Цензуры нет. А гостайна? О защищённости научной информации

Сегодня – в эпоху технического прогресса и бурного развития цифровой экономики – невозможно переоценить всё возрастающее значение информации. Особенно ярко её роль проявилась в своеволии и бесконтрольности действий информационных корпораций США для низвержения президента Дональда Трампа. Мировое сообщество чётко осознало подлинную весомость, казалось бы, известной всем истины — «кто владеет информацией, владеет миром».
Однако в новейшей истории Россия освободила как внешний, так и внутренний поток информации от всяческого контроля. После принятия в 1990 году Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» и Конституции Российской Федерации 1993 года была упразднена цензура массовой информации. Главлит СССР, который осуществлял эту функцию, был ликвидирован. Следует понимать, что функция устранённой структуры по контролю над сохранением государственных тайн в печати перешла к специалистам издательской системы страны, в большинстве – частной формы собственности. И по сей день всё остаётся по-прежнему.
Но за безопасность, в конце концов, должно отвечать государство. Президент страны Владимир Путин требует: «Нужно усилить персональную ответственность руководителей за обеспечение информационной безопасности (из выступления на заседании Совета безопасности РФ 26 октября 2017?года).
В XXI веке отдельные государства в своей внешней политике для достижения поставленных целей активно используют информацию, как оружие — развязывают информационные войны. В обиход вошли даже новые термины — например, «фейковые (ложные, фальшивые, поддельные) новости, программы, сайты». По мнению сенатора Российской Федерации Алексея Пушкова, информационное противостояние будет продолжаться и обостряться, потому что идёт борьба за будущий миропорядок.
В таких условиях нельзя не учитывать нашу защищённость от угроз в информационной сфере. Официальный взгляд на эту проблему представлен в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646). Заметим, что в определении информационной сферы, помимо совокупности информации, указана и «совокупность субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации». Следовательно, безопасность информационной сферы непосредственно зависит и от степени защищённости издательской системы.
Академик М.Д. Миллионщиков более полувека назад особо подчёркивал важность издания подобных трудов: «Научная книга – инструмент не менее важный, чем исследовательский прибор. Хорошо поставленное издание научной литературы – непременное условие высокой эффективности учёных. Это и форма отчётности, и арена соревнования идей, и средство внедрения научных достижений в практику. Это лицо нашей науки». Профессионалы на основе научных публикаций способны представить не только содержание разработки какого-либо «ноу-хау», но и перспективы развития целой отрасли. Поэтому такая информация находится под пристальным вниманием зарубежных спецслужб. Если «зарубежные специалисты» смогут организовать свой контроль внутри издательской системы России, в которых формируются научные издания, то смогут влиять и на содержание научной информации, и на отрасль, и на страну в целом.
С принятием мировым научным сообществом в 2005 году «индекса Хирша» —
показателя, который определяется количеством научных публикаций и количеством их цитирований, поток научных изданий значительно возрос. С тех пор учёные демонстрируют свою значимость с помощью этого показателя.
За 15 лет до принятия «индекса Хирша» в Россию пришло величайшее зарубежное изобретение под названием «Всемирная компьютерная сеть» (англ. World Wide Web). По всему миру её образуют так называемые кладовые для хранения информации – миллионы web-серверов сети Интернет. Однако следует иметь в виду, что это изобретение — «не наше», сделано «не на нашей» технике и программном обеспечении, поэтому существует вероятность (давно перешедшая в уверенность!) стороннего контроля проходящих по Сети данных. При этом непонятно, как государство контролирует безопасность научной информации в возросшем потоке информации, а также всю сферу издательской деятельности. Ведь в эту сферу деятельности устремились далеко не профессионалы, а, прежде всего, дельцы-стяжатели, основная цель которых — извлечение прибыли.
Опираясь на личный опыт работы могу сказать, что изданием научной литературы сегодня занимаются в основном те, кто смог привлечь к работе соответствующих авторов, рецензентов, консультантов и может платить им деньги за работу. Управляя процессом подготовки издания к печати, редактор способен получить от автора любую информацию по запрашиваемым темам, «чтобы получилось наиболее полноценное издание». Так что вероятность стороннего контроля содержания научной информации в издательской сфере деятельности существует. И формирование потока научных изданий происходит под неизвестно чьим контролем и управлением!
До сих пор, на взгляд автора, в отечественном законодательстве существуют «лазейки», которые в итоге могут влиять на безопасность научной информации. Так, согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» (от 27 декабря 1991 года № 2124-р), освобождаются от регистрации печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров. Сколько в стране выпущено в свет подобных незарегистрированных изданий? Была ли при их выпуске (за весь период выхода в свет) защищена от стороннего контроля и влияния содержащаяся в них научная информация?
Государство не может осуществлять контроль издательской деятельности и посредством лицензирования, поскольку согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 8 августа 2001 года № 128?ФЗ) в число лицензируемых включена лишь «деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией». (п. 13 ст. 17 ФЗ).
Существующий порядок не гарантирует ни беспристрастный отбор, ни обеспечение надёжной защиты конфиденциальной научной информации при подготовке к печати. Возможно, имело бы смысл создать специализированное издательство для выпуска сугубо научной литературы и периодики, которое обеспечивало бы должный контроль государства за прохождением научной информации, в том числе и её электронную защиту. Кстати, когда-то схожие функции выполняло издательство «Наука»!

Владимир ВАРНАКОВ,
ветеран издательского дела.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.