Юбилей становится триумфом

«Какой-то дикий вывих
Гуляет по стране».
Эти строки пишутся в непростое время. Действительно, прав поэт, по стране и впрямь гуляет «дикий вывих». При этом о природе этой «болезни» герой, о котором идет речь, предупреждал много раньше. Главное из того, что является духовной сутью этого человека, исповедовалось им со сцены, выражалось в полемике с друзьями и недругами, написано стихами и прозой, прозорливо виделось им до событий, развернувшихся в последнее время.
Много раньше, еще в 90-ые он сформулировал свое понимание истории страны, её проблем и бед с бесстрашной поэтической точностью:
Сегодня совесть
Честность
Не стоят ни гроша,
Что ждет нас?
Неизвестность…
И мечется душа.
Она страдать устала
За нищету людей.
Долой же с пьедестала,
Жиреющий злодей.
Нашему герою — артисту Московского драматического театра «Сопричастность», заслуженному артисту России, народному артисту Ингушетии и Дагестана Владимиру Афанасьевичу Фролову исполняется 75 лет. Он родился в 1946 году, 11 марта в городе Котовске Тамбовской области, в семье военного. Детство и юность прошли в Калининграде. Творческий путь юного Володи, его «путешествие по жизни» определялись судьбой отца — офицера армии.
Вслед за Котовском были Калининград, потом Волгоград, Орел и, наконец, Москва.
Мое первое знакомство с Владимиром Афанасьевичем было хоть и коротким, но интригующим. Это случилось после читки моей пьесы «Волчий круг» коллективу Московского драматического театра «Сопричастность». По всем оценкам, читка удалась, все с интересом обсуждали пьесу. Счастливый автор с группой актёров вышел в фойе, чтобы передохнуть. И вдруг ко мне стремительно подходит красивый, стройный мужчина в возрасте, и без обиняков негромко, с горячим дыханием в голосе говорит: «Хорошо читали! Вспомните мои слова, пьеса будет иметь успех». Произнеся с некоторым пророческим подтекстом эти слова, человек, наподобие Неизвестного в лермонтовском «Маскараде», тотчас быстро исчезает. Это и был Владимир Афанасьевич Фролов!
Вскоре начался сюжет, чем-то напоминающий «Театральный роман» М. Булгакова. В распределение ролей, предложенное худруком, Фролов не попал. Однако его облик на фотографии в фойе, где я с актёрами принялся репетировать пьесу, постоянно и, как мне казалось, даже с некоторым упреком взирал на мои «режиссёрские экзерсисы», напоминая о нашем скоротечном знакомстве. Надо признаться, что я мечтал, что мою пьесу будет ставить худрук театра И. Сиренко, но он твердо заявил, что, дескать, судя по читке, я готов к постановке, и не дело робеть перед собственным произведением. Как тут не вспомнишь В. Немировича-Данченко: «Режиссёр – это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому».
Однако через полторы недели пророчество В. Фролова об успехе пьесы стало казаться мне не только сомнительным, но и несбыточным. Как я не старался, репетиции шли туго. Словом, довольно скоро я понял, что дело движется к катастрофе. К счастью, мудрый худрук оставил мне право на мое усмотрение делать замены. Парадокс состоял в том, что я взялся заменять хороших актеров, которые просто по своим индивидуальностям, на мой взгляд, не подходили к ролевому материалу пьесы. (Замечу, что подобные пертурбации в театре стоят «много крови» и нервов.) И вот, после ряда переназначений забрезжил свет…
И вот тут в моей жизни наконец-то появляется Владимир Афанасьевич. Существует старый театральный прогноз, когда работа ладится – появляется радость, вера и увлеченность. К этому времени, все участники спектакля, во все уши начали мне говорить, что роль Петровича может отлично сыграть Фролов. Вскоре он пришел на репетицию. Явился он после тренировки в спортивном зале, в руках была тетрадь с переписанной ролью, и от всего его облика веяло какой-то «шварцнегеровской статью».
После моего страстного монолога и «вербовки» на центральную роль, Фролов, с какой-то интеллигентной обреченностью, тотчас согласился. Должен заметить, что сопутствующие некоторым большим актерам церемонность и обиды, куда вы, мол, смотрели раньше, у нашего юбиляра и в помине не было. Театру надо – значит надо работать, вот его профессиональное кредо!
