Когда в 1896 году возник вопрос о праздновании 200-летия Российского флота, император Николай II отклонил предложение о праздновании юбилея по причине отсутствия подлинных документов, подтверждающих точную дату рождения регулярного флота России. Однако ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что его рождение связано с именем Петра Великого, хотя мореходство на Руси развивалось и до его царствования. Одной из первых побед созданного Петром I флота была победа при Гангуте в июле 1714 г. В октябре 1696 года Боярская дума заявила — «Морским судам быть!».
Стех пор уже более трёх веков отечественный флот стоит на страже интересов России. В 1720 году при подписании первого «Устава морского» Пётр I отметил, что флот «дело необходимое и нужное Государству» и что «всякий Потентат (устар. властитель — Ред.), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет!». Именно, благодаря усилиям Петра I Россия стала великой морской державой. В послепетровские времена Российский флот не раз переживал и взлёты, и падения, но всякий раз его паруса наполнялись полным ветром.
Стех пор уже более трёх веков отечественный флот стоит на страже интересов России. В 1720 году при подписании первого «Устава морского» Пётр I отметил, что флот «дело необходимое и нужное Государству» и что «всякий Потентат (устар. властитель — Ред.), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет!». Именно, благодаря усилиям Петра I Россия стала великой морской державой. В послепетровские времена Российский флот не раз переживал и взлёты, и падения, но всякий раз его паруса наполнялись полным ветром.
Как ни парадоксально, но развитие нашего флота зачастую зависело и зависит не от объективных обстоятельств, а от личности лидеров государства и адмиралов, стоящих во главе военно-морских сил. Это подтверждается ходом более, чем трёхвековой его истории. И как бы нынешние либералы «с пеной у рта» ни придавали анафеме советские времена, но и они не могут возразить тому факту, что 60–80-е годы прошлого столетия были «золотым веком» Российского флота, когда в море ежедневно было не менее 150–170 вымпелов. Это было заслугой выдающегося флотоводца — Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Он был учеником и последователем другого талантливого флотоводца — Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, который и явился инициатором празднования Дня флота. Этот праздник мы ныне отмечаем в 81-й раз: «22 июня 1939 года по предложению Наркома ВМФ, принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об установлении и праздновании Дня Военно-морского Флота СССР в каждое последнее воскресенье июля». Н.Г. Кузнецов и С.Г. Горшков были государственными мужами, ибо ВМФ не только вид Вооружённых Сил, но и один из государственных институтов.
После С.Г. Горшкова не появилось ни одного главкома ВМФ, который бы с достоинством отстаивал «морскую мощь государства». А сегодня, когда флоты переданы под управление Командующим округами, должность ГК ВМФ вообще стала чисто номинальной. При таком положении вещей надежды на возрождение полноценного ВМФ России немного.
При этом нужно сказать и несколько слов в защиту Главного штаба ВМФ, который сведён до уровня департамента МО. Если раньше флотоводцы лично участвовали в сражении и побеждали, или терпели поражения, то уже в XX веке усиливается роль штабов, которые разрабатывают морские сражения (операции). Над всем этим стоит ГК ВМФ, задача которого не только подготовить силы к операции, опираясь на штаб, но и готовить весь ВМФ к защите Отечества. Задача невероятно трудная, тем более когда руководство МО не вполне оценивает роль ВМФ в ведении боевых действий. Сегодня роль ГК ВМФ отодвинута на второй план, и флотом рулят генералы, мышление которых больше сухопутное, нежели морское.
Каждый профессиональный праздник это не только парады и банкеты, но и подведение итогов развития Флота. Прошлое пышное празднование Дня ВМФ 2019 года в Санкт-Петербурге, если честно, не произвело впечатления на ветеранов ВМФ. Это была демонстрация так называемого «москитного флота». Не видно тех кораблей, которые должны решать задачи «океанского флота». Один авианесущий корабль «Адмирал Кузнецов», который чаще находится в ремонте, чем в море, или ракетный крейсер «Пётр Великий» не способны решать задачи «великой морской державы. Конечно, дело даже не в количестве, а в качестве кораблей. Однако надо признать, что решает задачи и нужное количество кораблей всех классов. А у нас серии отсутствуют.
И количество, и качество — задача сегодняшнего дня во всех видах Вооружённых сил, в том числе и в ВМФ.
Обыватель, восхищённый дальними походами наших кораблей, может мне возразить. Но надо понять – это пиар правительства и «лебединая песня» кораблей, доставшихся нам в наследство от Советского ВМФ. Флот, не получающий в достаточном количестве новых кораблей, — умирает.
