Завершился Юбилейный Всеславянский съезд, об открытии которого наша газета рассказывала в своём предыдущем номере. Грандиозное мероприятие, в котором приняли участие свыше 220 делегатов из всех славянских государств Европы, длилось неделю и увенчалось торжественным молебном в Александро-Невской лавре в Петербурге. А до этого участники посетили Углич, Ярославль, Кирилло-Белозерский монастырь, Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, Спасо-Преображенский монастырь на Валааме, где их ожидали приветствия клира и паствы. На теплоходе «Княжна Анастасия» проведены десятки семинаров, «круглых столов», презентаций и обсуждений. Бурными аплодисментами встречали зрители выступления лауреата международных конкурсов Ирины Леоновой, народной артистки РФ Людмилы Сафоновой, вокально-инструментального ансамбля «Новороссия» гвардейцев ДНР, ансамблей «Славица» и «Белый камень», солистов К. Хмелевского, А. Колесника, О. Пономарёвой и др. С большим вниманием слушали присутствующие выступления композитора и дирижёра, народного артиста СССР, художественного руководителя оркестра «Боян» Анатолия Ивановича Полетаева.
Запад как главная причина славянского неединства
Славянские народы представляют собой один этнос и одну кровь, они принадлежат к одной языковой группе. Однако необходимым условием их единства является единство духа.
Со времен принятия христианства, с той поры как славяне приняли Христово учение в качестве основы своей духовной жизни, наши народы вступили на путь духовного единения. Между тем исторически единство это было нарушено. Сперва – отпадением Рима как самой большой больной ветви от спасительного древа последования Христу. А затем – дальнейшим её разделением и дроблением. Но также – и исламизацией отдельных частей ряда славянских народов.
Единство духа славянских народов было нарушено прежде всего под влиянием духа Запада. Для западного духа характерен рациональный подход к жизни. Центром всего становится человек, а не Бог. То есть тварь вместо Творца. Последствием такого антропоцентризма является материализм как смысл жизни. Дух материализма возобладал в Европе после преступной Французской буржуазной революции. В результате же свержения русского царя, организованного всё тем же Западом, славяне остались без своего главного заступника и воина Христова. Теперь они сделались подобны чистому листу, на который Запад мог запросто наносить свои идеологические, а точнее, идольские начертания.
Идеология, провозгласившая безбожие общественным благом, привела к братоубийству. Десятки миллионов трупов во имя её стали исполинской горой и тёмной завесою заблуждения, заслонившей от нас Солнце правды – Христа.
Безбожие породило и нынешний мондиализм (проект по установлению мирового правительства. – Ред.). Как ранее – разделение на «белых» и «красных», на «четников» и «партизан». Сегодняшнее русско-украинское противостояние – тоже на его совести. Равно как и противостояние сербов и хорватов, а также отношение черногорского режима к России… И это – лишь видимые последствия того, что уже стало достоянием истории…
Между тем историки никогда не отметят в своих хрониках и летописных сводах то, что глубоко врезалось в наши души. Речь идёт о нашем отношении к Богу, из коего и проистекает нынешняя разобщённость славян.
Достоевский, сей великий славянский гений, предвидел, что славянские народы, после того как Россия освободит их, потянутся к Западу. Они добровольно перенимают его тлетворный дух. Дух же этот также претерпевает свою эволюцию. На сегодняшний день он уже является символом откровенного богоотступничества и богоборчества, лжеучений и фальшивых жизненных ценностей. Сиюминутное заступило место вечного. Тленное и жалкое заменило собой бессмертное. Материальное возобладало над духовным.
В итоге дух Запада предлагает нам вместо культуры – антикультуру. Вместо прекрасного и возвышенного – гнусное и демоническое. Вместо целомудрия – разврат, вместо истины – ложь масс-медия. Вместо образования (то есть сохранения и укрепления образа Божия в человеке) – псевдонауку, превращающую людей в духовные ничтожества, в рабов материи. Благопристойность сменяется бесстыдной развязностью.
Финансовые спекуляции вытесняют честный труд. Дар Божий и доставляемая им радость заменяются наркотическим дурманом, имитирующим наслаждение.
Тлетворный дух разрушает семьи, делает людей убийцами собственных детей, которых они даже в глаза не видели, поскольку не позволили им явиться на белый свет.
Дух стяжания материальных благ, не знающий никаких нравственных ограничений, превращает пищу в отраву, а медицину – в индустрию наживы и беззастенчивого грабежа.
