реджеп Эрдоган заявил, что он – сторонник полного перехода территории Карабаха под азербайджанский контроль. Другого от него и не ожидалось.
Возможно, в пику неоосманской политике эрдогановской Турции французский Сенат, по инициативе республиканской партии, собирался рассмотреть резолюцию, призывающую правительство признать Нагорный Карабах независимым государством. Упор при этом делается на защиту от исламского экспансионизма. Для толерантной европейской страны – очень смело. Парламент Нидерландов, в свою очередь, даже призвал правительство страны ввести санкции против президента Ильхама Алиева. (Почему только не ратуют за санкции в отношении косовского Хашима Тачи?)
Исламская Республика Иран повела себя осторожно. С одной стороны, Иран считает Карабах азербайджанской территорией — как Россия, как ООН. С другой — он не поддержал Азербайджан в попытках занять всю территорию НКР. Иран также является стороной, пострадавшей в ходе конфликта: на его территории разорвалось более 70 шальных ракет и снарядов, упал сбитый азербайджанский вертолёт и, как минимум, три дрона. Были раненые, несколько строений оказалось повреждено. Азербайджанская диаспора, в которой существуют сепаратистские настроения, влиятельная сила в ИРИ. Тегеран внимательно следит за военным и политическим усилением Баку — сторонника Турции. Иранцы называют Карабах азербайджанским, но антиармянские митинги азербайджанцев у себя разгоняют.
В общем, послевоенная картина вырисовывается как весьма сложная, находящаяся в постоянной динамике. Главное здесь — не упустить своего шанса. Пока России это удаётся.
Антон ВАСИЛЬЕВ