Ажиотаж в канун встречи глав «Большой двадцатки» в Гамбурге 7—8 июля достигал высот небывалых. Понятно, что львиная доля нервического возбуждения мировых СМИ объяснялась самим фактом первого со времени американских выборов рандеву президентов России и США. Европейцы, впрочем, немало интриговали и обстоятельствами предстоящих контактов Меркель и Трампа, что привлекало особое внимание после недавних заявлений канцлерин о необходимости для Европы больше полагаться на себя, а не на заокеанского дядю. Недавнее объявление американского президента о выходе США из Парижского договора по климату тоже не слишком вдохновляет тех, кто любит повторять, что всё идёт к лучшему в этом лучшем из миров.
Мировые СМИ подогрели температуру ожиданий чуть ли не до градуса кипения. Впору было подумать, что большая часть проблем, терзающих человечество, найдёт своё счастливое решение, едва лидеры, в первую очередь российский и американский, протянут друг другу руки для рукопожатия. В этой людской вере, надо признать, есть что-то трогательное, неистребимо детское. Просто отдавать себе отчёт в существовании этих ожиданий, уж не говоря о том, чтобы их оправдать, – задача не из лёгких.
Сегодня кипят нешуточные страсти вокруг Сирии, новых ракетных испытаний КНДР, отношений с Ираном, западных санкций, на которые так горазды американские законодатели вкупе с «новой Европой», незатухающего конфликта России и Украины. Возобновление гонки вооружений в связи с намерением США выйти из очередного договора по РСМД, растущее пренебрежение Вашингтона международным правом и международными институтами, начиная с ООН, крушение всего послевоенного ялтинского мироустройства – вот далеко не полный перечень экзистенциальных вызовов, с которыми сталкивается мир.
Понятно, что позиции обоих президентов в своих странах сильно разнятся. Путина согласно последним опросам общественного мнения поддерживают свыше 80 процентов россиян. Только что он вошёл в тройку самых почитаемых фигур российского общества вместе с Иосифом Сталиным и Александром Пушкиным. Сколь-нибудь серьёзные соперники на следующих президентских выборах не просматриваются. Американские СМИ, по большей части не испытывающие симпатий к нашему президенту, вынуждены признать: чем больше на Западе говорят о Путине, причём не важно, плохого или хорошего, тем больше он вырастает в глазах западного обывателя как человек могущественной и непреодолимой силы.
Трамп ничем похожим похвастаться не может. Рейтинги его по-прежнему кружат вокруг 40 процентов. Фраза «Не мой президент» с портретом Трампа по-прежнему остаётся одним из наиболее популярных политических плакатов в Соединённых Штатах.
Вашингтон, да и многие из числа союзников сильно опасаются, что в ходе предстоящей дуэли опытный Путин переиграет наивного и импульсивного американца. Умение российского лидера преодолевать ловушки на минном поле международной дипломатии хорошо известно. Внешняя политика не зря считается коньком Путина.
«Я весьма обеспокоена тем, что США могут переиграть», — приводит агентство «Блумберг» мнение бывшего заместителя министра обороны США по делам России и Украины Эвелин Фаркас. Трамп, по её мнению, «склонен к лести, а Путин очень хорошо разбирается в психологии нашего президента».
Встреча двух лидеров продемонстрирует, отмечает агентство, что у них принципиально разные подходы к личной дипломатии. Путин известен как опытный, целеустремленный тактик, который всегда тщательно готовится к встречам и которого нелегко отвлечь от достижения поставленных целей. Трамп же известен как деятель, пренебрегающий подготовкой к встречам и вместо этого надеющийся на силу воли и на умение разобраться в собеседнике.
Военные расходы США сегодня превосходят военные расходы всех остальных стран мира вместе взятых. Военные базы США размещены в десятках стран. Причём Вашингтон не слишком склонен доверять и своим союзникам, полагая, что десятки тысяч собственных солдат и офицеров на их территории — наилучшая гарантия для истинно крепкой дружбы и взаимопонимания.
Но может ли вся эта хвалёная военная машина решить хотя бы одну проблему сегодняшнего мира? Взять ситуацию с ракетными испытаниями КНДР. Ястребы подталкивают Трампа к немедленной и жёсткой реакции на корейскую строптивость. К чему они призывают? К физической ликвидация лидера КНДР? Но это может спровоцировать полномасштабную войну. Превентивный удар США может немедленно привести к роковым последствиям для американских войск в демилитаризованной зоне. Не говоря уже о неизбежном ответном обстреле Сеула, одной из самых населённых столиц мира.
Реальной альтернативой остаются только американо-корейские переговоры, в которых без участия Китая и России сдвигов не добиться.
Виктор Линник.