Дух Запада твердит, что демократия якобы власть народа. В действительности же она есть средство управления народом. Вопят о правах человека – и порабощают этого человека безпощадно. Ратуют за права женщин – и лишают их счастья материнства и радостей семейной жизни. Кричат о сексуальном равноправии, а на поверку последнее оказывается пропагандой гнуснейших извращений, навязываемых обществу с патологической настойчивостью.
Дух Запада свёл ценность человеческой личности к практической пользе, которую данная личность представляет или может представлять для западного капитала.
Восстановление славянского единства в истории человеческой цивилизации было бы равнозначно крушению одного и воссозданию другого – принципиально иного царства.
Осуществить сию высокую цель можно только на доброй и благой основе – краеугольном камне славянского единства в Христе Боге!
Славянские народы всё-таки и по сей день принадлежат преимущественно к православной цивилизации. Она же, в свою очередь, охватывает главным образом славянские народы.
Подлинное и долговечное единство славянских народов возможно лишь при условии их объединения вокруг Христа, подобно тому, как объединились вокруг Него апостолы на Тайной Вечере. При этом, однако, был среди них и Иуда, предавший Спасителя.
Собрание вокруг Христа есть собрание, объединённое святым таинством Евхаристии. Это не просто форма христианской жизни, но самая суть её. Не только созидание храмов, лобзание святых икон, почитание угодников Божиих и принятие благословения, но также и пост, и молитва, и труд, и жертва. И – прежде всего как самое главное и высокое – искреннее покаяние и раскаяние на исповеди.
Собраться вокруг Христа можно, лишь имея в себе истинную любовь, которая станет ответом на Его любовь к людям. Следствием такой любви является человеколюбие. Из любви ко Христу рождается любовь к семье и ближнему, к брату славянину, а также и к прочим людям, которые также суть создания Его. Се – единственная любовь, настоящая, подлинная. Ею Господь и созиждет нас, православных христиан. Впрочем, славянское единство не может объединить одних лишь православных. В подобном случае оно не было бы славянским единством. Отношение православных славян к славянам неправославным должно быть основано на человеколюбии, кое проистекает из любви к Богу.
Не о клерикализации нашей жизни говорю я сейчас. Но – о самой жизни! Наш Всеславянской съезд на этом корабле подобен путешествию по волнам Ноева ковчега. Се – символический путь избавления нашего. Спасения народов славянских от потопа дехристианизации, порождённой тлетворным духом Запада.
Протоиерей Иоанн ПЛАМЕНЕЦ.
Черногория.
Сербская православная церковь.
Владимир БОЛЬШАКОВ
КОЛОКОЛ ВАЛААМА
Леса всё глуше и глуше.
Здесь мой потеряется след,
Приклеилось небо к суше,
А дождь превратился в снег.
Леса всё глуше и глуше.
Здесь мой потеряется след,
Приклеилось небо к суше,
А дождь превратился в снег.
Туман над Ладожским озером.
И впрямь не видно ни зги.
Играю в игру без козыря.
О, Господи, помоги!
И впрямь не видно ни зги.
Играю в игру без козыря.
О, Господи, помоги!
Париж, в полон меня взявший,
И Змий-искуситель Рим
Пытались меня, пропавшего,
Сделать навек своим.
И Змий-искуситель Рим
Пытались меня, пропавшего,
Сделать навек своим.
От колокола сакрального
От наших святых камней
Я убегал в Австралию
И растворялся в ней.
От наших святых камней
Я убегал в Австралию
И растворялся в ней.
Но звал меня вечный колокол
Вернуться к моим корням,
Волок мою душу волоком
К оставленным мной церквам.
Вернуться к моим корням,
Волок мою душу волоком
К оставленным мной церквам.
Ищу себя в этой темени
В карельской глухой глуши.
Ударил меня по темечку
Заглушенный зов души…
В карельской глухой глуши.
Ударил меня по темечку
Заглушенный зов души…
Простите меня, окаянного,
Молящиеся за нас.
У икон новоявленных
Слышу Господа глас.
Молящиеся за нас.
У икон новоявленных
Слышу Господа глас.
Я к церквам Возрождения
Сам понесу свой крест.
К русским корням восхождение
Трудней, чем на Эверест.
Сам понесу свой крест.
К русским корням восхождение
Трудней, чем на Эверест.