С приближением президентских выборов, намеченных на март 2018 года, всё острее становится столкновение противоборствующих сил в российском обществе. Одновременно всё громче звучат голоса, требующие озвучить стратегию развития Российского государства не только на ближайшую перспективу, но и на отдалённое будущее. В свою очередь, надвигающийся вековой юбилей Русской революции вновь воскрешает в своё время очень острые, но ныне подзабытые вопросы о народоправии, социальной справедливости и смысле человеческого существования.
Но это всё так называемые факторы, связанные с народными ожиданиями, общественными настроениями и личностными проявлениями симпатий и антипатий, надежд и тревог, недовольства и нетерпеливости. Однако в объективном плане в последние 26 лет в России практически ничего не меняется: страна движется ни шатко ни валко, как бы по инерции, сама по себе. В тактическом отношении, да, многое изменилось и продолжает неспешно трансформироваться. Во всяком случае, личностно Владимир Путин совершенно несопоставим с Борисом Ельциным: Ельцина мы стыдились, а Путиным гордимся.
Но если смотреть не на лица и не на внешнюю сторону событий, а зрить в корень, докапываясь до сути вещей и явлений, то следует констатировать несомненность дрейфа – дрейфа размеренного, плавного и, тем не менее, неодолимого и неостановимого. Мы куда-то всем скопом ползём, упершись в землю взором и не поднимая к небу головы. И даже не ползём, а медленно сползаем в направлении наименьшего сопротивления. Об этом говорят полное отсутствие стратегии развития страны, позитивных целей общества и твёрдых принципов руководства.
Да, у нас есть правящая партия, которой мы в своём большинстве неизменно отдаём свои голоса. Есть у нас элитарная либерально-буржуазная идеология, не афишируемая из-за соответствующей статьи в Конституции РФ, но целенаправленно и жёстко проводимая правительством в жизнь. Есть у нас признанный в мире лидер, которого мы любим, уважаем и за которого готовы ввязаться в серьёзную мировую драку, даже в ущерб самим себе. Но партия «Единая Россия» – это центристская партия дрейфа. Эволюционистская либеральная идеология – это тоже идеология дрейфа. И даже Владимир Путин до сих пор демонстрирует себя почти исключительно как великий мастер дрейфа, как «гений дзюдо» (был такой фильм), искусно пользующийся перманентным конфликтом интересов и чужими ошибками. Даже оппозиционно-патриотические крылья нашего общества не выходят за рамки традиционалистского коммуно-ортодоксального дрейфа.
Опять-таки в субъективном плане нашему дрейфу при желании можно найти некие «объективные» оправдания. Во-первых, после семидесяти лет народного надрыва Россия нуждалась если не в отдыхе, то, по крайней мере, в существенном расслаблении духа и в сбросе спазматического физического перенапряжения. Во-вторых, окружающий нас мир, за исключением, может быть, Китая, тоже не утруждает себя ни вразумительной стратегией, ни общественно значимыми целями, ни, тем более, какими-то принципами. Весь мир куда-то ползёт, неизменно скатываясь в разболтанную вязкую колею, и успехи Китая объясняются преимущественно тем, что он этим ловко пользуется.
Если называть вещи своими именами, то Россия сегодня является пленницей общеевропейского потребительского дрейфа и заложницей ползучего американского имперского гегемонизма. Недавние выборы политических лидеров во Франции и Германии показали подмену былого европейского гуманизма изрядно подгнившим либерализмом и всё большее впадение Европы в самоубийственную эвтаназию декаданса. Приход к власти в США Дональда Трампа привёл к трансформации пробуксовывающих либеральных методов в циничный радикализм, в рамках которого «глубинное государство» (Deep State) оставляет недавно избранному американскому президенту единственно допустимое окно возможностей – жёсткое устранение очагов сопротивления диктату США.
В отличие от гегелевского диалектического принципа отрицания (закон отрицания отрицания) древняя индийская философия ещё во времена Упанишад (III—II тысячелетия до н.э.) выработала принцип многократного и, по сути, абсолютистского отрицания, выраженного формулой «не то, не то и не то». Взятый на вооружение младогегельянцем Карлом Марксом «закон» Гегеля стал обоснованием теории революционного пути развития человечества. Индуистский же принцип тотального торможения вполне укладывается в кредо современного либерального эволюционализма, отрицающего реальную действительность, но противящегося любым позитивистским идеям её преобразования.
Возможно, именно развал Советского Союза по целому ряду причин (включая, в первую очередь, вероломство руководства) привёл, с одной стороны, к разочарованию в стране и в мире революционно-коммунистической идеей, а с другой — к избранию в качестве спасительной соломинки худосочной идеи осторожного и опасливого либерально-буржуазного оппортунизма. При этом парадоксальность ситуации состоит в том, что брутальный Ельцин, не имея в наличии никакой другой альтернативы, буквально ухватился за соломинку буржуазного либерализма, а трезвомыслящий Путин, возможно, в благодарность Ельцину и либерализму, сам стал спасать разжиревших и обнаглевших либералов от опасных для них перемен в стране.
Возможно, здесь сыграло свою роль увлечение Владимира Путина восточными единоборствами и, как следствие, невольное преклонение перед весьма специфической восточной философией. Как бы то ни было, но ныне мы фактически имеем дело с тем, что трезво мыслящий президент явно протежирует либеральной правительственной команде во главе с Дмитрием Медведевым, подчёркнуто афиширующим свои либеральные взгляды и не скрывающим свой по-детски трепетный пиетет перед Западом. О покровительстве президента либералам свидетельствует множество фактов, включая уступку лидерства Медведеву в ЕР, открытую поддержку возглавляемой Медведевым партии «Единая Россия» на последних выборах в Государственную думу, почтительное отношение к работающим на чужой интерес правозащитным организациям и многое другое, не вызывающее одобрения у патриотических сил общества.
