В последнее время по стране прокатилась волна социально-политических протестов: у людей не без оснований сложилось мнение, что проводимая государством политика в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства имеет лишь только одну цель — отказаться от ранее взятых на себя обязательств и перенести полностью содержание жилья на плечи собственников, откровенно игнорируя повальную бедность и нищету граждан, их неспособность оплатить минимальные коммунальные услуги.
Владельцы всевозможных обслуживающих компаний окончательно распоясались, получив возможность безгранично наживаться за счёт безудержно растущих тарифов на услуги ЖКХ, а не имеющих возможность оплатить своё жилье граждан все чаще выселяют из квартир. «Случаев выселения из квартиры за неуплату коммунальных платежей всё больше. Пришлось переехать в общежитие и семье Гуляевых из столичного микрорайона «Некрасовка». Всего же в Юго-Восточном административном округе Москвы 12 200 жителей-должников. За ними числится 89 млн рублей» («Парламентская газета», 2007, 25 янв., с. 12).
Доморощенные неолибералы-рыночники демагогически утверждают, будто при переходе к рыночным отношениям в системе ЖКХ граждане теряют право требовать от государства исполнения каких бы то ни было обязательств. Да, почти весь мир строит свои отношения в сфере ЖКХ на рыночно-конкурентной основе. Но при всем том государственные власти не только не устраняются от регулирования жилищно-коммунальной сферы, но и участвуют в этом процессе, незамедлительно пресекая нарушения законности и порядка.
Не будем забывать и мы, что Россия является правопреемником Советского Союза, и государство в полной мере обязано исполнять взятые ранее на себя обязательства. Граждане имеют такое право, и оно закреплено ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Наблюдения показывают, что, к сожалению, многие из нас этого не знают. Но незнание нашими гражданами этого закона не снимает с органов власти ответственность по исполнению вышеуказанной обязанности. И государство не должно этим пренебрегать, а, напротив, согласно ст. 7 Конституции РФ создавать условия для достойной жизни, не прибегая к дискриминации граждан по имущественному признаку, чем является выселение из квартир...
В силу создавшихся кризисных жилищных проблем, одной из которых является абсолютное равнодушие и неподготовленность населения по выбору способа управления своими домами, срок решения этого вопроса продлен до 1 января 2008 года. При этом следует напомнить, что новый Жилищный кодекс обязывает собственников жилья выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление; управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом; управление управляющей компанией.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что навязывание нам этого выбора – из той же серии, что навязывание приснопамятной грабительской приватизации в 1990-х годах. Тогда тоже власти настойчиво предлагали нам «выбор одной из трех форм приватизации вашего предприятия», разжигали длинные дискуссии, как приватизировать ваш завод — по первому варианту или по второму, но при этом не позволяли поставить приватизацию под сомнение. Результат известен: все заводы в руках олигархов со всеми вытекающими отсюда последствиями...
Грамотные экономисты, патриотическая печать, национально ориентированные политики в начале девяностых годов предупреждали об опасности, которую несли акционеры предприятий, пресловутая ваучеризация, раздел сельхозпредприятий и земли на паи, массовое участие в преступных пирамидах типа «МММ».
К сожалению, поддавшись «реформаторской» эйфории, многие люди тогда поверили либеральным байкам, захотели стать собственниками предприятий, получать дивиденды, ничего не делая, получить на ваучер по две «Волги» и из воздуха получить сверхприбыль. Не получилось.
То же самое и теперь — какой бы из трёх вариантов вы ни выбрали, результат будет один: вас заставят взять на себя все расходы по содержанию дома, а если вы не сможете нести эти расходы, то дом обанкротят, и он попадет в руки частника, который будет повышать квартплату по своему усмотрению. А кто не сможет платить, того в течение 6 месяцев будут выселять на мороз или в лучшем случае в далеко не комфортабельные дома общежитского типа...
В стране давно развернулась кампания по созданию товариществ собственников жилья. Кампания ведется с большим напором на жильцов многоквартирных домов, порой даже агрессивно. Видя, что кампания по тээсжизации проваливается, власти обещают разливанное море различных льгот: оформление необходимой документации, затраты на государственную регистрацию, открытие счёта, изготовление печати и бесплатную учебу по управлению многоквартирными домами.
Что же это за зверь такой — ТСЖ? И какие красочные картинки при этой форме обслуживания домов рисуют его адепты?
1. ТСЖ является юридическим лицом; и все платежи поступают на расчетный счёт ТСЖ и расходуются по решению общего собрания собственников.
2. Члены ТСЖ сами определяют размер платежей за жилищные услуги, порядок, очередность и объём работ по содержанию и ремонту дома.
3. Расходование средств ТСЖ контролирует выбираемый ревизор, который периодически отчитывается перед членами ТСЖ.
4. ТСЖ оплачивает квалифицированную юридическую помощь из общих средств собственников.
5. Обслуживающую организацию выбирают сами собственники. При желании они могут нанять своих сантехника, электрика, уборщицу и т.д. и самостоятельно обслуживать дом.
6. ТСЖ имеет право фактически приватизировать землю, прилегающую к дому.
7. ТСЖ имеет право сдавать в аренду свободные общие площади, оборудовать чердаки, подвалы. В результате плата за коммунальные услуги самих собственников снижается.
8. ТСЖ может установить локальную котельную в доме. Это позволит сэкономить, обеспечить «идеальный комфорт», регулировать работу системы отопления и не зависеть от перебоев горячего водоснабжения.
