"Сундук Пандоры"

Мы предлагаем вниманию читателей письмо известного российского писателя и литературоведа, лауреата премии А. Солженицына Игоря Золотусского. Автор, крупнейший в России знаток жизни и творчества Н. Гоголя, направил его главному редактору «Российской газеты» В.А. Фронину в ответ на публикацию в этом правительственном издании материала о «Доме-музее Гоголя» на Никитском бульваре. В. Фронин отказал автору в публикации отклика, наглядно показывая, как главное правительственное издание в его лице представляет себе свободу слова в России.

 

Редакция.

 


  Со смешанным чувством удивления и негодования прочитал в «Российской газете» от 9.2.09 публикацию «Это не сон, Вера Павловна!». Заголовок явно намекает на счастливые сны Веры Павловны, героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
  Отчего же счастлива Вера Павловна — на этот раз не из романа Чернышевского, — а Вера Павловна Викулова, именующая себя «директором дома-музея Гоголя»?
  Награждая себя этой должностью, она не извещает редакцию, что «дома-музея Гоголя» на самом деле не существует, т.к. в здании под номером 7а на Никитском бульваре находится городская библиотека и оно не принадлежит Гоголю. Ему отведены здесь, как и в былые времена, две мемориальные комнаты.
  Далее газета пишет: «Дворянская усадьба Толстых... у которых нашёл последний приют одинокий, неприкаянный Николай Васильевич...». Как известно, «дворянской усадьбы Толстых» на Никитском в то время, когда там жил Гоголь, не было. В книге «Гоголь в Москве» (Б.С. Земенков. — М.: 1954, Госуд. «Изд-во культурно-просветительной литературы», стр.85) сказано: «Толстой (имеется в виду А.Л. Толстой) снимает столь известный москвичам дом Талызиной на Никитском бульваре». «Снимать» — не значит владеть, и это должны знать те, кто сегодня обосновался в доме 7а.
  Называя Гоголя «неприкаянным», автор этих слов оскорбляет творца «Мёртвых душ». От этого определения веет административным высокомерием, предполагающим полное превосходство чиновника от культуры над гением русской литературы.
  В.П. Викулова объявляет городскую библиотеку №2 «знаменитой гоголевской библиотекой». Не знаю, чем отличается она от других московских библиотек (зачем же их обижать?), разве лишь тем, что заняла дом, в котором жил Гоголь.
  В «Российской газете» говорится и о «камине, где Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». По свидетельству О.М. Бодянского, в отличие от И.С. Тургенева, на которого ссылаются в «РГ», бывавшего в гостях у Гоголя не раз, камина не было, а была «печь с топкой» (см. Земенков, стр.86), и Гоголь сжёг второй том в этой печи.
  Но газета настаивает на «камине»: «Здесь установят плазменную панель, благодаря которой в зеркале над камином будут как бы выплывать лица людей, с которыми встречался классик в последние годы».
  Похоже, что в комнатах Гоголя хотят устроить дискотеку со световыми эффектами. Это вполне отвечает той «теории», по которой оборудуются комнаты Гоголя. «Музей как театр, — цитирует «РГ» инициатора этого «живого музея» Тараса Полякова, — только там играют люди, а здесь – вещи».
  Мы знаем, что Гоголь провёл в доме 7а нелёгкие три с лишним года, полные тяжкого труда над поэмой, что здесь он сжёг её и, наконец, скончался. При чём тут «театр вещей»?
  «Воплощением сценария, — читаем далее, — занимается художник Леонтий Озерников. — Посетители увидят сундук Пандоры как лабиринт души, дорожных переживаний; кресло будет отбрасывать тень Гоголя, зеркало как совесть ... Будет и немая сцена как сцена Высшего суда, где ревизор — не петербургский чиновник, а тот (напечатано с маленькой буквы, хотя речь идёт о Боге. — И.З.), кто гораздо выше».
  Как утверждает греческий миф, никакого сундука Пандоры не было, а был «ящик». «Ящик Пандоры, говорится в Словаре иностранных слов, источник всяческих бедствий». В нём содержатся «все человеческие несчастья».
  Сведения на этот счёт можно найти и в энциклопедии «Мифы народов мира». Согласно ей в ответ на похищения огня Прометеем Зевс решил отомстить людям. По его повелению Гефест и Афина создали девушку Пандору. «Пандора должна была, по замыслу Зевса, принести людям соблазны и несчастья», ей в грудь была вложена «лживая и хитрая душа». «Когда Пандора открыла сосуд.., в который были заключены все людские пороки и несчастья, по земле расползлись болезни и бедствия». (Изд-во «Советская энциклопедия» т. 2, 1982, стр.281)
  Итак, даже не «ящик», а «сосуд», и уж никак не «сундук». «Сундук Пандоры» в трактовке устроителей «музея» — не что иное, как «лабиринт души» Гоголя. И содержит эта душа в себе одни пороки и соблазны. А заодно и несчастья. А когда «сундук» открывается (надо полагать, в сочинениях Гоголя), то по свету расползаются болезни и бедствия.
  И, наконец, каким образом зеркало над камином будет отражать «совесть» Гоголя? Как кресло, в котором он проводил последние дни, станет отбрасывать по стенам тени давно усопших посетителей дома 7а?
  Это почище тех страшных картин, видом которых во времена Гоголя пугал петербуржцев устроитель балагана на Адмиралтейской площади Леман. Даваемые им «мистические представления» 2 февраля 1836 года завершились пожаром, в котором сгорели 126 человек.
  Теперь (благодаря интервью в «РГ») мы посвящены в то, что творилось все эти четыре года под крышей дома 7а, пока там шли, как повествует «РГ», «ремонтные работы».
  Готовилось позорное осмеяние памяти Гоголя.

Игорь ЗОЛОТУССКИЙ,
член Оргкомитета
по празднованию
юбилея Гоголя,
председатель Регионального общественного фонда по сохранению творческого наследия Н.В. Гоголя.

 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.