Но трезвый взгляд на вещи не может не ставить под сомнение реальный потенциал либерализма как концепции общечеловеческого и национального развития. Ибо всё сложнее становится закрывать глаза на двойственную природу либерализма, объясняющую его идейную нестойкость, практическую несостоятельность и вечные метания между Добром и Злом. Пример Европы показывает, с одной стороны, нещадную эксплуатацию либералами идей гуманизма, а с другой — фактическую аннигиляцию этих идей в практической жизни. Зацикленность либералов на однополых браках и прочей мерзости уже сейчас вытесняет на обочину общественного развития основной массив нормальных людей и естественные проявления человеческих чувств. В перспективе же дальнейшая абсолютизация свободы может столкнуть человечество в объятия индивидуалистического хаоса.
Во всех кризисных ситуациях в стране и в мире людей неизменно спасало обращение к здравому смыслу, накопленному человечеством в течение многих тысячелетий его поступательного развития. Сегодня здравый смысл подсказывает, что либерально-буржуазный дрейф не может быть бесконечным, что он рано или поздно вынесет страну и мир в океан штормовой опасности и что дрейфующее государство, да и всё дрейфующее человечество обречены на внутренний застой и медленное гниение. Медики говорят, что движение – это жизнь. А какая жизнь и какое движение могут быть в непрестанном и бессмысленном дрейфе? Только потребительская, паразитическая жизнь и лишь движение наподобии беличьего колеса!
Недавно мир облетела весть о том, что наша «Роснефть» разработала технологию сдвига в нужном направлении миллионнотонного дрейфующего айсберга. Честь ей и хвала за этот технический прорыв! Этот факт, по-видимому, весьма важен для дальнейшего продвижения нашей страны в северном направлении. Но он не менее важен и в общечеловеческом плане. Наша страна в мировой системе в какой-то мере подобна огромному айсбергу, отколовшемуся от ледяного массива Арктики. Ещё вчера мы были прочно припаяны к массиву дрейфующей Европы, а сегодня откололись, но продолжаем дрейфовать в её фарватере. И нам очень важно сейчас набрать собственный ход и двинуться осмысленно по пути, жизненно предназначенному человечеству.
Реальным фактором позитивного развития земного мира может быть только здравый смысл. Но не здравый смысл, направленный на консервацию стереотипных обиходных суждений национального прошлого, а здравый смысл, ориентированный на развитие общечеловеческой мудрости и утверждение её в будущем. Мудрость – единственная достойная цель земного существования не только отдельного человека, но и всего человечества. Она не даруется свыше и не преподносится на блюдечке. Она вырабатывается, страдательно и ищуще, путём проб и ошибок, в непрерывной практической деятельности, в разумном отношении к окружающей природе и к собственному естеству.
Идея осмысленного выбора пути родилась давно, ещё в библейские времена. Фраза «Камо грядеши, Господи?» взята из Евангелия и принадлежит апостолу Петру, вопрошавшему таким образом Иисуса Христа. Ответом было: «Я иду в Рим на второе распятие». Этой теме посвятил свой роман «Камо грядеши?» Генрик Сенкевич (1846–1916), рассматривавший эту проблематику в религиозно-христианской трактовке. Но у этой фразы, как и у почти всего связанного с Библией, имеется некий универсальный смысл. Он предполагает обязательность для человека выработки жизненного кредо и следования по пути добра и чести.
* * *
2018 год является совершенно новым фактором не только в развитии нашей страны, но и человечества в целом. По сути он означает вступление России и мира в новую, по-настоящему постреволюционную эпоху. Ту эпоху, когда уже нет ни возможности, ни необходимости оглядываться назад, в недавнее и далёкое прошлое, а надо писать историю заново, с чистого листа, но с учётом наработанного ранее опыта. Злобная критика сталинских методов и забрасывание камнями коммунистических ценностей уже не могут дальше работать на политических приспособленцев и служить оправданием либеральной немощности и практической бездеятельности. Необходим позитив, необходима созидательная деятельность, причём активная, целеустремлённая и в полную силу.
* * *
В связи с этим рубеж 2017 и 2018 годов, по идее, должен быть ознаменован в идущей на президентские выборы России выработкой и обнародованием государственной программы по реальному преодолению инерции дрейфа. В этой программе, по логике, должны быть определены общая Концепция развития страны, опорные пункты и пассионарные акторы развития, представлен технический инструментарий развития, названы ориентировочные вехи и конкретные даты. По-видимому, хватит уже разговоров о панацее рынка. Рынок в нашей стране работал и продолжает работать исключительно на карман «рыночников» и «крышующих» их чиновников, обдирающих народ как липку. Государство, именно ответственное государство, а не безответственный рынок, должно, наконец, прекратить дрейфить, потакая прихотям вечно недовольных либералов, и взяться за дело разумного созидания, заработав во всю свою мощь и со всей полнотой ответственности.
* * *
Говоря по чести, ничего другого нам уже не остаётся для нормальной жизни и перспективного будущего. С бессовестными паразитами, присосавшимися к здоровому телу наших честных тружеников, надо бороться строго, по закону и по справедливости, иначе они попросту сожрут нас. Уговоры и увещевания на них уже не действуют. Ставшие ежедневными посадки «крайних» не спасут страну и народ. Нужна чёткая система, а её-то как раз и нет. Пока – во всяком случае.
Александр АФАНАСЬЕВ