5 декабря 2008 года в Москве в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в 11.00 по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошла Соборная встреча Всемирного Русского Народного Собора на тему: «Духовная сила слова: основа единства народа».
Собор сегодня является крупнейшим общественным постоянно действующим внепартийным форумом, созданным по инициативе Русской Православной Церкви и писателей России в 1993 году и с той поры играющим свою немалую роль в формировании гражданского общества России.
За пятнадцать лет на Соборах и Соборных встречах обсуждались жизненно важные для России темы и вопросы.
На Соборной встрече «Духовная сила слова: основа единства народа» состоялась общественная дискуссия о поддержке языков народов России, о русском языке как основном языке межнационального общения и единства, о духовном значении слова, об ответственности и нравственном долге писателя, журналиста, профессора, учителя и всех тех, кто обращается к народу.
Соборная встреча стала своеобразным продолжением Года русского языка и семьи, наметила ориентиры в серьезной работе по отстаиванию истинных ценностей отечественной культуры.
В заседаниях Соборной встречи приняли участие писатели, художники, деятели культуры из всех регионов России, представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий, представители крупнейших учебных заведений страны, делегаты ближнего и дальнего русского зарубежья, молодежь и студенты.
С глубокой скорбью участники Собора услышали весть о кончине Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, случившейся в эти часы. Приветствие предстоятеля Русской Православной Церкви участникам Соборной встречи стало его последним обращением к соборянам.
УЧАСТНИКАМ СОБОРНОЙ ВСТРЕЧИ
Уважаемые участники
и гости Соборной встречи!
Сердечно приветствую вас, участников и гостей Соборной встречи «Духовная сила слова: основа единства народа», собравшихся в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, чтобы обсудить задачи современной отечественной словесности в деле правдивого и высокохудожественного свидетельства перед современниками и потомками о времени, в которое Бог судил нам жить и трудиться, высказаться по актуальным проблемам духовно-нравственного возрождения современного российского общества, объединить свои усилия во имя утверждения средствами литературы высоких христианских идеалов жизни, упрочить творческую связь между национальными литературами народов, населяющих Россию.
Сегодняшние российские писатели являются наследниками, преемниками и продолжателями великой отечественной традиции, прославившей нашу культуру даже до конец земли. Не забудем, что в годину атеистических гонений, воздвигнутых в XX веке на Православную веру и Церковь, только русская классическая литература, проникнутая духом евангельской Истины, оставалась ее живительным и общедоступным источником. Ныне писатели России продолжают творить, обращаясь к дорогим для всех нас сюжетам из славной истории Отечества, к деяниям прославленных подвижников и молитвенников Земли русской, к героическим свершениям и к повседневному негромкому подвигу самопожертвования ее достойных сынов и дочерей.
В рядах Союза писателей России сегодня не редкость встретить священнослужителей и вообще людей церковных. Это не должно удивлять, в частности, и потому, что профессиональное объединение отечественных литераторов в былые годы немало потрудились, стремясь разрушить то рукотворное средостение, которым на протяжении десятилетий Церковь была противоестественно отделена от общества.
В наши дни на человеке пишущем, обращающемся напрямую к многомиллионной читательской аудитории, лежит особая ответственность за сохранение и сбережение нашего общего исторического и культурного достояния, нашего великого и прекрасного национального сокровища — русского слова. Слово есть уникальный дар Бога человеку, ибо Господь вложил в свое любимое творение удивительную способность к наречению имени всему сущему в природе и к постижению мира через язык, речь и письмо. Однако обстоятельства современной жизни приводят на память исполненные тревоги поэтические строки Николая Гумилева:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Ныне русское слово подвергается множеству всевозможных и весьма жестких испытаний, и долг всякого пишущего по-русски состоит сегодня не только в выявлении его неисчерпаемых смыслов, но и в его защите от агрессивной внешней среды. Ибо сказано Спасителем: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12. 37).
Нынешняя Соборная встреча приурочена к 50-летию со дня образования Союза писателей России. С чувством особой благодарности отмечаю его деятельное участие в трудах Всемирного Русского Народного Собора, соучредителем которого наряду с Русской Православной Церковью явился Союз писателей России. Актом высокого международного признания деятельности Всемирного Русского Народного Собора стала его аккредитация при ООН.
Славный полувековой юбилей Союза писателей России является общим праздником для всех соотечественников как на Родине, так и за её пределами, кому дороги наш язык, наша литература, наша культура. «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол. 4. 6).
Желаю участникам и гостям Соборной встречи в стенах храма Христа Спасителя благословенных успехов в трудах на благо Отчества и родной словесности, всесильной помощи Божией в дальнейшем умножении богатств великой русской культуры.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Соборной встречи Всемирного Русского Народного Собора
Слово — это великая тайна.
Слово запечатлевает события истории, заглядывает в будущий век.
Слово мы употребляем, чтобы возвышать человека, очищать его душу от несовершенства, от греховных помыслов, от бездействия, пассивности и уныния, вселяя в него бодрость и наполняя его мудростью.