В небольшой газетной статье трудно осветить все проблемы нынешнего ВМФ. Но самое главное: у нас отсутствует утверждённая судостроительная программа. А те спонтанные обещания как-то: «разработана стратегия развития судостроения до 2030 года», «до 2020 года Российский флот должен получить 4 подводных лодки…» и прочее – эти обещания в любой момент могут быть забыты или отменены. Так же, как не был выполнен ни один пункт «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», утверждённых Указом Президента РФ ещё 4 марта 2000 года.
Надо признать, что наш Генеральный штаб всегда не понимал роли флота в современных войнах. Если упомянутым выше документом предусматривалось усиление централизованного управления военно-морской деятельности в обеспечении интересов обороны и безопасности России и её союзников на океанских и морских направлениях, укрепление и развитие ВМФ, как вида Вооружённых Сил, то на практике происходит всё наоборот. А это означает, что Флот теряет самостоятельность и становится придатком к папахам генералов. Не ведёт ли это к отказу от Флота вообще? О какой великой морской державе мы можем говорить в такой обстановке?
Флот всегда выполнял свой долг перед Родиной, и его всегда любил наш народ – это должны помнить и учитывать наши политики! Отношение к флоту верхов и низов особенно ярко проявилось 20 лет назад, когда 12 августа 2000 года трагически погиб в Баренцевом море атомный подводный крейсер «Курск». «Верхи» сегодня не хотят уже и вспоминать об этом, а народ помнит. В те дни в печати был шквал публикаций, как о подводниках, так и состоянии флота в целом.
Но главная потеря для ВМФ не корабли, а кадры. Есть крылатое выражение одного известного персонажа советской эпохи – «Кадры решают всё!», и второе – «Железо мы всегда сотворим, а вот кто им управлять будет?». Это действительно самая большая проблема Российского ВМФ. Всё меньше становится морских стратегов-адмиралов, легших под генеральское мышление…
Тем не менее России нужен мощный Флот. Один только факт. На сегодняшний день круглосуточно на патрулировании находится 10 американских, два (по другим данным один) английских и два французских подводных ракетоносца, имеющих более 2200 ядерных боеголовок мегатонного класса. Кроме того, в разных районах Мирового океана на постоянной основе развёрнуто более 130 надводных кораблей и 12 многоцелевых подводных лодок от 16 до 20 государств. Следовательно, мощный Флот явится гарантом безопасности и защиты Отечества с океанских и морских направлений.
В героической истории нашего флота немало трагических страниц. Однако за поражением всегда следовали новые победы, небывалый прежде взлёт. Хочется верить в искренность слов Президента страны, что Флот России будет могучим. Нам опять обещают, что Флот возродится на новой основе. Какой? Трудно верить оптимистическим обещаниям, если у России нет пока чёткой и ясной морской политики. Хорошо уже и то, что верховные руководители вспомнили о существовании Флота. Предстоит ещё долгий и трудный путь, процесс возрождения, и первым шагом на пути возрождения современного Флота будет выздоровление общества, то есть достойное великой нации отношение к тем, кто вопреки всему продолжает служить Родине и Флоту, преодолевая объективные и субъективные трудности кризисного периода. Часто наперекор равнодушию и подлости, истинные патриоты поддерживают в душах моряков веру в правоту доверенного им дела, сохраняют лучшие вековые традиции в воинских коллективах.
Эти традиции являются тем нержавеющим оружием, без которого невозможно возрождение Флота и достижение превосходства над сильным противником. «Россия была и останется великой морской державой!», — заверяет нас Президент. Мы верим, что Россия ещё поднимет паруса своего флота на полный ветер.
После С.Г. Горшкова не появилось ни одного главкома ВМФ, который бы с достоинством отстаивал «морскую мощь государства». А сегодня, когда флоты переданы под управление Командующим округами, должность ГК ВМФ вообще стала чисто номинальной. При таком положении вещей надежды на возрождение полноценного ВМФ России немного.
При этом нужно сказать и несколько слов в защиту Главного штаба ВМФ, который сведён до уровня департамента МО. Если раньше флотоводцы лично участвовали в сражении и побеждали, или терпели поражения, то уже в XX веке усиливается роль штабов, которые разрабатывают морские сражения (операции). Над всем этим стоит ГК ВМФ, задача которого не только подготовить силы к операции, опираясь на штаб, но и готовить весь ВМФ к защите Отечества. Задача невероятно трудная, тем более когда руководство МО не вполне оценивает роль ВМФ в ведении боевых действий. Сегодня роль ГК ВМФ отодвинута на второй план, и флотом рулят генералы, мышление которых больше сухопутное, нежели морское.