Вспоминая этот этап работы, не могу не назвать актеров, которые вместе с В. Фроловым с громадной отдачей работали со мной над этой постановкой. Это и заслуженная артистка России М. Зимина, актеры Л. Фигуровская, В. Вилейко, А.Скаврон, Г. Мачнев и выше упомянутые М. Чумакова и Р. Киршин. Я навсегда остаюсь благодарным заведующей труппой театра Н. Кулинкиной, помощнику режиссера Т. Хлебниковой, администрации театра в лице: Р. Валиулина, Г. Барановой, В. Зыковой, З. Гафуровой.
Убеждён, что чествование большого артиста не может быть истинным торжеством без его коллег, которые в той или иной степени своим трудом, сопричастностью (недаром театр носит это название), помогали становлению таланта В. Фролова. Именно это содружество и сотворчество делает юбилей В. Фролова праздником, его триумфом.
Я знал одного режиссера, который говорил, что актеры для него, как краски для художника. Один актер для изображения «солнца», другой – «луны», третий и четвертый для показа «земли» и «неба». В. Фролов, если воспользоваться этой приблизительной метафорой, актёр для всех перечисленных явлений природы. Если уж говорить точно, В. Фролов — характерный актер с героическим нутром. Природа наградила его сильным темпераментом, редким умением перевоплощаться и всегда выстраивать в роле, ныне подзабытую, гражданственную сверхзадачу.
Его первые театральные шаги начались в Калининграде. Отец Фролова умер рано. Мальчика определили в калининградскую школу-интернат № 2. В его пытливом характере довольно рано родилась тяга к театру. К счастью, в обозримом пространстве хорошо учившегося школьника появился театр «Костёр», где ему суждено было познакомиться с выдающимся педагогом русского языка и литературы Олегом Николаевичем Друтманом и почувствовать соблазны актерского перевоплощения, сделав первые шаги к будущему призванию. После армии, закончив в 1972 г.
ГИТИС, (художественным руководителем курса был замечательный актер МХАТа, народный артист СССР В. Орлов), молодой актёр был приглашён в Волгоград. В это время в городе было пять театров. В. Фролов —
актёр областного драмтеатра им. Горького сразу становится заметным. Он трижды получает первые премии на смотрах творческой молодежи. С этим героическим городом связана и еще одна, важнейшая страница его жизни. Он женится и у него рождается дочь Ангелина.
Однако главным этапом творческого роста для актера В. Фролова стал академический театр им. И.С. Тургенева в Орле. В этом прославленном городе им великолепно были сыграны Гулячкин в пьесе Н. Эрдмана «Мандат», Потугин в тургеневском «Дыме», дон Паскуале в «Призраках» Эдуардо де Филиппо и множество других ролей, составивших список из шестидесяти ролей за 15 лет работы. Здесь В. Фролов стал первым Лауреатом тургеневской премии, получил высокое звание заслуженного артиста РСФСР. Здесь на орловщине его услышали и полюбили. Именно в Орле стала складываться огромная литературно-рецензионная летопись о его творчестве. О нем писали, как об актере, выражающем сокровенные чаяния народа, как о русском патриоте, о том, что заслуженный артист РСФСР В. Фролов, по выражению критика В. Катанова: «Творит с королевским размахом».
К этому времени в городе Орле он становится популярным актёром: его привлекает общественная деятельность, он даёт десятки концертов, читает подготовленные поэтические программы, в печати появляются его стихи, наконец, его избирают членом комитета по работе с молодежью в Центральном СТД. Вскоре он вступает в ряды КПРФ, становится слушателем Университета марксизма-ленинизма. Его выступления на партийных конференциях становятся широко востребованными, его земляк – председатель партии КПРФ Г. Зюганов предлагает В. Фролову в составе фракции коммунистов стать депутатом Государственной думы. В Госдуме ему предложено возглавить подкомитет по культуре, искусству и связям с общественностью. Его кредо в этой работе: культура нуждается в образовании и в образованности. Отныне он живет в Москве, продолжает учиться: оканчивает Высшие театральные курсы в мастерской А. Эфроса и дипломатическую академию Министерства иностранных дел РФ, становится доктором философии.