Рушились целые цивилизации, исчезали народы, оставляя после себя лишь несколько слов, но этого было достаточно, чтобы свидетельствовать о культуре народа и его языке.
Если же от народа не оставалось ни единого слова, он предавался забвению. Именно поэтому каждый народ сохраняет свой язык, неразрывно связывая его со своей культурой, своей душой.
В нашей печати не стихает обсуждение проблем русского языка. Такие дискуссии кипели и раньше. Ещё во времена Шишкова и Державина передовая общественная мысль мучилась вопросом: сохранится ли живое русское слово под напором различных запретов и чуждых влияний? Нужен был могучий талант Пушкина, чтобы сломать все схоластические запруды, чтобы соединить живую стихию народной речи с языком литературным.
Отсутствие в сегодняшней повседневной жизни культуры речи, публично демонстрируемое и поощряемое сверху донизу словесное невежество свидетельствуют о провале культурного просвещения.
Мы видим, как исчезают сценическая речь, квалифицированные дикторы и ведущие на радио и телевидении. В школах предметы языка и литературы переведены в разряд второстепенных. Неграмотность уже воспринимается не как недостаток, а скорее как достоинство. Мы превращаемся в народ, теряющий способность говорить и думать.
Мы забыли предостережение М. В. Ломоносова: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен, а утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет».
Меж тем в среде писателей и ученых-лингвистов, ответственность которых за язык огромна, на страницах их собственных книг, пьес и сценариев предоставлено место «блатному языку» и ненормативной лексике, матерной брани, как бы узаконивая их употребление. Не к нам ли обращал свое предупреждение свт. Иоанн Златоуст: «Порочное соединение с искусством в слове производит гораздо худшие беды, чем необразованность».
Россия всегда была страной, в фундаменте которой заложены не столько материальные, сколько духовные ценности. Поэтому и роль писателя в нашем Отечестве была всегда неизмеримо выше, чем роль придворных менестрелей и трубадуров.
Если основная задача большинства европейских писателей, начиная с «Эпохи просвещения», заключалась в том, чтобы поразить своего слушателя изощрённостью формы и изысканностью слога, то наши Пушкин и Гоголь, Щедрин и Некрасов видели свою задачу в пробуждении гражданской совести, любви к Родине, восприимчивости души к прекрасному.
Сегодня, когда наш менталитет претерпевает сильнейшие изменения под воздействием рыночного прагматизма и расчёта, классическая традиция подлинного просвещения — это то единственное, что может способствовать сохранению в нас братолюбивых качеств души, неизменно присущих нашему народу.
На протяжении многих столетий, ставя духовное выше материального, Россия всегда прислушивалась не столько к голосам своих политиков, сколько к голосам писателей. Слово Ломоносова и Тургенева, Бунина и Шолохова разносилось по стране быстрее любых информационных сообщений и производило в обществе гигантскую внутреннюю работу.
По слову Достоевского, нельзя быть русским, не будучи православным, как нельзя называться Россией и при этом не любить ближнего! Россия и единство народа — это синонимы, они нераздельны, как неотделимы тело и душа.
Обращаясь к писателям и журналистам, преподавателям, всем тем, кто работает со словом, мы призываем их быть не распространителями пессимизма и уныния, а нести людям веру в завтрашний день, веру в Промысл Божий, воспевать образ великой страны, создавать такие примеры героев, на которых вырастали бы Суворовы, Зои Космодемьянские, Маресьевы и Даши Севастопольские.
Писатель просто обязан творчеством вносить свой посильный вклад в развитие общества, нести в мир ценности, которые помогут нам пережить любой кризис.
Россия переживает трудный период своей истории. О злободневности бережливого отношения к слову в нелегкие для России дни писал Иван Бунин:
«Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом
погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы
и страданья
Наш дар бесценный — речь».
Соборная встреча объединила людей разных национальностей и духовных званий, следующих лучшим традициям классической, многонациональной нашей литературы, людей, которые свое творчество посвящают народу, Отечеству, рачительно относятся к нашему общему достоянию — русскому языку и языкам народов России.
Мы, участники Соборной встречи «Духовная сила слова: основа единства народа», собрались, чтобы сохранить наше слово, наш язык, защитить их от скверны. Обращаемся к государственному руководству Российской Федерации с призывом на законодательном уровне обеспечить сохранение и должное развитие нашего языка и культуры.
Для этого считаем полезным:
— принять Закон о культуре,
— принять Закон о русском языке;
— обеспечить достойное преподавание истории, русского языка и литературы в школе и вузах;
— принять Закон о творческих союзах, который бы остановил процесс их дробления;
— вернуть творческим союзам полученную ими в прежние годы собственность, как результат коллективного трудового вложения в материальную базу развития творческих кадров.
Надеемся, что Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание России и Правительство, будучи ответственными за судьбу государства и народов страны, непременно откликнутся и сделают всё, чтобы обеспечить нормальное развитие нашего главного национального достояния — великого русского слова.
Москва,
Зал церковных Соборов
храма Христа Спасителя.
5 декабря 2008 года.