30 сентября в Мексике завершился чемпионат мира по шахматам, проходивший не в форме классической матчевой встречи, а в форме супертурнира с участием восьми сильнейших гроссмейстеров. Победителем соревнований и новым чемпионом мира стал индиец Вишванатан Ананд, рейтинг-фаворит турнира и один из самых ярких шахматистов современности. В мире шахмат его зовут «Тигр из Мадраса». В Мехико этот тигр загрыз всех соперников, кроме одного.
Владимир Крамник уступил титул чемпиона мира Вишванатану Ананду
Перед началом чемпионата эксперты называли глав-ными фаворитами двух шахматистов, Виши Ананда и Владимира Крамника. Считался одним из претендентов (как, впрочем, и все участники) армянин Левон Аронян, но при определенных условиях. Статистики подсчитывали количество партий, сыгранных соперниками друг с другом в классическом контроле времени и блице, переживали за то, как гроссмейстеры приспособятся к условиям высокогорья, где им предстояло играть.
На деле же оказалось, что главными факторами, повлиявшими на итоговый результат, стали формула определения чемпиона мира, которую предложила Международная федерация шахмат, и контракты, подписанные до начала мексиканского турнира. Напомним, что в случае победы в Мехико Владимира Крамника российский гроссмейстер в 2008 году должен был сыграть матч с Веселином Топаловым, который всеми правдами и неправдами добился от ФИДЕ этой уступки. В том случае, если в Мексике побеждал кто-то другой, Крамник имел право на матч-реванш.
Едва приехав на турнир, четырнадцатый чемпион мира заявил о том, что он приехал за победой. Остальные участники были менее категоричны в своих высказываниях, но вряд ли кто-то отказался бы от первого места. Первый тур у соперников ушел на раскачку, а во втором побед добились Ананд и Крамник. Примечательно, что обыграли они тех, кто мог составить им настоящую конкуренцию, – Ароняна и Александра Морозевича, самого непредсказуемого шахматиста мира.
Показав свою силу, фавориты в третьем туре схлестнулись между собой. Крамник заставил Ананда обороняться белыми, и лишь уникальная способность индийца находить единственно точные ходы в экстремальных условиях привела к ничьей. Чемпион мира вроде бы подтвердил свои намерения играть только на победу, а рейтинг-фаворит столкнулся с силой, одолеть которую просто не мог. Мог лишь убежать, что он и сделал.
Многое в плане дальнейшей борьбы предопределил четвертый тур, в котором Крамник играл с Александром Грищуком, а Ананд – с Морозевичем. Крамник в Каталонском начале получил выигрышную позицию, но в миттельшпиле пропустил выигрышный ход. В эндшпиле чемпион допустил еще одну неточность, потерял темп и в итоге согласился на ничью. Грищук после окончания партии не поверил своим глазам, ибо абсолютно все были уверены в том, что Крамник победит. Ананд также имел преимущество в своей партии, но не смог его реализовать.
Возможно, упущенная победа, а возможно, тонкий и холодный расчет сделали свое дело – после ничьей с Грищуком Крамник даже в позициях, где он имел преимущество, предпочитал быстро заканчивать партии вничью, но не тратить силы на выигрыш. Ананд же разогнался не на шутку. Обыграв Петра Свидлера, индиец стал единоличным лидером турнира и в дальнейшем только упрочил свое преимущество над конкурентами. Гроссмейстер с родины шахмат сыграл в свою силу, а этого более чем достаточно, чтобы выигрывать даже такие турниры, когда конкуренты сплошь из первой десятки лучших.
Ананд очень грамотно распределил свои силы и выигрывал тогда, когда это было необходимо, а в партии возникала для этого соответствующая позиция. Недаром Крамник после окончания турнира назвал нового чемпиона мира «шансовым» шахматистом, отмечая, что свои шансы тот никогда не упустит, а единственная возможность его победить в турнирной борьбе – выиграть личную встречу. Но обе партии между двумя конкурентами завершились вничью, хотя в обеих преимущество было у россиянина.
Так или иначе, а Вишванатан Ананд стал новым чемпионом мира, если следовать «классической» ветви шахмат, то пятнадцатым по счету. Индиец уже был чемпионом, но по малопрестижной в то время версии ФИДЕ. В 2000 году он выиграл нокаут-чемпионат, в котором достойных соперников и не было, поскольку они предпочли пропустить этот турнир. Безусловно, 38-летний Ананд заслужил этот титул своей игрой на протяжении уже четверти века.
Но в следующем году ему придется отстаивать свой титул в матче из 12 партий против Крамника. Это будет уже совсем другой уровень шахмат. Российский гроссмейстер своего истинного уровня в Мексике не показал. Умышленно или вынужденно – знает только он. Но болельщики, изучая только лишь стенограммы партий, могут сами убедиться, что Крамник упустил столько возможностей, что хватило бы на два турнира. К тому же он «на заказ» в последних двух турах обыграл Петера Леко и Левона Ароняна. Все три победы, одержанные им в Мехико, получились невероятно красивыми и без шансов для конкурентов.
В партии с Леко, в частности, Крамник пошел на жертву фигуры и выиграл. Не оставляет ощущение, что и свою мировую корону он, как мощную фигуру, только пожертвовал, чтобы в итоге отнять. При этом он добился и еще одной цели – на совершенно законных основаниях избежал матча с Веселином Топаловым. Зачем же потрясать мир еще одним туалетным скандалом? Опять же, во время турнира теперь уже экс-чемпион мира продемонстрировал несколько сильнейших дебютных новинок, в очередной раз доказав, что в этом направлении ему нет равных в мире. В общем, в следующем году Крамник и Ананд определят действительно сильнейшего шахматиста «посткаспаровской» эпохи.
Что касается остальных участников супертурнира в Мексике, то больше других впечатлил Борис Гельфанд, который набрал равное с Крамником количество очков, но уступил второе место только по дополнительным показателям – подсчету на основе специального коэффициента. Это, конечно, шахматный атавизм, но ведь и в футболе определяют чемпиона при равных очковых показателях по количеству побед и забитых мячей. Однако при всем уважении к израильскому гроссмейстеру он, похоже, прыгнул выше головы, а вот Аронян с Морозевичем, например, потерпев уже на старте поражения от лидеров, так в итоге и не оправились.
Что ж, турнир закончен, чемпион определен, и теперь в шахматном мире настала пора определенности. Во всяком случае дальнейший график борьбы за мировую корону расписан досконально. И если все причастные будут его соблюдать, то президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова можно будет поздравить с главной победой – восстановлением целостной структуры мировых шахмат, которая была разрушена в 1993 году Гарри Каспаровым.
Андрей Сенцов.