Четвертого июля 1994 г. за достижения в театральном искусстве –
60 сыгранных ролей, большую общественную деятельность и в связи тридцатилетней творческой деятельностью, отданной В. Фроловым театральной провинции, председатель Госдумы И. Рыбкин обратился к министру культуры РФ Е. Сидорову с предложением присвоить В. Фролову звание «Народного артиста РФ». Обращение о присвоении звания посылается в ту пору, когда фракция КПРФ ведёт бескомпромиссную борьбу с президентом Б. Ельциным по самым острым вопросам экономики и культуры.
Вторая строка из стихотворения В. Фролова: «Не до войны и не до элегий. / Надо за землю родную стоять», в полной мере отвечает характеру В. Фролова. Его резкое выступление в Госдуме, направленное против политики Б. Ельцина, не понравилось «конвою первого лица», и тотчас срикошетило на решении о получение звания «Народного артиста РФ». На это
В. Фролов с присущим ему сарказмом заметил: «Не то плохо, что плюют в душу, а то, что увернуться тяжело, и добавил: впрочем, я не рубль, чтобы всем без исключения нравиться». В этой иронии и крепости натуры отчетливо просматриваются черты русского характера, ибо родиться русским мало, им надо быть, им надо стать.
После завершения двух сроков статуса депутата Госдумы, его жизнь вернулась к проторенным дорогам театрального искусства. В. Фролов начинает ставить спектакли, концертные программы и даже литургии. На одной из таких работ, посвященной восстановлению в России Божьей правды и осуществленной в храме «Святителя Николы» на Берсеневской набережной, судьба свела его с заслуженной артисткой России и завтруппой Московского драматического театра «Сопричастность» Н. Кулинкиной, пригласившей В. Фролова на спектакль.
Как тут не согласиться с формулой, что жизнь состоит из следствий неведомых причин. Таким образом, в один из знаковых дней — в полдень (а провидение, как известно, встает не раньше двенадцати), В. Фролов встретился с художественным руководителем Московского драматического театра «Сопричастность» И. Сиренко. Что такое для актера счастье? Это когда ты идешь по дороге, а навстречу тебе Судьба.
Заслуженный деятель искусств России И. Сиренко сегодня является одним из крупнейших мастеров того великого Русского театра, который создавали
Г. Товстоногов, А. Гончаров, Ю. Любимов, А. Эфрос. Он умеет работать в разных жанрах, он ставит классику таким образом, что она созвучна нашим дням. Режиссёр требователен к чистоте и выразительности русского языка, выстраивает взаимодействие актёров, их борьбу в пьесе так увлекательно, что мастерство каждого из участников спектакля видно во всём блеске таланта. Пройдя своеобразный тест, предложенный режиссёром, В. Фролов 10 февраля 2010 года становится актером театра «Сопричастность». Начинается новая и не менее ответственная полоса в творчестве замечательного актёра. За эти годы им были превосходно сыграны яркие, ведущие роли: Ежевикин в спектакле «Фома Фомич созидает всеобщее счастье...» по Ф. Достоевскому, герцог Корнуэльский — в «Короле Лире»
В. Шекспира, Павлин Курослепов — в «Горячем сердце» А. Островского и многие другие.
Зрители, театральная общественность г. Москвы высоко ценят творчество В. Фролова, он отмечен искренним признанием, его работы высоко оцениваются в театральных рецензиях, награждены дипломами и Призами зрительских симпатий. К своему 75- летию В. Фролов приходит в полном рассвете своего Дара.
В заключение, позвольте с ведома театра «Сопричастность» и от автора этих строк пожелать заслуженному артисту России, народному артисту Дагестана и Ингушетии Владимиру Афанасьевичу Фролову новых ролей, неустанного, как и прежде, служения театру и внимания к единственной красоте, которой следует поклоняться в любом возрасте — это здоровью.

Валерий
ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ, заслуженный артист России.
Редакция «Слова» присоединяется к этим искренним и сердечным пожеланиям.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.