9. ТСЖ является некоммерческой организацией, а следовательно, освобождено от налогов.
Но при этом следует неукоснительно помнить: на основании ст. 153, 154, 155, 156, 157, 158 Жилищного кодекса РФ член ТСЖ несёт все расходы за содержание принадлежащего ему помещения, за содержание общего имущества, а также вносит плату за услуги и работу по управлению многоквартирным домом (аппарат ТСЖ), а также несёт все расходы за текущий и капитальный ремонт, оплачивает коммунальные услуги. По рыночным расценкам это огромные, часто неподъёмные оплаты...
Второй вариант — управляющие компании, которые будут брать за свои посреднические услуги немалые деньги. К тому же не исключен риск, что они могут улетучиться вместе с нашими денежками, как улетучилась совсем недавно некая, обещавшая в одночасье устроить жилищный рай «Социальная инициатива».
Примеров тому немало. И вряд ли можно верить, что администрации области, города (районов) будут отвечать перед жильцами за эту мифическую управляющую компанию. Более того, сегодня из разных мест поступает информация, что власти не собираются давать людям даже видимость выбора и задолго до окончания срока «выбора одной из трех форм» (сегодня этот срок — 31 декабря 2007 года) навязывают людям свои карманные управляющие компании без всякой альтернативы.
И, наконец, есть третий вариант — так называемое непосредственное управление. Его сторонники утверждают, что в случае ТСЖ или управляющей компании за одного неплательщика отвечает весь дом (т.е. если один житель дома по бедности не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, то электричество, воду и тепло отключат всему дому или даже всему кварталу), а при «непосредственном управлении», дескать, каждый отвечает сам за себя. Это преподносится как плюс. Но такая форма отношений оставляет неимущих граждан один на один со своими проблемами и насаждает мораль джунглей — «человек человеку волк»... Во-первых, жилец дома всё делает на свой страх и риск, рассчитывая только на себя; во-вторых, жильцы платят столько, сколько им начисляют. Объём и очередность ремонта в доме определяет местный чиновник. Жителей никто не спрашивает; в-третьих, никто не знает, куда конкретно идут деньги, которые мы платим за коммунальные услуги и жилье; в-четвертых, гражданские дела по искам жильцов к коммунальным службам тянутся в судах годами; в-пятых, жилец дома полностью зависит от ЖЭКа или ДЕЗа. Альтернативы у него нет. Ни копейки на эксплуатацию его долевой собственности в доме он не получает и никогда не получит; наконец, рядовым жильцам дома не под силу установить такую технологию в каждой квартире.
Итак, каждый из трёх способов управления домами, предлагаемый властью, — это афера. Так что же делать, когда власти заставляют вас выбрать ту или иную форму управления или даже навязывают эту форму без выбора?
Народ нашёл способ адекватного ответа: люди проводят домовые собрания и организованно, под протокол принимают решения — признать новый Жилищный кодекс антиконституционным и не выбирать форму управления домом до тех пор, пока не будут выполнены наши требования.
В числе этих требований могут быть: отмена антинародного Жилищного кодекса, принятие конкретных мер по снижению коммунальных тарифов, капитальный ремонт дома за счет государства.
Надо твердо знать: местная власть также ответственна перед гражданами. «Но при этом надо понимать, что власть не несёт ответственности за проведение текущих и капитальных ремонтов в новостройках и в домах, в которых органы власти как бывшие наймодатели провели вышеуказанные ремонты на момент приватизации», — поясняет «Парламентская газета» (2007, 25 янв., с. 12). Тем не менее гражданам необходимо грамотно воспользоваться своими конституционными правами. Единственный способ защитить своё жилье — это обращение в суд с грамотным исковым заявлением. Вариантов защиты как минимум три:
1) требовать возмещения средств за непроведённый капитальный ремонт с момента приемки дома Государственной комиссией или последнего проведенного капитального ремонта до момента приватизации квартиры;
2) требовать возмещения конкретной суммы с учетом инфляции, деноминации и штрафных санкций (если сроки ремонта просрочены) по представлению квитанций на оплату жилья, в которых заложена сумма на капитальный и текущий ремонт;
3) требовать провести частичный или полный ремонт, проведя расчёт выплаченных сумм на основании действующих в тот период времени расценок и тарифов на услуги ЖКХ (если нет никаких документов).
«В любом случае необходимо обратиться к квалифицированному адвокату, а где необходимо, и к эксперту с опытом работы в этом направлении. Услуги такого адвоката стоят, конечно же, дорого. Но всё хорошее, друзья, дается нам не дешево. И решить этот вопрос возможно, если объединяться с соседями...» — советует вышеуказанная «Парламентская газета». Тогда эта борьба будет каждому по карману.
...Поскольку власти предержащие стремятся переложить все затраты на содержание жилья на плечи квартиросъемщиков, нам не остаётся ничего, как всеми силами, в строгом соответствии с конституционным правом на жилье отстоять последнее, что у нас осталось, — наши квартиры. Необходимо принимать активное участие в организации домовых собраний. А на самих собраниях добиваться принятия решения но отмене Жилищного кодекса РФ, по снижению коммунальных тарифов, по проведению капитального ремонта и только после этого среди тех, кто желает, обсуждать форму правления домами.
Необходимо также контролировать законность проведения собраний, так как, чтобы получить материальное стимулирование, многие менеджеры-«добровольцы» идут на фальсификацию документов, протоколов собраний и принимаемых решений.
Владимир ЮДИН,
депутат Законодательного собрания Тверской обл.