Каждый профессиональный праздник это не только парады и банкеты, но и подведение итогов развития Флота. Прошлое пышное празднование Дня ВМФ 2019 года в Санкт-Петербурге, если честно, не произвело впечатления на ветеранов ВМФ. Это была демонстрация так называемого «москитного флота». Не видно тех кораблей, которые должны решать задачи «океанского флота». Один авианесущий корабль «Адмирал Кузнецов», который чаще находится в ремонте, чем в море, или ракетный крейсер «Пётр Великий» не способны решать задачи «великой морской державы. Конечно, дело даже не в количестве, а в качестве кораблей. Однако надо признать, что решает задачи и нужное количество кораблей всех классов. А у нас серии отсутствуют.
И количество, и качество — задача сегодняшнего дня во всех видах Вооружённых сил, в том числе и в ВМФ.
Обыватель, восхищённый дальними походами наших кораблей, может мне возразить. Но надо понять – это пиар правительства и «лебединая песня» кораблей, доставшихся нам в наследство от Советского ВМФ. Флот, не получающий в достаточном количестве новых кораблей, — умирает.
В небольшой газетной статье трудно осветить все проблемы нынешнего ВМФ. Но самое главное: у нас отсутствует утверждённая судостроительная программа. А те спонтанные обещания как-то: «разработана стратегия развития судостроения до 2030 года», «до 2020 года Российский флот должен получить 4 подводных лодки…» и прочее – эти обещания в любой момент могут быть забыты или отменены. Так же, как не был выполнен ни один пункт «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», утверждённых Указом Президента РФ ещё 4 марта 2000 года.
Надо признать, что наш Генеральный штаб всегда не понимал роли флота в современных войнах. Если упомянутым выше документом предусматривалось усиление централизованного управления военно-морской деятельности в обеспечении интересов обороны и безопасности России и её союзников на океанских и морских направлениях, укрепление и развитие ВМФ, как вида Вооружённых Сил, то на практике происходит всё наоборот. А это означает, что Флот теряет самостоятельность и становится придатком к папахам генералов. Не ведёт ли это к отказу от Флота вообще? О какой великой морской державе мы можем говорить в такой обстановке?
Флот всегда выполнял свой долг перед Родиной, и его всегда любил наш народ – это должны помнить и учитывать наши политики! Отношение к флоту верхов и низов особенно ярко проявилось 20 лет назад, когда 12 августа 2000 года трагически погиб в Баренцевом море атомный подводный крейсер «Курск». «Верхи» сегодня не хотят уже и вспоминать об этом, а народ помнит. В те дни в печати был шквал публикаций, как о подводниках, так и состоянии флота в целом.
Но главная потеря для ВМФ не корабли, а кадры. Есть крылатое выражение одного известного персонажа советской эпохи – «Кадры решают всё!», и второе – «Железо мы всегда сотворим, а вот кто им управлять будет?». Это действительно самая большая проблема Российского ВМФ. Всё меньше становится морских стратегов-адмиралов, легших под генеральское мышление…
Тем не менее России нужен мощный Флот. Один только факт. На сегодняшний день круглосуточно на патрулировании находится 10 американских, два (по другим данным один) английских и два французских подводных ракетоносца, имеющих более 2200 ядерных боеголовок мегатонного класса. Кроме того, в разных районах Мирового океана на постоянной основе развёрнуто более 130 надводных кораблей и 12 многоцелевых подводных лодок от 16 до 20 государств. Следовательно, мощный Флот явится гарантом безопасности и защиты Отечества с океанских и морских направлений.
В героической истории нашего флота немало трагических страниц. Однако за поражением всегда следовали новые победы, небывалый прежде взлёт. Хочется верить в искренность слов Президента страны, что Флот России будет могучим. Нам опять обещают, что Флот возродится на новой основе. Какой? Трудно верить оптимистическим обещаниям, если у России нет пока чёткой и ясной морской политики. Хорошо уже и то, что верховные руководители вспомнили о существовании Флота. Предстоит ещё долгий и трудный путь, процесс возрождения, и первым шагом на пути возрождения современного Флота будет выздоровление общества, то есть достойное великой нации отношение к тем, кто вопреки всему продолжает служить Родине и Флоту, преодолевая объективные и субъективные трудности кризисного периода. Часто наперекор равнодушию и подлости, истинные патриоты поддерживают в душах моряков веру в правоту доверенного им дела, сохраняют лучшие вековые традиции в воинских коллективах.
Эти традиции являются тем нержавеющим оружием, без которого невозможно возрождение Флота и достижение превосходства над сильным противником. «Россия была и останется великой морской державой!», — заверяет нас Президент. Мы верим, что Россия ещё поднимет паруса своего флота на полный ветер.
Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.